Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальные нормы и ценности и отклоняющееся поведение.



2020-02-03 235 Обсуждений (0)
Социальные нормы и ценности и отклоняющееся поведение. 0.00 из 5.00 0 оценок




МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ ПО ПЕДАГОГИЧЕКОЙ ПРАКТИКЕ
И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ».

НА ТЕМУ:

«ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ»

 

                                                                                     

                                                                                 Выполнила:

                                                                              Студентка 5 курса

                                                                                    специальности

                                                                    социологии культуры

                                                                                 Данилова Яна Вячеславна.

                                                                   Научный руководитель:

                                                                                       

                                                                                    Консультант:

                                                        доктор социологических наук,

                                                            профессор Сафронов Игорь

                                                                                           Павлович.

 

                Москва – 2010г.

Цель лекции: дать общее представление студентам об отклоняющемся поведении, показать его формы и проявления.

Задачи лекции:

1. Показать связь отклоняющегося поведения с нормами и ценностями общества.

2. Дать определение девиантному поведению и раскрыть его суть

3. Дать определение деликвентному поведению.

4. Рассмотреть криминальное поведение

5. Научить различать такие типы отклоняющегося поведения как девиантное, крминальное, деликвентное.

Целевая аудитория: студенты второго курса дошкольного факультета МПГУ.

Технические средства: доска, мел, проектор.

Вид лекции – очередная.

 

 

План лекции:

 

1. Социальные нормы и ценности и отклоняющееся поведение

2. Девиантное поведение

3. Деликвентное поведение

4. Криминальное поведение

 

Введение.

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы принятые в данном обществе, то есть (правила писанные и не писанные) по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам. Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, я имею в виду, что может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.

Каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Отклонение в поведении является естественным условием развития человека, и в этом заключается актуальность его изучения.

 

 

Социальные нормы и ценности и отклоняющееся поведение.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об­разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:

· нормы морали,то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о
хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

· правовые нормы,формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони­
рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза­
тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это
всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом
конкретном обществе существует только одна правовая система;

· религиозные нормы— правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо
установленные религиозными организациями;

· политические нормы— правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,
отношения между гражданином и государством и т.п.;

· эстетические нормызакрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к ок­ружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые спо­собны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гу­манного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельст­вуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Нормы морали— это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается зда­ние нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоян­но воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику.Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), обществен­ное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осоз­нается самим человеком как внутреннее веление самому себе,как субъективная необходимость.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентирует­ся в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувство­вать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, ко­торые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностя­ми. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь,ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регулято­ров заключается в следующем:

1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ­ком смысле слова;

2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;

3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить
сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит:
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отно­шению к тебе».

К сожалению, не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, гении, аскеты, святые и т.д..

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали интерес ученых.

Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества-с другой поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей и какого поведения другие члены общества ожидают от него самого.

Социальные отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с этим в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

 Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе считается святым, а в другом-никчемным бездельником. Нас первую очередь интересуют причины негативного поведения.

Отклоняющееся поведения приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы в центр внимания социологов, психологов, медиков, криминологов. Сейчас усиливаются негативные поведения как-насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность.

Объяснить причины, условия и факторы, порождающие эти социальные явления, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд функциональных вопросов, среди которых вопрос о сущности категории «социальная норма» и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.

Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.

В кризисные моменты скачкообразного развития государства невиданный импульс получает развитие преступности. Например, результаты социологического исследования показали, что некоторые люди совершали противоправные действия, но в целом оценивают это как аморальное.[ Ковалева., С.376]

Рисую табличку на доске:

Отклоняющееся поведение подразделяется на:

Девиантное Deviant
Делинквентное Delinquent
Криминальное Criminal

 

отклоняющееся поведение - собирательный термин, охватывающий три формы - девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм. В итоге образуется некоторый континуум или шкала отклоняющегося поведения .

 

 

Включаю слайд со след. схемой:

 
 

 


А: Шкала нарастания строгости применяемых санкций

 
 

 


Б: Соотношение объемов трех понятий

Обозначение:

-- девиантное поведение

-- делинквентное поведение

-- криминальное поведение

 

Девиантное поведение.

 

Девиа́нтное поведе́ние (от лат. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например: преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер[источник не указан 24 дня] и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

В узком значении девиантность обозначает незначительные проступки, те, что не подпадают под статью уголовного кодекса. Для более серьезных форм нарушения специалисты применяют дополнительные термины, а именно делинквентность и преступность (криминальное поведение). В дальнейшем девиантность в широком смысле будет обозначена русским словом <отклоняющееся поведение>, а узкое значение этого термина будет сохранено для обозначения незначительных отклонений, т.е. собственно девиации. Можно видеть, что использование русского слова <отклоняющееся поведение> в качестве общей категории, а трех иностранных терминов - в качестве ее конкретизации, дает нам определенные терминологические преимущества. Исчезает необходимость одним и тем же понятием <девиация> обозначать разные явления.

По мнению Эмиля Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Роберта Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

П роблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Так, например, Эмиль Дюркгейм написал работу «Самоубийство» (1897), ставшую классическим произведением в этой области.

Девиант — индивид, отличающийся по своим характеристикам от основной массы ему подобных. Девиант может быть как отрицательным — в худшую сторону — так и положительным.

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманитарное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показываетчтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения,объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «1984» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчётаотклонения самого общества.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения [Фролов. C. 121]. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения [Смелзер C. 208]. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:

· конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;

· новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);

· ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;

· изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики);

· мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения [Фролов. C. 122-123].

 При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.

 

 Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой  - поддерживает эту стабильность.

Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп [Фролов. C. 126].

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме.

На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги, дистрофики.

На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% населения составляют "твердые середняки" - люди с несущественными отклонениями.

 

Показываю слайд со след. схемой:

На рис.3 изображено нормальное распределение случайно появляющихся или наблюдаемых признаков в обществе. Позитивные выдающиеся качества (смелость, гениальность, сострадание и др.) встречаются среди людей так же редко, как негативные выдающиеся качества. Поскольку они обращают на себя внимание больше других, то создается впечатление, что их достаточно много. То же самое происходит и отклоняющимся поведением. Преступников-злодеев, если общество развивается в нормальных условиях, не более 5%, людей, совершивших тяжкие преступления непредумышленно и готовых встать на путь исправления, не должно быть более 15%. Если эта цифра выше, то следует говорить о том, что общество патологически больное.

Как это ни странно, но Аль Капоне, Гитлер и Саддам Хусейн так же, как все лауреаты Нобелевской премии, Моцарт и Гомер - девианты. Только находятся они по разные стороны разделительной черты.

Девиантное поведение нарушает, преступает общественные нормы - как в положительную, так и в отрицательную сторону. Однако социология девиантного поведения касается только социально неодобряемых отклонений.

Характерная черта девиантного поведения - культурный релятивизм. Это означает, что соци-альная норма, принятая либо обществом, либо группой или социальной стратой, представляет собой не абсолютное, а сугубо относительное явление. То, что в одной группе может считаться отклонением, в другой может восприниматься как норма. Так, например, курение на рабочем месте автобусе, офисе, школе, магазине может считаться девиацией, но в компании друзей оно оценивается как приемлемая форма поведения и не вызывать негативной реакции. В одних странах курение - общепринятая норма бытового поведения, на которую никто не обращает внимания, в других - исключение из правил. Так, США и Западная Европа исключили курение из нормальных форм поведения, изгнали его ото всюду, откуда только можно его изгнать, и сегодня оно стало у цивилизованного человечества скорее девиантной формой поведения.

Одни нормы важнее других. В сложных обществах правила существования группы имеют больший вес, чем правила личной гигиены. Многоженство в США наказывается, но содержание многих животных (зоопарка) в доме поощряется.

Нормы могут быть проскриптивными (запрещающими) и прескриптивными (предписывающими, разрешающими). Отклонение от первых чаще наказывается, чем отклонение от вторых. Все нормы произвольны, нет универсального стандарта поведения. Что считать нормативным, а что - девиантным, изменяется во времени и по обществам. Печатание книг, утверждение, что земля не есть центр Вселенной, не посещение церкви в одних обществах и в одни периоды могут быть нормой, а в другие - отклонением.

Сожительство мужчины и женщины вне брака еще в XIX в. рассматривалось как серьезное нарушение общественных норм, и с точки зрения правил того времени такое поведение оценивалось как индивидуальная девиация. Во второй половине ХХ века его назвали гражданским браком и он стал массовой, а самое главное допустимой формой межличностных взаимоотношений. Странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником.

Таким образом, один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом - рассматриваться как социальная патология. Много примеров тому можно было бы привести из семейного права и семейных традиций, обычаев у разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются и религиозными нормами. Таков, например, конфликт между требованием единобрачия по российскому гражданскому праву и традицией многоженства, признаваемой исламом. В первобытное время каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками), но в современном обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях и криминальным поведением( о котором я скажу чуть позже)

Включаю слайд:

http://cliparty.narod.ru/clip/41a.shtml Культурный релятивизм: кто я - охотник или убийца?

 



2020-02-03 235 Обсуждений (0)
Социальные нормы и ценности и отклоняющееся поведение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальные нормы и ценности и отклоняющееся поведение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)