Философия конфуцианства
Учение Конфуция (551-479гг. до н.э.) рассредоточено по многим письменным памятникам и комментариям к ним, однако его подписи нет ни под одним из известных философских трактатов. Исходные положения Учителя в них содержательно вплавлены в канву теоретических рассуждений, отвечающих запросам меняющейся обстановки. Идеи раннего Конфуцианства запечатлены в «Лунь юй» его ближайшими учениками. Сегодня мы встречаем «Лунь юй»в составе «Сы шу У цзин» («Четыре книги и Пять канонов»). Этот корпус построен по системе архетипа у чан/у син. Пять канонов - «Ши цзин» ( «Книга песен»), «Шу цзин» («Книга истории»), «И цзин» («Книга перемен»), «Ли цзи» («Книга ритуалов») и «Чунь цю» («Весны и осени») образуют «вертикаль». Четыре книги - «Лунь юй» («Беседы и суждения»), «Мэн цзы» (названа по имени автора Мэн-цзы), «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Учение о середине») образуют горизонталь. В плоскостной проекции они укладываются в девятипольную матрицу по прямому (каноны) и диа тональному (книги) крестам. Конфуцианский философский корпус структурно повторяет архетип культуры Дао. Набор текстов в «Сы шу У цзин» не случаен. Каждый из них занимает свое место и выполняет определенную функцию в общем, процессе генерации конфуцианского Дао. Рассмотрим тексты, в систему которых включен «Лунь юй». «Ши цзин» - самое ранее поэтическое собрание китайской древности. Оно сформировалось в Х-VI вв. до н.э., т.е. в переходный период, включает 305 произведений и подразделяется на три части: «Го фэн» («Нравы царств»), «Я» («Оды») и «Сун» («Гимны»). «Песни» служат Конфуцию высшим критерием оценки ученика, и лучший из них тот, с кем можно говорить о Ши!» Конфуций так видит создавшуюся обстановку своего времени: Феникс не прилетает, Река чертеж не шлет, я вижу, что конец грядет. Феникс и чертеж - это не метаморфические образы, а сущностные символы Дао. Феникс (Фэн-Хуан) является носителем духовного архетипа^ чан у сип Дао в элементах Дэ-ж-энь-и-ли-синь. Он зафиксирован в «Шань хай цзин» как психологический архетип этноса, свитый на горизонтально-вертикальной архетипической конструкции «горы и реки». «Чертеж из Реки» (Хэ ту) - это идеально-числовой архетип у чан / у син, начертанный инь-янскими темно-светлыми символами на панцире Единорога, якобы вышедшего из Реки. Архетипические системы «Хэ ту» и «Фэн-Хуан» повторяют модель архетипа у чан /у син и дают идеальную и духовную генерацию культуры Дао. Говоря, что эти системы больше не появляются. Конфуций тем самым свидетельствует о трагизме положения Поднебесной и утрате ею генетических оснований Дао. И без этого Поднебесная существовать не может. «Ши цзин» хранит в себе способы космической духовной генерации Дао - природно-родовое слово (песнопение). Ритм (музыку) и движение (ритуальный танец). «Начинай со стихов, утверждайся в ритуале и завершай музыкой» -сказал Учитель. «Песни» имеют непосредственное отношение к философии Конфуция как генетическое основание ее Дао. «Шу цзин» представляет собой сборник записей предании, сказаний, мифов, их историзованных версий, событий, обращений правителей. Материал охватывает период приблизительно с XXIV по VIII в. до н.э., отражает мировоззрение переходного периода. Конфуций разрабатывает концепцию совершенного человека на примере благородного мужа (цзюньцзы). Идеалом для него выступают первые великие правители глубокой древности Яо, Шунь и Юй, во всем отвечающие требованиям конфуцианской морали и государственности. Юй занимает среди них особое положение, он родоначальник цивилизации Поднебесной, противоположной предшествующему состоянию космического естества. Избрав Юя в качестве идеала благородного мужа. Конфуций, во-первых, находит точку отсчета истории цивилизации; во-вторых, "Шу цзин" поставляет готовый архетип цивилизации; в-третьих, в духовном совершенстве Юя, его сыновьей почтительности, следовательности ритуальным нормам и трудолюбии ради общественного блага открывается прототип субъектагенерации конфуцианского Дао. Юй для Конфуция - человек без изъяна. "И цзин" вырастает из коллективной мантики переходного периода изоморфно повторяет архетип у чан / у син Дао, закрепляет его в системе графических символов трирам и гексаграмм, через духовные циклыпереводит ритмику Дао в слово, озвучивает космическую песню Дао и расписывает в афоризмах к графическим чертам по всей длине бинарной спирали гексограмм. Над афоризмами конфуцианство надстраивает свой философский коментарий ("Сицы чжуан", "Вэньянь чжуань" и т.д), в результате чего в статистическом состоянии спиралипорядок философских идей и категорий соответствует порядку графических символов и афоризмов, а в динамическом - порядок идей порождает центральную идею Дао, которая выражает суть учения и является главной философской идеей этноса в условиях цивилизации. Свое учение Конфуций представляет как развитие Дао-Дэ "Перемен" благородным мужем. Он помещает его в центер архетипической системы "Перемен", где благородный муж обретает качество эмбриона культуры Дао. "Ли цзи" - весьма обширный канон, составленный конфуцианцами в IV-I вв. до н.э., т.