Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «социального института»



2020-02-03 244 Обсуждений (0)
Понятие «социального института» 0.00 из 5.00 0 оценок




Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского как «установление, устройство». Со временем он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры и удовлетворяющие основным потребностям общества.

Впервые термин «социальный институт» ввел в научный оборот английский ученый Герберт Спенсер во второй половине XIX века. Анализируя социальную структуру общества, Спенсер выделял шесть типов социальных институтов: родства, образования, политики, профессиональные, церковные и промышленные. В своих социологических работах он детально исследовал на большом этнографическом материале эволюцию этих социальных институтов.

Общество нуждается в том, чтобы закрепить некоторые типы социальных отношений, прежде всего тех, которые направлены на удовлетворение насущных потребностей и необходимы для сохранения целостности общества. Практика закрепления отношений заключается в создании системы статусов, ролей и санкций.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей.

Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому и учение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям ( к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин "группа". Такое понимание позволяет различать понятия "институт" и "группа" исключительно по признаку размера социального объекта. И делает непонятными базовые особенности институтов и групп. На самом деле, между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Группа - это люди, которые исполняют роли., а институт - это роли, которые исполняют люди. Институт реализуется через конкретные группы. Институт образования реализуется через деятельность конкретных школ, техникумов, университетов. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя, ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь, Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

32. Институциональная структура. Институциональная структура, которую мы отождествляем с институциональным порядком - это совокупность взаимосвязанных институтов. Институты понимаются как устойчивые постоянно воспроизводящиеся социальные отношения, которые, собственно говоря, и структурируют общественную жизнь. Институты многообразны и устроены непросто. Объектом рассмотрения в данном случае являются базовые институты, образующие глубинные основания социальных взаимодействий.

 В социальных структурах могут различаться структуры распределения, взаимозависимости и связи. Институциональная структура охватывает, со своей стороны, три различных измерения: социальное дифференцирование как пример институционализирующих функциональных сфер общества; социальное неравенство как совокупность различий между группами акторов; и корпоративная структура как область партий, союзов и других корпораций общества.

В социальном неравенстве могут различаться вертикальные измерения неравенства в контроле над определенными интересующими ресурсами, структуры контроля и интересов, и горизонтальные измерения образов жизни, стилей жизни и культурных типов, культурная структура. Здесь же появляются измерения структуры престижа, которая объединяет культурную структуру и структуру контроля и интересов в единую систему ценностей различных групп и их образов жизни. Классы, сословия, касты и квази-касты, а также социальные слои – типичный пример институционального регулирования социального неравенства в обществе.

Общую «систему» структур для наглядности можно обобщить в диаграмме (см. иллюстрацию 25.4).

Структуры общества не находятся вне связи друг с другом: ни одна сфера не возможна без другой, а также не может быть изолированно заменена. И ни одна сфера не имеет особенного приоритета. Изменения могут происходить только как комплексные общесистемные изменения: одновременно в инфраструктуре, социальной и институционально структурах и супер-структуре общества.

33. Институционализация социальной жизни.

                Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется  в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

              Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. 

                Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

34. Институт семьи как базовый социальный институт общества. Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

                Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные.

                В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет там - это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена - в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в силу профессионального разделения труда появляются узаконенные роли священников и учителей. Такая практика также отходит от семейных традиций, согласно которым люди занимаются этим от случая к случаю.

                Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в первый брак - образование

семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - как правило, муж имеет право иметь несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.



2020-02-03 244 Обсуждений (0)
Понятие «социального института» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие «социального института»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)