Методологические проблемы теории социальной работы
Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Теория социальной работы, как область научного знания, обладает всеми методологическими показателями науки: объект и предмет науки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат, методы, статус науки, принципы [27]. Объект и предмет науки определяет границы изучаемых явлений, место конкретной науки в системе других наук. В настоящее время общепринятым является понимание предмета любой науки как результата выбора объективно существующего процесса (явления) с целью изучения его под определенным углом зрения. Объект науки – реально существующая действительность (природная и социальная), он имеет множество сторон и свойств, каждые из которых могут стать предметом самостоятельного изучения. Определение предмета науки зависит от многих факторов: от уровня достигнутых в этой области знаний, развития социальной практики и т.д. Выбор объекта и предмета науки влияют на содержание теории и практики социальной работы. Объект и предмет – основополагающие методологические показатели развития научного знания. Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к их выделению. В словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе» [22]. И.А. Зимняя связывает границы объекта и предмета теории социальной работы с понятием «социальное взаимодействие». С.И. Григорьев, анализируя предметную сущность социальной работы, отмечает, что, несмотря на многообразие подходов, общим и важным является феномен «социальности», который выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов. В цивилизованном обществе такое сосуществование должно строиться на началах социального равенства и партнерства справедливого распределения, материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы [27]. Объект науки - реально существующая действительность (социальная и природная). Каждый объект имеет много сторон и свойств, которые могут стать предметом самостоятельного изучения под определенным углом зрения, т. е. стать предметом той или иной научной дисциплины. Теория социальной работы как гуманитарная дисциплина исследует социальную действительность и социальные отношения. Но социальные отношения многогранны и сложны как по структуре, так и по содержанию. Они имеют различные аспекты и исследуются многими общественными и специальными науками. В связи с такой многогранностью исследуемого объекта, каждая наука изучает не весь объект в целом, а лишь определенную его область, свой «срез», где проявляются свойства, связи, отношения, закономерности определенного типа. Определить объект социальной работы — это значит выделить тот уровень и характер фактов (явлений, процессов), которые ею изучаются. Это, прежде всего, целый ряд комплексных социальных связей (например, призрение нуждающихся, социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная защита и др.), которые до сих пор не изучались специально ни одной из официально существующих наук и являются объектом изучения теории социальной работы. Совокупность особых законов и закономерностей функционирования и развития объекта исследования и составляет предмет данной конкретной науки. На современном этапе развития теоретического знания в области социальной работы не существует однозначного определения объектно-предметных связей теории социальной работы, т.к. нет и единого мнения относительно сущности социальной работы. М.В. Фирсов считает возможным выделить три подхода к теоретической схеме социальной работы: «индивидуальный» («личностный», средовый), «социетальный» и социально-деятельностный [31]: - «индивидуальный» («личностный») подход ориентирует теорию социальной работы на изучение личности в контексте проблем с группой, обществом, социальных дезадаптивных и девиационных процессов. Социальная работа - «содействие людям в решении их личных проблем»; - социетальный подход в качестве базовой схемы рассматривает всю совокупность общественных связей и отношений и представленных работами И. Зимней, Е. Холостовой, И. Зайнышева. Социальная работа идентифицируется как междисциплинарная наука, объектом которой должно являться «взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми, социумом, предметом - «личная и социальная защита / самозащита человека». Е.И. Холостова в качестве объекта выделяет социальные отношения, предметной области - ряд направлений, которые представлены индивидуальными, семейными, социально-экологическими, социально-экономическими проблемами, проблемами социальной стратификации, поведенческого функционирования, символизации и моделирования, коммуникации, структур власти; - деятельностный подход в определении сущности социальной работы представлен работами С. Григорьева, Л. Гусляковой, Н. Стойко, Т. Демидовой, М. Фирсова. Основной акцент в данных исследованиях сделан на деятельностную сущность социальной работы, которая определяется как разновидность социальной деятельности, как система социальной защиты, как деятельность государственных организаций и отдельных лиц по оказанию помощи, как деятельность по восстановлению, сохранению психоментальных и социетальных связей индивида со средой. В этом контексте определяются объектно-предметные связи теории социальной работы. Так, Л. Гуслякова считает, что предметом теории социальной работы являются закономерности становления и реализации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности индивида и группы, а также механизмы сопряженности жизненных сил и средств обеспечения, их реализации [8]. Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой – влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы. Несмотря на различные формулировки объекта и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категория, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия. Закономерности социальной работы являются формой концентрации знаний предмета, выражая прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе. Тесно переплетаясь с общесоциальными и общепсихологическими законами, закономерности социальной работы, тем не менее, имеют свою специфичность. Они отражают особенности функционирования и развития субъекта/объекта социальной работы, существенные связи субъект-объектного взаимодействия в контексте социальной работы, особенности организации практической деятельности в социальной сфере на макро-, мезо- и микроуровнях (закономерности формирования механизма социального управления в системе социальной работы, закономерности формирования и потребления социальных услуг, закономерности формирования социально-педагогического воздействия среды обитания на клиента, закономерности осуществления социальной работы с различными социальными группами). Специфика методов исследования, используемых в теории социальной работы. Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи [17]. Многие методы, используемые в социальной работе являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Выделяют социально-экономические, психолого-педагогические и организационные методы социальной работы. Некоторые зарубежные исследователи (Г. Бернер) говорят о методах «преимущественно» теории социальной работы и относят к ним, прежде всего, метод написания «социальных биографий» и «комплексное психосоциальное моделирование». Методы социальной работы во многом обусловлены спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, характером поставленных задач, специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Понятийный аппарат социальной работы. Понятийно-категориальный аппарат служит важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания – это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения логических операций и образует структуру науки. Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Именно посредством понятий в любой науке, и социальная работа здесь не является исключением, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности. Л. Гуслякова и Е. Холостова предлагают рассматривать три группы категорий, составляющих «понятийное поле» теории социальной работы [8. 28]: - категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, т. к. обозначаемые ими явления и процессы изучаются так же другими науками («социальные отношения», «социальная деятельность», «личность», «социализация» и т. д.); - категории, служащие, прежде всего категориями социальной работы, но используемые и другими науками («психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «социальное благополучие» и т. д.); - категории, относящиеся собственно к социальной работы («социальное страхование», «социальная биография», «социальный работник» и др.). Многие научные исследования в области теории социальной работы посвящены проблемам личности социального работника, его профессиональной компетенции, а также разработке концепции инфраструктуры помощи и поддержки нуждающимся. Разработка научно-категориального аппарата – это одна из приоритетных задач теории социальной работы. Категории социальной работы могут быть проанализированы по признаку принадлежности к различным организациям социальной работы в различных сферах социальной практики. Понятийный аппарат социальной работы в образовании будет отличаться от системы понятий, описывающих социальную работу в армии или медицинских учреждениях. Целесообразно выявить кластеры понятий, относящихся к социальной работе с различными категориями клиентов или к различным особым ситуациям (например, в зонах военных конфликтов). Данные классификации отражают специфику содержания практической социальной работы. Особенности организации профессиональной и добровольческой социальной работы, технологические аспекты управления системой социальной работы отражены в специфической группе понятий – «менеджмент социальной работы», «экономика социальной работы». По мере дальнейшего развития теории и практики социальной работы система её категорий будет расширяться и уточняться. Следующая методологическая проблема – это анализ закономерностей конкретного социального знания, от познания которых зависит результативность практики. Закономерности, объективно присутствующие в реальной действительности, могут отличаться по объему содержания и форме фиксаций от тех закономерностей, которые утверждаются в науке. Причина этого – не только в неполноте нашего знания, которое не до конца вскрывает сущность тех или иных явлений. Теория социальной работы относится к общественным дисциплинам со всеми присущими этим дисциплинам сильным и слабым сторонам. Проблематизированный, повседневный мир людей – вот что находится в фокусе теории социальной работы. Социальная практика, по своей сути, многогранна и интегративна, а потому закономерности социальной работы представляются как идеально усредненное отражение основных тенденций функционирования системы социальной помощи. А раз так, то количество социальных переменных, влияющих на социальные процессы и самочувствие клиента, позволяет вести речь лишь о вероятностных, интерпретативных, феноменологических моделях и результатах в деятельности субъектов и объектов социальных взаимодействий. Учитывая, что социальные отношения характеризуются многозначностью, размытостью смыслов и субъективизмом оценочных суждений, позитивизм, объективизм, математическое моделирование, равно как и игнорирование ценностно-смысловых проблем клиента и социума в социальной работе категорически неприемлемо. Нерешённость и дискуссионность методологических проблем теории социальной работы – вот основная особенность современной научной ситуации. Это обстоятельство прямо влияет на поиск роли и места теории социальной работы среди других наук. С одной стороны, теория социальной работы имеет все структурно-родовые признаки научного знания: налицо специфический предмет и объект исследования, закономерности, специфические понятия, категории, принципы и методы исследования. С другой стороны она скорее относится к группе прикладных наук и характеризуется междисциплинарной направленностью. С.И. Григорьев отмечает, что в оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России доминируют два подхода. Сторонники одного исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют смежные науки о человеке и обществе (социальная философия, социология, антропология, психология и др.); сторонники другого предпринимают попытки доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты. Закономерности теории социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации. В специальной литературе закономерности социальной работы разделяют на две группы: 1. Закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы; 2. Существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика [8]. Бесспорно, что к числу основных закономерностей следует отнести взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а также – взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Закономерности социальной работы носят объективный характер и проявляют себя независимо от желания, знания и воли людей [4]. Важным аспектом теории социальной работы является ее принципы. Принципы социальной работы - наиболее устойчивые, научно обоснованные положения, определяющие требования к содержанию организации и технологиям социальной работы. Подразделяются на: - методологические (принцип гносеологического подхода, принцип детерминизма и самоорганизации, принцип единства сознания и деятельности, принцип личностного подхода); - организационные (планомерность и последовательность в работе с клиентом, взаимодействие всех социальных институтов, контроль и проверка исполнения, сбор и анализ первичной информации, реклама и пропаганда деятельности социальных служб); - содержательные (принципы опоры на собственные силы, принцип объективности, системности, принцип неущемления прав, принцип толерантности, принцип максимизации минимума). В законодательных и других нормативных актах РФ сформулированы некоторые конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране [1]. Таким образом, теория социальной работы – самостоятельная отрасль социально-гуманитарного знания в системе общественных наук, ей присущи все структурные элементы научного знания и характерны интегративность и прикладная направленность.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |