Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные цели и задачи подготовки письменных рефератов. Выбор темы реферата.



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Основные цели и задачи подготовки письменных рефератов. Выбор темы реферата. 0.00 из 5.00 0 оценок




По подготовке письменных рефератов

Для магистрантов, соискателей и аспирантов

 

Минск

2019


В.К. Лукашевич – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник ГНУ «Институт философии Национальной академии наук Беларуси»

Методические рекомендации для магистрантов, соискателей и аспирантов по подготовке письменных рефератов рассмотрены и утверждены на заседании кафедры философии 22.10. 2019 г. (протокол № 3)

Оглавление

1. Основные цели и задачи подготовки письменных рефератов. Выбор темы реферата …………………………………………………………………………   3
2. Структура и содержание реферата …………………………………………… 4
3. Методика работы над рефератом …………………………………………….. 8
4. Оформление реферата и его объем……………………………………………. 9
5. Проверка реферата на корректность заимствования материалов…………… 10
Приложение 1. Образец оформления титульного листа реферата……….….. 11
Приложение 2. Примерная тематика рефератов………………………………. 12

Основные цели и задачи подготовки письменных рефератов. Выбор темы реферата.

Изучение в магистратуре (аспирантуре) учебной дисциплины «Философия и методология науки» направлено, прежде всего, на углубленное осмысление молодыми учеными методологического потенциала философии, на выработку адекватных представлений о структуре современного научного знания и механизмах его приращения, о месте науки в социуме и ее роли в общественном развитии. Общая ориентация – максимально приблизить содержание и способы освоения учебного материала к условиям реальной исследовательской работы и, в первую очередь, к процессу овладения исследовательским инструментарием современной науки.

Данная ориентация обусловливает характер основных учебных целей и задач при написании письменных рефератов. Во-первых, сохраняется в качестве важнейшей из целей развитие устойчивых навыков интеллектуальной аналитической работы, к которым относятся, прежде всего, следующие:

§ способность к самостоятельному осмыслению содержания и структуры проблем, представленных в тематике рефератов;

§ способность к самостоятельному поиску, отбору и анализу относящейся к теме реферата информации;

§ умение структурировать и грамотно, последовательно излагать изученный материал;

§ способность к самостоятельным обобщениям и выводам, достаточно полно и адекватно отражающим содержание, степень разработанности и перспективы исследования вопросов по реферируемой теме.

Это фактически продолжение работы, начатой при написании рефератов в рамках учебной дисциплины ОМ «Философия» для студентов. Во-вторых, ставится более сложная и трудоемкая цель – выработка навыков анализа содержания исследовательской работы. Это новый уровень знаний и умений, критерии и границы которого не всегда легко различимы для начинающего исследователя. В числе навыков такого рода:

1) способность анализировать предпосылки, логическую структуру и содержательную динамику исследуемых проблем;

2) способность дифференцированно излагать содержание научных проблем и методологию их исследования;

3) умение выделить в анализируемой системе знания фактологическое содержание, методы его систематизации и теоретической интерпретации;

4) способность дифференцированно описывать проблемное и предметное поле исследования, с одной стороны, и смысл имеющихся решений проблем, с другой (при изложении собственных результатов молодые исследователи нередко подменяют первым второе);

5) умение пользоваться общенаучными критериями теоретической новизны и практической значимости при оценке решений конкретных проблем.

В соответствии с характером второй из основных целей можно сделать несколько рекомендаций по выбору темы реферата. Прежде всего, необходимо обратить внимание на примерную тематику рефератов (см. приложение 4). Но при этом следует не забывать о своем праве корректировать формулировку темы, выбранной из списка, а также о возможности сформулировать собственную тему, при условии, что она будет иметь философско-методологический, а не специально научный характер. Желательно увязать написание реферата с содержанием работы по подготовке диссертационного исследования и в этом контексте сориентироваться относительно общего характера темы (исторический обзор, методологические основы, концептуальные аспекты, теоретическая новизна, прикладное значение и перспективы исследований по отдельной проблеме или блоку взаимосвязанных проблем; анализ данных вопросов на материале оригинального авторского произведения или теоретической школы и др.). В ходе работы над рефератом можно полнее уяснить приемы анализа выделенных аспектов. Это в любом случае окажется полезным для осмысления содержания собственного исследования, для пополнения знаний по выделенным аспектам, анализа их взаимосвязи. Предпочтительно сориентироваться на то, что покажется наименее разработанным или методологически осмысленным в сопряжении с темой диссертации.

2. Структура и содержание реферата.

 

В отличие от студенческого учебного реферата, выполняющего преимущественно информационную функцию, магистрантом, аспирантам и соискателям необходимо не только достаточно полно и адекватно, т.е. правильно, без искажений передать содержание темы, сделав это в сжатой форме, выделив ключевые положения и характер их связей, но и акцентировать ее методологические аспекты, сопоставив динамику предметного знания методологических регулятивов в рамках единого исследовательского процесса, т.е. по возможности придать работе поисковый характер.

Структура учебного реферата включает следующие основные элементы:

§ оглавление,

§ введение,

§ основная часть,

§ заключение,

§ список использованных источников.

В оглавлении необходимо отразить важнейшие аспекты реферируемой темы в виде четко сформулированных заголовков фрагментов работы. По аналогии с названием фрагментов учебной литературы и научных работ их можно назвать главами и параграфами. Это дает наглядное представление о структуре реферата. Однако при составлении оглавления надо ориентироваться, прежде всего, на содержание темы и если нет необходимости в сложноструктурированном оглавлении, содержание основной части можно представить в виде 3 – 4 одноуровневых фрагментов.

 

Примеры наиболее типичных вариантов оглавления:

Реферат на тему на тему: «Мифологизация общественного сознания: проявления и сущность

Введение.

Глава I. Доминирующие типы социальной мифологизации.

1 Специфика политической мифологизации.

2 Мифы в сфере экономического сознания.

3 Догмы экологического сознания как синтез научной и социальной мифологии.

Глава II. Динамика мифологизации общественного сознания в перспективе общественного развития.

1 Неустранимость мифологических элементов в общественном сознании.

2 Пути понижения уровня мифологизации общественного сознания: механизмы действия духовных и практических факторов.

Заключение.

Список использованных источников.

 

Реферат на тему: «Природа, место и роль интуиции в познавательных процессах»

Введение.

1. Понятие интуиции и ее виды.

2. Психические механизмы интуиции.

3. Рационально-логические формы познания и интуиция.

4. Почему интуиция ошибается?

Заключение.

Список использованных источников.

Введение должно содержать краткую историческую справку о теме реферата, в которой, в частности, следует указать истоки проблемы, когда и кем впервые она была поставлена в отчетливой форме, какие основные этапы можно выделить при ее исследовании в содержательном и методологическом измерениях. Здесь же надо указать на обоснование актуальности темы (важности, значимости) реферата на разных этапах ее осмысления и в настоящее время, на степень сложности составляющих содержание этой темы проблем, их связь с различными областями человеческой деятельности (экономической, духовно-культурной, социальной, политической, экологической и др.).

Объект исследования формулируется исходя из названия темы реферата, предмет − на основе названий параграфов. Объект исследования – это та часть реального мира, которая познается, исследуется или преобразуется соискателем, аспирантом, магистрантом в реферате.

Предмет исследования - это зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных конкретных условиях и обстоятельствах. Предмет исследования ¢уже и конкретнее по сравнению с объектом является его частью (аспектом, подсистемой, свойством, процессом или явлением, возникающим и развивающимся в системе и т.д.). Задача исследователя состоит в выделении в качестве предмета именно той части объекта исследования, которая является проблемной.

Формулируется также одна цель и 2-3 задачи. Каждая задача, как правило, отражает результат, который планируется получить при написании соответствующей главы реферата. Цель и задачи реферата представляют собой предвосхищение результатов, которые соискатель, магистрант, аспирант планирует получить в ходе исследования.

В основной части при необходимости можно более детально описать исторический аспект темы и далее изложить материал по другим аспектам. В зависимости от характера темы здесь на первом плане может оказаться содержание, обусловленное ее внутренней логикой, т.е. преимущественно теоретический материал, или прикладное содержание, отражающее механизмы взаимосвязи теоретического знания с различными сферами человеческой деятельности: правовой, политической, религиозной, экономической, охранно-экологической, сферой управления и др. В первом случае чаще всего в центре внимания оказывается категориально-понятийная структура определенной области знания, во втором – механизмы ее влияния на способ мышления и направленность деятельности людей в той или иной сфере общества. Как правило, эти направления оказываются тесно сопряженными и аспиранту предстоит в компактной информационно емкой форме отразить в реферате содержание каждого из них.

Несмотря на то, что в целом работа носит учебный характер, в том случае, когда тема реферата достаточно тесно сопряжена с темой диссертационного исследования, будет уместным изложить собственный материал фактологического, методологического, концептуального и прикладного плана, высказать оценочные суждения о его значении. Впоследствии это может быть использовано как один из вариантов методологического осмысления диссертационной темы и изложения ее стандартной части, включающей обоснование актуальности темы исследования, оценку степени ее разработанности, изложение теоретико-методологических основ исследования и содержания гипотезы, оценку новизны, обоснованности, теоретической и практической значимости полученных результатов.

В заключении, во-первых, даются обобщенные выводы о характере решений проблем, охватываемых темой реферата. Надо указать, какие из проблем получили относительно законченное решение, какие остаются в качестве наиболее актуальных, какие отошли на периферию анализа. Во-вторых, в этой части работы необходимо описать перспективу их дальнейшего осмысления (указать тенденции содержательной эволюции за счет действия внутрилогических и прикладных факторов, отметить возможности структурной трансформации или принципиально новой постановки проблем под влиянием изменений в тех или иных сферах жизнедеятельности общества).

В списке использованных источников всю использованную литературу необходимо указать либо в алфавитном порядке, либо по мере цитирования.  Это чаще всего научные монографии и журнальные статьи по реферируемой теме. При описании использованных источников необходимо придерживаться следующей общей схемы: фамилия и инициалы автора (если их больше трех, указывается только первый автор и добавляется «и др.»); название публикации; сведения о редакторах, составителях, переводчиках и т.п.; сведения о повторности издания, его доработке, переработке, исправлении; место и время издания (город, название издательства и год издания); объем издания (указывается количество страниц).

По этой схеме излагается соответствующий фрагмент информационной страницы источника, которая обычно идет после титульной страницы без номера. Желательно воспроизвести этот фрагмент в списке литературы без изменений. Для журнальных публикаций необходимо указать название журнала, год, номер, страницы, на которых помещена работа.

Например:

1. Осипов, Н.Е. Еще раз о социальных технологиях / Н.Е.Осипов // Философия и общество. – 2017. − № 1. – С. 5-28

2. Степин, В.С. Философия и методология науки / В.С. Степин. − М.: Академический проект, 2015. − 716 c.

3. Чернов, С. А. Инновационные сети [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/problema_vremeni/chernov_innovatsionnye.htm. – Дата доступа: 8.06.2010



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Основные цели и задачи подготовки письменных рефератов. Выбор темы реферата. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные цели и задачи подготовки письменных рефератов. Выбор темы реферата.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)