Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы регулирования инфляционных процессов в РФ.



2020-02-03 190 Обсуждений (0)
Методы регулирования инфляционных процессов в РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета (23,1% в 2000 г.; 21,8% в 2001 г.; 16,1% в 2002 г.). Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась, но задолженность по заработной плате сохраняется (35,9 млрд. руб. на 1 августа 2002 г.). Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Однако ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к снижению коэффициента монетизации в России (12% в середине 1990 - х годов), выпуску денежных суррогатов, увеличению бартерных сделок.

Лишь после кризиса 1998 г. денежная масса М2 стала увеличиваться (с 365,8 млрд. руб. в марте 1998 г. до 1751,1 млрд. в июне 2002 г.). Однако регулирование эмиссии ограничивается в основном "центральными" деньгами, выпускаемыми Банком России с учетом ежегодных целевых ориентиров, и не распространяется на "частные" деньги, эмитируемые коммерческими банками, и денежные суррогаты. Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики. Регулирование цен - самое трудное направление сдерживания темпа инфляции.

С 2000 г. рост цен и тарифов в отраслях естественных монополий стал ведущим фактором обесценения денег.

Поэтому важное значение имеет введенный с 2003 г. принцип ежегодного утверждения их правительством. Объектом регулирования являются и внешние факторы инфляции, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, т.е. политика "слабого" рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются. Для регулирования инфляции важно продолжить политику сдерживания "бегства" капитала из России и поощрения его репатриации в сочетании с мерами по противодействию "отмывания" нелегальных доходов. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютных и кредитных отношений России, не ограничиваясь мерами текущей политики в этой сфере. Наконец, для эффективного управления инфляционным процессом необходимо противостоять "теневой" экономике, контролирующей, по оценке, до 40% ВВП России. Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны.

Положительной чертой стало признание многофакторности инфляции, что нашло отражение в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики с 2001 г. Однако разделение ответственности за инфляцию, порождаемую денежными и неденежными структурными факторами, особенно тарифной политикой естественных монополий, между Банком России и правительством снижает эффективность регулирования инфляции. Об этом свидетельствует систематическое превышение целевых ориентиров инфляции.

В октябре 2002 г. депутаты Госдумы отметили выполнение ключевых целевых ориентиров основных направлений денежно-кредитной политики за 2001 г., за исключением инфляции. Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Не менее важно антимонопольное регулирование.

В этом отношении позитивные результаты возможны в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель этого регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей. А главное, нужна прозрачная статистика инфляции, включающая не только индекс потребительских цен, который требует уточнения с учетом критериев качества жизни активного населения, но и другие показатели. Инфляция сегодня - это переплетение трех процессов, которые в разной пропорции представлены на различных рынках товаров и услуг: проявление эффектов локальных монополий; удорожание затрат ("инфляция издержек"); действие монетарного фактора и фактора увеличения доходов населения.

В конечном счете, инфляция вызвана избыточным по сравнению с потребностями экономики ростом денежного предложения и доходов населения. Но это, именно, в конечном счете. Дополнительные антиинфляционные меры должны базироваться не только на продолжении консервативной денежной и бюджетной политики, но и предлагать решение структурных проблем экономики, что позволит снизить инфляцию по сравнению с инерционным уровнем примерно на 1 процентный пункт.

Перейдем к рассмотрению отдельных "проблемных" рынков и предлагаемых антиинфляционных мер:

       1. Жилищно-коммунальные услуги. Главная задача - отработка практики регулирования тарифов, т.е. разработка правил регулирования тарифов на коммунальные услуги, создание механизма контроля и мониторинга за изменением цен на коммунальные услуги. Вместе с тем, необходимо, чтобы сдерживание роста тарифов подкреплялось мерами по стимулированию снижения издержек и реформированию ЖКХ.

        2. Услуги естественных монополий для населения. Для ослабления инфляции издержек, ограничения роста тарифов ЖКХ и на транспорте в 2005 году Правительство изменило подходы к формированию тарифов естественных монополий. Тарифная политика стала еще более сдержанной - ориентируюсь на достижение целевых показателей инфляции и темпов роста экономики.

         3. Рынки нефтепродуктов.

 

Меры по сдерживанию роста цен на ГСМ Дополнительные меры
1. Организация биржевой торговли нефтепродуктами. 2. Совершенствование системы налогообложения отрасли (дифференциация НДПИ, акцизы). 3. Меры по стимулированию нефтепереработки (снижение таможенных пошлин на оборудование). 1. Антимонопольные расследования на локальных рынках. 2. Стабильные ставки акцизов на нефтепродукты на 2007-2008 годы. 3. Отмена импортных пошлин на бензин. 4. Корректировка экспортных пошлин в случае резкого роста внутренних цен.

 

Необходимо сформировать механизмы биржевой торговли нефтепродуктами и ввести дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых по нефти.

     4. Рынки плодоовощной продукции. Это - наиболее проблемная сфера. Интенсивный рост цен на плодоовощную продукцию в последние два года во многом стал результатом значительных затрат на производство и реализацию овощей.

