Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Философия, культура и наука эпохи Возрождения



2020-02-03 187 Обсуждений (0)
Тема 5. Философия, культура и наука эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие обзоры истории философии

 

I. Гегель Г. Лекции по истории философии: В 3 кн. // Соч.: В 14 т. - М.,

    Л., 1932 - 1935. Т.Т. 9 - II.

* 2. История философии: В 6 т. // Под ред. М.А.Дынника и др. -

    М.: Изд-во АН СССР, 1957 – 1965.

* 3. Историк философии в кратком изложений // П. Вошагликова,

    В. Coyчек и др. - М.: Мысль, 1991.

* 4. Краткий очерк истории философии // М.Т. Иовчук, В.Ф. Асмус и др. -

    4-е изд. - М.: Мысль, 1981.

5. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и

    социальными условиями от античности до наших дней. Kн. I - 3. –

    Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994.

 

Основное содержание курса

           Тема I . Предмет, структура и функции философии.

           Понятие «мировоззрения». Структура и типы мировоззрений. Практическое, познавательное и целостное отношение человека к миру. Обыденное и теоретическое миропонимание. Основные формы духовной жизни общества и интеллектуальной деятельности личности. Особенности философского мировоззрения, знания и мышления. Философия и религия. Философия и наука. Философия и искусство. Философия как высшая форма знания, средоточие духовной культуры. Основные темы философских размышлений: абсолютное и вечное, материя и дух, первоначала бытия и знания, мир, бог и человек, добро и зло, прекрасное и безобразное, высшее слово, конечная цель.

           Всемирная история и эволюция философии. Многообразие цивилизаций и культур, общее и частичное в характере и положении философии в различных обществах. Многообразие философских учений. Многообразие определений философии. Понятие о «школах» и «направлениях» в философии. Проблема классификации (типологизации) философских учений. Периодизации истории мировой философии.

           Структура философии, основные философские дисциплины. Предварительное понятие о метафизике, онтологии, теологии, натурфилософии, психологии, логике, теории познания, этике, эстетике, философской антропологии, философии науки, философии культуры, социальной философии. Функции философии в жизни общества и личности. Сущность образования. Понятие «естественного», «технического» и «гуманитарного». Философия как учебная дисциплина. Цель, задачи, структура, объем, порядок изучения курса. Основные источники, учебная, справочная и дополнительная литература.

 

Дополнительная литература

 

* I. Библер В.С. Чto есть философия? (очередное возвращение к

исходному вопросу) // Вопросы философии. – 1995. - № I.

* 2. Зотов А.Ф. Феномен философий: о чем говорит плюрализм

философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 12.

3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс,

1990.

* 4. Налимов В.З. Размышления о путях развития философии //

           Вопросы философии. – I993. - № 9.

* 5. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. - 2-е изд. -

М.: Мысль. 1982.

* 6.  Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М.: Наука, 1991.

* 7. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. – 1994.

 - № 6.

* 8. Стенин В.С. Философия и образы будущего // Вопросы философии.

 - 1994. - № 6.

* 9. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии.

 - 1993. - №9.

* 10. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы фило­софии.

 - 1989. - 9,

 

Тема 2. Восточная философия.

 

Сущность истановление "цивилизации". Основные особенности древневосточных цивилизаций. Проблема "первобытного мышления". Древнейшие формы религии: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, полидемонизм, супремотеизм. Понятие "мифа". Мифология, особенности мифологического сознания. Зачатки научного и философского мышления в первых памятниках письменности Древнего востока. Генезис философии.

Древнеиндийская философия. "Веды", их место в истории индейской и мировой культуры. Шесть ортодоксальных школ. Понятие «йоги», современная веданта. Неортодоксальные школы. Место буддизма в истории мировой культуры. Основные проблемы и понятия древне-индийской философии: брахман и атман, майя, сансара, карла, дхар­ма, мокши, самадха и др.). Древнекитайская философия: даосизм, конфуцианство, легизм; основные представления - культ предков, понятие традиции, "небо", "пять первоэлементов", "инь" и "ян", "дао" и др. Единство и различие восточной и западной культуры, религии и философии. Особенности образа мира, образа жизни, образа мышления и образа человека в восточных культурах. Проблема "Восток-Запад-Россия".

