Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория социализации З.Фрейда ,Э.Эриксона



2020-02-03 418 Обсуждений (0)
Теория социализации З.Фрейда ,Э.Эриксона 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из первых выделил механизм социализации ребёнка основатель психоанализа З.Фрейд. По Фрейду, личность состоит из трёх основных компонентов: «оно», «я», «сверх-я». «Оно» - примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция «я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-я» - носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. Фрейд понимал социализацию как процесс «развёртывания» врождённых свойств человека, в результате которого происходит становление этих трёх составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 5 стадий, связанных с определёнными участками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе и охватывает первый год жизни. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным - недоверие. Если младенец не получает должного ухода, любви, то вырабатываемое у него недоверие к миру он переносит в другие стадии своего развития. Вопрос в том, какое начало одержит верх, возникает заново на каждой последующей стадии развития.

По Фрейду, вторая стадия, совпадая с анальной фазой, охватывает второй и третий годы жизни. На этой фазе устанавливается соотношение между самостоятельностью, с одной стороны, и стыдливостью и неуверенностью - с другой. Ребёнок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда (если родители предоставляют ему делать то, на что он способен), окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. Третья стадия обычно приходится на возраст от 4 до 5 лет. Возраст от 6 до 11 лет - четвёртая стадия, соответствующая латентной фазе. Пятая фаза - это возраст от 12 до 18 лет.

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эти идеи Эриксона легли в основу 2-х важных понятий его концепции - «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется эго-идентичность, которая создаёт у субъекта чувство устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения. 1) он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте. И в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.

Социальный параметр третьей стадии Фрейда (фаллическая), по мнению Эриксона, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как на этой стадии реагируют родители на игры и забавы ребёнка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.

Четвёртая стадия , соответствующая латентной фазе в психоанализе. Здесь Эриксон расширяет рамки психоанализа и указывает, что развитие ребёнка в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. В этот период у ребёнка появляется дедукция, способность к организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности - с другой.

При переходе в пятую стадию (12-18 лет) параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Т.е. подросток, который приобрёл способность к обобщениям, должен объединить всё, что он знает о себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с такой психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть и куда идёт. В отличии от предыдущих стадий влияние родителей теперь оказывается гораздо более косвенным.

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Специфический для этой стадии параметр заключён между положительным полюсом близости (брак, дружба) и отрицательным - одиночества.

Седьмая стадия - зрелый возраст. На этой стадии появляется новый параметр личности - общечеловечность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться на жизнью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и собственном комфорте.

Восьмой, последний параметр классификации Эриксона - психосоциальный, он заключен между целостностью и безнадёжностью.

Эриксон считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны, что неудача на одной стадии может быть исправлена последующими удачами на других. Кроме того, Эриксон перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.



2020-02-03 418 Обсуждений (0)
Теория социализации З.Фрейда ,Э.Эриксона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория социализации З.Фрейда ,Э.Эриксона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)