Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование социалистической культуры как категории культурологического знания: исторические детерминанты и направленность



2020-02-03 146 Обсуждений (0)
Формирование социалистической культуры как категории культурологического знания: исторические детерминанты и направленность 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как известно, начало советскому периоду отечественной истории и культуре положила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Социальное творчество, возникшее вместе с революцией и строительством основ социализма, привело к качественным сдвигам в сфере материальной и духовной культуры народа, а он сам стал генеральным субъектом и объектом достижений культуры.

С.Л.Франк писал о разрушительной и созидательной роли революции в отечественной культуре: "Русская революция по своему основному социальному существу есть восстание крестьянства, победоносная и до конца осуществленная пугачевщина начала ХХ века… Этот процесс стихийной демократизации России может быть охарактеризован как нашествие внутреннего варвара… Он несет в себе частичное разрушение непонятной и чуждой варвару культуры и имеет своим автоматическим последствием понижение уровня культуры… С другой стороны, нашествие это движимо не одной лишь враждой к культуре и жаждой ее разрушения; основная тенденция его стать хозяином, овладеть ею, напиться ее благами. Нашествие варваров на культуру есть поэтому одновременно распространение культуры на мир "варваров[1]".

Откуда же однако в России появились внутренние "варвары", о которых пишет С. Франк? Да это все те же русские крестьяне и рабочие, отчужденные от культуры царским режимом, а потому пошедшие в ходе гражданской войны на "разрушение непонятной и чуждой" культуры. Но были и другие причины этой "вражды к культуре и жажды ее разрушения". Революционный радикализм масс имеет глубокие социокультурные и психологические корни. Об этом великий русский поэт А.А.Блок, видевший этот процесс, писал: "Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку - образованностью". История, на этот раз отечественная, вновь подтвердила старую истину: отчуждение народа как главного субъекта культурно-исторического процесса от культуры и превращает его в "варвара". А варваризация народных масс чревата не только социальными потрясениями, но и тяжелыми потерями в самой культуре.

Однако социалистическая революция и массовое социальное творчество 1917-1920-х годов, задавшие исторические перспективы советской цивилизации, несмотря на известные разрушения, сразу же определили позитивный и созидательный вектор всему развитию отечественной культуры. Высвобожденная общественная энергия задала новую тональность культуры, ее оптимистический настрой, который улавливался во всем: образовании, просвещении, литературе, театре, музыке, песне. Но, самое главное, отечественная культура начинающегося советского периода сразу же выявила в себе качественно иное отношение и проблеме отчуждения. Как справедливо заявляет кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института культурологии Министерства культуры РФ (специалист в области социально-философских проблем советской культуры) Л.А.Булавка, "это отношение не сводилось лишь к отражению феномена отчуждения, а (и это принципиально ново) несло в себе некий внутренний посыл, установку на снятие-снимаемость-снятость отчуждения, причем не просто в абстрактно-гуманистической форме, а (NB!) в конкретно-исторической форме. Советская культура, тем самым, несла в себе два качественно новых момента: (1) установку на преодоление отчуждения в (2) его конкретно-исторической форме".[2]

Уже в первом воззвании Наркомпроса РСФСР и Государственной комиссии по просвещению от 9 ноября 1917г. содержался призыв к интеллигенции включиться в активную работу по просвещению и образованию народа. "Вся истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит неграмотность и невежество, - говорилось в обращении, - должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщего обязательного и бесплатного обучения … Школа для взрослых должна занять первое место в общем плане народного обучения".[3]

 По поручению В.И.Ленина Литиздат Народного комиссариата по просвещению только с мая 1918г. по май 1919г. напечатал 175 наименований русской классической литературы общим тиражом 6 миллионов томов. Среди них произведения Белинского, Гоголя, Гончарова, Жуковского, Кольцова, Никитина, Помяловского, Салтыкова-Щедрина, Успенского, Чернышевского и др. В 1919г., т.е. в разгар гражданской войны, развязанной свергнутыми классами, когда в стране бал острейший дефицит бумаги, произведения А.С.Пушкина были изданы тиражом в 750 тысяч экземпляров. С окончанием гражданской войны издательская деятельность приобретает масштабы ранее невиданные. Так, с 1925 по 1931г. количество изданий выросло с 32,3 тысячи до 54, 6 тысячи. Выпускаются серии "Библиотека русских романов", "Классики русской литературы": Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Герцен, Тургенев, Гончаров, Некрасов, Островский, Тютчев, Толстой, Чехов, Короленко, Горький. Созданное А.М.Горьким в 1918г. Издательство всемирной литературы выпускает серию "Библиотека мировой классики". В 1926 г. начинает выходить серия "Народная библиотека".

"В массу надобно двинуть всю старую революционную литературу, сколько ее есть у нас и в Европе", - говорил В.И.Ленин А.М.Горькому. В 1921 г. он выдвинул проект массового распространения классической литературы через средство газеты. "Почему бы нам не научиться достичь того, чтобы в один год - даже при теперешней нищете - дать народу, по два экземпляра на каждого из 50 000 библиотек и читален, все необходимые учебники и всех необходимых классиков всемирной литературы, современной науки, современной техники? Научимся".[4]

Итак, созидательный вектор в развитии отечественной культуры совершенно отчетливо проявился с самого начала советской цивилизации и воплотился в следующих направлениях.

