Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Религиозное поведение молодежи города Нижнекамска



2020-02-03 143 Обсуждений (0)
Религиозное поведение молодежи города Нижнекамска 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для социологического исследования с целью изучения религиозного поведения молодежи города Нижнекамска было проведено анкетирование. На вопросы анкеты ответили 30 человек молодого возраста с 18 до 29 лет. Из них 50 % - мужчины и 50 % - женщины.

По национальному признаку:

- 50 % - татар;

- 45 % - русских;

- 5 % - чуваши, башкиры.

По возрасту:

- 18 – 21 лет – 33 %;

- 22 – 24 лет – 33 %;

- 25 – 29 лет – 33 %.

Отношение к Священному Писанию.

На вопрос есть ли у вас Священное Писание (Библия, Коран), 66,7 % заявили, что имеют Священное Писание; 33,3 % - Священного Писания не имеют. Из числа опрошенных хотели бы иметь Священное Писание – 57,1 %; 42,9 % - в нем не испытывают нужды.

Читали Священное Писание – 42,9 % респондентов; 38,1 % - его не читали, а 19 % - читали немного.

Подлинная вера предполагает обращение к религиозным первоисточникам. Две трети верующих молодых людей все-таки читали первоисточники. многие из числа опрошенных не знакомы с религиозными первоисточниками.

Динамика количества людей считающих себя верующими.

Верующими людьми себя считают – 66,7 %; к неверующим себя отнесли – 9,5 %; затруднились ответить – 23,8 %.

Искренность веры.

Как видим большинство молодежи считают себя верующими и лишь одна десятая часть имеют атеистическое мировоззрение. Вакуум в сознании молодых людей, образовавшийся после краха коммунистической идеологии, в значительной степени заполнился верой во Всевышнего. Другое дело, насколько искренна и осознанна эта вера.

Насколько искренна вера молодежи можно определить по следующим данным:

- 19 % - изучают Священное Писание;

- 42,9 % - стараются жить в соответствии с ним;

- 14,3 % - постоянно посещают религиозное служение;

- 9,5 % - посещают религиозное служение лишь по праздникам;

- 4,7 % - вера никак не отражается в жизни;

- 19,1 % - затруднились ответить.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что у одной четверти опрошенных их вера находит искреннее отражение в жизни (они изучают Священное Писание и стараются жить в соответствии с ним, а также почти все они постоянно посещают религиозное служение). Одна треть респондентов стремятся быть искренне верующими:

- 28,6 % - когда-то читали Священное Писание и стараются жить в соответствии с ним.

Причины по которым молодежь верит или не верит во Всевышнего.

Среди причин по которым молодые люди считают себя верующими или неверующими, респонденты назвали следующие причины:

- для 57,1 % - вера стала результатом семейного воспитания;

- 38,1 % - отнесли себя к определенной религии по национальной принадлежности;

- 4,8 % - среди причин по которым они считают себя верующими или не верующими назвали другие причины (собственный выбор, кто-то верит в своего бога, кто-то не относит себя ни к тем, ни к другим).

Не верят во Всевышнего (38 % из числа опрошенных), по причине:

- 60 % - семейное воспитание;

- 20 % - собственное мировоззрение;

- 20 % - затруднились назвать причину.

Среди искренне верующих (23,8 % из числа опрошенных):

- 20 % - назвали свою веру результатом семейного воспитания;

- 20 % - назвали веру результатом собственного выбора;

- 20 % - не объяснили причину;

- 40 % - определили веру по национальному признаку.

Среди не изучающих Священное Писание, но знакомым с ним и старающихся следовать ему (33,3 % из числа опрошенных):

- главная причина их веры это результат семейного воспитания.

Итак, одной из главных причин по которым молодежь верит во Всевышнего является семейное воспитание, затем – приобщение себя к определенной нации, а также собственные духовные искания. Национальность является хотя и главным, но не единственным фактором приверженности к той или иной религии. Респонденты, указавшие, что являются верующими, судя по полученным ответам, пришли к вере по разным причинам. Большинство – под воздействием воспитания в семье. Из всех, считающих себя верующими, лишь один человек пришел к вере под влиянием внутренних факторов, сопряженных с духовными исканиями. Можно говорить скорее о поверхностном характере верований молодых людей, нежели об осознанном выборе.

Религиозные верования оказывают большое влияние на поведение человека и его жизнь в целом.

