Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Городское и сельское население



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Городское и сельское население 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Административный центр — г. Махачкала (на 1 января 2006 года — 551,5 тыс. чел., включая численность населения подчиненных его администрации населенных пунктов). В 2009 году Дагстат обнародовал данные численности населения Дагестана по состоянию на 1 января 2009 года, которое составило 2711679 человек. Плотность населения: 53,9 чел./км². Городское население: 1150621 чел; Сельское население: 1561058 чел; Удельный вес городского населения — 42,4 %; Удельный вес сельского населения — 57,6 %.

 

 

В области два города — Атырау и Кульсары, расположенный в Жылыойском районе. Остальные населенные населенные пункты представлены селами и поселками. Сельское население преобладает, причем в шести районах области нет городов.

 

 

Национальный и конфессиональный состав

 

Народы Дагестана говорят на языках четырёх основных языковых групп. 95 % верующих — мусульмане: из них 90 % — сунниты, 5 % — шииты. 5 % верующих — христиане (в основном православные). Горские евреи исповедуют иудаизм, большая часть которых ныне записаны татами (1 %).


 

По данным казахстанской переписи 1999 г. соотношение казахов и русских в Атырауской области составляло 89:8,6. В приграничных районах Западного Казахстана явно преобладающей по численности группой являются казахи — 95,3%. Такая ситуация нетипична для зоны российско-казахстанской границы, где соотношение титульных этнических групп в большинстве случаев складывается либо в пользу русского населения либо (в тех районах, где преобладают казахи) разница гораздо менее контрастна. Этнический состав населения в Западной части границы — результат многовековых миграций.

В официальной республиканской статистике не проводится деление области по национальному признаку. Данный факт — следствие политики государства и деятельности Ассамблеи народа Казахстана. В качестве термина используется этнохороним — казахстанец. Данные об этнической структуре республики можно найти в специализированных источниках


Хозяйство

Промышленность

 

Структура промышленного производства по видам деятельности за 2008 г, в процентах.

 

 

Промышленность — четвертая по величине отрасль народного хозяйства республики: в структуре произведенного за 2005 г. валового регионального продукта (ВРП) на промышленное производство приходится 13 %. Основные отрасли производства: сельское хозяйство, виноделие, рыболовство, народные промыслы (в том числе ковроткачество), добыча нефти, легкая и химическая промышленности, машиностроение, производство электроэнергии.

За 2009 год промышленными предприятиями Атырауской области произведено продукции (включая малые, подсобные предприятия, сектор домашнего хозяйства) в действующих ценах на 2 171 652 млн. тенге, что к 2008 году составило 121,5%. В горнодобывающей промышленности и разработке карьеров в 2009 году по сравнению с прошлым годом индекс физического объема составил 122,7 %. В обрабатывающей промышленности в 2009 году к прошлому году объем производства увеличился на 23,1%. Рост производства наблюдается во всех видах деятельности за исключением производства: продуктов питания, резиновых и пластмассовых изделий. В электроснабжении, подаче газа, пара и воздушном кондиционировании индекс физического объема в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 104,8%. Производство и распределение электроэнергии — 106,6%, снабжение паром и горячей водой (92,2%), сбор, очистка и распределение воды (101,7%).

 

Сельское хозяйство

 

Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики Республики Дагестан, доля которого в ВРП составляет порядка 20 %. В аграрном секторе работает около трети занятых в экономике, из которых порядка 30 %- в животноводстве, а 70 % — в растениеводстве. Приоритетное развитие АПК с его основными отраслями — животноводством и растениеводством обуславливают также благоприятствующие природные условия, а также избыточные трудовые ресурсы В республике функционируют около 39 тыс. крестьянских фермерских хозяйств. Сельскохозяйственные угодья составляют 3349,6 тыс. га, в том числе пашни — 524 тыс. га, многолетние насаждения — 68,1 тыс. га, сенокосы — 162,2 тыс. га, пастбища — 2690,5 тыс. га. Основной специализацией в растениеводстве стали виноградарство, садоводство и овощеводство. Выращиваются также зерновые, картофель и т. д. В животноводстве преобладает разведение крупного рогатого скота на мясо, а также овец и коз; значительную долю занимает птицеводство.

Объем валовой продукции сельского хозяйства области составил 9102,0 млн. тенге, индекс физического объема — 102,3%. Сохраняется рост объемов производства продукции животноводства и увеличение численности поголовья всех видов скота.

На 01.01.06 г поголовье КРС возросло на 8,0%, овец и коз на 5,2%, верблюдов на 3,8%, лошадей на 5,2%. Производство мяса составило 40,4 тыс. тонн (102,8%), молока — 46,8 тыс. тонн (103,8%) , яиц — 1,5 млн. штук (106,3%).

 

Электроэнергетика

 

Высокогорные реки региона обладают существенным гидроэлектрическим потенциалом оцениваемым до 55 млрд кВт·ч в год. На 2010 год выработка действующими станциями составляет около 5,1 млрд кВт·ч особенно ценной пиковой электроэнергии в год: Чиркейская ГЭС мощностью 1000 МВт, Ирганайская ГЭС — 400 МВт, Миатлинская ГЭС — 220 МВт и несколько других менее мощных станций. На этапе строительства находится Гоцатлинская ГЭС (100 МВт, 310 млн кВт·ч).

Атырауская ТЭЦ — основной поставщик электричества области. К концу 2010 года планируется ее реконструкция и введение дополнительного котла, что позволить повысить мощность станции до 290 мегаватт.

 

Электроэнергия, млн.кВт/час.

  2004 2005 2006 2007 2008
Атырау облысы 2 316,2 2 434,9 2 551,9 2 689,4 2 970,2
Атырау қаласы 1 120,5 1 314,8 1 442,9 1 483,5 1 504,1
Жылыой 1 194,4 1 117,7 1 107,7 1 201,1 1 463,4
Мақат 1,3 2,3 1,3 4,8 2,7
Махамбет - 0,1 - - -

Транспорт

 

Одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа является Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий порт России на Каспии, находящийся в выгодном географическом положении в зоне международных транспортных коридоров Север — Юг, Восток — Запад, с потенциально мощным нефтеком-плексом. Республика Дагестан имеет международный аэропорт, развитую сеть автомобильных дорог. Протяженность железной дороги составляет 550 км. Длина автодорог с твердым покрытием составляет порядка 8 тыс.км. Через Дагестан проходят автодорога международного значения Ростов-Баку, а также автотрасса Астрахань-Махачкала, автомагистраль «Кавказ» и другие. 2005 год стал годом динамичного развития транспортного комплекса. В Махачкалинском морском торговом порту были завершены работы по реконструкции нефтеналивной гавани, полностью завершено строительство зернового терминала, проводились работы по строительству 3-х новых причалов для генеральных грузов и реконструкции Южного мола сухогруз-ной гавани. В рамках реализации проекта строительства и эксплуатации первого российского железнодорожного паромного комплекса на Каспии в 2005 году были построены два парома «Махачкала — 1» и «Махачкала — 2». Строительство третьего и четвертого паромов завершится в текущем году. Использование паромных судов позволит существенно сократить сроки доставки грузов по транспортному коридору «Север — Юг».

Объем перевозок грузов всеми видами транспорта с учетом оценки объема перевозок нетранспортными организациями и предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками составил в 2009 году 103,3 млн. тонн, что на 3,2% меньше объема 2008 года.

Перевозки пассажиров с учетом оценки объема перевозок предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческими перевозками за 2009 год увеличились на 0,9 % и составили 76,9 млн. человек. Объемы перевозок грузов и пассажиров за 2005—2009 годы приведены в следующей диаграмме:


 

В транспортной системе Атырауской области наиболее распространенным является автомобильный вид транспорта, который играет не последнюю роль в расширении внутренней и внешней торговли, формировании межгосударственных связей. Это важная составная часть производственной инфраструктуры. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики.