е. в период государственного устройства Поднебесной. Происходит смена состояний и форм общностей человечества Поднебесной: общество «Великого единения» (да тун) распадается и принимает ориентацию на построение общества «Малого процветания» (сяо кан). В ходу Великое Дао - Поднебесная принадлежала всем, учились доверию совершенствовались в дружелюбии, избирали для управления достойных и способных. Ко времени жизни Конфуция Великое Дао сокрылось во мраке. Поднебесная стала принадлежностью одного правящего дома. Былое родовое единство распалось, люди отгородились друг от друга заборами и рвами. Вот тогда путеводными нитями стали ритуал (ли) и долг / справедливость (и), которыми сплеталось новое человеческое единство. Ритуал занял центральное место в духовно-поведенческом архетипе у чан / у син вступающего в цивилизацию общества. «Чун цю» погодовая хроника царства Лу, в котором родился и вырос Конфуций. «Чунь цю» охватывает события с 722 по 481 г. до н.э., текст представляет собой перечень исторических фактов без оценок и комментариев. Здесь философия Конфуция обретает циклическую историческую матрицу, заполненную реальными фактами. Она служит критерием и экраном показа истинности теоретических положений автора: то или иное суждение проверяется реальным фактом или же наоборот -факт освещается в истинности выработанного суждения и вкладывается в самосознание Победоносной по принципу социокосмического изоморфизма. Суть его состоит в том, что последовательность исторических событий социального космоса циклизуется в круговоротах «весен и осеней» природного космоса, который функционирует в ключе архетипа у чан / у син Дао. Получается, что исторические события творятся не человеком, а космосом, или, как говорит Конфуций, небесной судьбой. Историческая хроника «Чнь цю» - это не только история царей, но и история каждого индивида, его самосознание под образами и категориями царей и перво-предков. «Сы шу» как часть конфуцианского канона сложилась в эпоху Сун (960-1279) после резюмирующего комментария Чжу Си (1130-1200) на «Четверокнижие». Чжу присоединяет к «Лунь юй» трактат последователя Конфуция Мэн цзы (ок. 372-289 гг. до н.э.) и главы «Да сюэ» и «Чжун юн» из памятника «Ли цзи», входящего в «У цзин». Этим он достраивает философский корпус до девятипольной конструкции архетипа у чан / у син Дао; он структурно и содержательно вводит «Лунь юй» в канон. Трактат «Мэн-цзы» написан после Конфуция и отражает внутреннюю преемственность конфуцианства, которое продлевает себя в учениях своих последователей вплоть до целостного оформления в учении Дун Чжуншу (190 или 179-120 или 104 гг. до н.э.). «Мэн-цзы» служит точкой отсчета перспективы философской судьбы конфуцианства, способствует определению историко-философского места «Лунь юй» на общей хронологической оси развития философии конфуцианского Дао. Ставит акцент на сущности человеческой природы (син), выявляемой через духовный архетип (сы Дэ), что только намечал Конфуций, и что было продолжено Мэн-цзы. Это ключевая проблема конфуцианства в воспитании нового человека. В «Лунь юй» запечатлены первые теоретические шаги гармонизации Поднебесной. Как философский памятник он характеризуется тем, что, во-первых, в нем фигурирует философский субъект- Конфуций, персонифицирующий конфуцианское направление, или школу ученых (жу цзя). Имя Конфуция надстраивается над анонимными совершенно мудрыми людьми древности, объединенными в союзы мудрецов-философов, и символизирует начало личностного философского творчества. Во-вторых, Конфуций выдвигает в «Лунь юй» идеал конфуцианского субъекта - благородного мужа или сына правителя (цзюньцзы), который одновременно и фи-лосов-гражданин космоса, и чиновник - член госаппарата, и духовный наставник, и вождь народа. В-третьих, именно благородный муж генерирует духовное Дао из семейно-клановых отношений. Вход Дао человека через самосовершенствование, в процессе которого он приобретает подлинную человеческую сущность. В-четвертых, Конфуций в «Лунь юй» одновременно и создает Дао, и реставрирует его по основанию архетипа у чан/ у син. Но эта реставрация идет в качестве чисто человеческого Дао, которое имеет бесконечную перспективу совершенствования. Конфуций открывает новую эпоху антропологической культуры Дао.
Список использованных источников: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М: ТЕИС, 1996.- 2. История философии в кратком изложении. - М.: Проспект, 1989. - 443с. 3. Лукьянов А. Е. Лао-Цзы и Конфуций: Философия Дао. - М.: Издательская 4. Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юй» с коммент. Чжу Си. - М.: Издатель 5. Радугин А.Л. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - 304 с. 6. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. - М: Политиздат, 7. Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао - Дэ цзин». Перевод Е. А. Торчинова. - СПб.: 8. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд., - М.: Политиздат, 9. Философия: Учебник для вузов /Под. ред. В.П. Кохавской Ростов-на-Дону, 10.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М: Гардарика, 1999. - 816с.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |