Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ



2020-02-03 155 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




К началу 2010 г. исследованиями и разработками в Российской Федерации было занято 801,1 тысяч человек, что соответствовало около 1,2% общей численности населения занятого в экономике. Таким образом, в настоящее время в российской науке осталось только 41,2% кадрового потенциала, которым она располагала к началу 1990-х годов [3].

К персоналу, занятому исследованиями и разработками относятся исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал.

Исследователи составляют почти половину (49%) от всего персонала, занятого исследованиями и разработками.

Исследователи с учеными степенями кандидатов и докторов наук формируют научную элиту, от усилий и результатов деятельности которой в решающей степени зависят состояние и развитие сектора научных исследований и разработок.

На фоне снижения общей численности исследователей за период изучения наблюдалось уменьшение численности исследователей, имеющих ученые степени (кандидатов и докторов наук) (с 142,4 тысяч до 103,7 тысяч человек или на 27,2%). Удельный вес исследователей с учеными степенями в общей численности исследователей повысился до 26,4% .

Обозначенная общая тенденция снижения численности исследователей с учеными степенями стала результатом разнонаправленной динамики численности кандидатов и докторов наук.

За 18 лет наблюдалось уменьшение численности кандидатов наук на 38,2% (с 126975 до 78512 (на 48463 человека).

Такая динамика численности кандидатов объясняется тем, что молодые ученые после защиты кандидатской диссертации (средний возраст лиц, защитивших кандидатскую диссертацию и утвержденных ВАКом – 34 года) из-за отсутствия перспектив материального и карьерного роста вынуждены переходить на работу в другие сферы экономической деятельности, а некоторые продолжают научно-исследовательскую деятельность за рубежом [4].

В настоящее время во всех областях науки работает 25213 докторов наук (6,4% всех исследователей).

Увеличение численности докторов наук определяется их приверженностью к научно-исследовательской деятельности, зрелым выбором научной сферы и реализацией своих профессиональных способностей (средний возраст лиц, защитивших докторскую диссертацию и утвержденных ВАКом – 49 лет), расширением возможностей для защиты докторской диссертации.

Таким образом, отмечается тенденция к снижению численности кандидатов наук (на 38,2%) и увеличение числа докторов наук (на 62,9%). В этом процессе доминирующим является уменьшение численности кандидатов наук, что можно объяснить оттоком из науки в другие отрасли экономики профессиональной, работоспособной и относительно молодой по возрасту (преимущественно в возрасте 30-39 лет) части научных кадров [4].

Структура исследователей по секторам деятельности за последние 14 лет менялась незначительно.

В 2010г. 69,1% докторов наук и более половины (56,4%) кандидатов наук были сосредоточены в государственных научных учреждениях, тогда как только 35,2% всех исследователей (со степенью и без степени) были заняты в этом секторе.

Значительно меньше, чем в среднем по всем исследователям, доктора и кандидаты наук работали в предпринимательском секторе (55,9% против 17,6 и 27,8% соответственно) и, напротив, заметно больше – в секторе высшего профессионального образования (8,7% против 12,9 и 15,4%).

Высокая доля исследователей с ученой степенью кандидатов и докторов наук в составе всех исследователей (со степенью и без степени) отмечена в государственном секторе и секторе высшего профессионального образования (44,7 и 44,9% соответственно), самая низкая – в предпринимательском секторе (11,9%).

Профессиональная структура научных кадров – одна из стабильных характеристик, которая изменяется достаточно медленно.

Наибольший отток научных кадров за последние 14 лет наблюдался в области технических наук, где число исследователей сократилось на 29,3%, сельскохозяйственных – на 24,6%, общественных наук - на 23,3%, естественных – на 18,7%, медицинских наук – на 11,3%.

По показателю сокращения числа исследователей, имеющих ученую степень кандидата наук, области науки распределились следующим образом: больше всего сокращение затронуло технические науки (на 31,4%), далее следуют естественные науки (на 18%), сельскохозяйственные (на 16,9%) и общественные науки (на 5%).

Число исследователей со степенью доктора наук имело тенденцию роста во всех областях науки. Так, в сельскохозяйственных науках число докторов наук увеличилось на 73,5%, в общественных – на 64,2%, в медицинских – на 49,1%, в технических – на 39,8%, в естественных и гуманитарных науках – на 31,3 и 27,8% соответственно [11].

Таким образом, необходимость подготовки высоко-квалифицированных специалистов со степенями в нашей стране не вызывает сомнений. Однако следует увязывать профиль подготовки с потребностями науки и уровнем технологического развития страны. В противном случае при наличии многочисленных ученых со степенями некому будет заняться адаптацией зарубежных технологий к российским условиям, что, к сожалению, становиться характерным явлением. Другим негативным последствием неконтролируемого увеличения численности лиц с учеными степенями может стать снижение научного уровня исследований и разработок и дальнейшее падение престижа отечественной науки [6, 11].

Высокая доля исследователей в области медицинской науки с учеными степенями свидетельствует об уровне квалификации научного персонала и может являться индикатором нарушения нормального ритма воспроизводства научных кадров, недостаточного притока молодых ученых и одновременно более интенсивного оттока исследователей, не имеющих ученой степени. То есть имеет место нарушения преемственности поколений в науке, разрушение научных школ, усиление процесса старения кадров [4].

В Российской Федерации функционируют 70 федеральных научно-исследовательских институтов медицинского профиля, в которых трудятся 27,5 тысяч человек, из них 5,9 тысяч исследователей (21,5%), в том числе докторов наук – 1,2 тысяч (20,3%), кандидатов наук – 2,9 тысяч (49,2%).

В настоящее время существующая статистическая информация не позволяет провести более детальный анализ структуры и динамики кадрового потенциала в медицинской науке.

Важным индикатором состояния и развития сектора исследований и разработок является возрастная структура исследователей.

В нашей стране продолжается процесс старения научных кадров. Исследователи в возрасте 50-59 лет составляют самую многочисленную группу - 27,8%.

Отечественная наука остается в проигрыше дважды: первый раз – затрачивая усилия на адаптацию и обучения молодых специалистов до 29 лет, а второй раз – теряя опытных специалистов и испытывая дефицит квалифицированных кадров старше 30 лет.

В настоящее время среди исследователей, имеющих ученые степени, 39,2% составляют лица в возрасте 60 лет и старше, 29,1% - в возрасте 50-59 лет, 17% - 40-49 лет, 11,3% - 30-39 лет и 3,4% - до 29 лет.

Треть кандидатов наук (33,5%) относятся к возрастной группе 60 лет и старше, 28,9% - 50-59 лет, 18,8% - 40-49 лет, 14,3% - 30-39 лет, 4,5% - до 29 лет.

Больше половины докторов наук (57%) в возрасте 60 лет и старше, 30% - в возрасте 50-59 лет, 11,2% - в возрасте 40-49 лет, 1,75% - в возрасте 30-39 лет, 0,05% - до 29 лет [4].

Таким образом, важной задачей для развития науки в России является сохранения и дальнейшее обеспечения преемственности труда ученых, передача накопленного опыта и знаний молодому поколению. Ее решение возможно путем обеспечения притока молодежи в науку и создания соответствующих условий для максимально длительного периода работы опытных ученых старших возрастов.

 

1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВОДКИ И ГРУППИРОВКИ

В результате статистического исследования получают статистическую информацию, представляющую собой большое количество первичных сведений об отдельных единицах объекта исследования. Дальнейшая задача статистики заключается в том, чтобы привести эти материалы в определенный порядок, систематизировать и на основе дать сводную характеристику всей совокупности фактов при помощи обобщающих статистических показателей. Это достигается в результате сводки.

Статистическая сводка – это научно-организованная обработка материалов наблюдения, включающая в себя систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет групповых и общих итогов, расчет производных показателей [1]. Она позволяет перейти к обобщающим показателям совокупности в целом и отдельных ее частей, осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых процессов.

По технике или способу выполнения сводка может быть ручной либо механизированной (с помощью ЭВМ).

Если производится только подсчет общих итогов по изучаемой совокупности единиц наблюдения, то сводка называется простой.

Статистическая сводка проводится по определенной программе и плану. Программа сводки устанавливает этапы:

 - выбор группировочных признаков;

 - определение порядка формирования групп;

 - разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;

 - разработка макетов статистических таблиц для предоставления результатов сводки.

План сводки содержит указания о последовательности и сроках выполнения отдельных частей сводки, ее исполнителях и о порядке изложения и предоставления результатов.

В сводке статистического материала отдельные единицы статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок.

Статистическая группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из которых характеризуется системой статистических показателей. [1]

Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования:

1. выделение социально-экономических типов явлений;

2. изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;

3. изучение связей и зависимостей между отдельными признаками явления.

Для решения этих задач применяют следующие виды группировок:

1) Типологическая группировка – это разделение качественно-разнородной совокупности на социально-экономические типы. Примерами могут служить группировки секторов экономики, хозяйствующих субъектов по формам собственности. Признаки, по которым производится распределение изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками, или основанием группировки. Выделить типичное можно не по любому признаку, а только по определенному, который должен изменяться в зависимости от условий места и времени.

2) Структурная группировка – это разбиение изучаемой совокупности на группы с целью изучения ее структуры. К структурной относится группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка хозяйств по объему продукции.

3) Аналитическая (факторная) группировка – это группировка по факторному признаку с целью анализа направления и взаимосвязи между явлениями. Если группы образуются по одному признаку, группировка называется простой. Группировка по двум или нескольким признакам называется сложной.

4) Комбинированная группировка. В основании группировки лежит несколько признаков, взятых в комбинации.

К правилам построения группировок относят:

1. Строится ранжированный ряд – расположение значений признака в порядке возрастания.

2. Определяется размах вариации – разница между максимальным и минимальным значением:

                       R= Xmax – Xmin                                                             (1)

3. Определяется число групп по формуле Стерджесса:

                     n= 1+3,322 lgN                                                                    (2)

4. Определяется величина интервала – предел изменения значений признака каждой группы:

                            i = R : n                                                     (3)

5. Значение признака распределяется по группам и производится расчет групповых и общих итогов. Рассчитывается обобщающие показатели, и формулируются выводы.

 

 



2020-02-03 155 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)