Эволюция управленческого учета
В современном западном понимании термина «управленческий учет» центр тяжести все более и более переносится на слово «управленческий», что связано с тем, что методика и технология организации учета все в большей степени определяются именно управленческой задачей, стоящей перед руководством предприятия. Историю развития области деятельности организации, подразумеваемой под термином «управленческий учет», можно представить в виде следующих этапов: этап 1 – до 1950 г. целью управленческого учета было определение затрат и финансовый контроль посредством применения бюджетирования и методов калькуляции себестоимости; этап 2 – к 1965 г. фокус сместился в сторону предоставления информации в целях управленческого планирования и контроля посредством использования таких методов, как анализ принятия решений и учет по центрам ответственности; этап 3 – к 1985 г. внимание сосредоточилось на сокращении потерь ресурсов, задействованных в бизнес-процессах, посредством применения процессного анализа и более точных методов управления затратами; этап 4 – к 1995 г. внимание обращается на области управления созданием дополнительной стоимости посредством эффективного использования ресурсов, применения методов оценки и планирования показателей стоимости, управлением организационными инновациями и капитализацией знаний. Каждый из перечисленных этапов представляет собой результат адаптации организаций к новым условиям, с которыми им приходится сталкиваться. В процессе адаптации цели и методы предыдущих этапов видоизменяются и дополняются. Таким образом, каждый этап является комбинацией новых методов и старых, преобразованных в целях соответствия новым условиям управленческой среды. Несомненно, что развитие управленческого учета будет продолжаться. В связи с этим необходимо отметить, что: во многих странах для обозначения видов деятельности организации, описанных в контексте указанных этапов, термин «управленческий учет» никогда не использовался, заменяясь, например, уже упомянутым термином «контроллинг» или «планово-экономическая деятельность предприятия» (в России до начала 90-х годов); в некоторых странах (как, например, и в России) термин "управленческий учет" используется сейчас в отношении одного или нескольких видов деятельности, типично относимых к управленческому учету; в других странах (в основном, англоязычных) термин используется для обозначения совокупности всех из указанных видов деятельности. Определение, цели, задачи, виды деятельности и процессы управленческого учета, сформулированные и описанные далее в настоящей рекомендации, рассматриваются авторами как соответствующие целям организации составляющие управленческого учета в существующих условиях российской экономики.
Цели и задачи управленческого учета Целями управленческого учета являются: предоставление информации управляющему звену предприятия и внешним пользователям для выработки взвешенных управленческих решений. Но основной целью управленческого учёта является увеличение прибыли предприятия. При этом он решает следующие основные задачи: · обеспечивает руководство предприятия информацией о том, каковы консолидированные результаты бизнеса, состоящего из неограниченного количества юридических лиц и структурных подразделений; · показывает результаты работы отдельных направлений (ими могут быть виды деятельности, группы товаров, или другие элементы, в зависимости от специфики бизнеса), независимо от того, как эти направления распределены между юридическими лицами, входящими в бизнес; · показывает результаты работы также и по структурным подразделениям, которыми могут быть отделы, цеха, юридические лица; · осуществляет контроль над издержками путём их учёта по видам и центрам затрат; · накапливает статистику о доходах и расходах предприятия в определённом разрезе и выявляет общие тенденции; · осуществляет планирование и контролирует выполнение бюджета как отдельными центрами затрат, так и бизнесом в целом, включая совокупность юридических лиц; · ведёт оперативный учёт расчётов с отдельными контрагентами, взаиморасчётов между собственными юридическими лицами. Процессы управленческого учета Каждый вид деятельности управленческого учета связан с выполнением ряда технологических процессов обработки информации. Данные процессы описаны ниже. Идентификация Процесс идентификации заключается в определении и оценке хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью осуществления соответствующей учетной процедуры. Измерение Процесс измерения представляет собой представление данных о хозяйственных операциях, других произошедших или могущих произойти в будущем экономически значимых событиях в количественном выражении, которое может быть основано и на предположительной оценке. Накопление Процесс накопления представляет собой упорядоченное и последовательное отражение и классификацию хозяйственных операций и других экономически значимых событий в соответствующих учетных регистрах.
Анализ Процесс анализа включает в себя определение круга пользователей и задач для реализации отчетной деятельности, а также выявление взаимосвязи этой деятельности с другими экономически значимыми событиями и ситуациями. Целью процесса анализа является предоставление более адекватной отчетной информации.
Подготовка и интерпретация Подготовка и интерпретация учетных и/или плановых данных заключается в их согласовании по определенным признакам для предоставления логически связанной и обоснованной информации, включающей, если это уместно, аналитические и прогнозные заключения на основе этих данных.
Обмен информацией Управленческое звено предприятия наряду с другими пользователями информации (как внутренними, так и внешними) используют процесс обмена информацией в своих целях.
Компоненты управленческого учета Исходя из требований систем стандартов, описанных выше, формируется система данных для организации управленческого учета. Отсюда же отчасти вытекают и регламенты сбора этих данных, и управленческие отчеты, поскольку они должны отражать и требования внешнего окружения, и корпоративную политику, и принятые в данном виде бизнеса стандарты на функциональное управление. После завершения процесса формирования основных требований к управленческому учету и определения основных путей и способов его организации формируется внешний интерфейс управленческого учета, состоящий из трех тесно взаимосвязанных систем (составных частей): системы учета затрат системы показателей деятельности; системы управленческих отчетов.
Система учета затрат Система учета затрат позволяет предприятию функционировать как прибыльному бизнесу в современном коммерческом и административном окружении. При ее отсутствии это реально невозможно. Система учета затрат базируется на всех трех источниках управленческого учета, поскольку она должна обязательно коррелировать с внешними требованиями в части требований налогового и бухгалтерского законодательства. Она обязательно коррелирует с учетной политикой и корпоративными стандартами и, естественно, система учета затрат опирается на стандарты функциональной деятельности, особенно если речь идет о производственных предприятиях, так как расчет производственной себестоимости связан с особенностями технологических процессов предприятия. Это справедливо и для операционной себестоимости в торговом бизнесе.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |