Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ



2020-02-03 217 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

2.1 Место школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве

2.2 Пути формирования информационной культуры учащихся

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Глобальная информатизация, формирование информационно-коммуникационной среды требует создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе.

Возрастающий объем информации и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на концепцию «образование в течение всей жизни». Сегодня самообразование и саморазвитие личности становятся приоритетными направлениями в образовании. Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний.

Новая система образования должна ориентироваться не только на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности. Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию.

Стремительное развитие новых информационных технологий актуализировала проблему повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников, от уровня которого во многом зависит достижение нового качества образования. Актуальным является решение задачи взаимодействия школы с библиотекой. Это подкрепляется педагогическим потенциалом библиотеки образовательного учреждения.

Актуальность темы нашей работы обусловлена изменением парадигмы образования, необходимостью обеспечения его адекватности динамичным преобразованиям, происходящим в обществе, что сказалось на деятельности учреждений образования и школьных библиотек.

Сейчас наметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки и практики на роль школьных библиотек и деятельность школьного библиотекаря. Суть первого подхода – в обосновании необходимости создания на базе школьных библиотек нового подразделения – медиатеки, или школьного библиотечного медиацентра, дополнения функции библиотекаря обязанностями медиаспециалиста; второй состоит в том, что библиотека должна стать информационным центром школы, а библиотекарю придется взять на себя функции информатора; третий – в рассмотрении школьных библиотек как педагогического структурного подразделения образовательных учреждений со специфическими функциями.

И образовательное учреждение, и библиотека преследует единую цель: способствовать формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.

Различные аспекты деятельности школьных библиотек отражены во многих публикациях. Проблемам современного состояния школьных библиотек посвящены работы Т.Д. Жуковой, Е.М. Зуевой, Е.В. Ивановой, Е.Н. Ястребцевой и др. Исследования в области профессионального образования библиотекарей нашли отражение в трудах Ю.Н. Столярова, Н.И. Гендиной, Г.А. Ивановой и др. Методологические основы формирования информационной культуры личности разработаны Н.И. Гендиной, Г.А. Стародубовой, И.П. Осиповой, Н.В. Збаровской и др. Изучению чтения детей и подростков посвящены труды И.И. Тихомировой, В.П. Чудиновой, Т.Д. Полозовой, Ю.П. Мелентьевой и др.

Все, изложенное нами выше, помогло определить данной работы – исследование и теоретическое осмысление моделирования информационно-образовательной среды школьной библиотеки.

Объектом исследования в нашей работе выступаетинформационно-образовательная среда библиотеки общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования: деятельность современной школьной библиотеки по формированию информационной среды образовательного учреждения.

Целью нашей работы является:теоретическое обоснование роли школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся и ее разработка.

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Определить степень разработанности исследуемой проблемы в теории и практике;

2. Выявить особенности деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения;

3. Проанализировать и обобщить результаты личной практической работы по организации работы школьной библиотеки;

4. Наметить перспективы дальнейшего развития в решении заявленной в работе проблемы.

Методологической основой исследования в нашей работе явились положения моделирования библиотек, изложенные в трудах Ю.Н. Столярова. В исследовании были использованы современные подходы к созданию образовательной среды библиотеки (Г.Ю. Беляев, В.А. Ясвин, И.П. Осипова), формированию информационной культуры учащихся, разработанные специалистами Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова). Существенной методологической основой стали положения, изложенные в нормативных документах, посвященных деятельности школьных библиотек; материалы по руководству чтением, отраженные в публикациях А.Н. Ванеева, В.И. Терешина, Ю.П. Мелентьевой, А.А. Леонтьева; основным принципам деятельности библиотек, обслуживающих детей и подростков, России и зарубежных стран, освященные в работах Г.А. Ивановой, В.П. Чудиновой, Т.Д. Жуковой, И.И. Тихомировой, Ф.Л. Кэрролл, С.К. Ханнесдоттир.

Экспериментальной базой работы стала школьная библиотека СШ №104 г. Москвы.

Теоретическая значимость работы: наша работа расширяет и углубляет теоретические библиотековедческие представления о возможностях школьных библиотек в стимулировании процесса развития информационно-компетентной личности.

Практическая значимость работы:полученные результаты могут быть использованы в работе школьных библиотек при анализе состава фондов, материально-технического оснащения, уровня развития и использования в учебном процессе справочно-поискового аппарата, состояния кадрового потенциала.


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

 

Школьная библиотека – специфическая форма организации библиотечной работы, потому что она непосредственно тесно связана с конкретным учебным заведением, то есть школой, при которой эта библиотека функционирует. В связи с этим основная деятельность школьной библиотеки как раз и направляется на информационное обеспечение образовательного процесса, а также на развитие читательского интереса учащихся.

Современная школьная библиотека развивается в многомерном информационно-правовом пространстве и руководствуется в деятельности по реализации своей миссии правовыми актами международного уровня, в том числе документами ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА; Законами Российской Федерации, включая основной закон – Конституцию Российской Федерации, а также отраслевые законы.

К числу важнейших международных документов относится «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1989 года и ратифицированная СССР в июне 1990 года. В данной Конвенции наряду с общими положениями, обеспечивающими каждому ребенку право на сохранение жизни, здоровья, своей индивидуальности, свободы мысли, совести и религии, - в статье 28 предусматривается право ребенка на образование, в том числе право на доступ к информации и материалам.

Другим важным документом является «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период», принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 50/81 14 декабря 1995 года. В Программе серьезное внимание уделено образованию молодежи, поощрению таких образовательных и учебных систем, которые в большей мере соответствовали бы нынешним и будущим потребностям молодых людей.