 

Источники

 

I. Древнеиндийская философия. Начальный период / Сост. и ред.

В.В. Бродов. - Ла* ;Лысль, 1963.

* 2. Древнекитайская философия: собрание текстов: В 2 т. / Хин-Щун. –

М.: Мысль, 1972 - 1973.

3. Дхаммапада / Пер. с пали, введ, и коммент. В.И. Топорова. – М.: Изд.

вост. лит., 1960.

4. Китайская философия: энциклопедический словарь / Под. ред. М.Л.             

     Титаренко. – М.: Мысль, 1994.

 

5. Свами Вивекананда Философия йога. - Магнитогорск: Амрита, 1992.

* 6. Философские тексты "Махабхараты" / Пер. с санскрита, предисл.,

    и примеч. Б.Л.Смирнова. - Вып. I. Кн. I. Бхагавадгита. - Ашхабад:

    Ылым, 1978.

 

Дополнительная литература

 

1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984.

2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия,

    наука, религия. - М.: Наука, 1980.

3. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культур­ные

    традиции и общество). - М.: Высш. шк., 1983.

4. Васильев Л.С. Культура, религии, традиции в Китае. - М.: Наука, 1970.

5. Ганди М.К. Моявера и ненасилие // Вопросы философии. -1992. - № 3.

6. Гессе Г. Сиддхарта. - Л., 1990.

7. Дао и даосизм в Китае: сб. статей / Отв. ред. Л.С.Васильев

    Е.Б. Поршнева. - М.: Наука, 1982.

8. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире.

    - М.: Наука, 1977.

9. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. - 2-е изд.

    - М.: Высш. шк., 1988,

* 10. История китайской философии. - М.: Прогресс, 1989.

11. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого

     интеллекта. - М.: Прогресс, 1983.

12. Конрад Н.Н. Запад и Восток. - М.: Наука, 1972.

13. Конфуцианство в Китае. - М.: Наука, 1982.

14. Кочетов А.А. Буддизм. - М.: Мысль, 1983.

15. Крывелев И.А. История религий: В 2 ч. - М.: Мысль, 1988.

16. Костюченко B.C. Классическая веданта и неоведантизм. - М.: Мысль,

     1983.

17. Костюченко B.C. Вивекананда. - М.: Мысль, 1977.

18. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.

     - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

19. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: И-Цзик, Дао Дэ 

     Цзин, Лунь Юй. - М.: Радикс, 1995.

20. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддстская  

      философия: Уч. пос. для студентов вузов. - М.: Наука, 1994.

 

21. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и

      культуры. - Ереван: Айастан, 1973.

22. Массон В.М. Первые цивилизации. - М.: Наука, 1999.

23. Мифы народов мира: В 2 т. - М.: Наука, 1980.

24. Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община. - М. 1905.

25. Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, I980.

26. Петров А.А. Очерк философии Китая. – М., Л.: Изд. АН СССР,    

      1940.

27. Порнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М.: Мысль, 1974.

28. Проблема человека в градационных китайских учениях. - М.:

      1983.

29. Тагор Рабиндранат. Творчество жизни. – М., 1917.

30. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2. т. – ТОО Стикс,

      1995.

31. Розенберг О.О. Проблемы буддистской философии. – 1982.      

32. Роллон Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивеканавды. – Л., 1991.

33. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. – М.: Наука, 1966.

34. Семенцов В.С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной

      критике. – М.: Наука, 1985.

35. Стеванянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока (опыт

      компаративистского подхода) // Вопросы философии, - 199I. -№3.

36. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: Наука, 1990.

37. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Прогресс, 1989.

38. Уайт Э., Браун Д. Первые люди. - М.: Прогресс, 1978.

39. Философия и религия на зарубежном Востоке XX века.

       - М.: Наука, 1985.

* 40. Фразер Дж. Золотая ветвь. - М.: Прогресс, 1983.

41. Человек как философская проблема: Восток - Запад.

       – М.: Изд. университета дружбы народов, 1991.

42. Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальная и

      раннеклассический периоды. - М.: Восточная литература, 1994.     

  43. Щербатский Ф.И. Избранные труда по буддизму. - М., 1988.

 

Тема 3. Античная философия.

 

Древнегреческая цивилизация, ее отличия от древневосточных культур. Понятие "запада" в истории и культурологи. Всемирно-исто­рическое значение греческой культуры. Греческая мифология и Тео-космогония (Гесиод, Гомер). Социокультурные предпосылки возникно­вения теоретического знания. Происхождение понятий "философ" и "философия". Особенности греческого понимания "философии". Основ­ные этапы развития греческой и римской философии. Общие черты ан­тичной философии и науки (понятия "космоцентризм", "онтологизм", греческое-понимание "феории" и т.д.).

Возникновение понятия "природа". Картина "космоса" в антично­сти. Особенности греческой натурфилософии. Формирование идеи суб­станциальности, понятие "архэ". Ранняя классика, милетская школа. Сущность "теоретического" мышления в естествознании. Натурфилосо­фия и конкретные науки. Теоретическое и эмперическое. Теоретичес­кое и практическое. "Огонь", "логос" и диалектика Гераклита. Пифа­гор и пифагореизм: возникновение теоретической математики, понятие "числа", число и гармония как "первоначала", математическое конст­руирование космоса. Достижения античной математики. Пифагореизм и числовая символика в истории культуры. Элейская школа: "путь мне­ния" и "путь истины", открытие спекулятивного (умозрительного) no-знания, апории Зенона и их значение для развития философии и науки. Младшие натурфилософы (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит): открытие понятий "элемента", "частицы", "атома". Всемирно-историческое зна­чение атомистического принципа. Особенности античного материализма. Различие античного, классического и современного понятия "природа". Исторический характер "картины мира". Основополагающие категории и принципы научного мышления о мире. Инварианты научного естествозна­ния.

Средняя классика: поворот философии к человеку и обществу. Со­фисты, "софистика", "софизмы". Начало "гуманитарных" наук. Открытие принципа субъективности, субъективной диалектики, релятивизма и ин­дивидуализма. Жизнь и учение Сократа: этический рационализм, "майевтика", "ирония", диалектика. Открытие этики: идея моральности и нравственной автономии. Сократические школы – кинию киренаики понятие "высшего блага". Два основных направления в мировой этике - этика долга и этика счастья. Антисфен и Диоган: идеал внутренней свободы, независимой просторы. Аристипп: принцип наслаждения (эвде­монизм).

 

Высокая классика. Жизнь и учение Платона. Понятие "айдоса" всемирно-историческое значение понятия "идея" и принципов объективного идеализма. Особенности античного "идеализма". Учение Платона о душе, "эросе", красоте, "припоминании", видах знания и строении Космоса. Теория "идеального государства". Платонизм в истории миро­вой культуры.

Зрелая классика. Энциклопедическая система Аристотеля как средоточке античной философии. Возникновение метафизики, онтологии и теологии ("первой философии") и идеи "науки". Отделение философии от частных наук. Всемирно-историческое значение метафизики Аристо­теля и ее судьба. Критика теории "идей", понятие "сущего", учение о четырех видах причинности, "материи" и "форме", "перводвигателе" и "категориях". Физика и космология Аристотеля. Перипатетическая научная программа, ее отношение к атомистической, пифагорейско-платоновской и ньютоновской парадигмам. Значение физики Аристотеля в истории естествознания. Создание логики, психологии и теории на­учного познания. Понятие логики как науки, ее структура и законы. Отношение логики, грамматики, риторики и диалектики в античности. Философское учение о душе и научная психология. Учение Аристотеля о знании, его происхождении и видах, о формах и методах научного познания. Античный идеал "науки". Исторический характер понятия "научности". Этика Аристотеля, его учение о сущности и видах госу­дарства. Аристотелизм в истории мировой культуры.

Эллинистически-римская философия. Идеал "мудреца". Основные этические школы поздней античности: стоицизм, эпикуреизм, скепти­цизм. Понятия "добродетели", "атараксии", судьбы и свободы, долга и счастья. Скептицизм и догматизм. Скептические "тропы". Неоплато­низм, его основные категории - Единое, эманация, иерархия, Ум, Ду­ша, Космос, эволюция, экстаз. Неоплатонизм и христианство. Античная философия и наука в истории мировой культуры.

 

Источники

 

* I. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1975 - 1982.

2. Гесиод. Теогония // Эллинские поэты. - М., 1963.

* 3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знамени­тых

   философов. - Я.: Мысль, 1986.

4. Дукреций Кар. О природе вещей. - М.: изд-во АН СССР, 1946.

* 5. Платон. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1990 - 1994.

6. Платон. О бессмертии души // Вопросы философии. – 1994. - №3.

7. Прокл. Первоосновы теологии. - Тбилиси, 1972.

8. Римские стоики: Сенека, Эпитет, Марк Авралий.

     – М.: Республика, 1995.

9. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1976.

 * 10. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. О эпи­ческих

     теокосмогоний до возникновения атомистики /

     Отв. ред. И.Д. Рожанский. - М.: Наука, 1989.

 

Учебные пособия

* I. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1976.

* 2. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: изд-во МГУ, 1985.

* 3. Реале Джованни, Антисери Дарио. Западная философия от истоков

   до наших дней. Кн. I. Античность. - СПб.: Петрополис. 1994.

* 4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высш.

   шк., 1981.

 

Дополнительная литература

 

1. Блонский П.П. Философия Плотина. - М., 1918.

* 2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. - М.: Наука, 1972.

3. Веркан Ж. – П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.:

    Прогресс, 1988,

4. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука: В 2 т. - М.:

    Физматлит, 1959 - 1990.

5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и разви­тие

    первых научных программ. - М.: Наука, 1980.

6. Гегель Г. Лекции по истории философии: В 3 кн. Кн. 1-2 //

    Соч.: В 14 т. – М., Л., 1932 - 1935. Т. 9-10.

7. Гомперц Т. Греческие мыслители: В 2 т. - СПб., 1911-1913.

* 8. Жмудь Я.А. Пифагор и его школа. - Л.: Наука, 1990.

9. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М.: Мысль, 1972.

10. Культура Древнего Рима: В 2 т. - М.: Наука, 1986.

11. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима –

      М.:Высш. шк., I990.

12. Досев А.Ф. История античной эстетики: В 8 т. - М.: Искусство,

      1963 - 1992.

13. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993.

 

 

14. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном

  изложении - М.: Мысль, 1989.

15. Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Вопросы философии. - 1988. - № 12.

16. Лосев А.Ф., Тахо-Года А.А. Платон. Аристотель. - М.: Моло­дая

  гвардия, 1993.

17. Маковельский А.О. Древнегреческие атонисты. - Баку, I945.

* 18. Нахов И.М. Философия киников. - М.: Наука, 1982.

19. Нейгебауэр 0. Точные науки в древности. - М.: Наука, 1968.

20. Соловьев B.C. Лекции по истории философии // Вопросы фило­

     софии. - 1989. - № 6.

21. Степанова А.С. Философия древней Стои. - СПб.: KN, 1995.

22. Томсон Дж. Первые философы. - М.: Изд-во иностр. лит., 1959.

23. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. - М., 1890.

24. Хейдеггар М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Прогресс

 1991.

25. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. - М., 1913.

* 26. Человек: Мыслители прошлого и настояшего о его жизни,

     смерти, бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.:

     Политиздат, 1991.

 

Тема: 4. Христианская и мусульманская философия средневековья.

Общие черты ипериодизация средневековой философии. Понятие «феодализма» и «средних веков». Особенности средневековой европейской культуы и ее «менталитета». Идейные источники средневековой философии. Понятие "монотеизма". Иудаизм. Возникновение и сущность кристианства. Библия. Особенности христианской мифологии, этики и тоологгии. Символ веры. «Патристика» иантичная философия (Тертуллиан, Климент, Ориген). Христианское богословие и неоплатонизм. Учение Августича о Боге, мире, человеке, знании и вере, добре и зле, грехе и спасении, смысле истории. "Ареопагитики": понятие катафатической и апофатической теологии. Креационизм и пантеизм, средневековая идея иерархии. Католицизм и православие.

Арабо-мусульманская философия, ее источники и своеобразие. Возникновение и особенности ислама. Коран. Мусульманская ортодок­сия (мутазиллиты и кутакаллимы). Шииты и сунниты, суфизм. Восточ-ый перипатетизм (Алъ-Фараби, Авиценна, Аверроэс). Роль арабской философии и науки в развитии европееской культуры.

Формирование схоластики. Средневековое образование: "семь свободных искусств", школы и университета, отношение философиик реглигии и церкви. Основные проблемы схоластической философии – вера и разум, универсалии, доказательства бытия Бога. Номинализм и реа­лизм. Рационалистические тенденции и мистицизм. Платонизм и аристотелизм в христианской философии. Онтологическое доказателсьво бытия Бога. Расцвет схоластики в XIII в., его причины. Философско-теологический синтез Фомы Аквинского. Понятие «естественной теологии», пять доказательств бытия Бога. Схоластический метод. Борьба томизма и августинизма. Неотомизм. Начало кризиса схоластики. Ирационализм и эмпиризм в поздней схоластической философии. «Бритва О кама», теория «двух истин» и двух целей человеке - земной и небесной. Теоцентризм и антропоцентризм. Значение и итоги средневековой философии.

 

Источники

 

  1. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Ренессанс, 1991.

  2. Абеляр Петр. История моих бедствий. - М.: Мысль, 1959.

  3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

  4. Давид Анахт. Определения филоспции // Соч. - М., 1975.

* 5. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. -

      М.: Наука, 1980.

  6. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. -

      Ростов-на-Дону, 1992.

  7. Избранные произвеения мыслителей стран Ближнего и Среднего

      Востока. – М.: Мысль, 1961.

  8. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. – М., 1991.

  9. Философия средневековья: Хрестоматия. Кн. I. Западно-

      европейская философия. - СПб.: Балтийск. гос. тахнич.

      университет, 1994.

 

Учебные пособия

 

* 1. Реале Джовани, Антисери Дарио. Западная философия от историков до наших дней. Кн. 2. Средневековье. – Спб.: Петрополис, 1994.

2. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш. шк., 1979.

* 3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой

   философии. – М.: Высш. шк., 1994.

 

 

Дополнительная литература

1. Аверинцез С.С. Христианство // Философская энциклопедия. Т. 5. -

   М., I970.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.:

   Наука, 1977.

3. Бессмертный Ю.Д. Жизнь и смерть в средние века. - М., 1991.

* 4. Бонавентура Д. О возвращении наук к теологии. Путеводитель

   души к Богу // Вопросы философии. - 1993. - № 8.

5. Боргош Б. Фома Аквинский. - М.: Мысль, 1975.

6. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -

   М.: Терра, 1991.

7. Вольтер. Бог и люди: В 2 т. – М.: Соцэкгиз, 1961.

* 8. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского //

   Вопросы философии. - 1994. - № I.

9. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и

   Среднего Востока. - М.: Наука, 1966.

* 10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Наука,

     1972.

11. Еремеев Д.В. Ислам: образ жизни и мышления. - М.: Наука, 1990.

12. Жорис ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. – М.:

     Прогресс, 1992.

* 13. Ислам и общество / Материалы "круглого стола" // Вопросы

     философии. - 1993. - и 12.

14. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. - М.:

  Мысль, 1982.

* 15. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М.:

     Мысль, 1979.

* 16. Ницше Ф. Антиарист. Проклятие христианству // Соч.: В 2 т. – М.,

     1998. Т. 2

17. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М.: Наука, 1991.

* 18. Рассел Б. Почему я на христианин. - М.: Политиздат, 1987.

18. Свенцицкая И.С. Раннее хтастианство: страницы истории. - М.:

  Наука, 1988.

19. Соловьев B.C. Маромет, его жизнь и религиозное учениа. - СПб.,

  I902 (репринт - I991).

20. Тахтенберг О. В. Очерки поистории западно-европейской

  средиевековой философии. – М.: Наука, 1957.

