Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Классическая немецкая философия



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Тема 7. Классическая немецкая философия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Философия И. Канта. "Докритический" и "критический" периоды. Космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, идея эволюции в науке ХVIII в. Идея "критики разума": понятия догматизма, скептицизма, агностицизма. Проблема метафизики, понятие "трансцендентального" знания Эмпирическое и априорное, аналитическое и синтетическое, интуитив­ное и дискурсивное, "вещь в себе" и явление, форма и содержание знания. Познание и деятельность, принцип активности субъекта, "коперниканский переворот", дуализм и "формализм" в системе Канта. Структура способностей души и система трансцендентальной философии - эстетика, аналитика рассудка, диалектика разума, метафизика нравов и "критика вкуса". Чистое созерцание и метафизические начала естествознания. Апперцепция и категории. Антиномии чистого разума. Понятие "практическоого разума": вещи и "лица", закон природы и закон свободы, долг и склопность, автономия воли и категорический императив. Высшее благо, постулаты практического разума, этикотеология. Истина, добро и красота. Влияние Канта на философию XIX-XX вв.

Субъективный идеализм И.Г.Фихте. Критика понятия "вещь в себе". Понятие "наукоучения", три его основоположения. Анализ понятия "я" и диалектическая дедукция становления-развития субъективного духа в системе категорий. Понятия "субстанции-субъекта", "опредмечива­ния" и "распредаечпвсшия", сознательного и бессознательного, необ­ходимости и свободы, отчуждения.

Диалектическая натурфилософия Ф.В.И.Шеллинга. Спекулятивная диалектика и конструирование природы, параллелизм развития природы и духа. Полярность, единство и развитие природы. Философия тождества, "позитивная философия", философия искусства Шеллинга. Филосо­фия Шеллинга и иррационализм. Русское шеллингианство.

Абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля. Гегель и Кант, Гегель и Шел­линг. Панлогизм: понятие "конкретного тождества" мышления и бытия. Идея "развития". Принцип историзма и "феноменология" мирового духа.

Метод и система философии Гегеля. "Энциклопедия философских наук". Логика и метафизика: понятие диалектической логики, ее отношение к "формальной". Система категорий Гегеля: бытие, сущность и понятие как ступени абсолютной идеи. Законы диалектики. Философия природы как бессознательного инобытия идеи: механика, физика, органика. Философия духа: субъективный, объективный и абсолютный дух. Пробле­мы морали, права, гражданского общества и государства в философии истории Гегеля. Отчуждение и смысл истории. Искусство, религия и философия как формы абсолютного духа. "Эстетика" Гегеля. Гегель о христианстве. Гегелевская концепция истории философии. Разложение гегелевской школы: правое и левое гегельянство. Гегель и Маркс. Ге­гель и русская философия.

Антропологический материализм Л.Фейербаха. Критика идеализма, спекулятивной диалектики и христианства. Теория религии как отчуж­дения сущности человека. Природа человека и "религия любви".

 

ИСТОЧНИКИ

 

I. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. - М.:

Мысль, 1974 - 1977.

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. // Соч.;

В 14 т. - М., Л., 1932 - 1935. ТТ. 9 - II.

3. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. - М.: Искусство, 1968 -1973.

4. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч.: В 6 т. –

М., 1966. Т.6.

5. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. - М., 1964.

Т. 4/1.

6. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей

появиться как наука // Соч.: В 6 т. - М., 1964. Т. 4/1.

7. Фейербах Л. Сущность христианства // Избр. филос. произв.: В 2 т. –

М., 1955. Т.2.

8. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избр.

филос. произв.: В 2 т. - М., 1955.. Т.2.

9. Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о

подлинной сущности новейшей философии. Попытка прину­дить

читателей к пониманию. - М.: Соцэкгиз, 1937.

10. Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма // Cоч.:

  В 2 т. - М., 1987. T.I.

11. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966.

 

Учебные пособия

 

* I. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986.

* 2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М.: Высш.

  шк., 1990.

3. Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX в. – М.: Высш.

  шк., 1976.

Дополнительная литература

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М.: Наука, 1973.

2. Бакрадзе К.С. Проблема диалектики в немецком идеализма // Избр.

  филос. труды. - Тбилиси, 1981, T.I.

3. Быховский Б.Э. Людвиг Фейербах. - М.: Мысль, 1967.

4. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей

  культурой и отдельными науками. Т.2. От Канта до Ницше. –

  3-е изд. - СПб., 1913.

