Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самооценка уровня онтогенетической рефлексии



2020-02-03 517 Обсуждений (0)
Самооценка уровня онтогенетической рефлексии 0.00 из 5.00 0 оценок




Назначение теста: Методика нацелена на изучение уровня онтогенетической рефлексии, предполагающей анализ прошлых ошибок, успешного и неуспешного опыта жизнедеятельности.

Описание проведения методики: изначально рефлексия была философским термином и обозначала самоанализ, самопознание, расширение границ собственного «я». Со временем в психологии под рефлексией стали понимать нечто большее. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. В опроснике 27 вопросов. Испытуемым предлагается, затрачивая минимальное количество времени на обдумывание ответа выбрать цифру соответствующую их согласию с утверждением: 1 - абсолютно не верно, 2 - не верно, 3 - скорее не верно, 4 - не знаю, 5 - скорее верно, 6 – верно, 7 - совершенно верно; то есть оценка в 1 балл говорит о самом низком соответствии этого утверждения вам, а оценка в 7 баллов о полном соответствии.

Ход работы: в соответствии с ниже представленным ключом, необходимо подсчитать количество баллов испытуемых и соотнести их с предложенными уровневыми характеристиками самооценки уровня онтогенетической рефлексии.

Уровневые характеристики:

0 - 59 баллов – полное отсутствие рефлексии прошлого опыта. Испытуемый обладает исключительной способностью усложнять себе жизнь. Своими решениями недовольны ни он сам, ни его окружение. Для исправления ситуации необходимо лучше обдумывать свои решения, анализировать ошибки и найти хороших советчиков по сложным жизненным ситуациям.

60 - 119 баллов – рефлексия со знаком “-”: итогом прошлых ошибок становится страх перед совершением новых. Осторожность испытуемого, явившаяся результатом прошлых жизненных ошибок, не всегда является гарантией полного жизненного успеха. Возможно то, что он считает ошибкой, совершенной в прошлом, – просто сигнал о том, что он изменились. Его критичный ум иногда мешает исполнению глубоких желаний.

120 - 189 баллов – рефлексия со знаком “+”: анализ совершенного и движение вперед. В ближайшее время испытуемому не грозит опасность совершить жизненную ошибку. Гарантия этого – он сам. У него есть много черт, которыми обладают люди с большими способностями к хорошему планированию и предвидению собственного будущего. Он ощущаете себя творцом собственной жизни.

 

Ключ:

  1 2 3 4 5 6 7
1 1 2 3 4 5 6 7
2 7 6 5 4 3 2 1
3 1 2 3 4 5 6 7
4 1 2 3 4 5 6 7
5 1 2 3 4 5 6 7
6 7 6 5 4 3 2 1
7 7 6 5 4 3 2 1
8 1 2 3 4 5 6 7
9 1 2 3 4 5 6 7
10 1 2 3 4 5 6 7
11 1 2 3 4 5 6 7
12 1 2 3 4 5 6 7
13 7 6 5 4 3 2 1
14 1 2 3 4 5 6 7
15 1 2 3 4 5 6 7
16 7 6 5 4 3 2 1
17 7 6 5 4 3 2 1
18 1 2 3 4 5 6 7
19 1 2 3 4 5 6 7
20 1 2 3 4 5 6 7
21 1 2 3 4 5 6 7
22 1 2 3 4 5 6 7
23 7 6 5 4 3 2 1
24 1 2 3 4 5 6 7
25 1 2 3 4 5 6 7
26 7 6 5 4 3 2 1
27 7 6 5 4 3 2 1

 

Диаграмма уровня онтогенетической рефлексии:

 Полученные результаты: из 25 человек 11 обладают рефлексией со знаком «+», 14 – рефлексией со знаком «-». В процентном соотношении это можно представить: 41% - испытуемые, склонные к рефлексии со знаком «+», 59% - испытуемые, склонные к рефлексии со знаком «-». В этой методике был получен единственный результат, противоречащий гипотезе о том, что группа предполагаемых будущих психологов, представляющая собой студентов 2 курса Сибирского Государственного Университета Путей Сообщения, должна обладать высоким уровнем коммуникативных и перцептивных способностей, что должно способствовать их дальнейшему успешному развитию личностей и профессиональных навыков. Стоит заметить, что процентное содержание не имеет резкого различия, что может говорить о том, что при развитии данного перцептивного качества возможен другой результат, больше обращенный в подтверждение гипотезы данной курсовой работы.

