Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ



2020-02-03 182 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

факультет психологии

кафедра социальной психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

ТЕМА «Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе»

 

                                           

 

 

 

 

2010 год


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..   3

Глава I. Теоретические основы формирования психологической    

              готовности старших дошкольников  к обучению в школе……..  7

     1.1. Современные подходы к проблеме психологической готовности        

             детей к школе……………………………………………………..      7                         

Психологическая характеристика детей старшего дошкольного

   возраста…………………………………………………………...     15

     1.3. Психологическая готовность к школе и ее виды………………     27

Заключение…………………………………………………………………...   46

Список литературы …………………………………………………………. 48

 

 

 

                                                    

                                                

ВВЕДЕНИЕ

  Поступление в школу и начальный период обучения вызывают

перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу с 6 и с 7 лет.

  Наблюдения физиологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

Ребёнок к школе должен быть зрелым не только физиологическом и социальном отношении, но и достичь определённого уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Для определения уровня готовности детей при поступлении в школу целесообразно выявление степени школьной зрелости.

Под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребёнка, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.

    Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.

 По мнению Л.С. Выготского «Ребенок дошкольного возраста по своим

особенностям способен к тому, чтобы начать какой- то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой- то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой.» [ 15,98]

   Начало обучения шестилетних детей и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психо­логических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими ин­теллектуальными возможностями ребенка и специфиче­ски «дошкольными» способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обуче­нию, но и требует его.

Это противоречие распространяется и на другие сфе­ры личности.

В этом возрасте ребенок стремится к са­моутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сфе­ры жизни, прежде недоступные ребенку. Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней.

Важной особенностью психического развития стар­шего дошкольника является обостренная чувствитель­ность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравст­венно-психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и спо­собами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Сензитивность этого пе­риода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если педагог упустит этот момент, запоздает с обучением грамоте, то в дальнейшем ее усвоение бу­дет проходить с большими трудностями.

   Исходя из вышесказанного, становится понятным, что целенаправленное педагогическое воздействие явля­ется в этот период определяющим фактором психиче­ского развития детей.

Успехи шестилетнего ребенка в школе будут во мно­гом определяться его готовностью к ней.

      Однако необходима и психологическая го­товность, определяемая той системой требований, кото­рую школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования советских психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), с изменением социальной пози­ции ребенка в обществе, а также со спецификой учеб­ной деятельности в младшем школьном возрасте. Кон­кретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается. Вы­сокий уровень современной науки и техники, развитие нашего общества диктуют изменения содержания и ме­тодов школьного обучения. Что же включает в себя психологическая готовность к школе? 

    В своей работе мы раскрываем такое понятие, как «готовность к школе»- это психологические и личностные характеристики ребенка, свидетельствующие о способности к нормальному школьному обучению.
Необходимо отметить виды готовности к школьному обучению, которые встретятся в работе.

Волевая готовность- способность подчинять свои действия определенной цели, умение себя контролировать, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.
Интеллектуальная готовность- это уровень развития мыслительных процессов (обобщение, сравнение, классификация, анализ и др.)
Нравственная готовность- это уровень развития нравственных представлений и чувств, становление характера в соответствии с нормами общества.
Целью нашего исследования является изучение проблемы

             психологической готовности детей старшего дошкольного       

              возраста к обучению в школе.

Предмет исследования:

Дети старшего дошкольного возраста, посещающие класс предшкольной     

подготовки.

Объект исследования:

Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические источники психологической     

   готовности ребенка к обучению в школе.

2. Исследовать уровень морфологического, фкнционального и   

   интеллектуального развития ребёнка, как важную составную часть     

   психологической готовности к школе.

3. Выявить степень психосоциальной зрелости старших дошкольников.  

4. Разработать методы психологической коррекции для детей, уровень 

   готовности к обучению которых оказался ниже среднего.

 

 

 

 

 

 ГЛАВА I .

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 



2020-02-03 182 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)