А) Просвещение. По декрету II Всероссийского съезда Советов был образован Наркомат просвещения РСФСР, наделенный очень широкими функциями (дошкольное воспитание, средняя и высшая школа, профессионально-техническая подготовка, просветительская работа в массах, издательское дело, управление наукой и всеми видами искусства).

В 1918г. издан декрет "О создании школ для национальных меньшинств", а в 1919г. - "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". По этому декрету "все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию".

Сразу была начата реформа образования, узаконенная в октябре 1918 г. декретом "О единой трудовой школе". Введя в 1918г. единую трудовую школу, новая власть обеспечила выдачу бесплатных учебников, завтраков, одежды. Всего с 1918 по 1919г.г. было открыто 13 тысяч школ. Тогда же была предложена долгосрочная программа развития народного образования, которая и воплотилась в течение всего советского периода. Эта программа, определившая черты советской системы образования, возможно, лучше всех других выражает суть советской цивилизации в целом. Школа - это главный Государственный институт, который "создает", "возделывает" гражданина и воспроизводит общество. Это "консервативный генетический аппарат" культуры, вводящий в ее необъятный мир и человека и социум в целом.

Б) Наука. Советский строй с самого начала включал науку в качестве важнейшей производительной (материальной) и духовной силы. Основа советской системы организации науки была заложена в 1918г. Она продолжила старые принципы организации науки в России - науки как части державного государства, – в отличие от сложившейся в протестантской культуре науки, как части гражданского (либерально-демократического) общества. В выборе типа научной системы личное активное участие принимал В.И. Ленин, которому пришлось оказать жесткое противодействие "левакам" в их попытках реформировать "императорскую" Академию наук. Советское государство сделало Академию наук главным ядром новой социокультурной системы.Наука должна была стать локомотивом, способным двинуть страну по пути социалистических преобразований.

Научная политика Советского государства уже в первые годы была конструктивной, созидательной. В самый трудный момент оно выделило крупные средства на науку. В 1918г. (в разгар гражданской войны!) было открыто 33 крупных научных института. Было организовано большое число серьезных экспедиций, самая значительная из них, в районе Курской магнитной аномалии. Именно в эти годы был разработан и знаменитый план ГОЭРЛО, положивший начало массовой электрификации страны. В 1919-1923г.г. Комиссия по улучшению быта деятелей науки организовала снабжение ученых продовольственными пайками и льготами. Это дало свои конкретные результаты. Во-первых, предотвратило возможный в условиях революции разрыв в непрерывности развития русской науки как интеллектуального ядра культуры. Во-вторых, если смотреть с позиции более длительной исторической дистанции, двинуло страну по пути технического и социального прогресса, какого не было раньше.

В) Искусство (живопись, музыка, театр, музеи, художественная литература). Возникшая цивилизация реальный процесс создания и функционирования искусства, а также все ранее созданные ценности в этой сфере духовной культуры, стремилась обратить на благо народа, а не элиты. Мечта о равенстве и справедливости и на этом направлении претворялась в реальность. На VIII съезде РКП(б) прямо говорилось о том, чтобы "открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда".

Первыми же своими практическими мероприятиями в области культуры Советская власть указала на громадное значение для народа художественного наследия прошлого. В числе первых декретов, подписанных Лениным, были декреты о сохранении "культурных сокровищ народа". Началась национализация учреждений культуры, приобретшая общегосударственный масштаб. Уже в 1917г. перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С.Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И.Даля, И.В.Цветаева.

С 1918 по 1923г.г. возникло 250 новых музеев. Первоначально, с 1918 по 1922г.г. они работали бесплатно. Только в Кремле в 1918г. побывало свыше 300 тысяч экскурсантов, в 1919г. - 50 тысяч. С переходом к НЭПу, в 1921г. посещение музеев стало платным, однако вводилась "рабочая полоса", когда билеты рабочим, красноармейцам и учащимся продавались по сниженным ценам.

5 октября 1918г. был принят Декрет о государственной регистрации монументов и вещевых памятников. С осени 1918 г. по указанию В.И.Ленина началось восстановление памятников ярославского Спасо-Преображенского монастыря. И это в условиях гражданской войны, когда средств практически не было. Тем не менее, восстановительные работы начались. Это были работы в том самом монастыре, где было найдено "Слово о полку Игореве". Руководил реставрацией П.Д. Барановский. В 1918-1919г.г. было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, к 1924г. - 227.[5]

Особое внимание новая власть обращала на приобщение трудящихся к русской классической литературе. В августе 1918г. было опубликовано постановление Совета Народных Комиссаров о постановке памятников великим русским писателям: Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Толстому, Радищеву, Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину, Некрасову и другим. Показателен пример, касающийся наследия Л.Н.Толстого. Еще в 1910г. Ленин писал о Толстом: "Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот". И вот в 1918г. Ленин распорядился поставить в коллегии Наркомпроса вопрос об издании полного собрания сочинений Толстого и об обеспечении высокого научного уровня этого издания.

 



2020-02-03 146 Обсуждений (0)
Формирование социалистической культуры как категории культурологического знания: исторические детерминанты и направленность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование социалистической культуры как категории культурологического знания: исторические детерминанты и направленность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)