 

Заключение

Психолог должен обладать развитым логическим мышлением, уметь структурировать, выделять главное, а также определенными личностными качествами, чтобы наилучшим образом выполнять все эти функции. Психолог должен обладать высоким интеллектом и способностью к глубинной рефлексии, а также особенностями социальной перцепции, рассмотренной в данной курсовой работе. Если психолог занимается непосредственно практической работой, то у него должны быть хорошо развиты механизмы психологической защиты, он должен уметь не путать собственные проблемы с проблемами других людей, обладать способностью к сопереживанию. Необходимо отметить, что обязателен интерес к этой науке в целом. Естественно, в процессе обучения у людей появляются какие-то выраженные интересы к тем или иным проблемам, направлениям и частным вопросам, но если нет общего интереса к этой науке, то изучать психологию будет тяжело. Обучение и его результат будут более успешными (эффективными), если общий интерес к психологии подкрепляется рациональными мотивами: стремлением получить профессию, использовать психологию в других направлениях деятельности, повышать свой образовательный уровень.

В результате работы были выделены особенности социальной перцепции, на основе анализа выбранного материала, проведения экспериментального исследования и подбора психологических методик.

Также были достигнуты все задачи работы: определены понятия социальной перцепции и восприятия, выделены особенности восприятия социальных объектов и социально-перцептивный тип личности, изучены механизмы социальной перцепции такие, как рефлексия, идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация и каузальная атрибуция, а также рассмотрены функции социальной перцепции и ее индивидуально-типологические особенности.

Выдвинута гипотеза о том, что группа предполагаемых будущих психологов, студентов 2 курса, должна обладать высоким уровнем коммуникативных и перцептивных способностей, что должно способствовать их дальнейшему успешному развитию личностей и профессиональных навыков в целом подтвердилась. Из трех методик две дали положительные результаты, подтверждающие наличие у будущих психологов высоких показателей по уровню эмпатийности. Процентное содержание третьей методики показало, что существует небольшая разница в количестве рефлексии со знаками «+» и «-».

Экспертное заключение:

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что большей части группы ПЛ-211 необходимо бороться с осадком прошлого опыта и повышать уровень внутренней онтогенетической рефлексии. Дополнительные тематические тренинги способствовали бы развитию качеств внутреннего мира студентов, необходимых для преодоления трудностей в общении и действиях.

При зачислении абитуриентов на специальность «Психология» в Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения необходимо проводить предварительное тестирование с применением методик, выявляющих личностные качества будущего психолога.

 

 

Список литературы:

1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 1999.

4. Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методологические рекомендации. – М., 1988.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.,1997.

6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1991.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999.

8. Корнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить (How to Stop Worrying and Start Living, 1948).

9. Петровской Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: изд-во МГУ, 1989.

10. Е.В. Дубровская Индивидуально-типологические особенности(http://cerebral-asymmetry.narod.ru/Dubrovskaj CONF 2003).

11. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции (Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской). - М.: Изд-во МГУ, 1984.

12. Андреева Г.М. Психология социального познания: атрибутивные процессы. - М.: Аспект Пресс.

13. Ярошевский М.Г. Социальная и культурно-историческая психология. (Ярошевский М.Г.История психологии. М.: Мысль, 1985.

14. http://www.pbi.ru (Психологический словарь "Планея").

15. Национальная психологическая энциклопедия: http://vocabulary.ru.

16. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований. Личность. Культура. Общество. Т.V. Вып.1-2 (15-16). С. 120-139.

17. http://opsychology.ru.

18. Манджиева Е.В. Аттракция как один из основных компонентов "скрытого управления" (http://www.eidos.ru).

19. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1960.

20.  Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1968.

21. Доманский Е.В.  Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции (http://www.eidos.ru).

22. Бажанов В.А. Рефлексия в современном науковедении. Рефлексивные процессы и управление. №2, том 2, 2002.

23. http://psyfactor.org.

24. Этчегоен Г. Эмпатия (http://psyjournal.ru).

25. http://awakening1.narod.ru.

26. http://www.psychologos.ru.

27. Роджерс К. "Эмпатия". Отрывок из статьи: Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975.

28. http://wikipedia.ru.

29. http://dic.academic.ru.

30. www.syntone.ru.

31. http://psychology.net.ru

 

 

Приложения:

«Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна

1. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать

2. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей

3. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь

4. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми

5. На мое настроение очень влияют окружающие люди

6. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки

7. Я теряю душевное спокойствие, когда окружающие чем-то угнетены

8. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле

9. Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг

10. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств

11. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются

12. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь

13. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей

14. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет

15. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства

16. Маленькие дети плачут без причины

17. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко

18. Я считаю, что плакать от счастья глупо

19. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой)

20. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге

21. Я очень переживаю, когда смотрю фильм

22. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных

23. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков

24. Мне неприятно, когда люди при просмотре кинофильма вздыхают и плачут

25. Я бы сильно волновался (волновалась), если бы должен был (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие



2020-02-03 517 Обсуждений (0)
Самооценка уровня онтогенетической рефлексии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самооценка уровня онтогенетической рефлексии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)