Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам      исследования.



2020-02-03 701 Обсуждений (0)
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам      исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….2

I. Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам      исследования………………………………………………………………………..9

1.1. Семья и ее основные характеристики………………………………………..9

1.2.  Подросток и семья……………………………………………………………13

1.2.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………13

1.2.2. Поведение в семье. Реакция эмансипации………………………………...14

1.2.3. Конфликты в семье………………………………...……………………….15

II. Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений в семье и психоэмоциональных состояний подростка………………………..23

2.1. Организация, проведение и диагностический инструментарий исследования……………………………………………………………………….23

2.2. Результаты исследования…………………………………………………….24

Заключение...………………………………………………………………………39

Список используемой литературы……………………………………………….41

Приложения………………………………………………………………………..43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Семья является важнейшим институтом социализации личности, в ходе которой происходит усвоение ребенком определенной системы ценностей, норм, знаний, культуры. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. 

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается остальной мир и свое место в нем.

 Эмоции (от французского слова emotion - волнение, происходит от латинского emoveo - потрясаю, волную) - это реакции человека  на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма.

Эмоции нередко окрашивают поведение человека в особый чувственный тон, создавая более или менее продолжительные, весьма устойчивые переживания. Иногда чувства возникают внезапно, протекают бурно и сравнительно быстро проходят. Эти длительные или кратковременные переживания называются психическими или эмоциональными состояниями.

  К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и аффекты, настроения, чувства и т. д. Перечисленные формы эмоциональных состояний отличаются от эмоций временем протекания, интенсивностью и устойчивостью.

 Собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которые образовались прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности.

Чувства  -  форма  эмоций,    которая  включает   в  себя    эмоциональные

переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение человека к определенным предметам или процессам окружающего мира.

Гармоничность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Поэтому родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на всех своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов.

Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.

В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению.

Реальные изменения семейных взаимоотношений проявляются в смене приоритетов, "размывании" традиционной системы ценностей, изменении их привычного характера и разрыве этих отношений. Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.

 Самое трудное для родителей время (да и для самого ребенка тоже) - это промежуток между 13 и 14 годами. Именно в это время сомнения в возможностях собственной личности и чувство неполноценности достигают наибольшей силы. Подросток испытывает постоянное давление со стороны взрослых и одновременно чувствует придирчивую оценку по шкале признания со стороны сверстников. Все, что происходит в это время, накапливается в его психологическом багаже и имеет огромное значение для того, какой станет его взрослая жизнь.

Именно в этот период времени человек имеет максимальную психологическую неустойчивость к различным влияниям извне, он полон сомнений в себе, часто подвергается психологическому давлению со стороны взрослых, и его личность может быть разрушена настолько, что в будущем ее будет сложно (а иногда просто невозможно) восстановить. Это необходимо помнить всем родителям, воспитывающим ребенка-подростка.

 Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.

 Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей, так и для самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства".

 Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием.

 В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам.

 Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то, став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

 В результате авторитет родителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.

 Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи и родителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком.

 На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.

Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов.

Ряд исследователей,  занимавшиеся вопросами психологии семьи, семейных взаимоотношений подтверждают, что одной из причин психоэмоционального неблагополучия подростка являются  дисгармоничные отношения в семье, обнаруживающие себя во взаимоотчуждении между отцом и матерью, родителями и детьми, разрыве теплых эмоциональных связей между ними (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер и др.).

 Э. Г. Эйдемиллер так охарактеризовала дисгармоничные отношения в семье – это «авторитаризм, отсутствие взаимной поддержки и понимания, повышенная конфликтность, агрессия и насилие. Дисгармония семейных отношений дает подростку образцы  непостоянства, враждебности и асоциального поведения».

«Дисгармоничные семьи характеризуются низким уровнем сплочённости родителей, разногласием в семье в вопросах воспитания детей, повышенной конфликтностью в повседневном общении с ребёнком и недостаточным уровнем эмоционального принятия ребёнка, а также нарушениями протекции в отношении ребенка» - основная мысль в трудах Н. А. Аккерман в области семейной психотерапии.

Тема взаимосвязи дисгармоничной атмосферы в семье и психоэмоционального состояния подростка, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания, т.к. с каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического и эмоционального нездоровья, связанные с конфликтными ситуациями в их семьях.

Объектом нашего исследования являются дисгармоничные отношения в семье.  

Предметом исследования выступают психоэмоциональные состояния подростков.

Цель работы - установить взаимосвязь дисгармоничных отношений в семье  и психоэмоциональных состояний подростков.

   Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

1.     Изучить психолого-педагогическую литературу по заданной теме.

2. Провести   экспериментальное   исследование межличностных отношений  в

семье, стилей семейного воспитания и психоэмоциональных состояний детей подросткового возраста.

3. Установить взаимосвязь дисгармоничных семейных отношений и психоэмоциональных состояний подростка.

4. Предложить рекомендации по гармонизации отношений в семье и стабилизации психоэмоциональных состояний ребенка.

 Гипотеза исследования заключается в предположении, что между дисгармоничными семейными отношениями и психоэмоциональными состояниями подростков существует взаимосвязь: у детей повышаются тревожность, неуравновешенность, беспокойство, возрастает неуверенность в себе, снижается самооценка и социальная адаптация.

 Для реализации сформулированных целей, проверки гипотезы и решения конкретных эмпирических задач был использован диагностический инструментарий исследования:

- методы    

1) анализ психолого-педагогической литературы;

2) тестирование.

- методики

1) опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений». Автор – Э.Г. Эйдемиллер [30];

2) тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) [23];

3) факторный личностный опросник (подростковый вариант HSPQ) Р.Кеттелла.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (30), приложений (5).

 

 

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам      исследования.

     



2020-02-03 701 Обсуждений (0)
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам      исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам      исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (701)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)