Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды ценностей и идеалов



2020-02-03 163 Обсуждений (0)
Понятие и виды ценностей и идеалов 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

по дисциплине: Психодиагностика.

по теме: Диагностика ценностно-смысловой сферы студенческой молодёжи.

 

 

Выполнила

студентка группы П4з

Михайличенко Д.Е.

Проверил:

преподаватель Бадалова М.В.

 

 

Севастополь 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ...................................................................... 6

1.1. Понятие и виды ценностей и идеалов.................................................. 6

1.2. Обзор теоретических работ в области ценностных ориентации........ 9

1.3. Анализ исследований ценностных ориентации................................. 11

Глава П. Практическое исследование ценностно-смысловой сферы студенческой
молодежи........................................................................................................... 14

2.1. Исследование ценностных ориентации по М. Рокичу...................... 14

2.2. Исследование ценностных ориентации методом анкетирования... ..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 23

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................ 27

ВВЕДЕНИЕ

Каждое общество имеет уникальную ценностно-смысловую структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценно­стей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему "транслирует" именно общество, исследование системы ценностных ориентации личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социаль­ных изменений, когда отмечается некоторая "размытость" общественной ценно­стной структуры, многие ценности оказываются нарушенными, исчезают соци­альные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях по­являются противоречия.

Проблема ценностей и ценностных ориентации занимает существенное ме­сто в философских (М.Вебер, П.П.Гайденко, Н.О.Лосский и др.) и социально-психологических (М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, В.П. Тугаринов, В.А.Ядов, М.Рокич, И.С.Кон, А.С.Шаров и др.) трудах. Психологический аспект проблемы состоит в применении ценностного подхода к психологическим явлениям и про­цессам, позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности, об­щества и увидеть личностный аспект ориентации молодых людей на социально значимые ценности. В настоящее время теория ценностей развивается в психо­логии и в педагогике в русле междисциплинарного подхода к жизнедеятельно­сти молодого человека.

Взросление неизменно сопровождается стремлением более углубленно по­нять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь молодого человека должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в молодом возрасте уста­навливается определенный круг интересов, который постепенно приобретает из­вестную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Итак, проблема исследования ценностно-смысловой сферы у студенческой молодежи остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у молодежи. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентации молодежи обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы.

В ходе исследования была поставлена следующая цель: выяснить приори­теты ценностной ориентации личности современной молодежи.

Объектом исследования является мировоззрение молодых людей, а предме­том - их ценностные ориентации.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что происходящие социальные изменения последних лет, связанные с переходом общества от од­ной модели жизнедеятельности к другой, в сознании молодежи пока еще не раз­рушили стремление к достижению социально-значимых положительных идеа­лов и ценностей.

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

2. Методика исследования психологических особенностей ценностных
ориентации как механизма регуляции поведения.

3. Методика изучения ценностных ориентации М.Рокича.

4. Методы математического анализа данных.

5. Метод экспериментального ориентирования.

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ

Понятие и виды ценностей и идеалов

Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживания и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Ориентация на ценности является характерной чертой человеческой жизни. В течение многовековой истории общества люди выработали способность выде­лять в окружающем их мире предметы и явления, которые приобретали для них особую значимость и к которым они поэтому питали особое отношение: ценили и оберегали их, стремились к овладению ими, ориентировались на них в своих действиях и стремлениях.

Первоначально ценности ограничивались сферой утилитарных отношений к природе и обществу. Единственным основанием для их различения был при­знак полезности. Люди ценили предметы природы, которые служили для них пищей; они ценили животных, которых приручали и использовали в качестве орудий труда; они ценили все, что облегчало им жизнь или по крайней мере ка­залось, что помогает жить, ограждает от страданий, бед и несчастий. Эти на­чальные ценностные ориентации, ценности и ценностные отношения людей к окружающему миру с развитием общества претерпевали существенные измене­ния в процессе формирования насущных потребностей, стремления к их удовле­творению.

В этическом словаре благо является наиболее общей категорией, эквива­лентной понятию ценности. Можно сказать, что благо есть все, что является для людей ценным, а можно утверждать и обратное: все, что представляет для лю­дей ценность есть благо. Это до сих пор заметно в современных языках: так, в русском языке слово «добро» одновременно означает и моральную категорию, и

нажитое богатство; то же самое и с английской парой терминов "good/goods" ("хорошо/товар").

