Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II . Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике



2020-02-03 315 Обсуждений (0)
Глава II . Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Широко используемые педагогикой собственные, традиционные методы – наблюдение, опытная работа, собеседование, анкетирование, анализ письменных и графических работ учащихся, педагогический эксперимент, изучение учебной документации и другие – сами по себе весьма полезны на этапе получения фактического материала, его группировки и систематизации, установления тех или иных отношений. Они позволяют найти и сформулировать качественные признаки и структурные элементы педагогических явлений и процессов, способствуют накоплению эмпирических данных. В этом их несомненная ценность.

Вместе с тем, становится все более очевидным, что использование одних только «традиционных» методов педагогических исследований не позволяет рассчитывать на коренное качественное преобразование эмпирического базиса педагогики, на формирование строго научных педагогических законов и теорий, на реализацию педагогикой своей прогностической функции. Целый ряд объективных факторов, и, прежде всего, насущные потребности жизни, практики, расширение границ педагогики, повышение ее роли в обществе, заставляют педагогику все шире и глубже использовать в своих специфических целях методы других наук, адаптированных к объекту педагогических исследований. Количество таких методов в настоящее время исчисляется сотнями.

Естественно, что при таком разнообразии прогностических методов, необходимо как-то их систематизировать и классифицировать. Прежде всего, для того, чтобы более обосновано выбирать их для разработки конкретных прогнозов в соответствующих отраслях научных знаний. Одна из таких классификационных схем предложена советскими авторами Д.М. Гвишиани и В.А. Лисичкиным [4]. В соответствии с этой схемой современные методы научного прогнозирования можно разделить на три большие группы: общенаучные методы, интернаучные методы и частнонаучные методы. Однако следует иметь ввиду, что приведенную классификационную схему можно считать весьма условной, так как трудно провести четкую границу между указанными группами методов. Например, тот или иной частнонаучный метод, с успехом используемый в рамках какой-либо одной конкретной отрасли научных знаний, в определенных условиях может быть использован и в других отраслях, перейдя, таким образом в разряд интернаучных методов.

Часть I . Общенаучные методы прогнозирования в педагогике

 

К общенаучным методам прогнозирования объектов всех без исключения наук относится весь арсенал средств, которыми располагает в настоящее время логика научного исследования: эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент; теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, идеализация, мысленный эксперимент, исторический и логический методы.

Важную роль в процессе научного познания играют интуиция и творческое воображение ученого.

Наблюдение

Под наблюдением обычно понимают определенную систему фиксации и регистрации объективных свойств и связей изучаемого объекта, находящегося в естественных условиях или в условиях научного эксперимента. Этот метод уже давно и широко используется многими науками, как правило, в качестве одного из элементов в составе других, более сложных, эмпирических методов (анкетирование, интервьюирование, сбор материалов статистической отчетности и других).

В широком смысле любой вид научного познания начинается с наблюдения – непосредственного восприятия живой действительности с помощью органов чувств. Однако в отличие от обыденного, научное наблюдение характеризуется тем, что оно подчинено определенной исследовательской цели, заранее планируется и проводится по соответствующей программе.

Так каковы же прогностические возможности этого метода?

Прежде всего, следует отметить, что научные наблюдения могут вносить существенные коррективы в известные науке и уже объясненные явления.

Применение метода наблюдения в процессе педагогического прогнозирования позволяет получить исходную фактическую основу для разработки прогнозов. С помощью этого метода совершенствуются и пересматриваются представления о прогнозируемых объектах, обновляются прогностические модели, исследователь более глубоко проникает в специфику изучаемых явлений. Метод неоценим на этапе поискового прогностического исследования, когда стоит задача уточнения той или иной педагогической проблемы, выдвижения и формулировки гипотез. Существенную пользу метод наблюдения может оказать и на заключительной стадии разработки педагогических прогнозов, где он способствует уточнению и правильной интерпретации данных, полученных другими методами, укреплению или опровержению той или иной гипотезы. Однако прогностические возможности метода наблюдения ограничены, так как он позволяет зафиксировать лишь внешние проявления того или иного процесса, определенные свойства и связи наблюдаемого объекта, но не дает понятия об их природе, сущности и тенденциях развития. Эти задачи могут быть решены при помощи других методов.

Измерение

Метод измерения относится к числу количественных методов исследования, цель которых состоит в том, чтобы наиболее полно отобразить в научном знании объективные количественные отношения, выраженные в числе и величине.

Роль измерений в процессе педагогического прогнозирования заключается в том, что они позволяют находить и формулировать эмпирические законы и даже могут служить источником формирования научных теорий. В результате измерений могут быть установлены такие факты, сделаны такие эмпирические открытия, которые приводят к коренной ломке устоявшихся в науке представлений. Количественный подход к объекту педагогического исследования есть не просто дополнение качественного подхода, а нечто большее, так как именно на таком пути возможно более глубокое постижение педагогического явления в его качественной определенности. В качестве примера взаимосвязи качественных и количественных характеристик дидактических явлений можно привести сравнительное исследование успеваемости в школе, на вступительных экзаменах в вуз и успеваемости студентов, осуществляемое А.М. Сохором и его сотрудниками с помощью элементов корреляционного анализа [5]. Обойтись лишь качественными показателями в исследовании подобного рода невозможно. Вместе с тем полученные количественные данные дают материал для весьма существенных качественных выводов, в том числе и прогностического характера, способствуя поиску оптимальных вариантов отбора абитуриентов и повышению достоверности прогноза их будущей успеваемости. Некоторые из этих выводов становятся объектами нового количественного исследования, приводящего, в свою очередь, к новым качественным соображениям и т.д.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема измерения качеств личности, формируемых в педагогическом процессе. Многие исследователи отмечают, что отсутствие эффективных методик, направленных на количественное измерение свойств личности, сильно снижают результативность педагогических исследований. Так, А.И. Власенков писал, что в педагогике «нет точных критериев обученности, воспитанности, развития учащихся. Имеющиеся в педагогике способы измерения приблизительны, недифференцированы, а потому недостаточно объективны» [6]. Между тем, очевидно, что одна из наиболее важных прогностических проблем педагогики – проблема профориентации молодежи – может быть успешно решена лишь на основе эффективных средств измерения способностей и интересов учащихся. Эти же средства могут сыграть важную роль в решении проблемы неуспеваемости учащихся, индивидуального подхода к ним.

Как показывает практика последних лет, ход и результаты процесса измерения качественных характеристик могут быть значительно улучшены с применением математических и статистических методов. Развитие этих методов под влиянием требований практики привело к формированию новой научно-прикладной математической дисциплины – квалиметрии (науки о способах измерения качественных характеристик). Проникновение идей и методов этой научной дисциплины в педагогику позволяет рассчитывать на существенное повышение эффективности педагогических исследований прогностического характера.

Эксперимент

Под экспериментом понимают такой метод изучения объекта, когда исследователь активно вмешивается в обычный ход явлений, стремясь выделить в чистом виде исследуемые закономерные зависимости, проанализировать роль различных факторов, меняя их соотношение или даже исключая некоторые из них совсем.

Педагогический эксперимент связан с изучением педагогических явлений в изменяющихся условиях. Его можно определить как специфическую, ограниченную во времени и пространстве форму педагогической деятельности, осуществляемую с целью проверки гипотез, поиска средств для обеспечения оптимального функционирования и развития той или иной педагогической системы.

Эксперимент в педагогическом прогнозировании – это часть практики. Он обусловлен потребностями практики, потребностями познания наиболее эффективных средств и методов учебно-воспитательной работы. Как метод, органически сочетающий в себе теоретическую и практическую деятельность, эксперимент в прогностических исследованиях призван выполнять сложные функции. Во-первых, посредством вычленения отдельных сторон и свойств объекта педагогического исследования он дает возможность проникнуть в его сущность, раскрыть его закономерности и на этой основе выдвинуть соответствующие гипотетические предположения о тенденциях развития и поведении данного объекта в будущем. Во-вторых, материализуя ту или иную идею, выраженную в гипотезе или предвидении, эксперимент выступает критерием их истинности, формой проявления общего в единичном. Посредством установления единичного факта (или фактов) подтверждаются или опровергаются общие предположения, выраженные в гипотезе или научном предвидении. Открытые при экспериментальной проверке гипотезы и объясненные теорией факты становятся, с одной стороны, основой нового научного предвидения, а с другой - доказательством старых предположений. Обобщая отдельные факты, исследователь с помощью индукции устанавливает в них тождественное, наиболее характерное. Таким образом, данные эксперимента становятся опытной основой общих теоретических положений, создающих необходимые предпосылки для научного предвидения.

Анализ и синтез

Анализ – это метод исследования, состоящий в разложении целого на его составные элементы (части, стороны, свойства). Синтез – это метод исследования, состоящий в соединении (сочетании) отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое. Эти методы представляют собой противоположности, взаимно дополняющие друг друга. Без изучения частей с помощью анализа нельзя понять целого. Без изучения целого с помощью синтеза нельзя, в свою очередь, до конца понять части, так как неопределенными остаются их функции в составе целого.

Теоретический анализ позволяет выяснить, из каких дискретных, относительно самостоятельных структурных единиц и связей складывается качественная природа изучаемого объекта, и какие из них оказывают решающее влияние на все остальные стороны данного объекта, детерминируют его поведение.

Однако теоретический анализ сам по себе не может привести к познанию сущности объекта, к обнаружению причинно-следственных связей различных явлений, установлению объективно действующих закономерностей. Когда отдельные стороны какого-либо объекта, процесса или явления определены и изучены, особое значение приобретает теоретический синтез. На основе обобщения выделенных в результате анализа характеристик теоретический синтез ведет к формулированию законов, теорий и гипотез, объясняющих или предсказывающих поведение данного целостного объекта, развитие определенного явления или процесса в соответствующих условиях.

Индукция и дедукция

Индукция – это метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Дедукция – это метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному.

Индукция и дедукция широко используются в педагогических исследованиях. Индуктивный метод имеет большое значение на стадии накопления фактического материала и его обобщения. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности и их признаков. Обнаруживая сходные черты у ряда объектов определенного класса, можно сделать вывод о присущности этих черт всем предметам данного класса. Индукция в рамках прогностического научного исследования должна пониматься как основное средство эмпирического обобщения, средство перехода от систематизированных данных опыта к эмпирическим законам, на основе которых могут быть сделаны относительно достоверные заключения о предполагаемом развитии тех или иных явлений и процессов в будущем. Содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений. Используемые в качестве исходных предпосылок прогностического исследования общие принципы и законы помогают ученому правильно понять и интерпретировать отдельные явления действительности, предсказать наиболее вероятные перспективы их развития.

Эти методы тесно взаимосвязаны: обобщение частных педагогических фактов в целях прогнозирования всегда требует применения к ним уже имеющихся общих знаний. С другой стороны, переход от общего к частному в педагогике неизбежно связан с учетом специфических особенностей этого частного.

Сравнение

Сравнением называется установление сходства или различия двух или ряда явлений (процессов, событий, предметов) в целом или в каких-либо признаках. Во многих педагогических исследованиях сравниваются разнообразные методы и приемы обучения, различные варианты учебных планов или программ, виды учебных планов и упражнений, технические средства обучения и т.п. Все эти сравнения необходимы для обоснования принимаемого решения, которое по самой своей сути носит прогностический характер. В целом, данный метод трудно переоценить - его использование создает необходимые предпосылки для дальнейшего, более глубокого исследования тех или иных явлений с помощью других прогностических методов.

Идеализация

В научном понимании широко используются так называемые идеальные объекты, которые не существуют в действительности. Мысленное конструирование объектов такого рода называется идеализацией. На основе идеализации исключаются те свойства и отношения объектов, которые затемняют сущность изучаемого процесса. Сложный процесс рассматривается в «чистом» виде, что облегчает выявление наиболее существенных связей и отношений, формулирование гипотез, законов и теорий.

Использование идеализации в прогностических исследованиях особенно целесообразно тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств прогнозирования, а по отношению к идеализированному случаю можно, приложив эти средства, получить необходимую прогностическую информацию, в определенных условиях и целях эффективную для описания свойств поведения этих реальных объектов. Например, в педагогике широко используется понятие «средний учащийся», идеализированные возможности которого решающим образом предопределяют дозировку учебного материала, излагаемого преподавателем на каждом занятии, используемые в процессе обучения методы преподавания и т.п. То есть преподаватель, по существу, прогнозирует оптимальный эффект своей обучающей деятельности именно в расчете на «среднего учащегося».



2020-02-03 315 Обсуждений (0)
Глава II . Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II . Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)