Люди искренне верующие. Они любят жизнь, не довольствуются лишь внешней оболочкой религии. Им свойственно возрождение, обновление, покаяние, чувствительность ко греху, прежде всего, в себе и это заметно они верят в Создателя, в их сердце живет любовь к Нему, удовольствие в святости и стремление к ней, любовь к народу Божьему и отвращение к делам зла. Такая святость делает человека неэгоистичным, уравновешенным, добрым, благородным, внимательным к другим, любящим, кротким и прощающим. Святость не заставит его отгородиться от мира, но будет побуждать его служить Всевышнему в том месте, где Он призвал его. Это редкость в наши дни.

Большинство молодежи считают себя верующими.

Они признают существование Всевышнего, но не являются верующими. Время от времени они думают о религии, но они никогда не выходят за рамки раздумий. Под воздействием болезни или когда в семье идут дела плохо, или когда они встречают истинно верующего, в это время они могут задуматься о религии. Но затем они останавливаются, как если бы этого хватило для спасения, они никогда не доходят до какого-либо действия. Они не относят себя ни к верующим, ни к неверующим или считают, что они верят во Всевышнего, но не относят себя к исповедующим религию.

Не все молодые люди, считающие себя верующими, на самом деле являются таковыми.

Эти люди формально верующие. Они посещают все религиозные служения, систематически выполняют обряды и постановления. Часто являются защитниками своей религии. Тем не менее, их религия не затрагивает сердца. Такая религия ничего хорошего не приносит, они не удовлетворены проводят жизнь во внутренней борьбе, осознавая внутри, что в их жизни что-то не так. К сожалению, многие люди читают Священное Писание, посещают религиозные служения, не имея от этого наслаждения, без интереса и любви, лишь из чувства долга.

Есть и те, кто не верит во Всевышнего, а имеет некую «веру в своего бога»,на место которого они поставили сами себя. Они никогда не отводят места в своих мыслях предмету религии. Их интересы – это бизнес, политика, деньги, удовольствия. Они живут так, как будто никогда не должны умереть и предстать перед судом Всевышнего. Эти люди не сопротивляются религии открыто, только потому, что они просто не размышляют о ней. Они не принадлежат ни к верующим, не к атеистам, они просто никакие, и им не приходит в голову иметь какое-либо убеждение. Они просто никогда не думают о Всевышнем, если только их на несколько минут не напугает болезнь, смерть близкого человека или несчастный случай.

Вера во Всевышнего отчасти является результатом семейного воспитания, отчасти – плодом приобщения себя к определенной нации, реже – результатом собственного выбора.

Среди причин по которым молодые люди считают себя верующими или не верующими назвали причины: собственный выбор, кто-то верит в своего бога; кто-то не относит себя ни к тем, ни к другим; приобщение себя к определенной нации.

Национальность является хотя и главным, но не единственным фактором приверженности к той или иной религии.

Семья играет в деле веры важную роль. Подобно тому, как утята сразу после выведения естественно тянуться к воде, так и дети, как только они становятся на что-то способными, тянутся к эгоизму и хитрости, и никто из них не будет любить Создателя или молиться Ему, если его этому не научат его родители.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Все религии в той или иной степени связаны с духовной жизнью общества в целом: с конечными смыслами бытия (вопросами жизни и смерти) и с регуляцией повседневного поведения. Все религии учили любви к ближнему, свободе от рабства вещей, умению властвовать собой и твердо верить в истину. Религия заключает в себе систему верований, морали, права, и вместе с тем выступают как важный компонент социальной структуры и как социальный институт.

  Важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества населяющих ее миллиардов людей, а значит будущее религии зависит от того, насколько значимым будет ее вклад в духовно-нравственное состояние человека и его искреннее следование Священному Писанию. С точки зрения истории и социологии, религия связана с миром сложными, неоднозначными, отношениями. С одной стороны она функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, и тем самым укрепляет положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом определяет то важнейшее место, которое имеет в обществе религия.

  Большинство опрошенных россиян констатируют, что различия в отношении к религии не рождают споров и не мешают деловым и товарищеским контактам между верующими и неверующими. Преобладает убеждение в том, что религиозное воспитание детей – это дело свободного выбора родителей.

  Очевидно, что социологические исследования позволяют получить ценную информацию относительно религиозных процессов. Необходимо умело использовать эту информацию для решения сложнейших социокультурных проблем, возникающих в современной России.

Одной из главных причин по которым молодежь верит во Всевышнего является семейное воспитание, затем – приобщение себя к определенной нации, а также собственные духовные искания. Национальность является хотя и главным, но не единственным фактором приверженности к той или иной религии. Респонденты, указавшие, что являются верующими, пришли к вере по разным причинам. Большинство – под воздействием воспитания в семье. Из всех, считающих себя верующими, лишь один человек пришел к вере под влиянием внутренних факторов, сопряженных с духовными исканиями. Можно говорить скорее о поверхностном характере верований молодых людей, нежели об осознанном выборе.

Итак, религиозные верования оказывают большое влияние на поведение человека и его жизнь в целом.

Большинство молодежи считают себя верующими, но не все молодые люди, считающие себя верующими, на самом деле являются таковыми.

Вера во Всевышнего отчасти является результатом семейного воспитания, отчасти – плодом приобщения себя к определенной нации, реже – результатом собственного выбора.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемьев, А.И. Атеизм, религия, личность : учебное пособие / А.И. Артемьев. – М. : Дело, 2005. – 374 с.

2. Байков, Е. И. Религия и духовный мир человека : учебное пособие / Е.И. Байков. – М. : Юнити – Дана, 2004. – 511 с.

3. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований : Конспект лекций / Г.С. Батыгин. – М. : Экзамен, 2000. – 520 с.

4. Гараджа, В.И. Социология : учебное пособие / В.И. Гараджа. – М. : Аспект Пресс, 1996. – 239 с.

5. Добреньков, В.И. Методологические вопросы исследования религии : учебное пособие / В.И. Добреньков, А.А. Радугин. – М. : Гаудемаус, 2002. – 438 с.

6. Журавский, А.В. Христианство и ислам : учебное пособие / А.В. Журавский. – М. : Прогресс, 2004. – 416 с.

7. Кулаков, А.С. Религия мира : учебное пособие / А.Е. Кулаков. – Тюмень : Вектор Бук, 2005. – 348 с.

8. Левада, Ю.А. Социальная природа религии : учебное пособие / Ю.А. Левада. – М. : Дело, 2003. – 480 с.

9. Митрохин Л.Н. Социология : учебное пособие / Л.Н. Митрохин. – М. : Юристъ, 2003. – 516 с.

10. Мунгаева, Ш.М. Религия, история и современность : учебное пособие / Ш.М. Мунгаева. – М. : Дело, 2003. – 618 с.

11. Мчелов, М.П. Религия и общество : учебное пособие / М.П. Мчелов. – М. : Инфра – М, 2003. – 436 с.

12. Писманика, М.Г. Религия в истории и культуре : учебное пособие / М.Г Писманика. – Екатеринбург : Деловая книга, 1998. – 384 с.

13. Тощенко, Ж.Т. Социология : учебное пособие / Ж.Т. Тощенко. – М. : Прометей, Юрайт, 1998. – 511 с.

14. Трофимова, З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие : учебное пособие / З.П. Трофимова. – М. : Люкс – арт, 1999. – 478 с.

15. Угринович, Д.М. Введение в религиоведение : учебное пособие / Д.М. Угринович. – М. : ГАУ, 2004. – 386 с.

16. Филатова, О.Г. Социология религии : конспект лекций / О.Г. Филатова, В.А. Михайлова. - М. : Дело, 2000. – 640 с.

17. Яблоков, И.Н. Социология религии : учебное пособие / И.Н. Яблоков. – М. : Финстатинформ, 2000. – 516 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

    Программа социологического исследования на тему: «Религиозное поведение городской молодежи».

 

Актуальность темы: слушая разговоры молодых людей где-нибудь в транспорте или просто проходя мимо, можно сделать вывод, что в умах молодежи нашего города престиж, деньги и развлечения стоят на первом месте. Кажется они полностью игнорируют религию и продолжают свой путь хладнокровно и безмятежно, как будто, кроме материального мира все остальное не заслуживает внимания. А еще в нашем городе можно увидеть молодых мусульман и мусульманок, они отличаются одеждой. А также можно услышать молодых людей, рассказывающих о Иисусе Христе и Библии. В нашем городе есть мечети, церкви, дома молитвы; на заборах, окружающих стройки, можно увидеть фашистскую и сатанинскую свастику.

Мы живем в век духовных опасностей. Как же все это оказывает влияние на духовное состояние нашей молодежи, удовлетворяет ее духовные искания? Благополучным исходом для многих молодых «верующих» после увлечения всяким «ветром учения» будет присоединение к какой-нибудь ереси.

А как обстоит дело с религией, способной по-настоящему удовлетворить духовные нужды, ответить на вопрос о смысле жизни, заполнить ум истиной?

Подавляющее большинство посетителей богослужений ничего не знают о «религии сердца», никогда не молятся и не исповедуют веру в своей повседневной жизни. Они требуют постоянно нового возбуждения, слышат умные речи и их слух услаждается. Но у них нет постоянного стремления возрастать в подобие Всевышнего, делая Божью работу в повседневной жизни, в собственном доме.

