Диаграмма 1.3. Динамика ежеквартальных премий по страхованию жизни,
ДОКЛАД О состоянии и развитии российского рынка страхования
МОСКВА, 2009 СОДЕРЖАНИЕ
1. Развитие рынка – отраслевая структура. 3 2. Уставный капитал и участие иностранного капитала. 11 3. Региональная структура страхового рынка. 17 Приложение. 24 Развитие рынка – отраслевая структура Оценивая результаты деятельности страховых компаний в 2008 году, можно назвать ушедший год относительно стабильным. Характерными чертами последних нескольких лет стали наращивание страховщиками объемов страховых премий, постепенный переход к рыночным методам борьбы за клиента, рост «реального» страхования параллельно с уходящими в прошлое «серыми схемами», повышение капитализации и финансовой устойчивости страховщиков. В конце года положительные тенденции прошлых лет сменили вектор вследствие влияния на российский страховой сектор мирового финансового кризиса. Первая реакция рынка на кризис, выраженная в сокращении сборов, прежде всего по банковскому и дилерскому каналу, в наиболее рыночных видах страхования, таких как АвтоКАСКО, корпоративное ДМС и страхование имущества, была отчетливо видна в отчетах за 3, 4 кварталы 2008 года, однако не так значительно отразилась на годовых данных. Объем страховых премий, собранных страховщиками по добровольным и обязательным видам в 2008 году, составил 952 млрд. руб., что на 22,7% больше, чем годом ранее. Объем страховых выплат составил 626,5 млрд. руб., увеличившись на 30%. В 2007 году прирост премий был более существенным – 27,1%, прирост выплат – 36,6%. За ушедший год структура страховых премий и страховых выплат (без ОМС) существенно не изменилась. Доля имущественного страхования выросла на два процентных пункта и составила 58%. Не изменилась, либо незначительно изменилась доля таких видов страхования как личное (20%, +1 процентный пункт), ОСАГО (14%, -1 п.п.), страхование ответственности (4%), обязательное личное страхование (кроме ОМС) (1,4%). Сборы по страхованию жизни, оставаясь низкими в номинальном выражении, занимали всего 3% в общей структуре рынка (-2 п.п.). Диаграмма 1.1. Структура премий (без ОМС) по видам страхования, 2007 – 2008 гг. 2007 год 2008 год
Диаграмма 1.2. Структура выплат (без ОМС) по видам страхования, 2007 – 2008 гг. 2007 год 2008 год
Доля выплат по имущественному страхованию за год заметно выросла – с 45% до 51%, по страхованию жизни – наоборот, снизилась с 8% до 2%. В остальном структура выплат осталась прежней: 25% выплат пришлось на личное страхование (рост на 1 п.п., 1% - на страхование ответственности, 19% - на ОСАГО (снижение на 1 п.п.). Структура премий, собираемых российскими страховщиками, по-прежнему значительно отличается от такой структуры в странах с развитым страховым рынком. Прежде всего, такое различие состоит в чрезвычайно низкой доле сборов по страхованию жизни в России, а также в преобладающих объемах обязательных видов страхования, которые по своей природе не подвержены воздействию рыночных факторов. По данным Европейской федерации страховщиков и перестраховщиков (CEA), в 2007 году 62% премий, собранных европейскими страховщиками, приходилось на страхование жизни, 12% - на моторный портфель (включая обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев), 11% - на добровольное личное страхование, 7% - на страхование имущества, 3% - на добровольное страхование ответственности. Морские, авиационные и транспортные риски занимают лишь 2% в общей структуре страховой премии.[1] В целом 2008 год окончился для российских страховщиков благоприятно: без учета ОМС ими было собрано 555 млрд. руб. страховых премий, выплачено 249,8 млрд. руб. страховых выплат.
Таблица 1.1. ТОП-20 страховщиков по объему собранных страховых премий (без ОМС), 2008 год.
В течение последних лет на российском рынке, равно как и на европейском, отмечается постепенный рост концентрации. Ведущие страховщики продолжают расширяться, поглощая мелких и средних страховщиков с устойчивым портфелем. Если в 2004 году на ТОР 10 приходилось 34% собранной страховщиками за год страховой премии, то в 2008 году – уже 40,6%. Доля ТОР 20 за четыре года увеличилась на 7,2 п.п. По всей вероятности, финансовый кризис скажется на ускорении процессов слияний и поглощений, позволив крупным игрокам, которые не испытывают масштабных проблем с ликвидностью, значительно увеличить свою долю на рынке. Таблица 1.2. Концентрация по объему собранных страховых премий (без ОМС), Гг.
Следует отметить, что в секторе страхования жизни, который в силу неразвитости составляет лишь небольшую долю рынка (3%), нельзя считать ростом номинальное увеличение премий во втором квартале 2007 года в связи с особенностями передачи портфеля по страхованию жизни, которое последовало после введения требований о разделении страховщиков на осуществляющих страхование жизни и осуществляющих страхование «не жизни». Поэтому можно сказать, что в 3 квартале 2008 года действительно впервые наблюдался рост, вызванный оживлением спроса. Однако затем в 4 квартале отмечено ощутимое снижение сборов на 10%.
Диаграмма 1.3. Динамика ежеквартальных премий по страхованию жизни, Гг.
Сборы по личному страхованию, для которого характерна высокая сезонность (большая часть страховых премий, собираемых по видам страхования, входящим в данную группу, традиционно приходится на 1 квартал), показали заметное снижение темпов роста уже начиная с 3 квартала 2008 года. Так, сезонный спад 3 квартала, характерный для сборов по личному страхованию и составлявший в 2007 году - 20%, в 2008 году достиг – 34%, а небольшое оживление в данном секторе, присущее 4 кварталу и составлявшее в 2007 г. 12% прироста, сменилось спадом в – 3%.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |