Виды упражнений для чтения.
Упомянутые учебные функции чтения связаны с овладением учащимися языковым материалом и развитием их устной речи. Наряду с этим в учебном процессе используются построенные на чтении формы работы, целью которых является тренировка тех или иных комплексов операций, необходимых для протекания чтения как речевой дяетельности. Неоднократное повторение одного и того же комплекса операций в продолжение выполнения задания заставляет рассматривать такие формы работы как упражнения (а не как практику в самой деятельности), хотя по традиции их часто называют также видами чтения. Можно выделить следующие виды чтения: 1. В зависимости от того, какой комплекс мыслительных операций, связанных со смысловой обработкой читаемого, является объектом тренировки, различают синтетическое и аналитическое(с элементами анализа) чтение, беспереводное (с непосредственным пониманием) и переводное чтение. 2. По характеру и степени помощи учащемуся выделяют чтение без словаря и со словарем, чтение с предварительно снятыми трудностями и с неснятыми трудностями, подготовленное и неподготовленное. 3. По форме организации различают классное и домашнее чтение, учебное (по заданию учителя) и реальное, или самостоятельное (по инициативе самого учащегося), фронтальное (все читают одну и ту же книгу) и индивидуальное; чтение вслух может быть хоровым и индивидуальным. Все перечисленные формы работы используются при обучении как ознакомительному, так и изучаемому чтению.
Так, для формирования первого необходимы и синтетическое и аналитическое чтение, так как оно требует не только синтетического восприятия материала, но и аналитических операций даже при отсутствии затруднений в понимании (выделение основного, группировка фактов и т.п.); эти формы работы могут быть и домашними и классными, фронтальными и индивидуальными, сопровождаться или не сопровождаться предварительной подготовкой и т.д. То же самое можно сказать и об изучающем чтении. Чтение вслух является необходимым звеном в формировании зрелого чтения про себя, но его роль ограничена сферой лишь общих компонентов с тихим чтением. Помимо создания в долговременной памяти учащегося зрительно-слухомоторных образов изучаемых языковых единиц, чтение вслух используется: а) для овладения буквенно-звуковыми закономерностями изучаемого языка; б) для развития умения объединять элементы предложения, воспринимаемые линейно, в синтагмы, слитно произносить компоненты синтагм и правильно оформлять их ритмически интонационно; в) для ускорения темпа чтения (до нормальной скорости говорения); г) для развития способности прогнозировать; д) для обучения и для контроля точности восприятия печатного материала. Как видно из перечисленного, чтение вслух используется преимущественно как средство развития и контроля умения учащегося перекодировать зрительные сигналы в звуковые на уровне слова, синтагмы, предложения, текста. Следует однако помнить, что при чтении про себя эти же процессы протекают иначе, и поэтому для закрепления навыков этого вида чтения также необходимы упражнения, аналогичные указанным выше. Чрезмерное применение громкого чтения тормозит развитие тихого, так как оно приучает учащихся к полному развернутому проговариванию воспринимаемого материала (что является типичным для незрелых чтецов) [4, стр. 274]. Упражнения для обучения ознакомительному чтению: • расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста; • выберите правильный ответ из 3 -4 вариантов (multiple choice); • найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке; • составьте план текста; • найдите основную мысль в начале, середине и конце текста; • просмотрите текст и озаглавьте его; • перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить; • составьте аннотацию или краткий реферат прочитанного; • передайте содержание текста в устной или письменной форме; • составьте выводы на основе прочитанного; • назовите наиболее интересные вопросы или данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения; • укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее; • прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.); • на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту или схему; • выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.
Упражнения для обучения изучающему чтению: • распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности; • назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение; • добавьте факты, не меняя структуру текста; • найдите в тексте данные, которые можно использовать для вывода или аннотации; • составьте аннотацию или реферат; • поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста; • напишите тезисы по содержанию прочитанного; • составьте письменную оценку (рецензию); • прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами (cloze test); • переведите на родной язык указанные абзацы или части текста и др. Упражнения для обучения поисковому чтению: • определите тему или проблему текста (статьи); • прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы; • найдите в тексте основной довод в пользу заголовка; • прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.); • найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.; • просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста; • найдите абзацы, посвященные указанной теме; • найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов); • просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует; • найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным или отрицательным; • разделите текст на части в соответствии с пунктами плана; • выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.
II . 5 . Система упражнений для обучения чтения в УМК “ Opportunities ”.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |