Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пример использования методологий IDEF0, DFD для описания бизнес-процессов



2020-02-03 381 Обсуждений (0)
Пример использования методологий IDEF0, DFD для описания бизнес-процессов 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимо описать бизнес-процессы небольшой фирмы, оказывающей полиграфические услуги (верстка, набор, печать, переплет, разработка макетов плакатов и пр.). Фирма работает с постоянными поставщиками расходных материалов. Ремонт и обслуживание полиграфического оборудования (компьютеры, принтеры, печатные машины) осуществляется персоналом фирмы. На основе заказов от клиентов формируется план-график оказания услуг. Определяются потребности в расходных материалах, которые поставляются на основании заявок поставщикам. Фирма контролирует качество поставляемых материалов. В случае получения некачественных расходных материалов поставщику отправляется рекламация. Исполнение услуги осуществляется в соответствии с планом-графиком оказания услуг. С клиентами заключается договор. Клиентам выставляются счета на оплату, на основании которых клиенты производят платежи. Фирма не имеет складских помещений, поэтому выполненные заказы отгружаются из производственного помещения.

Целью описания бизнес-процессов фирмы является повышение эффективности работы ее подразделений. В данном примере не рассматриваются процессы управления финансами, управления персоналом, расчета и начисления заработной платы.

Типовой проект реорганизации бизнес-процессов включает этапы [1]:

1. Подготовительный.

2. Моделирование и анализ бизнес-процессов «Как есть».

3. Моделирование бизнес-процессов «Как должно быть».

4. Внедрение изменений в процессах.

На подготовительном этапе создаются необходимые условия и предпосылки выполнения проекта.

На втором этапе создаются модели организационной структуры, разрабатываются бизнес-процессы верхнего уровня, модели детальных бизнес-процессов, проводится анализ моделей. Результатом этого этапа являются модели бизнес-процессов и данные анализа этих моделей.

На третьем этапе должны быть разработаны новые варианты моделей бизнес-процессов.

На четвертом этапе проводится собственно реорганизация бизнес-процессов.

Результатом проекта должны стать более эффективные бизнес-процессы, комплект документации, регламентирующей процессы, организационная структура, соответствующая новым процессам.

В рамках данного примера рассмотрим только второй этап проекта по реорганизации бизнес-процессов, применяя «ускоренный» метод описания бизнес-процессов [1].

Шаг 1. Организационная структура фирмы имеет следующий вид:

 

Рис. 9. Организационная структура фирмы «Полиграф»

 

Шаг 2. Определим внешние входы и выходы деятельности фирмы.

Внешние входы и выходы связывают фирму «Полиграф» с внешней средой, представителями которой являются Клиенты и Поставщики расходных материалов.

Определим внешние входы:

1. Заказы клиентов.

2. Платежи от клиентов.

3. Счета от поставщиков.

4. Расходные материалы.

 

Определим внешние выходы:

1. Договор с клиентом.

2. Счета на оплату услуг.

3. Выполненные заказы.

4. Платежи поставщикам.

5. Рекламации поставщикам.

6. Заявки на материалы.

 

Шаг 3. Определив перечень внешних входов и выходов, составим перечень основных бизнес-процессов.

Напомним критерии, согласно которым выделяются основные бизнес-процессы:

- в ходе выполнения этих процессов создается добавленная ценность, выходами основного процесса является продукция, поставляемая клиентам;

- основные процессы взаимодействуют с внешней средой.

Основные бизнес-процессы фирмы «Полиграф»:

- «Обработка заказов».

- «Закупка материалов».

- «Исполнение и реализация заказов».

Шаг 4. Осуществим привязку внешних входов и выходов к выделенным процессам, а также определим внутренние входы и выходы этих процессов.

Результаты представлены в табл. 5-6.

Таблица 5

Бизнес-процесс Внешние входы Внешние выходы
1 Обработка заказов Заказы клиентов Договор с клиентом
2 Закупка материалов Счета от поставщиков, Расходные материалы Заявки на материалы, Платежи поставщикам, Рекламации поставщикам
3 Исполнение и реализация заказов Платежи от клиентов Счета на оплату услуг, Выполненные заказы

 

Таблица 6

Бизнес-процесс Внутренние входы Внутренние выходы
1 Обработка заказов График оказания услуг
2 Закупка материалов График оказания услуг Проверенные материалы
3 Исполнение и реализация заказов Проверенные материалы

 

Работа по выделению процессов верхнего уровня в реальных проектах выполняется итерационно, пока не будет получен адекватный результат.

В рамках комплексного подхода к описанию бизнес-процессов организация рассматривается как сложная система, устройство которой проще понять, описывая ее процессы сверху, укрупненно. Описав бизнес-процессы верхнего уровня, рабочая группа аналитиков получает комплексное представление о деятельности фирмы, которое является основой для дальнейшей детализации моделей бизнес-процессов.

Глубина детализации зависит от целей моделирования бизнес-процессов. При построении системы управления компанией достаточно описать процесс на уровне подпроцессов. Например, процесс «Продажи» может быть описан на уровне описания процессов планирования, формирования заказов, выставления счетов, контроля оплаты и т.д. Задачи автоматизации деятельности компании требуют более детального описания бизнес-процессов. Например, описать процедуру формирования заказа при наличии и отсутствии товара на складе, частичное выполнение заказа, определение цены заказа, сроки оплаты и т.п.

