Специфика организации урока с применением ролевой игры
Учителю необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании иностранного языка, находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность обучаемых, позволили бы сделать учебный процесс качественным и в то же время привлекательным и интересным [15, c. 8]. В организации учебного игрового общения важным является создание условий для такого выполнения игрового задания, в котором достигалось бы не присоединение реплики, а взаимодействие партнеров. На уроке иностранного языка можно использовать игровые элементы («warming-up activity» через создание проблемных воображаемых ситуаций, работа с игровыми упражнениями для повторения лексики по теме и другие). Весь урок может быть представлен в виде игры (проведение ролевой, интеллектуальной игры по теме, проведение игры на материале по страноведению и другие). Для создания игровых ситуаций широко используют рисунки, описание ситуаций, инструкции, ТСО, тексты художественных произведений. В качестве примера рассмотрим урок английского языка в четвертом классе на тему «Погода». (Приложение № 5) Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Отрицательная оценка деятельности ее участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь, затем перейти к недостаткам. Также большинство авторов считают целесообразным проводить игру на заключительном этапе работы с лексикой по данной теме, поскольку игра дает возможность использовать новый материал в ситуации общения. Но существует большое количество игр, применение которых на уроке сделает процесс усвоения новой лексики увлекательным занятием. Игры можно использовать на любом из этапов работы над лексикой иностранного языка [14, c. 45]. Далее приводятся примеры игр, которые можно использовать на уроках английского языка. 1) Игра-кроссворд по теме «Деньги». Цель: ознакомление учащихся с лексикой по теме «Деньги», запоминание графического образа слова. Описание: игра в виде поля из сетки 14 на 14 клеток, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме. Перед началом игры учащиеся вместе с учителем читают и переводят слова из активного словаря. Задача учащихся – самостоятельно отыскать среди букв данные слова, опираясь на список в низу страницы (Приложение № 6). Учащиеся играют индивидуально или в парах (в данном случае в игру привносится азарт). Игровые методики, для работы на этапе выработки навыка использования лексики под контролем преподавателя: 2) Игра - кроссворд «Прилагательные для описания людей». Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя. Описание: учащиеся делятся на две группы – A и B. Преподаватель предлагает группам бланки с кроссвордом по теме, который заполнен только на половину. Слова из групп A и B не совпадают, а являются продолжением кроссворда. Задача учащихся – заполнить кроссворд новыми словами до конца, при этом объяснив другой команде значения недостающих слов (Приложение № 7). Игровые методики для самостоятельного использования учащимися лексики в ситуации общения: 3) Игра-проект « Рецепт блюда». Цель: монологическое высказывание с активной лексикой, спонтанное высказывание в ситуациях общения. Описание: учащиеся делятся на группы. Каждая группа создает свой «рецепт» и делает его презентацию. «Независимые эксперты по здоровому питанию» оценивают «рецепты» и высказывают свое мнение. На презентацию отводится 7 минут. Задача учащихся – подготовить монологическое высказывание по теме, спонтанно высказать свое мнение. Грамматические игры 1. Изображение действия. Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи. Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы. Лексические игры 1. Цифры. Цель: повторение количественных числительных. Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. Фонетические игры 1. Слышу – не слышу. Цель: формирование навыков фонематического слуха. Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный … или …, обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки … или …, все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок. Орфографические игры 1. Вставь букву. Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала. Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Например: c…t, a…d, a…m, p…n, r…d, s…t, r…n, t…n, o…d, t…a, l…g, h…n, h…r, h…s, f…x, e…g, e…t, d…b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed). Таким образом, благодаря широкому разнообразию и коммуникативной направленности игры можно включать на любом этапе изучения лексики иностранного языка. На начальном этапе изучения лексики они будут представлены в виде игровых упражнений, которые облегчат запоминание новых слов. На заключительном этапе уместны ролевые игры и игровые ситуации, которые и приведут к главной цели изучения новой лексики – общению. Игровые формы обучения актуальны не только на начальном, но и на старшем этапе обучения, ведь они активизируют познавательные процессы учащихся, повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Но что особенно важно – игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровой метод является одним из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как, в игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Рассматривая ролевую игру как метод обучения иностранному языку можно сказать, чторолевая игра– метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Также выделяются следующие виды ролевой игры: контролируемая, умеренно-контролируемая, свободная, эпизодическая, длительная. В структуре ролевой игры можно выделить следующие три компонента: роли, которые выполняют учащиеся на уроке; ситуация, выступает как способ ее организации; ролевые действия, которые выполняют учащиеся играя определенную роль. Обучение лексике иностранного языка – процесс, который охватывает несколько этапов. На первом этапе осуществляется введение нового слова. На следующем этапе учащиеся тренируются в создании лексических речевых связей в однотипных речевых ситуациях. Результатом обучения является умение учащихся создавать динамичные лексические речевые связи, то есть свободно использовать новые слова в общении. Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Игровые методы могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. В методической разработке приведены игровые упражнения, актуализирующие знания лексики по теме и игровые ситуации, с помощью которых на уроке были созданы ситуации общения. Данные игровые приемы были успешно проведены на практике. В заключении хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Потому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранять интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения. Ролевая игра является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Ролевая игра – это обучение в действии. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре в реальной жизни, что не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
Список литературы
1. Абалкина, П.И. Совершенствование методики преподавания английского языка : учебник / П.И. Абалкина. – М. : ВЛАДОС, – 2005. – 345 с. 2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой : учебное пособие / Н.П. Аникеева. – М. : Просвещение, 2008. – 237 с. 3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М. : ACDEMIA, 2006. – 336 с. 4. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебник / М.В. Луховицкий, А.А. Миролюбов и др., – М. : Высшая школа, – 2009. – 345 с. 5. Жилкина, Д.Н. Ролевые игры на уроках английского языка / Иностранные языки в школе – 2010 – №1. – с. 34 – 38. 6. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение : учебник / Р.И. Жуковская. – М. : Педагогика 2006 – 132 с. 7. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения : учебное пособие / А.В. Конышева. – Минск : Петра Системс, 2007. – 298 с. 8. Миролюбов, А. А. Общая методика преподавания иностранных языков : учебное пособие / А.А. Миролюбов. – М. : Просвещение, 2008 – 310 с. 9. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранных языков : справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск : Вышэйшая школа, 2005 – 279 с. 10. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебное пособие для учителей / А.А. Миролюбов, И.В Рахманов, В.С. Цейтлин, – М. : Наука, 2003 – 366 с. 11. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справочное пособие / под ред. Е.А. Маслыко. – Минск : Высшая школа, 2005. – 315 с. 12. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога : пособие для студентов педагогических вузов / А.П. Панфилов. – М. : Академия, 2008. – 223 с. 13. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школ : учебное пособие / – М. : Книга, – 2009 – 212 с. 14. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова. – М. : Академия, 2006. – 332 стр. 15. Ростовцева, О.М. Английский для детей дошкольного возраста : учебное пособие / О.М. Ростовцева. – Тула : Ясность, 2005 – 333 с. 16. Скалкин, В.Л. Английский язык для общения : учебник / В.Л. Скалкин. – М. : История, – 2009 – 288 с. 17. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка : учебное пособие / М.Ф. Стронин. – М. : Просвещение 2006. – 298 с. 18. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам : учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М. : Филоматис, 2006. – 470 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 4
Подведение итогов. По количеству жетонов, полученных за правильно выполненные задания, выявляется группа-победитель. Выставляются оценки. Домашнее задание: составить прогноз погоды на предстоящую неделю
Приложение 6 Word-search grid НАЙДИТЕ СРЕДИ БУКВ СЛОВА ПО ТЕМЕ « ДЕНЬГИ»
НАПИШИТЕ ПЕРЕВОД РЯДОМ СО СЛОВОМ _______cash________mark_____save_____tax______currency______pay________pound________notes_______change____gold______coin_____fortune____silver______treasure______welloff______spend_______funds______wealth_____rich______statement_____price___________moey_____interest_______purse_____shopping_____account_____bank______cheque_______fee_____millionaire______penny________
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |