Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности детей поступающих в школу и  



2020-02-03 335 Обсуждений (0)
Психологические особенности детей поступающих в школу и   0.00 из 5.00 0 оценок




                           их личностная  готовность.

   Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, (по мнению Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной и др.)  по своим психологическим качествам – ещё старшие дошкольники. Основными видами деятельности для них продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебная же деятельность только начинает складываться. Управление деятельностью ещё не достигает уровня, необходимого для систематического обучения школьного типа [3], [16]. Произвольное управление действиями, соблюдение правил, возможно, только при достижении сравнительно близких и ясных для ребенка целей, длительное напряжение произвольного вни­мания затрудняет и утомляет ребенка. Все это требует от учителей, воспитателей, родителей — всех, кто принимает участие в обучении и воспитании шестилетних школьников, особого подхода к ним, учета переходного характера возраста. Если сразу при переходе ребенка в школу применять к нему школьные методы обучения, рассчитанные на детей, у которых основные предпосылки учебной деятельности уже сложились, это может привести либо к тому, что ребенок и в самом деле быстро «подтянется», приспособится к новым требованиям и в сжатые сроки овладеет основами учебной деятельности, либо же к тому, что он, наоборот, потеряет веру в свои силы, начнет негативно относиться к школе и к учению, а возможно, и заболеет.

    На практике встречаются оба эти варианта, и число детей, для которых систематическое школьное обучение в обычных ус­ловиях оказывается непосильным, достаточно велико. Тем не менее, попытки приспособиться к психологическим особенностям детей, все обучение строить в игровой форме, всегда вносить в занятия элементы сюжета, проводить их как дидактические игры не оправ­дывают себя. Такое обучение легче и привлекательнее для детей, но не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, плохо развивает произвольное управление своими действиями, произвольное внимание.

Психологически правильная организация деятельности малень­ких первоклассников состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постепенно подводить детей к выполнению учебных заданий.

    Соотношение заданий, даваемых в игровой и учебной форме, должно постепенно изменяться. Если в начале года большую часть заданий целесообразно преподносить в форме игры, то к концу года — в форме прямого обучения. При этом дети должны различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание обязательно и его необходимо вы­полнять независимо от того, хочется тебе этого или нет [17, С.90-91].

   Г.А. Урунтаева  выделяет центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:

· новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

· в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

· в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность [23, с.305].

    По мнению Е.А. Кудрявцевой важным условием социальной подготовки шестилетних детей к обучению в школе является формирование у них нравствен­но-волевой и личностной готовности. Педагогические исследования показывают, что объем нравственных представлений о нормах по­ведения в группе сверстников восприни­мается старшими дошкольниками без осо­бых трудностей. Однако восприятие внешних требований не всегда согласует­ся с внутренним подчинением своего по­ведения нравственным нормам. Например, имея четкие представления о важных со­циальных нормах и поступая в соответст­вии с ними, ребенок нередко руководству­ется желанием выгодно выделиться среди сверстников, угодить педагогу или из боязни наказания. Психолог изучила влияние словесных методов воспитания на поведение детей в сочетании с одобрением правильных по­ступков и осуждением неправильных. Ока­залось, что у детей часто складываются черты социально-нравственного формализ­ма, которые характеризуются картиной внешнего благополучия, а на самом деле свидетельствуют об эгоизме: ребенок знает правило, но не выполняет его. Для преодо­ления этого на занятиях необходимо вклю­чать ребенка в деятельность, которая про­ходит в окружении сверстников. Это созда­ет условия для активного влияния детей друг на друга. В этом случае педагог при­обретает серьезную поддержку своим про­фессиональным усилиям. В частности, поставив перед детским коллективом задачи, вызывающие общие переживания и побуж­дающие детей к активности, возможно пре­одоление черт социально-нравственного формализма, воспитание положительных коллективных взаимоотношений [13, С.47-48].

   Особой личностной характеристикой младшего школьника является мотивационной готовности, то есть  сформированность соподчинения мотивов, наличие в поведении общественных и мораль­ных мотивов (чувства долга). Большое место в формировании мотивационной  готовности к школьному обучению Л.И. Божович уделяла развитию познавательной потребности. Ее новый уровень у старших дошкольников выражается в том, что у них возникает интерес к собственно познавательным задачам [1].

  Существенный момент мотивационной готовности кшкольному обучению — произвольность поведения идеятельности (по А.Н. Леонтьеву), то есть возникновение у ребенка такой структуры потребностей и мотивов, «при которой он становится способным подчинять свои не­посредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям» (Л.И. Божович). Н.И. Гуткина рассматривает мотивацию как определяющий компонент психологической готовности к обучению, а про­извольность — как функцию мотивации [6, с.3].

   В качестве важнейших мотивационных образова­ний дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии, а также появление новых по своему строе­нию опосредствованных мотивов. Эти новообразова­ния — важнейшая предпосылка школьного обучения. В качестве важного новообразования дошкольного воз­раста и Д.Б. Эльконин, и Л.И. Божович указывают на возникновение моральных мотивов (чувства долга).

    Начало формирования самосознания и самооцен­ки ребенка отличают глобальное переживание соб­ственной ценности, вера в возможность быть еще луч­ше, т. е. совершенствоваться. Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка школьника, завышенная и недиффе­ренцированная, нельзя говорить о личностной готов­ности к обучению.

