Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретико-методологические основы организации практического обучения специалиста социальной работы



2020-02-03 256 Обсуждений (0)
Теоретико-методологические основы организации практического обучения специалиста социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Состояние исследованности проблемы практико-ориентированного образования специалистов социальной сферы сегодня должно быть рассмотрено, с одной стороны, в контексте исследования формирующегося в России социальной работы и новой для российского общества профессии, с другой – в контексте формирования национальной модели социального образования, развивающейся на основе отечественных технологий и практик подготовки специалиста социальной работы (социономов) [11].

Как западными, так и российскими исследователями, занимающимися проблемами социального образования, и конкретно – подготовкой социономов, признан тот факт, что профессиональная подготовка будущего профессионала социальной сферы должна опираться на единство обучающих технологий, реализуемых в аудиторных условиях, и технологий, осуществить которые можно только в условиях практикующих социальных учреждений.

Согласно мнению современных авторов, практика – это период активного развития мотивации процесса овладения социальной деятельностью, открытия и переоткрытия в ней собственных личностных смыслов, формирования профессиональных установок у будущего специалиста той или иной области профессионального труда (О.Л. Абдулина, Н.B. Кузьмина А.В. Петровский и др.).

Именно практика является неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса, одной из приоритетных структурных форм учебной деятельности и выступает средством формирования у студентов профессиональных навыков и умений [13].

Сегодня признанно, что на практике студенты получают навыки самостоятельного решения как теоретических, так и практических проблем, что становится основой развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности, так как:

- во-первых, любой вид практики включает элемент самостоятельности, поскольку усваивает материал человек всегда сам;

- во-вторых, именно разнообразная самостоятельная работа, организованная на практике, обеспечивает наиболее высокий уровень усвоения теоретического материала;

- в-третьих, только в процессе самостоятельно выполненной работы и, прежде всего, заданий практической направленности (подготовка диагностического материала, сбор информации о клиента, составление плана работы с клиентом, оказание реальных услуг и др.) формируются убеждения о значимости развития профессионализма, что особенно важно для специалистов социальной сферы;

- в-четвертых, самостоятельная работа, переходящая в самостоятельную социальную практику, формирует у обучаемых такие качества личности и характера, как целеустремленность, настойчивость, инициативу, творчество.

Практика в общей системе подготовки будущего специалиста является тем «мостиком», который соединяет процесс теоретического познания с процессом формирования практических умений и навыков, позволяющих быстро адаптироваться в реальном мире профессии.

Навыки и умения, развитые в практической деятельности качества личности специалиста уже на начальном этапе его профессиональной карьеры, позволяют достаточно успешно выполнять функции профессионального труда.

Разрыв между научной теорией и практическим опытом находит отражение в конфликте между образованием и практической деятельностью обучаемых, той деятельностью, которая должна организовываться как в аудиториях, так и на рабочих местах.

Конфликт между образованием и практической деятельностью в области социальной работы ощущается намного сильней, чем в других сферах профессионального труда. Это во многом связанно с институциональной структурой данного вида деятельности, особенностями взаимодействия между ее субъектами (субъект-субъектные отношения).

Словосочетание «социальная деятельность» по семантическому содержанию достаточно многозначно. В одном контексте оно обозначает природу деятельности в обществе в целом, указывает на то, что ее источники, факторы и результаты обусловлены интересами общества, то есть носят общественный характер.

В другом контексте словосочетание «социальная деятельность» часто идентифицируется с деятельностью людей в социальной сфере, в рамках которой происходит становление и развитие социальной структуры, социальных институтов, социального положения человека.

Наконец, все чаще «социальная деятельность» корреспондируется с понятиями «социальная политика», «социальное партнерство», «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальное благополучие» и «социальная работа».

Социальная работа как никакая другая деятельность имеет особую социальную направленность, а ее функциональный ряд задан общественными потребностями, связанными с социальной защитой, социальной поддержкой и социальным обеспечением людей.

Как общественное явление и понятие социальная работа является одним из видов и способов социальной деятельности, имеющим свою специфику. Последняя выражается уже в самом названии, базовое слово в нем – «работа», но определяющее – «социальная».

Социальная работа – особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. В этом смысле она выступает условием социального воспроизводства общества, средством его социального конструирования, обеспечения преемственности в развитии. Именно в этом заключается ее непреходящее значение для общества в целом и отдельных социальных групп и индивидов в частности.

Социальная работа как практическая деятельность обладает характеристиками, отличающими ее от других видов современных профессий. Одной из основных отличительных черт является специфика профессионального действия и интеракций между специалистом и клиентом.

В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, свойственных различным видам профессий, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, носящие доверительный характер, при которых клиент сохраняет за собой преимущественное право при принятии решений.

К профессиональной социальной работе часто ошибочно относят услуги вспомогательного или технического персонала социальных служб, а также благотворительных организаций, занятых социально-бытовым обслуживанием, чей труд не требует высокой квалификации и соответствующей подготовки.

В то время как профессиональные услуги специалиста социальной работы, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта-психолога, педагога, специалиста-менеджера по кадрам (персоналу) или занимающегося организационной, социально-аналитической, прогностической и другими видами социально-помогающей деятельностью, требуют основательной теоретической подготовки, закрепленной в практической деятельности и реальном взаимодействии с клиентами различных социальных учреждений.

Таким образом, социальная работа как практическая деятельность обладает характерными особенностями. Специфика клиентуры социальных учреждений состоит в том, что за помощью обращаются преимущественно представители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества. Эти категории населения требует особого внимания и особых профессиональных навыков в процессе оказания различных видов социально-помогающей деятельности.

В обслуживании клиентов специалист должен стремиться к достижению особых целей, которые определяются спецификой социальной работы, уникальностью личности клиента, особенностями его жизнедеятельности и др. Социальный работник должен быть готовым к тому, чтобы добровольно принять на себя профессиональную ответственность и реализовать ее в практических действиях.

Специфика социально-помогающего труда, высокая моральная ответственность перед субъектами деятельности (клиент, его социальное окружение, коллеги, общество в целом) уже на начальных этапах профессиональной деятельности (послевузовский период) требует от специалиста социальной сферы высококвалифицированной подготовки, позволяющей на практике достаточно умело применять полученные в вузе теоретические знания.

Специфика формирующейся системы профессионального образования в России и система преемственности, при которой специалистов социальной работы начали готовить на базе различных учебных учреждений (медицинский вуз, педагогический, технический и др.), определили и методологию исследования организации практического обучения профессионалов в области социальной сферы.

Особую роль в подготовке социономов привнесли педагогические вузы, а система подготовки педагогов (в том числе и организация практики) легла в основу подготовки социальных работников, социальных педагогов и специалистов социальной работы.

Производственная практика представлена как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста, а главным условием повышения эффективности практической подготовки студентов выступает профессионально-направленное содержание обучения.

Раскрывая сущность, задачи, содержание, формы и методы организации деятельности студентов в процессе производственной практики, ее место в системе подготовки будущего специалиста, современные исследователи подчеркивают необходимость взаимосвязи практики с изучением теоретических курсов. В работах ученых (О.А. Абдуллина, Т.Ф. Белоусова, Н. Базаева, Н.А. Варгина, А.Ю. Васильева и др.) показана роль и значение практики в развитии профессиональнозначимых качеств будущего соционома, подчеркивается, что основой производственной практики как целостной системы являются [14]:

- во-первых, рассмотрение и проведение практики как определенного органического компонента учебно-воспитательного процесса в вузе;

- во-вторых, усиление профессионально-педагогической направленности всей образовательно-воспитательной работы;

- в-третьих, обеспечение единства теории и практики в учебной и воспитательной деятельности (П.В. Пегов).

В исследованиях определенны подходы к организации и руководству производственной практикой студентов. Под руководством понимается процесс взаимодействия педагогов и студентов.

Руководить практикой означает создавать внешние и внутренние условия для успешного формирования личности будущего специалиста, рационально использовать образовательные и воспитательные возможности работы.

Ведущими российскими исследователями в области социальной работы (И.М. Лаврененко, Е.Н. Львова, В.А. Никитин, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.) определяется значимость решения проблемы формирования отечественной системы практико-ориентированного социального образования, так как практика, остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе.

Практика представляет собой базис для глубокого усвоения актуальных проблем в социальной сфере (И.М. Лаврененко, МСГУ). На практике студент получает помощь по [14]:

- сознательному привнесению теоретических знаний в практические ситуации;

- формированию профессиональнозначимых качеств личности будущего специалиста;

- развитию навыком самостоятельной теоретической и практической деятельности;

- обретению профессионализма при использовании навыков работы;

- воспитанию в себе профессионального долга при оказании социальных услуг;

- развитию стиля работы, согласующегося с личными возможностями и способностями;

- выработке в себе способности к эффективной работе в составе социальной службы и др.

Показывая преемственную связь между теорией и практикой (практической и теоретической подготовкой), исследователи замечают, что практическая подготовка в области социальной работы должна начинаться с лекционных и семинарских занятий.

Изучение истории, теории, технологии социальной работы в профессиональной школе должно быть изучением ее становления, теоретическим осмыслением и освоением технологии социальной работы как непосредственной практической деятельности.

Даже лекционные занятия должны для студентов выступать как вид их практической подготовки к будущей работе: слушая лекторов, они могут и должны учиться интеллектуально-эвристическому мышлению по поводу своей деятельности в системе социальной работы.

В содержание различных видов практики заложена идея преемственности и последовательности изучения различных технологий социальной работы: ведение документации, организация социальных служб, разработка и участие в социальных проектах, социальная диагностика проблем населения, различные виды консультирования и т.д.

Содержательный компонент проводимых в учебных заведениях практик связан с необходимостью привития у студентов навыков использования социогуманитарных знаний и технологий.

В практической деятельности студенты получают навыки проведения практических социологических исследований различных групп населения, необходимые для работы в территориальных центрах социального обслуживания, осваивают методы социальной диагностики для изучения потребностей населения в различных видах социальных услуг.

В ходе производственной практики они учатся излагать и конкретизировать имеющиеся знания, находить контакт с различными аудиториями. На практике в школах и учреждениях социального обслуживания студенты имеют возможность опробовать диагностический инструментарий, отработать навыки его использования и др.

Широкая база практики помогает студентам уже в процессе ее прохождения получить производственные навыки, у них пропадает страх перед будущей профессиональной работой.

Результатами поиска ответа на вопросы организации практико-ориентированного образования специалистов социальной работы стали разворачивающиеся на страницах специальной литературы (журналы и научные сборники, отражающие проблематику подготовки социономов) дискуссии. Наиболее полно данные вопросы представлены в материалах научно-практических конференций.

Учеными отмечается, что на сегодняшний день в российской системе практико-ориентированного образования специалистов социальной работы сложились следующие концептуальные подходы [14]:

- социетальный научный подход (Е.И. Холостова, А.М. Панов, Т.В. Шеляг и др.);

- эколого-социальная биологическая концепция социальной работы (Е.А. Меерсон, Т.Н. Карякина);

- личностно-ориентированная профессионально-практическая подготовка социономов (Н.Б. Шмелева);

- дифференцированно-вариативное практическое обучение (В.Л. Симонович, Л.Е. Никитина).

В зависимости от сложившихся подходов обучение специалистов социальной сферы современными исследователями рассматривается:

- как составной компонент учебного процесса (Е.И. Холостова и Т.В. Шеляг), включающий в себя глубокое изучение нормативно-правовой базы системы социальной защиты населения, ее структуры, назначения, способов функционирования;

- средство развития у студентов профессиональных навыков и умений (Е.А. Меерсон и Т.Н. Карякина), при котором особая роль принадлежит частным технологиям социальной работы, основанным на интегративных направлениях реабилитации и адаптации человека с проблемой;

- личностно-ориентированные развивающие технологии, основывающиеся на модульной системе. В основе таких модулей лежит определенный вид практики (учебно-ознакомительная (1 курс), учебно-методическая (2 курс), учебно-производственная (3 курс), производственная (4 курс) и преддипломная (5 курс) (М.Б. Шмелева);

- как одна из приоритетных структурных форм учебной деятельности, выступающей средством формирования у студентов профессиональных навыков и умений (В.Л. Симонович, Л.Е. Никитина).

Следует отметить, что несмотря на различные подходы к организации практического обучения отечественными исследователями практика представляется как составной компонент образовательного процесса и одновременно средство формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста.

Методологическая основа исследования практико-ориентированного образования будущих специалистов социальной работы сегодня отражена в исследованиях [14]:

- проблем профессионального образования (С.Я. Батышев, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина В.С. Леднев, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина, В. Ткаченко, В.К. Шаповалов и др.);

- вопросов профессиональной подготовки специалистов социальной работы в России и за рубежом (С.А. Беличева, С.И. Григорьев, Р. Баркер, X. Брауне, М.А. Галагузова, Л.В. Гуслякова, Е.И. Зритнева, И.А. Зимняя, А.М. Панов, К. Отте, В.А. Сластенин, Е.И. Холостова и др.);

- работах, отражающие теорию системного подхода в практике социальной работы (Н.И. Бабкин, П.В. Бобкова, Б.И. Гроссман, Л.Г. Гуслякова, Г. Роджерса, Л.В. Топчий, Б.Ю. Шапиро, С. Шадлоу и др.);

- исследованиях в области педагогического сопровождения развития личности в образовательной среде (Л.В. Бадя, Б.З. Вульфов, Л.Е. Никитина, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Е.И. Казакова, В.И. Слободчиков, Т.Ф. Яркина и др.).

Именно эти исследования определяют теоретические и методологические позиции организации непрерывного практического обучения будущих специалистов социальной работы, профессии, которая имеет особую социальную направленность, так как ее функциональный ряд задан общественными потребностями, связанными с социальной защитой, социальной поддержкой и социальным обеспечением людей.

Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студентов социальной работе является интеграция теории и практики.

В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.

Поэтому необходимо исходить из того, что подготовка кадров по специальности «социальная работа» должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студентов, т.е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.

 



2020-02-03 256 Обсуждений (0)
Теоретико-методологические основы организации практического обучения специалиста социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретико-методологические основы организации практического обучения специалиста социальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)