Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование религиозности населения России



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Исследование религиозности населения России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

       Религиозность – социальное качество индивида или группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств.

  Под «степенью религиозности» понимается определённый уровень интенсивности религиозных свойств индивидов и групп. Термином «распространённость религиозности» обозначается определённая величина экстенсивности разброса религиозных свойств среди населения в целом и внутри различных социальных групп. «Состояние религиозности» - это относительно устойчивая система субординированных религиозных свойств индивида, группы, населения [3, с. 27].

  Потребность в точной и объективной информации о процессах религиозности чрезвычайно важна и для служителей религиозных организаций, и для учёных, и для учреждений культуры, и для государства в целом.

  Одна из важных проблем социологии религии – разработка типологии религиозных людей. В зависимости от целей и задач исследования, в зависимости от социальной группы, религиозность которой исследуется, от типа религии, религиозного направления выбирается та или иная типологическая схема.

  При составлении типологических схем и классификации религиозности выделяют следующие параметры:

1) силу и содержание религиозной веры;

2) интенсивность религиозного поведения в процессе жизнедеятельности;

3) роль и функции индивида в религиозной организации;

4) значение и роль религиозной мотивации в общей мотивации индивида.

 

 

  В зависимости от характера и места религиозной ориентации в ряду ценностных ориентаций можно выделить следующие типы религиозных людей:

  1) верующие, у которых определяющей жизненной ориентацией выступает религиозная ориентация;

  2) верующие, у которых религиозная ориентация является важной, но не определяющей;

  3) колеблющиеся между верой и неверием [5, с. 27].

  На стыке религиозности и нерелигиозности находятся те, кто обнаруживают повторяющиеся признаки религиозного поведения, стимулируемого нерелигиозными мотивами (например, празднующие религиозный праздник с целью общения). Таких людей можно назвать ритуалистами, а соответствующее свойство ритуалистичностью в отличие от религиозности.

  Считали себя верующими в 1996 году – 64,2 % россиян по данным ВЦИОМ, 67 % по данным ИСПИ РАН, 73,5 % по данным РНИСПИНИ, в 1997 году по данным ВЦИОМ – 60,8 % россиян. На основе приведенных данных трудно с уверенностью делать вывод о реальном уровне религиозности населения России в конце 1990-х годов. Так как во-первых, заметен большой разброс результатов, полученных разными исследователями, а во-вторых, к категории верующих отнесены те, кто сам заявил о своей религиозности.

  На 1 января 1998 года 50-55 миллионов россиян относили себя к православию, 15-18 миллионов россиян – к различным формам протестантизма и католицизма, 10-12 миллионов – к исламу.

  На 1 января 1998 года в России зарегистрированы 77 центров и управлений, 8061 община, 38 духовных образовательных учреждений, 329 монастырей и подворий, 141 братство и сестричество, 7 миссий Русской православной Церкви.

  Ислам – в России второе по числу последователей религиозное направление после православия. На 1 января 1998 года в России зарегистрированы уставы 51 центра и управления, 2734 обществ, 106 духовных образовательных учреждений. Большинство мусульман России проживают в регионах Северного Кавказа, Поволжья, Приуралья и Сибири.

  На 1 января 1998 года в России зарегистрированы уставы 8 центров и управлений, 145 обществ, 1 духовного образовательного учреждения, 2 монастырей, 4 миссий буддизма.

  По данным ВЦИОМ пик роста верующих пришелся на 1993-1994 годы, а сейчас практически равен показателю 1991 года.

  Весьма своеобразны процессы, происходящие в среде верующих. Так рост числа людей, объявивших себя причастными к православию, не изменил пропорций включенности в церковную жизнь. В 1998 году 55 % назвавших себя православными практически не посещают церковные службы. Ежемесячное Причастие соблюдали не более 4 – 5 % назвавших себя православными, то есть столько же, сколько было в 1991 году, сколько было и в 70-е и в 80-е годы. Всё это позволяет говорить о преувеличении существовавшего провозглашённого религиозного возрождения, а скорее рассматривать его как изменение отношения государства и общества к религии, признание её роли в поддержании нравственных норм по отношению к верующим.

  Вместе с тем данные социологических исследований показывают большую долю приверженных к религии среди:

  - молодёжи до 20 лет,

  - лиц старшего возраста после 60 лет,

  - в целом среди женщин,

  - безработных [13, с. 27].

  Исследователи озадачены высоким уровнем религиозности школьников, выпускников ПТУ, студентов ВУЗов. Среди выпускников школ позитивное отношение к религии возросло почти на треть по сравнению с данными 80-х годов. Особенно высока приверженность к религии у школьников младших возрастов.

  Данные последних социологических исследований свидетельствуют:

  - уровень верующих среди не успевающих в учёбе значительно превышает таковой среди «отличников»;

  - верующие учащиеся пессимистичнее смотрят на своё будущее.

  Тем не менее:

  - интерес к школьным дисциплинам у верующих учащихся заметно выше, чем у неверующих сверстников;

  - верующие учащиеся значительно активнее участвуют в общественных мероприятиях;

  - более терпимы к материальным трудностям своих семей.

  В Эрлгамском колледже (США) Питер Бенсон с коллегами (1980) выяснил, что религиозные студенты добровольно тратили больше времени на помощь другим в учебе, на участие в общественных работах и на выступления в защиту социальной справедливости, чем студенты, безразлично относящиеся к религии.

  Среди 12 % американцев, которых Джордж Гэллап (1984) назвал «высокорелигиозными», 46 % заявило, что они в настоящее время работают в службах помощи бедным, немощным и престарелым, и это гораздо больше, чем 22 % среди людей «высокорелигиозных». Последующие исследования Гэллапа показали (1989), что среди тех, кто считал, что религия «не играет важной роли» в их жизни, 28 % добровольно принимали участие в благотворительных организациях и в системе социального обслуживания населения; среди тех же, кто считал, что религия «играет важную роль» в их жизни, таковых оказалось 50 %. Согласно другому исследованию Гэллапа, 37 % посещающих церковь раз в году и реже и 76 % посещающих ее еженедельно заявили, что «справедливо» задумываются о «своем обязательстве перед бедными» [1, с. 27].

  Социологические исследования, проведённые в последние годы российскими учёнными, свидетельствуют, что практически во всех регионах России возросло влияние новых религий – неохристианских и даже языческих. Отмечается появление разнообразных вневероисповедальных мистических групп, ориентированных прежде всего на молодёжь, использующих для её привлечения экзотические приёмы.

   Социологические исследования показывают, что рост религиозности в России осуществляется противоречиво и сопровождается усилением напряжённости между конфессиями.

  В социологических исследованиях зафиксирована новая тенденция в жизни религиозных объединений – активное включение в различные сферы социальной и культурной жизни общества:

  - различные формы благотворительности;

  - поддержка экологических движений;

  - содействие в перевоспитании заключённых и так далее [17, с. 28].

  Большинство опрошенных россиян констатируют, что различия в отношении к религии не рождают споров и не мешают деловым и товарищеским контактам между верующими и неверующими. Преобладает убеждение в том, что религиозное воспитание детей – это дело свободного выбора родителей.

  Очевидно, что социологические исследования позволяют получить ценную информацию относительно религиозных процессов. Необходимо умело использовать эту информацию для решения сложнейших социокультурных проблем, возникающих в современной России.

 



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Исследование религиозности населения России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование религиозности населения России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)