Пассажирский автомобильный транспорт играет ключевую роль в транспортном обслуживании населения. Автобусный транспорт общего пользования с социальной точки зрения стал самым массовым и доступным видом регулярного транспорта. Автомобильным транспортом области с учетом оценки объема перевозок предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками, за 2009 год перевезено грузов — 45,4 млн. тонн, грузооборот составил 5314,8 млн. ткм. По сравнению с 2008 годом перевозка грузов уменьшилась на 12,6%, а грузооборот увеличился на 57,4%. Пассажиров перевезено — 76,9 млн. человек, пассажирооборот составил 595,1 млн.пкм. По сравнению с 2008 годом произошло увеличение на 1,0% и 17,4% соответственно.

Речной транспорт занимает небольшой удельный вес в общих объемах работы транспорта области. За 2009 год доходы от вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности составили 10,5 млн. тенге, от сдачи в аренду транспортных средств 65,8 млн. тенге.

За годы независимости произошли значительные изменения в работе воздушного транспорта. На сегодняшний день воздушный транспорт области представлен частными авиакомпаниями с участием государства, а также с иностранным участием. Воздушном транспортом пассажиров перевезено — 14,6 млн. человек, пассажирооборот составил 2,7 млн. пкм.

Наибольшую долю перевозок грузов среди транспортных предприятий имеет трубопроводный транспорт. Развитие трубопроводного транспорта, прежде всего, связано с развитием нефтедобывающей промышленности области и экспортной ориентацией торговых связей. Крупнейшими компаниями трубопроводного транспорта области являются «КазТрансОйл», «Каспийский трубопроводный консорциум», через которых осуществляется поставка нефти на мировые рынки. Магистральными трубопроводами за 2009 год осуществлена перекачка 57955,5 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов. Грузооборот по сравнению с 2008 годом увеличился на 5,1% и составил 32940,3 млн. ткм.

 


Перспективы развития

 

Дагестан обладает комплексом сравнительных конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на эффективность внешнеэкономической деятельности. Но слабый экспортный и валютный контроль облегчает вывоз капитала и товаров в третьи страны. Неразвитость финансовой, организационной, технической и информационной инфраструктуры затрудняет экономическое развитие республики. Республике следует предпринимать активные меры к достижению этих целей, например, разработать различные проекты в сфере внешнеэкономической деятельности, к которым можно отнести проекты о создании свободной экономической зоны, реализация которого даст большие доходы для республиканского бюджета. Атырауская область имеет необходимые предпосылки для успешного экономического развития. Наличие богатых месторождений углеводородного сырья и прогрессивная систем налогообложения позволяет области поднимать уровень социальной сферы на несколько процентов ежегодно. Прогноз развития области положительный при условии дальнейшей диверсификации экономики и повышения уровня человеческого капитала. Рассматриваемые территории имеют неплохой потенциал сотрудничества при использовании морского транспорта на Каспийском море.


Список литературы

 

1. « Каспий: вчера и сегодня». Лекционный курс о состоянии и проблемах Каспийского моря для старшеклассников и студентов ВУЗов, интересующихся экологией. Л. Беркелиева, Ф Шакирова и др. Ашхабад, Каспийская программа ИСАР и НКО Яшыл, 2000 г. http://www.caspinfo.ru/news/library/books/book_004/index.htm

2. Доклад члена-корреспондента НАН РК, доктора геолого-минералогических наук Диарова М.Д. "Влияние деятельности нефтегазового комплекса на природную среду Северного Каспия" http://www.caspinfo.ru/news/zips/Diarov.zip

3. dagstat.gks.ru

4. ru.wikipedia.org/wiki/Атырауская_область

5. ru.wikipedia.org/wiki/Дагестан

6. www.atyrau.stat.kz

7. www.e-atyrau.kz

8. www.e-dag.ru

 



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Городское и сельское население 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Городское и сельское население

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)