Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы проведения исследования по изучению общественного мнения (общественного сознания, общественного настроения)



2020-02-03 141 Обсуждений (0)
Этапы проведения исследования по изучению общественного мнения (общественного сознания, общественного настроения) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

При подготовке и проведении изучения общественного мнения не обходимо придерживаться следующих основных требований:

 

1 ) Постановка цели исследования,

Должно быть четко сформулировано, какие сведения предполагается получить, как использовать и на что направить обобщенные итоги.

 

2) Разработка инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы должны формулироваться четко, быть краткими, не допускающими различных толкований. Следует избегать прямых, "лобовых" вопросов, особенно в тех случаях, если они по смыслу касаются оценок работы опрашиваемого, направлены на получение данных непосредственно о самом человеке , его взглядах. Для получения более объективной информации вводятся проверочные вопроса (по этой же теме, но в другой постановке, позволяющей получить косвенное подтверждение ответа на основной вопрос).

После набора возможных вариантов ответов -подсказок обозначается место для Других вариантов, не предусмотренных анкетой.

 

З) Подготовка выборки (число и состав опрашиваемых).

При проведении исследований в городе, районе по Проблемам, касающимся всех социальных слоев оптимальное количество опрашиваемых должно составлять 1 - 1,5 процента от общей численности населения. Если же опрос проводится среди отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях количество респондентов может достигать 10 процентов от списочного состава. В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей. При устных, телефонных , экспресс-опросах по текущим, не требующим глубокого анализа вопросам достаточно проинтервьюировать несколько десятков человек. Для получения наиболее объективной информации в число опрашиваемых должны быть включены все категории населения— по национальности, возрасту, (социальному положению, образованию и т.д.

 

4) Проведение анкетирования, опроса.

Как правило, его надо проводить анонимно, что повышает достоверность информации. Многое зависит от организаторов этого дела, насколько умело они настроят, подготовят людей на откровенные высказывания своих взглядов, позиций, мнений.

 

Анкетирование, проводится по любому поводу, на любую тему, нередко не выдерживает никакой критики и расценивать его следует только как дань моде.

 

Многие анкеты представляют из себя механический набор на думанных, нередко неграмотно сформулированных, курьезных вопросов, не дают представления о цели исследования, никаких чувств, кроме недоумения и раздражения у респондентов не вызывают и, соответственно, полученная информация практической ценности не имеет. Более того, такие анкеты носят порой провокационный характер, сами по себе являются источником возникновения и формирования извращенного общественного мнения. Так, в одной из районов проводили опрос старшеклассников об их отношение к религии. Для наглядности приведем полный текст некоторых вопросов анкеты;

 

1) что вы знаете о происхождении Иисуса Христа?

а) в твоем понятии "бог" - это человек

б) в твоем понятии "бог" - это миф, выдумка

 

2) могут ли в нашей жизни существовать духовные интересы верующих в "бога", не верующих, убежденных сторонников атеизма?

а) да .

б) нет

 

3) кто на вас оказывает положительное влияние в вопросах религии?

а) семья

б) Друзья

в) художественная и церковная литература

г) прочее

 

4) как вы относитесь к загадочным явлениям природа (землетрясение, бури, "летающие тарелки, гипноз, чародейская сила и тд, Что это по вашему мнению?

а) научно объяснимые явления

б) сотворение "бога"

в) прочие явления

 

Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

 

Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс - опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту. Организация “раздаточного” анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий.

 

Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.

 

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует проводить в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-либо комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.

 

Независимо от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с надежностью информации, оказываются для них общими.

 

Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

 

Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.

 

Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.

 

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.

 

Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе участвует не “средний респондент”, а живой, реальный человек одаренный сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так же как и социолог на него.

 

Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.

 

 

5) Обработка анкет, подготовка выводов, рекомендаций и предложений, по преодолению развития нежелательных процессов, прогнозирование возможных результатов и последствий их реализации.

 

6) Принятие конкретных мер.

 

7) Последующие проверки правильности решений и результатов принятия мер (отслеживание).

 

 

Заключение

 

 

ВЫВОД: не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное.

 

Общественное мнение не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер. Еще Г.В. Плеханов в «Очерках по истории материализма» писал, что «общественное мнение» имеет свои корни в социальной среде и в конечном счете в экономических отношениях; это не противоречит тому, что всякое данное «общественное мнение» начинает стареть, как только начинает стареть вызывающий его способ производства».)

 

Список литературы

 

 

1) Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность общественного мнения. . М., 1988.

2) Общественное мнение: методологические рекомендации для проведения социологических опросов/Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 1980.

3) Лямцев В.Н , Тарутин В.А. Общественное мнение и идейно-воспитательная работа. Киев. 1988.

4) Укледов А.К. общественное мнение и пропаганда. М, 1980.

5) Общественное мнение: роль, воз-ти, пути и методики изучения и формирования. Барнаул. 1989.

6) Лавриненко В.Н. Социология. М. 1998.



2020-02-03 141 Обсуждений (0)
Этапы проведения исследования по изучению общественного мнения (общественного сознания, общественного настроения) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы проведения исследования по изучению общественного мнения (общественного сознания, общественного настроения)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)