   В психолого-педагогической литературе определены некоторые педагогические условия возникновения у ребёнка шестилетнего возраста возможности вести себя в соответствии с образом школьника, возможности его социальной адаптации к школе.

Одним из таких условий является предъявлением воспитанниками правил поведения. Выделили три такие группы:

1 - правила общения;

2 - правила организованного поведения;

3 - правила нравственного поведения.

Добиваясь осознанного отношения детей ко всем трём группам правил, необходимо раскрыть их нравственно-социальный смысл. Единая перспектива будущего поступ­ления в школу становится социально зна­чимым мотивом, обеспечивая общность переживаний, стремлений и интересов ре­бят. Старшие дошкольники испытывают потребность в признании своих успехов у взрослого и у товарища. Эта потребность становится стимулом их социального раз­вития и подготовки к школе. В этом отно­шении, на наш взгляд, интересным и эф­фективным является организация коллек­тивной трудовой деятельности.

 Для того чтобы опыт совместной кол­лективной деятельности носил позитив­ный характер, необходимо развитие дет­ской самостоятельности. Шестилетний ребенок, владеющий основными навыка­ми индивидуального труда, соответствую­щего его возрастным возможностям, по­требует того же от своего партнера. Под­чиняясь общей цели трудовой деятельнос­ти, дети поступают как коллективные партнеры, согласуя между собой детали совместной работы, проявляя при этом настойчивость, целенаправленность, ор­ганизованность, аккуратность и др. Необ­ходимо чтобы коллективный труд стал ис­точником общих переживаний, вызывал удовлетворение от причастности к обще­му делу. А ведь бывает наоборот, когда де­ти не умеют разделить между собой тру­довые обязанности, предметы и средства труда, ссорятся и обижают друг друга. На­пример, если дети перед занятием не уб­рали на место игрушки, задержались в умывальной, то это нарушает общий по­рядок. Дети начинают торопить сверстни­ков, сами предъявляют к ним требования, которые для большинства уже стали нор­мативными.

    В трудовой, посильной для ребенка дея­тельности формируются нравственно-воле­вые качества, ответственное отношение к делу. Шестилетний ребенок получает пред­ставление о труде как о деле, связанном с мобилизацией усилий. Ученик в школе — это тоже труд, но еще более ответственный, требующий напряжения — умственного, физического, нравственно-волевого. Ученье предполагает способность подчинять себя требованиям, предъявляемым к школьной жизни, «не хочу, но надо» — главный мо­тив, которым приходится руководствовать­ся ребенку, выполняя каждодневные трудо­вые обязанности. Этим мотивом, но уже осознанным, он постепенно станет руковод­ствоваться и в учении  [13, С.49-50].

   По мнению У.Е. Уленковой и Е.Е. Дмитриевой задачи гуманизации воспитания и обу­чения дошкольников требуют обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных ус­ловий для их полноценного развития, лич­ностного становления, формирования инди­видуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение им макси­мально безболезненного перехода из одного звена системы образования  в другое [21].

     Таким образом, шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, по своим психологическим качествам остаются дошкольниками, основной деятельностью которых остается игра. Исследования психологов показали, что у шестилеток можно сформировать не только формы и способы социального поведения, но и мотивы, как внутреннее побуждение вести себя соответствующим образом. С появлением у ребёнка такой потребности можно говорить о его личностной готовности к обучению в школе. Определяющий компонент психологической (личностной) готовности к обучению, является мотивация, а про­извольность — как функция мотивации.

  Опираясь на личностную готовность обучения детей поступивших в школу, необходимо педагогу правильно организовать учебную деятельность постепенно переходя от игровой к учебной форме выполнения заданий.

                            Выводы по первой главе

   Анализ научно-психологической литературы позволил сформулировать следующие выводы.

1.   Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

 Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

   Психологическая готовность многокомпонентное образование, включающее личностную, психомоторную, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность и др. Не вызывает сомнения, что любой компонент струк­туры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, без­болезненного вхождения в новую систему отношений.

2.   Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, по своим психологическим качествам остаются дошкольниками, основной деятельностью которых остается игра. Исследования психологов показали, что у шестилеток можно сформировать не только формы и способы социального поведения, но и мотивы, как внутреннее побуждение вести себя соответствующим образом. С появлением у ребёнка такой потребности можно говорить о его личностной готовности к обучению в школе.     

    Определяющий компонент психологической (личностной) готовности к обучению, является мотивация, а про­извольность — как функция мотивации.

Личностная готовность включает формирование готовности ребенка к принятию новой «социальной позиции», то есть положения школьника, име­ющего круг важных обязанностей и прав. Стремление ребенка к новому социальному поло­жению — это предпосылка и основа становления мно­гих психологических особенностей в младшем школь­ном возрасте. В частности, из него вырастет ответствен­ное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но илюбую учебную работу, которую он должен выпол­нить.

   Опираясь на личностную готовность обучения детей поступивших в школу, необходимо педагогу правильно организовать учебную деятельность постепенно переходя от игровой к учебной форме выполнения заданий.

 Глава 2. Диагностика личностной готовности детей младшего     

                          школьного возраста к обучению



2020-02-03 335 Обсуждений (0)
Психологические особенности детей поступающих в школу и   0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности детей поступающих в школу и  

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)