5. Гейне Г. К истории религии и философии в Германии // Полн. собр.

  соч. - М., Л., 1936. Т.7.

* 6. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. - М.: Наука

  1979.

7. Гете И.В. Избранные философские произведения. – М.: Наука, 1964.

8. Гулыга А.В. Кант. - М.: Молодая гвардия, 1977.

9. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и тео­рии. -    

  М.: Политиздат, 1974.

* 10. Кисселъ М.А. Гегель и современный мир. - Л.: Изд. ЛТУ, 1982.

11. Лазарев В.В. Шеллинг. - М.: Мысль, 1976.

12. Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. - М.: Наука, 1959.

* 13. Ойзерман Т.Н. философия Гегеля как учение о первичности

    свободы // Вопросы философии. - 1993. - № 4.

14. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. – М.; Л.: Партиздат, 1935.

15. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2т. –

    М: Искусство, 1983.

16.Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее

презирающим. Монологи. - М., I9II.

17. Эккердан И.Г. Разговоры с Гете. - М.: Художественная лите­ратура, 1981.

 

Тема 8. Основные направления современной зарубежной философии

Критика классической философии в XIX-XX вв. Классическая и не­классическая "рациональность". Разум и нерациональные формы духа и жизни. Кризис рационализма и новые формы эмпиризма. Изменения в со­держании и структуре общественного сознания. Открытие неевклидовой геометрии и ее значение для развития естествознания и теории позна­ния. Кризис оснований математики, теория множеств и развитие мате­матической логики. Революция в естествознании конца XIX - начала XX вв. Философское значение теории относительности и квантовой фи­зики. Две основные тенденции в западной философии XIX-XX вв.: пози­тивистская и иррационалистическая.

Основоположение иррационализма: А. Шопенгаэр и С. Киркегор. Мир как воля и представление. Философский песимизм. Критика фило­софии Гегеля. Сущность и существование. Киркегор как предшественник экзистенциализма. Возникновение марксизма: критика философии права Гегеля, понятия "отчуждения"', "эксплуатации", "эмансипации"; "реаль­ного гуманизма", капитализма, социализма и коммунизма. Диалектичес­кий материализм и материалистическое понимание истории. Диалектика Гегеля и диалектика Маркса. Философские взглядыы В.И. Ленина.

Утилитаризм и "первый позитивизм". Понятие "позитивного мышле­ния" и "положительной философии" у О. Конта. Понятия "сциентизма" и "технократизма". Классификация наук и закон трех стадий. Идея научной социологии как "социальной физики". Методология науки и теория индукции Д. С. Милля. Проблема отношения знания и веры и теория эво­люции в учении Г. Спенсера. "Второй позитивизм": эмпириокритицизм Э. Maxa и Р. Авенариуса. "Элементы мира", "интроекция", "принципиаль­ная координация". Неокантианство: марбургская и фрейбургскал (баденская) школы. Теория познания Г. Когена, И. Наторпа. Философия культуры как "символических форм" З. Кассирера. Неокантианский "эти­ческий социализм". Различие наук о природе и наук о духе и культу­ре, проблема ценностей в философии (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) Неогегельянство: Ф. Брэдли, Б. Кроче.

Философия жизни: Ф.Ницше. Радикальный нигилизм, "переоценка ценностей", воля к власти, "имморализм", "вечное возвращение". Ницшеанство и фашизм. Понятие герменевтики у В. Дильтея и Г. Зиммеля. Философия истории О. Шпенглера. "Закат Европы". Интуитивизм А.Бергсона: понятия "жизни", "творческой эволюции", "длительности", кри­тики науки. "Восстание масс" и философия культуры Х.Ортеги-и-Гассета. Философская антропология М.Шелера. "Антропологический поворот" в философии XX в. Новый образ человека.

Прагматизм Ч. Пирса и У. Джемса, инструментализм Д. Дьюи. Понятия "прагматической веры", "радикального эмпиризма", "прагматической рациональности", истины и пользы. Англо-американский "неореализм" - Дж. Мур и А. П. Уайтхед. "Натуралистическая ошибка" в этике и "филосфия процесса". "Идея природы" XX в„ "Критический реализм" Д.Сантаны и Р.В.Селларса. "Критическая онтология" Н.Гартмана.

