Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классическая (административная) школа в управлении



2020-02-03 227 Обсуждений (0)
Классическая (административная) школа в управлении 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Фундамент «классической» теории управления заложили представители нового поколения – Тейлор, Файоль и Вебер. Сделали они это еще в первой половине 20 века.

Научный менеджмент, лидером которого был Ф.Тейлор, является составной частью более широкого образования - классической школы менеджмента. К идеям, к которым придерживаются представители этой школы, также относится теория бюрократии М. Вебера, административная теория А. Файоля и (синтетический подход), разработанный главным образом европейцами.

Европейские представители » классической» школы внесли значительный вклад в развитие менеджмента. Одним из самых авторитетных знатоков организационной структуры, несомненно, является М.Вебер. В истории менеджмента Вебер известен как создатель классической теории бюрократии. Она вошла практически во все учебники управления, ее анализу посвящены сотни научных исследований.

Концепцию бюрократии Вебера надо понимать в тесной связи с его методологией идеальных типов, учением о социальном действии, рациональном экономическом поведении, организованных экономических группах, разделении и специализации труда, а также в связи с типологией власти и экономической социологии в целом. Однако самым важным для понимания бюрократии выступает принцип рационализации. Рационализация становится тотальной реальностью, исторической судьбой западной цивилизации. Рационализация производства усиливается благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Бюрократия рассматривается Вебером как идеальный тип легального господства и формальной рациональности, как безличный механизм, основное правило которого - четкое и безошибочное функционирование, направленное на максимизацию прибыли.

Исследования представителей второго поколения – Урвика, Гьюлика, Муни и Рейли велись уже в рамках оформившейся программы. Свои усилия они направили на расширение и детализацию исходных принципов, уточнение понятий и методов, повышение практических возможностей инструментов.

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая легла потом в основу современной теории организации.

В идеях Тейлора и Файоля больше сходства, чем различия. И не удивительно, поскольку они принадлежат к одной школе менеджмента. И Тейлор, и Файоль решительно выступали против сложившейся системы подготовки руководящих кадров. Файоль полагал, что чем выше должностной ранг руководителя, тем больше ему необходимы организационные знания.

В теории администрирования Файоля две части. Первая связана с понимание функции управления, а вторая с пониманием его принципов. Он выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления – структурно - функционального подхода в менеджменте. Функциональный потому, что управленческие функции выступают как несущий элемент всего каркаса управления. Структурным же подход является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают как довесок к ней.

Концепции Файоля оставили заметный след в развитии менеджмента. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л.Гьюлик, М. Вебер, Д.Муни, Алфред П.Слоун, Г.Черч.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

 четкое функциональное разделение труда;

 передача команд и распоряжений сверху вниз;

 единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

 соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

Однако сторонники классического, научного менеджмента не единственные представители классического периода в развитии мирового менеджмента. Научный менеджмент- это лишь одно (правда, центральное) направление в более широком научном образовании так называемой (классической) школе управления. Кроме американских исследователей, составивших основу «научного менеджмента» - Ф.Тейлор, Г. Гантта, А.Хелси, Ф.Джилбретта, Х.Хетвейя, С.Томсона, Г.Эмерсона,- к классической школе также причисляют английских, французских и немецких ученых. Это- Л. Гьюлик, А. Файоль, М.Вебер, Л. Урвик, Дж. Муни, А. Рейли, Э. Бреч и Р.Шелтон.

Основными подходами, составившими теоретико-методологический и научно-методический фундамент данной школы, выступают принципы научной организации труда Тейлора, социологическая теория бюрократической организации Вебера, административная система Файоля, и (синтетическая) концепция управления Гьюлика, Муни, и Рейли. Все они объединяются в школу скорее хронологически и тематически, чем организационно. Но это не научное сообщество или группа единомышленников, этот (синтетический) подход возник как теоретическое обобщение всех предшествующих концепций менеджмента. Этот подход характеризуется превращением разрозненных, возникающих на практике методов и принципов рационального производства в относительно целостную научную дисциплину.

 



2020-02-03 227 Обсуждений (0)
Классическая (административная) школа в управлении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классическая (административная) школа в управлении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)