В пункте 25 Программы указывается на то, что «следует подчеркнуть значение развития информационных навыков, т.е. навыков поиска информации, доступа к ней и ее использования, а также информатики и заочного обучения».

Для построения библиотечной политики любого уровня, от масштабов государства до масштабов отдельной школьной библиотеки, важен текст, принятый Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26–28 апреля 2000 г.) «Образование для всех: выполнение наших общих обязательств».

Школьному библиотекарю необходимо знать и о документах, непосредственно относящихся к библиотекам. В ряду этих документов:

· Манифест о публичной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО (1995 г.);

· Манифест школьных библиотек, принятый в 2000 году на 66-й Генеральной конференции ИФЛА;

· Манифест ИФЛА об Интернете 2002 года;

· Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА 2003 года, адресованные библиотекарям разных стран, работающим в самых разных типах библиотек, как в городе, так и в сельской местности, администраторам библиотек и всем, кто принимает решения, педагогам и студентам библиотечных школ.

· Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек 2002 года.

Манифест школьных библиотек в соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО, определяет школьную библиотеку «как часть более широкой библиотечно-информационной системы», что весьма важно для библиотек ряда стран, где школьную библиотеку склонны рассматривать лишь как вспомогательное подразделение школы. В Манифесте также говорится о том, что повышение уровня грамотности учащихся вследствие сотрудничества библиотекарей и учителей является доказанным фактом - «содействует развитию навыков чтения, запоминания, решения задач, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями».

Манифест ИФЛА об Интернете декларирует необходимость поддерживать права пользователей в поиске информации по собственному выбору библиотеками и информационными службами, уважать их права на невмешательство в частную жизнь и конфиденциальность в отношении используемых ими ресурсов, нести ответственность за предоставление и обеспечение общедоступной качественной информации и средств коммуникации. Весьма актуально положение Манифеста о необходимости «предоставления пользователям квалифицированной помощи в использовании выбранных ими информационных источниках и услугах».

Важнейшим документом на федеральном уровне является Федеральный Закон «О библиотечном деле». Данный документ был принят Государственной Думой 23 ноября 1994 год, затем в него был внесен еще ряд изменений. Содержание Закона включает в себя следующие статьи:

Раздел I. Общие положения

Ст. 1. Основные понятия.

Ст. 2. Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле.

Ст. 3. Сфера действия Основ законодательства.

Ст. 4. Основные виды библиотек.

Раздел II. Права граждан в сфере библиотечного дела

Ст. 5. Права граждан на библиотечное обслуживание.

Ст. 6. Права граждан на библиотечную деятельность.

Ст. 7. Права пользователей.

Ст. 8. Права особых групп пользователей.

Ст. 9. Ответственность пользователей.

Раздел III. Ответственность и права библиотек

Ст. 10. Статус библиотек.

Ст. 11. Ответственность библиотек.

Ст. 12. Права библиотек.

Раздел IV. Государственная политика в области библиотечного дела

Ст. 13. Государственная политика в области библиотечного дела.

Раздел V. Разделение компетенции в области библиотечного дела

Ст. 14. Компетенция органов государственной власти и управления

Российской Федерации.

Ст. 15. Компетенция органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации

Ст. 16. Компетенция органов местного самоуправления.

Ст. 17. Компетенция учредителя.

Раздел VI. Библиотечные фонды как культурное достояние народов Российской Федерации

Ст. 18. Библиотечные работы как культурное достояние народов Российской Федерации.

Раздел VII. Координация и кооперация в области библиотечного дела

Ст. 19. Участие государства в обеспечении координации и кооперации библиотечного обслуживания.

Ст. 20. Центральные библиотеки.

Ст. 21. Взаимодействие библиотек с органами научно-технической информации и архивами.

Раздел VIII. Экономическое регулирование в области библиотечного дела

Ст. 22. Порядок создания и ликвидации библиотек.

Ст. 23. Реорганизация, приватизация и ликвидация библиотек.

Ст. 24. Имущество библиотек.

Ст. 25. Финансовые ресурсы библиотек.

Ст. 26. Инвестиционная политика в библиотечном деле.

Ст. 27. Фонды развития библиотек.

Ст. 28. Финансовые и иные льготы.

Ст. 29. Трудовые отношения работников библиотек.

Также важными документами являются Кодекс этики школьных библиотекарей Российской Федерации, принятый на I съезде школьных библиотекарей Российской Федерации 1-4 июля 2007 и Манифест школьных библиотек Российской Федерации, проект которого был также принят на I съезде школьных библиотекарей Российской Федерации. В этих документах изложены цели и задачи школьной библиотеки, принципы равноправия, свободы доступа и цензуры, конфиденциальности, добровольности участия в деятельности библиотеки.

Целями школьной библиотеки указаны следующие: реализация информационного обеспечения образовательного процесса в школе, содействие осуществлению непрерывного образования учащихся учителей; содействие развитию творческих способностей школьников, формирование духовно богатой, нравственно здоровой личности; организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения; обеспечение ориентации и организация доступа к местным, региональным, национальным или глобальным информационным ресурсам; организация информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечении, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т.п.); интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.

Задачи школьной библиотеки: формирование фондов; оказание библиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного образования; организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни; содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на использовании информационно коммуникационных технологий, координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения.

Таким образом, деятельность школьной библиотеки регламентируется как международными правовыми документами, так и Федеральным Законом Российской Федерации, а также особыми документами, определяющими специфику работы именно школьной библиотеки, как специфического вида информационно-образовательного подразделения.




2020-02-03 217 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)