Проблема бессознательного и психоанализ. З.Фрейд, К.Юнг, Г.Mapкузе. Мистицизм и оккультизм, "эзотерика" и антропософия, теософия и астрология в XX в. Г.Гюржиев, Е.П.Блаватская, Л.Клагес, Р.Штейнер. Молодежная "контркультура" и экзотическая религиозностъ.

Трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля. "Сверхрационализм" и идея философии как строгой науки. Феноменологическая и трансцендентальная редукция, интенциональный анализ, понятие "жиз­ненного мира". Феноменология и экзистенциализм. М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю, К.Ясперс. Понятия "отчуждения", "экзистанции", "массовизации", "абсурда", "пограничной ситуации", выбора, свободы и смерти человека в экзистенциализме. Проблемы онтологии, философии языка, герменевтический метод и образ человека в экзистенциализме.

Неопозитивизм. Проблема оснований математики и теория познания. "Логичеокий атомизм" Б.Рассела и Л.Витгенштейна, "Венский кру­жок" и его программа реформы философии. Критика "метафизики" и проб­лема демаркаций, замысел «проверяемой философии» как анализ языка. Проблема языка в философии XX в. М.Шлик и Р.Карнап. Позитивистская "методология науки". Структура научного знания. Математическая ло­гика и философия науки. Принципы верификации и фальсификации. Феноменализм и физикализм как две версии редукционизма. Конвонционализм А.Цуанкаре. Основные направления в философии математики XX в. - ло­гицизм, интуционизм, формализм. Теория «языковых игр» и философия лингвистического анализа. Понятие «аналитической философии». Неопо­зитивизм в социологии, этике, эстетике. Кризис и разложение неопо­зитивизма, его причины. Понятие «постпозитивизма».

«Критический рационализм», «теория трех миров и концепция роста научного знания» К.Поппера. Понятие «типа рациональности». Проблема историчесекого развития науки в работах И.Лакатоса, П.Фейерабенда, Т.Куна. Понятия "исследовательской программы", "парадигмы", "нормальной науки", "научной революции". Интернализм и экстернализм. Предрассудки эмпи­ризма. Неявные предпосылки опыта. Социокультурология науки и "мета­физическое" напрявление в философии науки. Англо-американский «научный материализм" и "научный реализм". Диалектический неорационализм Г.Башляра. Структурализм: К.Леви-Строс, Ж.Лакан, Р.Барт. Философское понятие "структуры". М.Фуко об "археологии знания". Структурализм и историцизм.

Современная религиозная философия. Традиции и новации. Неото­мизм (Ж.Маритен, Э.Жильсон). Католический экзистенциализм (Г.Мар­сель). Персонализм Э.Мунье. Эволюционная антропология П.Тейяра де Шардена. Модернизм в христианской теологии.

Герменевтика от Ф.Шлейермахера до Г.Гадамера. Проблема понима­ния, интерпретации и методологии гуманитарного знания. Концепция "языка" и "текста" в философской герменевтике. Герменевтический метод в теологии, филологии, теории искусства, философии истории и онтологии.

Современная философия истории и теоретическая социология. Кон­цепции технологического детерминизма, "общества всеобщего благоден­ствия", "традиционного", "индустриального", "постиндустриального" и "информационного" общества. У.Ростоу, Д.Белл, Е.Масуда, О.Тоффлер. Утопии и антиутопии XX в. Экологический пессимизм и новая апокалиптика. Глобальные проблемы современности и глобальные модели разви­тия. Неоконсерватизм. Структурно-функциональный анализ общества: Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон. Теория "открытого" в "то­талитарного" общества. "Система социологии" П.Сорокина. Концепции "исторического круговорота" О.Шпенглера и А.Тойнби. Понятия "куль­тура" и "цивилизация", проблема их единства, многообразия, типологизации, тенденции и перспективы развития современной зарубежной философии.

 

Источники

 

* I. Абаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. -

  1992. - № 8.

* 2. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии.

  - 1989. - № 2.

* 3. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. -

  1992. - № 10.

4. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.:Прогресс, 1989.

* 5. Башляр Г. Новый рационализм. - M.: Прогресс, 1987.

6. Бергсон А. Время свобода воли. – М., 1914.

7. Бергсон А. Время и свобода воли. - М., 1914.

* 8. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы филосо­фии.   

  - 1993. - № 5.

9. Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произв.

  - М., 1990.

10. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994.

* 11. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. -1991.

    - № 2.

12. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М.: Изд-во

    иностр. лит., 1958.

13. Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевти­ки.

    - М.: Прогресс, 1988.

14. Гартман Э. Сущность мирового процесса или философия 

    бессознательного. - М., 1875.

* 15. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная

    феноменология. Введение в феноменологическую философию  

    (главы из книги) // Вопросы философии. - 1992. - № 7.

16. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. - I9II. Кн. I.

17. Гуссерль Э. Феноменология // Зарубежная феноменология и

    экзистенциализм. - Киев, 1989. Ч.1.

18. Галбрейт Д. Жизнь в наше время. - М.: Прогресс, 1986.

19. Галбрейт Д. Новое индустриальное общество. - М.: Прогресс, 1969.

20. Гюрджиев Г.И. Теория психотрансмутации // Радаональное и

    иррациональное в современном буржуазном сознании. Вып.2.

    - М., 1979.

21. Дильтей В. Сущность философии. Философия в систематическом

    изложении. - СПб., I909.

* 22. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. - 1995.

    - № 10.

* 23. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума //

    Вопросы философии. - 1988. - № 4.

24. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.: Прог­ресс,

    1991.

25. Джемс У. Прагматизм. - СПб., I99I.

26. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991.

27. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. - СПб.: Андреев и

    сыновья, 1992.

28. Карнап Р. .Значение и необходимость. - М.: Прогресс, 1958.

29. Карнап Р. Философские основания физики. – М.: Прогресс, 1971.

* 30. Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990.

31. Камю А. Избранное. – М.: Прогресс, 1989.

32. Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники

       позитивизма. Бып. 4. – СПб., 1912.

33. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 1910.

* 34. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

* 35. Кун Т. Структура научныз революций. – М.: Прогресс, 1975.

36. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – СПб., 1994.

37. Коллингвуд Р. Дж. Идня истории. Автобиографии\. – М.: Наука, 1980.

* 38. Ленин В.И. Материализм и ампириокритизм. // Полн. Собр. Соч. Т.18.

39. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М.: Прогресс, 1983.

40. Леви-Строс К. Печальные тропики. – М.: Худож. лит., 1984.

* 41. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. Агрессия (так называемое зло) // Вопросы философии. – 1992. - № 3.

* 42. Маркс К. Капитал // К. Макрс, Ф. Энгельс. – Соч. 2-е изд. Т.2.

43. Милль Д. С. Система логики. – М., 1914.

* 44. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1990.

45. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. – М.: Мысль, 1989.

* 46. Новая технократическая волна на Западе. – М.: Прогресс, 1986.

* 47. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы филососфии. – 1989. - № 3 – 4.

* 48. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. – 1993. - № 10.

* 49. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М.: Наука, 1991.

* 50. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии»

      - 1993. - № 5.

* 51. Проблема человека в западной философии / Сб. пер. с англ.,

       нем., фр. -. М.: Прогресс, 1988.

52. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.

53. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. - М.:

       Культурная инициатива, 1992.

* 54. Поппер К. Логика социальных наук // Boпросы философии.

       - 1992. - № 10.

* 55. Поппер К. Нищета историзма // Вопросы философии. - 1992.

       - № №8,9,10.

56. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - М.:

      Изд-во иностр. лит., 1957.

57. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуpе. – СПб., I9I2.

58. Риккерт Г. Философия жизни. – Пг., 1922.

* 59. Рикёр П. Человек как предмет философии // Вопросы

       философии. - 1989. - № 2.

* 60. Сантаяна Дж. Прогресс в философии // Вопросы философии.

       - 1992. - № 4.

61. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. – М.: Прогресс, I994.

62. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. - М.: Изд-во

       иностр. лит., 1953.

63. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. – 1989. - № 3.

* 64. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык,

       мазохизм // Проблема человека в западной философии. – М.,

      1988.

65. Спенсер Г. Основные начала. – СПб., 1897.

66. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М.: мысль,1992.

67. Сорокин П. Система социология: В 2 т. - Пг., 1920 - 1921.

68. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: Пpoгресс, 1987.

69. Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, I99I.

70. Тоффлер 0. Столкновение с будущим // Иностр. лит. - 1972 - № 3.

71. Тоффлер 0. Третья волна // США: ЭПИ. - 1982. - № 7 – II.

72. Тулмин С. Человеческое понимание. - М.: Прогресс, 1984.

* 73. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. - М.: Прогресс,

       1990.

