Управление конфликтами
Одной из разновидностей кризисной ситуации (кризиса) является конфликтная ситуация. Конфликт – это противоположные и противоречивые позиции сторон по какому-то вопросу или проблеме, различные взгляды на использование средств и методов по их разрешению, несовпадение интересов. Конфликтной ситуации предшествует инцидент – это сознательное или бессознательное ущемление интересов одной из сторон. Для перерастания инцидента в конфликтную ситуацию необходимо: степень важности возникшей ситуации для участников инцидента; наличие разногласий по решению возникшей проблемы; отсутствие взаимопонимания и взаимотерпимости между участниками; втягивание в инцидент посторонних сторон, способных оказать влияние на ситуацию. Конфликтная ситуация – это состояние неустойчивое, изменчивое, зависит от влияния как внутренних, так и внешних факторов. Конфликтная ситуация может перерасти в конфликт. Конфликт – это противостояние, столкновение, борьба за интересы. Схематически вышеизложенное можно представить следующим образом:
В зависимости от способа разрешения конфликтов, природы их возникновения, последствий для участников и других факторов, конфликты бывают: антагонистические, компромиссные, социальные, вертикальные, горизонтальные, открытые, скрытые, потенциальные. На рис.1.1 представлена классификация конфликтов. Деление по видам конфликтов условно, на практике возникают, обычно, комплексные конфликты. Основными причинами конфликтов являются: несовпадение целей, путей их достижения, несовпадение интересов, недоразумения в отношениях между людьми, их восприятие событий и системы ценностных ориентаций, психофизиологические свойства личностей. [20, с. 31] Управление конфликтом – это сознательное целенаправленное воздействие по решению конфликта и устранению породивших его причин. Можно выделить следующие основные методы управления: Внутриличностные или методы воздействия на личность; межличностные методы или стили поведения; структурные или методы по устранению организационных конфликтов; переговоры; агрессивные или методы насилия. Внутриличностные методы заключаются в умении слушать, ясно и чётко выражать свои мысли, в уважении к представителям другой стороны, в умении правильно организовать своё поведение и влиять на поведение других. Межличностные методы – это выработка стиля поведения в конфликтной ситуации: уступчивость, уклонение, противостояние, компромисс, сотрудничество. Каждый из стилей поведения предполагает развитие ситуации в направлениях: разрешение конфликта; усугубление конфликта; частичное разрешение конфликта, то есть конфликт разрешён не полностью; обе стороны одновременно и удовлетворены и не удовлетворены решением проблемы в данный период, и нерешённую её часть отодвигают на более поздний и более благоприятный (по мнению каждой из сторон) период. Выбор стиля поведения зависит от: - степени важности ситуации и интересов для каждой из сторон; - степени учёта интересов другой стороны. Структурные методы – это методы воздействия на организационные конфликты, возникающие из-за разделения и распределения власти, полномочий обязанностей в государственных управленческих структурах и других социально-экономических структурах общества. [23, с. 33] Переговоры представляют собой разносторонний набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для ликвидации противоречий между сторонами. Переговоры возможны практически в любой стадии развития конфликта: Рис. 1.1.. Виды конфликтов
Они проходят последовательно несколько этапов: - подготовка к переговорам – изучение состояния дел, информации по рассматриваемым вопросам, формулировка целей и задач, решение организационных вопросов; - предварительное оглашение позиций сторон на переговорах; - поиск взаимоприемлемого решения – нахождение комбинации, устраивающей обе стороны; - завершение переговоров. Переговоры могут проводиться в присутствии или при посредничестве третьей, нейтральной стороны. В сегодняшних условиях агрессивные методы насилия для разрешений конфликтов могут применяться к тем конфликтующим сторонам – как внутри страны, так и на международной арене, – которые нарушают общепринятые в мире нормы, правила и законы общежития и не стремятся к цивилизованным методам разрешения проблем. [13, с. 55] Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему: - Признать существование конфликта. - Определить возможность переговоров. - Согласовать процедуру переговоров. - Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. - Разработать варианты решений. - Принять согласованное решение. - Реализовать принятое решение на практике. Если кризис – это отклонение от нормальной ситуации (экономической социальной, политической), если его источниками возникновения являются люди и их отношения, а конфликт возникает в процессе взаимодействия, взаимоотношений и общения индивидов между собой, то есть это социальный аспект, тогда следует вывод, что конфликт – это один из видов кризисной ситуации, поэтому он подчиняется всем правилам, относящимся к кризису, его предупреждению, ликвидации и усугублению или развитию. [20, с. 42] На анализируемом предприятии с кадрами проводится работа, направленная на недопущения конфликтных ситуаций. При этом используются все выше перечисленные меры.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |