Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы и перспективы развития малого бизнеса



2020-02-03 237 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок




Доминирование в экономической политике интересов олигархий и монополий, опирающееся на сырьевой потенциал, носит сугубо конъюнктурный характер и не отвечает стратегическим целям развития страны. Закономерность такова: чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых и средних предприятий в промышленности, строительстве и инновационной сфере, тем больше вклад этого сектора в ВВП и выше темпы экономического роста. Следовательно, философия, объединяющая интересы бизнеса должна быть предельно простой: укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета страны в мире.

По данным Минэкономразвития РФ, к 1 января 2002 г. количество малых предприятий в России сократилось до 840 тыс., в январе 2001 г. их насчитывалось 890 тыс. Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. человек, что превышает численность занятых на МП на 1 января 2000 г. На 78 тыс. человек, или на 1,1%. В целом за последние 5 лет темпы прироста количества малых предприятий в основных отраслях экономики практически не изменились. В структуре малого предпринимательства преобладают предприятия торговли, общественного питания, по ремонту и услугам (около 50% общего количества на начало 2001 г.). В течение 5-6 лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений.[21]

В России, несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества МП, но и их эффективному развитию. Речь идет прежде всего о том, что для субъектов малого бизнеса практически не сформирована нормативно-правовая база, которая учитывала бы его интересы. Одна из причин такого положения заключается в низком уровне самоорганизации малых предприятий для защиты собственных интересов.

Большие трудности связаны с кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежного залогового обеспечения, что увеличивает риски невозврата кредитов. Банковский капитал слабо ориентирован на малый бизнес, хотя последний можно назвать самым дисциплинированным заемщиком. Средства, выделяемые из бюджетов разного уровня на развитие малого предпринимательства, чиновники нередко направляют на поддержку «своих» предприятий.[11]

Велико и количество различных административных барьеров (лицензии, разрешения, сертификаты, проверки и пр.), в которых заинтересованность чиновников не снижается. Негативным фактором в развитии предпринимательства и цивилизованного рынка остается несовершенство судебной системы, слабо защищающей от коррупции и криминала, как предпринимателя, так и потребителя. Но наиболее существенным фактором, снижающим эффективность малых предприятий, является налоговая система, которая зачастую делает малый бизнес невыгодным и ведет к его уводу в «тень».

При анализе причин, сдерживающих развитие российского малого бизнеса, специалисты отмечают, что интересы малых предприятий могут не совпадать с общим ходом решения задач, связанных с реструктуризацией экономики, обеспечением занятости и пополнением региональных бюджетов. Именно это обстоятельство может оказывать существенное влияние на эффективность разрабатываемых программ их поддержки. Надо отметить, что в развитых регионах власти стремятся к тому, чтобы меры по поддержке МП были связаны со стратегией развития и направлениями долговременной политики экономического роста.

Развитие малого предпринимательства в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства. Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Следует существенно упростить регистрацию предприятий, сократить число контролирующих органов и проверок, значительно уменьшить количество лицензируемых видов деятельности. В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из «тени». Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды - примерно 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Второе условие – необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей.

Третье условие – необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников.

Четвертое условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне.

Пятое условие – активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего (из-за бедности 30-40% населения) консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания, крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.[16]

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

· нормативно-правовое;

· финансово-кредитное;

· обеспечение безопасности;

· информационно-техническое;

· организационное;

· кадровое и консультационное обеспечение;

· внешнеэкономическая деятельность.

Развитие малого предпринимательства - важная политическая проблема. Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако до сих пор эта политика остается деклара­тивной. Необходима целостная системная методология развития ма­лого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к ма­лому бизнесу.




2020-02-03 237 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)