74. Фейерасенд П. Избранные труда по методологии науки. – М.:

       Прогресс, 1986.

75. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

76. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989.

77. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Наука, I990.

78. Фрейд З. «Д» и «Оно». Труды разных лет. - Тбилиси: Мерани,

       1991.  

79. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. - М., 1923.

 * 80. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии.

       - 1988. - № 8.

* 81. Фромм Э. Иметь или бытъ? - М.: Мысль, 1986.

82. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992.

83. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990.

 

* 84. Фромм Э. Духовная сущность человека // Философские «науки.

       - 1990. - №8, 9.

* 85. Фромм Э. Некрофилы иАдольф Гитлер // Вопросы Философии. -

      1991. - № 9.

86. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб.:

      A-cad, 1994.

* 87. Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии. - 1993. № 5.

88. Хайдеггер М. Бремя и бытие. – М.: Республика, 1993.

89. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. –

      М.: Прогресс 1991.

* 90. Хайдеггер М. Что это такое – философия // Вопросы философии.

      – 1993. - № 3.

91. Шелер М. Избранные произведения. – М.: Гнозис, 1994.

* 92. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в

      западной философии. – М., 1988.

* 93. Швейцер А. Культура и этика. – М.: Прогресс, 1973.

94. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.: Прогресс, 1991.

95. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. – СПб.,

      1891, 1901.

* 96. Шопенгауэр А. Избранные произведения.

      - М.: Просвещение, 1992.

97. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

98. Юнг К. Архетип и символ. - М.: Прогресс, 1995.

99. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. - СПб.: Изд-во

       Восточно-европейского института психоанализа, 1994.

* 100. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного //

      Вопросы философии. - 1988. - № I.

101. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Прогресс, 1991„

Учебные пособия

 

1. Буржуазная философия кануна и начала империализма. Учебное 

      пособие. / Под ред. А. С .Богомолова и др. - М.: Высш. шк., 1977.

2. Современная буржуазная философия. Учебное пособие. / Под ред.

     А.С.Богомолова и др. - М.: Высш. шк., 1978.

* 3. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века: В 2 т. –

     М.: Интерпракс, 1994.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Аверинцев С. С. Морфология культуры О.Шпенглера // Вопросы

   литературы. - 1968. - № I.

2. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в

   гуманитарных науках. - М.: Наука, 1977.

3. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М. Наука,

   1988.

4. «Антропологический поворот» в философии XX века. - Вильнюс,

   1989.

5. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия

   НТР: год 2000. - М.: Политиздат, 1986.

6. Богомолов А.С. Философия англо-американского неореализма.

7. Быховскии Э. Кьеркегор - М.: Мысль, 1972.

8. Буржуазная философская антропология XX века. –

    М.: Прогресс, 1986.

9. Буржуазная философия XX века. - М.: Политиздат, 1974.

10. Власть. Очерки современной политической философии Запада.

    - М.: Наука, 1989.

* II. Вригт Г.Х. Логика и философия в XX веке //

    Вопросы философии. - 1992. - № 8.

12. Гайденко П. П. Экзистенциализм и культура. - М.: Наука. 1963.

* 13. Гайденко П. П. От исторической герменевтики к "герменевтике

   бытия". Критический анализ эволюции М.Хайдеггера // Вопро­сы  

   философии. – 1987. - № 10.

* 14. Герменевтика: история и современность. – М.: Наука, 1985.

* 15. Григорьян Б.Т. Философская антропология. - М.: Мысль, 1982.

16. Грякалов А.А. Структурализм в эстетике. - Л.: Наука, 1989.

* 17. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики //

    Вопросы философии. – 1995. - № 8.

18. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. - М.: Политиздат, 1966.

19. Давыдов Ю.Н. Сюрреалистический революционаризхм Герберта   

    Маркузе // Вопросы литературы. – 1969. - № 9.

* 20. Долгов К.М. От Киркегора до Камы: очерки европейской

   философско-эстеткческой мысли XX века. - М.: Искусство, 1990. 

21. Загладин В.В. Фролов И.Т. Глобальные проблемы современ­ности: 

    научный и социальный аспект. - М.: Политиздат, 1989.

* 22. Ильенков З.В. Маркс и западный мир // Вопросы философии. -

   1988. - № 10.

23. Какабадзе З.М. Человек как философская проблема. - Тбили­си:

   Мерани, 1970.

24. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. - Л.:

   Лениздат, 1976.