В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения ценности подразделяются на материальные и духовные, которые, в свою оче­редь, могут быть познавательными, научными, эстетическими, художественны­ми, моральными. В самом общем виде различия материальных и духовных цен­ностей заключаются в том, что первые связаны с удовлетворением сугубо прак­тических нужд, и поэтому их мерилом выступает практическая полезность предметов, вторые же, как правило, характеризуют высшие запросы людей, по­этому критерии их выделения иные. Мерой измерения познавательных и науч­ных ценностей, например, является истина; эстетических и художественных — красота, прекрасное. Особенности моральных ценностей обусловлены основной ролью морали в жизни общества. Мораль призвана регулировать и гармонизи­ровать взаимоотношения между людьми, разрешать противоречия между обще­ством и поведением отдельных людей. Подлинная нравственность призвана обеспечивать чистоту человеческих отношений, поэтому моральные ценности, к числу которых относятся добро, совесть, достоинство и т. д., свободны не толь­ко от каких-либо меркантильных, но и вообще от утилитарных соображений. Мораль выше интересов сиюминутной выгоды, расчета, ее цель — способство­вать утверждению человеческой солидарности и гуманности.

В чем же состоит позитивная роль моральных ценностей по отношению к повседневной жизнедеятельности и нравственному развитию личности? Мо­ральные ценности являются критерием и формами оценки человеческих помы­слов и действий, их личных моральных достоинств и уровня нравственного раз­вития. Оценить перечисленные явления в категориях добра, совести, ответст­венности, достоинства — значит выявить нравственное и общественное содер­жание самих побуждений, действий и личных качеств людей. А это, в свою оче­редь, означает, что моральные ценности не представляют собой оторванных от жизни понятий, представлений, а выступают в качестве вполне определенных и

реальных проявлений нравственных отношений. А так как нравственные отно­шения не существуют обособленно от конкретных форм жизнедеятельности лю­дей, а именно — труда, общественной деятельности, различного рода духовной деятельности, то все они так или иначе оказываются носителями моральных знаний, то есть обладают не только практической, но и моральной ценностью.

Нужно отметить, что моральное сознание человека предопределено теми ценностями, которыми общество уже располагает, которые порождены всем его предшествующим развитием. Само же общество интегрирует, обобщает в мо­ральных ценностях те нравственные отношения, которые складываются между отдельными людьми как субъектами исторического прогресса. С другой сторо­ны, ценностные ориентации отдельных людей лишь более или менее полно, бо­лее или менее адекватно соответствуют системе общественных ценностей.

Рассмотрим вопрос о роли идеала в нравственном развитии личности. Под идеалом обычно понимается образ наиболее совершенного общественного уст­ройства или совершенного человека. Потребность в идеале — одна из наиболее сильных человеческих потребностей, и связана она со стремлением освободить­ся от всего, что мешает людям свободно проявить свои физические и духовные силы, беспрепятственно применять способности для всеобщего блата, ощутить полнокровное дыхание жизни.

Потребность в идеале проявляется в развитии ребенка, тянущегося к об­разцам для подражания, избирающего для себя достойный пример, по которому он пытается строить себя. Всякий процесс самовоспитания предполагает мыс­лимый образ совершенства, который становится целью для достижения. По­требность в идеале является характерной чертой человеческого существования, могучим стимулом личностного развития.

Наблюдения показывают, что психологически потребность в идеале удов­летворяется по-разному [1, 23—24]. В одних случаях она удовлетворяется за счет избрания конкретного образца для подражания, которым может оказаться кто-либо из среды ближайшего окружения или художественный образ. Иногда

это собирательный образ. К ним чаще всего обращаются представители старше­го возраста. В юности ощущается наиболее интенсивная потребность в идеале. В сознании молодых людей происходят отбор наиболее привлекательных лично­стных качеств, присущих разным индивидам, связывание их в единый совер­шенный образ, то есть идеал.



2020-02-03 163 Обсуждений (0)
Понятие и виды ценностей и идеалов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды ценностей и идеалов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)