* 22. Фейербах Л. Сущность христианства. - М.: Мысль, 1965.

 

 

23. Флоренский П. Столп и утверждение Истины // Соч.: В 2 т. - М.:

    1991. T.I.

24. Фон Грюнебаум. Классический ислам (632 - 1258 гг.). - М.:

    Прогресс, 1986.

25. Фролов Е.А.- Проблема веры и знания в арабской философии. - М.:

    Наука, 1983.

26. Хейзинга И. Осень средневековья. - М.: Прогресс, I988.

* 27. Честертон Г.К. Франциск Ассизский // Вопросы философии. -

     1989. - № 1.

28. Штекль А. История средневековой философии. - М., 1912.

29. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания.

- СПб., 1907.

 

Тема 5. Философия, культура и наука эпохи Возрождения

 

Общая характеристика эпохи Возрождения, ее периодизация. Искусство Возрождения: архитектура, скульптура, живопись. Новый образ человека. Филология и философия. Ренессансный "гуманизм" "антро­поцентризм". Развитие "светской" культуры. Паганизация христианст­ва. Платонизм и аристотелизм Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского. Великие географические открытия. Итальянская натурфилософия и наука Возрождения. Формирование новой картины мира (Леонардо да Винчи, Коперник, Кеплер, Галилей). Пантеизм Джордано Бруно. Магия и астрология в культуре Возрождениу. Изобретение книгопечатания и его социокультурные последствия. Социально-философская и политичес­кая мысль Возрождения. Макиавелли и "макиавеллизм". Начало "свет­ской" политической науки. Понятие "утопии", его происхождение. Пер­воначальное накопление капитала и утопический коммунизм (Т. Мор, Т. Кампанелла). Скептицизм М.Монтеня. Реформация ХVI в., ее влияние на развитие философии и науки. Понятие "протестантизма". Особенно­сти протестантизма и его основные разновидности. Протестантская "аскеза". Контрреформация. Мартин Лютер и Эразм Роттердамский.

Источники

1. Бруно Д. Диалоги. - Соцэкгиз, 1949.

2. Данте Алигьери. Божественная комедия. - М.: Правда, 1982.

3. Кампанелла Т. Город Солнца. - М.: Соцэкгиз, 1954.

* 4. Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1980.

* 5. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли – М.:

   Наука, 1989.

 

6. Лютер Мартин. О рабстве воли (см.: 12)

* 7. Макиавелли Н. Избранные сочинения. – М.: Мыслъ, 1982.

* 8. Монтень М. Опыты: В 3 кн. - М.: Изд-во АН СССР, 1954-1980.

9. Мор Т. Утопия. – М., Л.: Соцэкгиз, 1947.

10. Помпонации Пьетро. Трактаты "О бессмертии души", "О причи­нах естественных явлений или о чародействе". – М.: Мысль, 1990.

11. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. - БВЛ, т. 33. - М.:

      Худож. лит., 1971.

* 12. Роттердамский Эразм. Философские произведения. - М.: Наука,

     1986.

 

Учебные пособия

 

1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Наука,

  1980.

* 2.   Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. – М.: Высш.

      шк., 1984.

 

Дополнительная литература

 

1. Баткин Л.М. Итальянские туманисты: стиль жизни и стиль

  мышления. - М.: Наука, 1978.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура

  средневековья и Ренессанса. - М.: Науки, 1965.

3. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII - ХVI вв. – M.:

Наука, 1977.

4. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. – М.: Наука, 1990.

5. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.: Прогресс,

      1986.

6. Дорфлан Я.Г. Всемирная материя физики. С древнейших времён

       и до конца ХVIII века. – М.: Наука, 1974.

* 7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Искусство, 1978.

8. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - Л.: Наука, 1976.

9. Чанышев А.Н. Протестантизм. - М.: Политиздат, 1969.

10. Эстетика Ренессанса. Антология: В 2 т. – М.: Искусство, 1981.



2020-02-03 187 Обсуждений (0)
Тема 5. Философия, культура и наука эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Философия, культура и наука эпохи Возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)