25. Киссель М.А. Структура и смысл философии экзистенциализма //

Философкие науки. – 1972. - № I.

26. Киссель М.А. Идеализм против науки. - Л.: Лениздат, 1969.

27. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы (рационализм и эмпиризм в философии XX века). – М.: Мысль, 1974.

28. Козлов М.С. Философия и язык. – М.: Мысль, 1972.

29. Кон И.С. Позитивизм в социологии. – М.: Наука, 1964.

* 30. Кузнецов В.Г. Проблема понимания языковых выражений в

    сематической-концепции Л. Витгенштейна // Вопросы философии.

    – 1985. - № 9.

31.Кууси Пека. Наш человеческий мир. – М.: Прогресс, 1938.

32. Мамардашвили М.К. и др.. Классика и современность: две эпохи в

    развитии буржуазной философии // Философии в сов­ременном 

    мире. - М., I972.

  33. Маркарян Э.С. О концепции лекальных цивилиаций. - Ереван:

    Айастан, 1962.

34. Марксистско-ленинская теория исторического процесса: В 3 т. –

    М.: Наука, 1981 - 1987

35. Мельвиль Ю.К. Ч. Пирэ и прагматизм. - М.: Изд-во МГУ, 1968.*     

* 36. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX в. – М.: Мысль,

   1983.

37. Нарский И.С. Современный позитивизм. - М.: Политиздат, 1961.

* 38. Нарский И.С. Современная буржуазная философия: даа ведущих

    течения нач. 80-ых гг. XX века. - М.: Мысль, 1983.

39. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. - М.: Наука,

   1978.

40. Ойзерман Т .И. Формирование философии марксизма , - М.:

   Мысль, 1974.

41. Печчеи Аурелио. Человеческие качества. - М.: Прогресс, I980.

* 42. Современная западная философия. Словарь. - М.: Политиздат,

    1991.

43. Современные теории цивилизаций. - М.: Изд-во института  

    всеобщей истории, 1995.

44. Современный экзистенциализм; Критические очерки /

    Т.И.Ойзерман и др. - М.: Мысль, 1966.

45. Самосознание европейской культуры XX века / Сб. пер. С англ., 

    нем., фр. - М.: Прогресс, 1991.

46. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной

    лите­ратуры / Пер. с разн. яз. - М.: Прогресс, 1991.

47. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, 

      смерти, бессмертии. 19 век. - М.: Республика, 1995.

48. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. - М.: Знание, 

      1994.

* 49. Шестов Л. Памяти великого философа (Эдмунд Гуссерль) //

      Вопросы философии, - 1989. - № I.

50. Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии

      XX века: Критический очерк эмпиристических позитивистских 

      течений. - М.: Наука, 1978.

51. Юлина Н.С. Теология и философия в религиозной мысли США

      XX века. - М.: Наука, 1986.

Тема 9. Русская философия

 

Исторические условия развития философии в России. Русский наци­ональный тип. Общие особенности русской философии, периодизация, ее истории. Философско-религиозная мысль допетровской Руси. Образова­ние русского государства. Принятие христианства и влияние Византии. Характерные черты русской религиозности. Понятие и особенности «православия». Учение с "Москве - третьем Риме".

 Образование и духовная культура в ХVII в. Реформа Петра I. Фе­офан Прокопович. Секуляризация и перелом в церковной идеологии в XVIII в. Философия Г.Сковороды. Начало светской культуры, "обмир-шение" философии, русское "вольтерьянство" и генезис русского ради­кализма. Появление масонства. М.В.Ломоносов как основоположник русской материалистической традиции. Философия в духовных академиях ХVIII в. А.Н.Радищев как родоначальник революционно-республиканской идеологии в России. Русская "интеллигенция". Идеология декабризма.

Философия в высших школах XIX в. Россия и Европа. Западные влияния: русское шеллингианство, гегельянство, неолейбницианство, неокантианство и т.д. Понятия "западничества" и "славянофильства". Главный пункт полемики. П.Чаадаев и А.С.Хомяков. Идея "соборности" И русский либерализм. Мировоззрение Н.В.Гоголя. Развитие русского социализма. Революционный демократизм: И.В.Белинский, А.И.Герцен. Русский анархизм (М.А.Бакунин). Философия в духовных школах первой Половины XIX в. Позитивизм, натурализм, нигилизм, материализм в русской философии. Н.Г.Чернышевский. Поиски научной философии, ес­тественно-научный материализм (В.И.Вернадский, И.И.Мечников, ИЛ.Сеченов). Философия и социология "народников" (П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, Н.К.Михайловский).