Есть также и молодежь искренне исповедующая веру во Всевышнего.

Каковы же религиозные верования молодежи Нижнекамска, что заполняет ее духовные пустоты? Это и стало целью проведения исследования.

  Цель исследования: изучить религиозное поведение молодежи города Нижнекамска.

  Задачи: - изучить динамику количества людей считающих себя верующими и являющихся таковыми;

- определить причины, по которым молодёжь приходит или не приходит к вере во Всевышнего;

- изучить насколько действенна вера молодежи через ее отношение к Священному Писанию (изучение и следование ему);

- проанализировать насколько искренней или формальной является вера во Всевышнего у молодёжи Нижнекамска.

Объект исследования: исследование являются молодежь города Нижнекамска.

Предмет исследования: религиозное поведение молодежи

Интерпретация основных понятий:

Религиозная организация представляет собой совокупность религиозных групп. Религиозную группу можно определить как общность, складывающуюся в процессе отправления религиозных обрядов [14, с. 28].

Церковь – собрание верующих в Бога [14, с. 28].

Деноминация(лат. denominatio - переименование) развивается из других типов объединений или складываться самостоятельно. В настоящее время понимается как течения, сходящиеся во мнениях по основным религиозным вопросам, но расходящиеся во второстепенных [14, с. 28].

       Религиозность – социальное качество индивида или группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств [3, с. 27].

Гипотезы: - большинство молодежи считают себя верующими;

- не все молодые люди, считающие себя верующими, на самом деле являются таковыми;

Вид выборки: генеральная совокупность – молодежь города Нижнекамска.

Выборочная совокупность – 30 человек, из них 15 мужчин, 15 женщин. Национальность: 15 татар, 13 русских и 2 другие.

Возраст: 18 – 21 лет, - 10 человек;

    22 – 24 лет, - 10 человек;

    25 – 29 лет, - 10 человек.

Метод исследования: анкетирование.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА

    Просим Вас принять участие в исследовании «Религиозного поведения молодёжи города Нижнекамска». Для заполнения анкеты необходимо выбрать вариант ответа, который будет соответствовать Вашему мнению, и обозначить кружочком.

Разработчик анкеты заинтересован в получении ответа по каждому вопросу с целью объективной оценки полученных данных. Фамилию указывать не нужно, анонимность гарантируется. Спасибо за ваше участие.

1. Есть ли у вас Священное Писание (Библия, Коран)?

 

1) да                                                                                                  66,7 %

2) нет                                                                                                33,3 %

 

2. Хотели бы вы иметь Священное Писание?

 

1) да                                                                                                  57,1 %

2) нет                                                                                                   33,3 %

 

3. Читали ли вы Священное Писание?

 

1) да                                                                                                  42,9 %

2) нет                                                                                                38,1 %

3) немного                                                                                        19 %

 

4. Вы верующий человек?

 

1) да                                                                                                  66,7 %

2) нет                                                                                                 9,5 %

3) не знаю                                                                                        23,8 %

 

5. Почему вы считаете себя верующим или не верующим?

 

1) результат семейного воспитания                                               57,1 %

2) приобщение себя к определённой национальности, а значит и религии                                                                                             14,3 %

3) другое и если можно пояснение                                                 4,8 %

 

6. Как это отражается на вашем поведении, если вы верующий?

    

1) изучаю Священное Писание                                                     19 %

2) стараюсь жить в соответствии со Священным Писанием     42,9 %

3) постоянно посещаю религиозное служение                            14,3 %

4) посещаю религиозное служение только по праздникам          9,5 %

5) другое и если можно пояснение                                                 4,8 %

 

7. Какую религию вы исповедуете?

 

1) христианство                                                                                   33,3 %

2) ислам                                                                                                 9,5 %

3) другие                                                                                               4,8 %

4) никакую                                                                                          14,3 %

 

8. Ваш пол?

 

1) мужской                                                                                          50 %

2) женский                                                                                          50 %

 

9. Ваша национальность?

 

1) русский                                                                                           45 %

2) татарин                                                                                            50 %

3) другая                                                                                                5 %

 

10. Ваш возраст?

 

1) 18-21 лет                                                                                         33,3 %

2) 22-25 лет                                                                                         33,3 %

3) 26-29 лет                                                                                         33,3 %



2020-02-03 143 Обсуждений (0)
Религиозное поведение молодежи города Нижнекамска 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Религиозное поведение молодежи города Нижнекамска

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)