Шаг 5. Далее следует определить функции (процессы), из которых состоят процессы верхнего уровня, т.е. детализировать их.

 

Выделение функций осуществляется на основе инструкций, положений о подразделениях, интервьюирования руководителей и сотрудников подразделений. Как правило, функции, выполняемые в подразделениях, лишь на 30-40% отражены в соответствующей документации, поэтому рабочая группа вынуждена прибегать к интервьюированию. В табл. 7-9 приведены перечни функций бизнес-процессов.

Таблица 7

Перечень функций бизнес-процесса «Обработка заказов»
1 Фиксирование сроков и исполнителей заказа
2 Заключение договора с клиентом

 

Таблица 8

Перечень функций бизнес-процесса «Закупка материалов»
1 Определение потребности в материалах
2 Прием и контроль расходных материалов
3 Расчеты с поставщиками

 

Таблица 9

Перечень функций бизнес-процесса «Исполнение и реализация заказов»
1 Исполнение услуги
2 Расчеты с клиентами

 

Шаг 6. На следующем шаге полученные функции припишем к конкретным подразделениям организации.

Результат представлен в табл. 10.


Таблица 10

Подразделение

Функции

Бизнес-процесс Обработка заказов

Бизнес-процесс

Закупка материалов

Бизнес-процесс

Исполнение и реализация заказов

Фиксирование сроков и исполнителей заказа Заключение договора с клиентом Определение потребности в материалах Прием и контроль расходных материалов Расчеты с поставщиками Исполнение услуги Расчеты с клиентами
Служба сбыта X X         X
Служба снабжения     X X X    
Отдел технического контроля       X      
Цех           X  

При процессном подходе к управлению организацией объектами управления становятся бизнес-процессы, поэтому необходимо назначить владельцев процессов, несущих ответственность за исполнение процесса.

Из таблицы видно, что в процессе «Исполнение и реализация заказов» принимают участие два структурных подразделения фирмы «Полиграф»: Цех и Служба сбыта, в процессе «Закупка материалов» - Служба снабжения и ОТК. Служба сбыта принимает участие в двух процессах: «Обработка заказов» и «Исполнение и реализация заказов». В данном случае встает вопрос, связанный с выбором владельца процесса. При решении этого вопроса можно руководствоваться правилами:

- владельцем процесса становится тот, кто отвечает за передачу полуфабриката или конечного продукта на следующий этап или клиенту;

- владельцем процесса становится тот, кто отвечает за наибольшую (наиболее значимую или ресурсоемкую) часть работ по созданию данного конечного или промежуточного продукта.

Шаг 7. Руководствуясь этими правилами, назначим владельцев процессов.

Владельцем процесса «Обработка заказов» становится Служба сбыта. Владельцем процесса «Закупки материалов» становится Служба снабжения, так как отвечает за наиболее значимую часть работ. Владельцем процесса «Исполнение и реализация заказов» становится Цех, так как он отвечает за наиболее ресурсоемкую часть работ и передачу заказа клиенту.

Шаг 8. Имея перечни процессов, входящих в них функций, входов и выходов, следует перейти к формированию схем процессов при помощи выбранной методологии.

На рис.10-15 представлены IDEF0-диаграммы, описывающие бизнес-процессы фирмы «Полиграф».

На контекстной диаграмме (рис.10) представлена деятельность фирмы «Полиграф» в виде одного функционального блока.

Здесь показаны внешние входы: заказ клиентов, платежи от клиентов, счета от поставщиков, расходные материалы, внешние выходы: договоры с клиентами, счета на оплату услуг, заявки на материалы, рекламации поставщикам, платежи поставщикам, выполненные заказы.

Управляющие воздействия «ГОСТы, нормы» включают в себя: ГОСТы на расходные материалы, ГОСТы на полиграфическую продукцию, нормативы исполнения услуг.

В качестве механизма выступает персонал фирмы: служба сбыта, служба снабжения, отдел технического контроля (ОТК), группа планирования, цех.

Таким образом, контекстная диаграмма описывает деятельность фирмы в целом.

Произведем декомпозицию контекстной диаграммы. Результат представлен на рис. 11-14


Рис. 10. Контекстная диаграмма

 

Рис. 11. Декомпозиция контекстной диаграммы

Рис. 12. Декомпозиция функционального блока «Обработка заказов»

Рис. 13. Декомпозиция функционального блока «Закупка материалов»

 

Рис. 14. Декомпозиция функционального блока «Исполнение и реализация заказов»

 


Рис. 15. Дерево узлов

 

Диаграмма дерева узлов позволяет просмотреть иерархию процессов работ в модели.

На рис.16-17 представлены DFD-диаграммы: контекстная и диаграмма декомпозиции. На контекстной диаграмме показаны потоки документов и материальные потоки, которыми обменивается фирма «Полиграф» с внешними сущностями «Клиенты» и «Поставщики».

Рис. 16. Контекстная DFD-диаграмма

Рис. 17. Декомпозиция контекстной DFD-диаграммы


 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные этапы типового проекта по реорганизации (реинженирингу) бизнеснесс-процессов. Опишите работы, выполняемые на каждом этапе.

2. Что должно стать результатом исполнения проекта по реинженирингу бизнес-процессов организации?

3. Сформулируйте правила назначения владельца процесса.



2020-02-03 381 Обсуждений (0)
Пример использования методологий IDEF0, DFD для описания бизнес-процессов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пример использования методологий IDEF0, DFD для описания бизнес-процессов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)