Философско-религиозные взгляды Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Художественная литература и философия. К.Н.Леонтьев и В.В.Розанов. Вырождение славянофильства.

"Свободная теософия" всеединства B.C. Соловьева. Идея "богочеловечества". Софиология. Критика "западной философии". Этика Соло­вьева. Понятие "цельного знания".

Русский "космизм". Н.Ф.Федоров и К.Э.Циолковский.

Интуитивизм Н.О.Лосского.

Русский марксизм. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, диалектический ма­териализм в СССР. Марксистский коммунизм и русский мессианизм.

"Русский Ренессанс" начала XX в.: Д.С.Мережковский, Н.А.Бэрдяев, Л.Шестов. Философские взгляды поэтов-символистов. "Вехи".

Метафизика всеединства: Л.П.Карсавин, С.Л. Франк, П.А.Флоренс­кий, С.Н.Булгаков.

"Особый путь" русской философии. Современное состояние фило­софской мысли в России.

 

Источники

1. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. – М.: Правда,

  1989.

* 2. Бакукин М. A. Ибранные философские сочинения и письма. – М.:

  Мысль, 1987.

3. Белинский В. Г. Взгляд иа русскую литературу 1846 года.

  Взгляд на русскою литературу 1847 года // Избр. филос. произв.:

  В 2 т. – М., 1948. Т. 2.

4. Белинский В. Г. Письмо к Н.В. Гоголю. 3 июля 1847 г. // Избр.

  филос. Произв.: В 2 т. – М., 1948. Т.2.

5. Бердяев Н. Мое философское мировоззрение // Философские науки.

  – 1993. - № 6.

* 6. Бердяев Н. О русской философии.: В 2 ч. – Свердловск, 1991.

* 7. Бердяев Н. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990.

8. Бердяев Н. Смысл творчества. Философия свободы. – М.: Правда,

   1989.

* 9. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.:

   Политиздат, 1990.

*10. Бердяев Н. Самопознание. – Л.: Лениздат, 1991.

*11. Бердяев Н. О назначении человека. – М.6 Ревспублика, 1993.

 12. Булгаков С.Н. Свет невечерний. – М., 1917.

 13. Булгаков С.Н. Православие. - М.: Гсспубляка, 1993.

 14. Булгаков С.Н. Философский смысл троичности // Вопросы

  философии. - 1989. - № 12.

 15. Вернадский B.И. Философкие смысл натуралиста. - M.: Наука, 1988.

*16. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Изглубины:

   Сборник статей о русской революции / М.О.Гегшензон, Н.А.  

   Бердяев и др. - М.: Правда, 1991.

*17. Герцен А.И. Письма об изучении природы // Избр. филос.

   произв.: В 2т. - М., 1946. T.I.

*18. Данилевский Н.Я. Россия и'Европа. - М.: Правда, 1991.

19. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Новый мир. – 1991.

   - №10.

*20. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.

21. Киреевский П.А. Критика и эстетика. - М.: Искусство. 1987.

22. Кропоткин П.А. Этика. – М.: Мысль, 1991.

* 23. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. -

    М.: Мысль, I990.

 

Подготовка доклада, реферата, контрольной работы

 

Выступление с докладом и написание реферата - важная состав­ная часть самостоятельной работы студента над курсом. Доклад можно рассматривать как сжатое изложение рефзрата, а реферат - как раз­вернутый к подробно письменно изложенный доклад. Их цели совпадают. Для того чтобы составить ceбe достаточно верное и не слишком поверухностное представление о философии, необходимо хотя бы в двух-трех точках этого безбрежного океана «мировой мудрости» погрузить­ся в глубину и попробовать своя силы в размышлениях над фундяментальными философскими проблемами. Тематика докладов в основном оп­ределяется преподавателем, организующий практические занятия, конференции, коллоквиумы, диспуты и т.д. Разумеется, допускается и по­ощряется инициатива студентов. Тема реферата (если он не "вырас­тает" из доклада) в основном должна быть самостоятельно определена студентом. Первоначальную ориентировку при выборе тем дает настоя­щая программа базового курса. Поскольку длительность доклада сос­тавляет 10-30 минут, а объем реферата - 20-30 страниц, то тема долж­на быть достаточно узкой, специальной, конкретной и точно сформули­рованной, для того, чтобы ее можно было достаточно подробно и логи­чески грамотно осветить в столь небольшом временном и пространственном объеме.

Следует помнить, что доклад и реферат, естественно, преследуют учебные цели. "Реферировать" означает «прочитать, разобраться, проанализивароть и кратко изложить» известный круг литературы по избранное теме. Реферат не является оригиальным (классическим) философским трактатом (хотя теоретически это возможно, однако программой курса не требуется). Реферат не может быть также пересказом учебника или "Краткого философского словаря". Первая задача студента – найти тот классический философский текст, с которым он будет работать и для анализа которого будет привлечена вся дополнительная литература - учебник, справочники, энциклопедии, книги и журнальные статьи. Именно на этом этапе - формулировка темы и выбор источника - весьма полезно посоветоваться с преподавателями, так как множество текстов неисчерпаемо и не все они в равной мере подходят для данной цели. Исходный текст может быть цельным самостоятельным произведением (разумеется, скорее всего - небольшого объе­ма), либо частью его, обладающей известной относительной самостоятельностью и смысловой завершенностью. Не рекомендуется делать доклад и писать реферат только по "вторичной", комментаторской литературе. Следует помнить, что между нею и первоисточниками есть качественное различие, подобное различию между живым человеком и его фотогрефией. Тот, кто не читал первоисточников, тот не знает, что такое философия. Без oпоры на классические тексты изложения любого вопроса курса будет поверхностным и недовлетворительным. В этотм отношении философия существенно отличается от других дисциплин, например от физики или математики. С физикой Ньютона не обязательно знакомиться по его собственным трудам для того, кто хочет работать в качестве физика в наше время. Классическую механику можно изучить абсолютно адекватно по работам многих авторов, так как ее сожержание достаточно безлично. Но изучить философию Платона можно тольео по его собственным сочинениям. Она существует в единственном экземпляре, подобно произведениям искусства, в данном случае – мыслительного искусства. С нее можно снять "копию", но это будет всего лишь копия, несущая на себе отпечаток посредственности и упускающая не то самое важное. Это различие дисциплин и, соответственно, методов их изучениф обусловлено качественным, глубочайшим различием в характере философского и конкретно-научного, частнонаучного знания. Оно проявляеься и в законах развития философии. В развитии науки имеет место постоянный прирост, накопление знания, так что после данные теории как бы «снимают», впитывают в себя предшествующие внимают их. Поэтому научные теории непрерывно устаревают. Совершенно иначе обстоит дело в искусстве или в религии, гдн Достоевский не делает устаревшим Шекспира, а Магомет не сделал устаревшим учение Христа. Именно таков характер "развития" философии. Поэтому не имеет значения, в какое время, в какую эпоху был написан классический фи­лософский текст - все они имеют равную теоретическую силу и равную актуальность. Другое дело, что с текстами былых времен труднее ра­ботать, так как необходимо научиться преодолевать историческую дис­танцию, "чуждость" иной культуры, подобную, скажем "языковому барь­еру" .

После выбора темы и текста необходимо составить план реферата, его концепцию. Изложение материала, накопленного в процессе чтения, должно подчиняться известной логике, открытой и подробно описанной еще в греческой философии. А именно, сначала надо сделать то, что называется "постановкой проблемы", затем провести анализ имеющихся в литературе точек зрения, предложенных решений этой проблемы, и, наконец, сделать, вывод, некоторое "резюме" или обобщение. Поэтому реферат должен состоять из следующих четырех частей: введения, ос­новной части, разделенной на 3-4 параграфа, главы и т.п., заключе­ния и списка литературы. Такова общенаучная форма, по которой в на­ше время пишут статьи, книги, диссертации и т.п.

Во "Введении" необходимо "поставить проблему". Не все понима­ют, что "тема" и "проблема" - это совсем не одно и то же. Тема -это просто название предаете, о котором будет идти речь, например -"философия экзистенциализма". Этот предмет существует совершенно не­зависимо отстудента и ему все равно, рассуждают о нем в реферате или нет. А проблема - это как раз название для состояния небезразличия, выражение состояния coзнания исследующего субъекта, а имен­но, состояния озадаченности, непонятности, трудности, которую сле­дует преодолеть. Проблема - это формулировка задачи, которую предстоит разрешить в реферате, это



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Тема 7. Классическая немецкая философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Классическая немецкая философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)