Борьба с монетарной инфляцией. В целях снижения вклада монетарных факторов в инфляцию необходимо:

· удерживать рост социальных расходов бюджета в году в рамках параметров, установленных Законом о бюджете;

· Банку России необходимо добиваться реализации параметров денежной политики (расширения денежной массы, обменного курса), обеспечивающих выход на базовую инфляцию, которая отвечает установленному целевому показателю индекса потребительских цен. В дальнейшем целесообразно наряду с показателем индекса потребительских цен фиксировать и целевое значение базовой инфляции;

· Банку России следует также разработать концепцию перехода к политике таргетирования инфляции, учитывая необходимость сдерживания укрепления рубля и развития инструментов рефинансирования банков;

· совместно с ФСФР Банку России целесообразно разработать комплекс мер по стимулированию сберегательной активности граждан, в том числе, активизации инвестирования населения в государственные и корпоративные ценные бумаги.

В соответствии с "Основными направлениями Денежно-кредитной политики на 2007 г" перед Центробанком встали 2 проблемы: инфляция и укрепление рубля, - причем борьба с инфляцией названа основной задачей, главным антиинфляционным оружием сделана учетная ставка.

      В 2008 г прогноз роста инфляции от Минэкономразвития составлял 10%, однако он корректировался в сторону повышения и колебался около 12 - 13%. Для поддержания инфляции на этом уровне Минфин внес несколько предложений (при участии Минэкономразвития России, Минпромэнерго, ФСФР и Банка России по поручению Правительства от 1 декабря 2006 г):

 1. ограничение расходов федерального бюджета теми параметрами, которые определены бюджетом на 2008 г;

        2. направление доходов Газпрома не на покупку непрофильных активов в РФ, а на досрочное погашение внешнего долга;

     3. направление части прибыли Банка России на увеличение капитала Банка.

РБК, 08.07.2009, 13:16, Москва.

Минэкономразвития РФ снизило прогноз по инфляции на 2009 г[11]. с 13% до 12-12,5%. Этот новый прогноз отражен в документе ведомства, который еще не рассматривался правительством. Напомним, что оценку среднегодовой инфляции на уровне 13% озвучили на заседании правительства 19 января 2009г. Тогда министр говорила, что такой уровень инфляции в стране предполагается при среднегодовой цене барреля нефти в 41 долл. и среднегодовом курсе доллара 35,1 руб./долл. и 1,4 долл./евро. Пересмотреть предыдущие параметры, согласно которым инфляция оценивалась на уровне 10-12%, цена нефти - 50 долл./барр. и курс доллара 30,8-31,8 руб./долл., пришлось из-за ухудшения прогнозов мировой экономики (вместо роста на 1,2% прогнозировалось падение на 0,3%).

На данный период, если рассмотреть статестические данные за ноябрь 2009 г., то по предварительным оценкам Минэкономразвития РФ, инфляция составила 0,3-0,4%, с начала года - 8,4-8,5%[12]. По данным МЭР, инфляция на потребительском рынке в сентябре 2009 г. второй месяц подряд составила 0%, с начала года - 8,1%, годом ранее - 10,6%. Инфляция производителей в промышленности за сентябрь составила 1,2%, с начала года - 14,9%.

В начале ноября 2009 г. замглавы МЭР Андрей Клепач заявил, что министерство снизило прогноз по инфляции с 11-12% до 9% по итогам 2009г. Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что правительство по итогам текущего года ожидает инфляцию на уровне около 9,6% и "точно меньше" 10%.

     3.2. Меры регулирования уровня безработицы в России

 

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатывается ряд законодательных и экономических мер по снижению безработицы. Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономического развития и торговли, Федеральной службой по труду и занятости (которая подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития), Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При пассивной функция государства сводится к регистрации безработных и оказании им всесторонней социальной поддержки. Активная политика предполагает сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих мест, поддержку самозанятости, стимулирование предложения рабочей силы. Активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям:

· помощь в трудоустройстве;

· содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;

· содействие самозанятости и предпринимательству;

· организация общественных работ;

· помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.

Помощь в трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона о занятости населения РФ[13]. Согласно ст.12 (п.1) "государство гарантирует гражданам… бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве".

В настоящее время (Федеральная служба по занятости и трудоустройству) через свои отделения по всей России реализует следующие мероприятия по содействию занятости населения:

· Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

· Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии)

· Организация профессионального обучения

· Оказание содействия самозанятости безработных граждан

· Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

· Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите

· Организация общественных работ

· Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда

· Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест

· Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

Также помочь в борьбе с безработицей могут следующие меры: создание новых рабочих мест, причем именно достойных и производительных и реализация механизма социального страхования, включающего в себя, в том числе, и страхование от безработицы;

А в борьбе с трудовой миграцией принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 683 "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации", по которому с 15 января 2007 года количество иностранных работников на розничных рынках может составлять не более 40 процентов, а с 1 апреля работать там им будет запрещено. Кроме того, с 15 января иностранцы не могут работать в сфере торговли алкогольными напитками и фармацевтическими товарами. С этой целью в Трудовом кодексе[14] предусмотрено новое основание для увольнения - пункт 12 части 1 статьи 83. При этом выплата выходного пособия при увольнении не предусмотрена.

По данным Федеральной миграционной службы, численность иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России в январе-сентябре 2009г., составила 2024,0 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 133,0 тыс. человек (на 6,2%). Иностранная рабочая сила поступала на территорию Российской Федерации из 148 стран мира.

Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств-участников СНГ являются Узбекистан, Таджикистан, Украина, Киргизия, Республика Молдова, из стран дальнего зарубежья - Китай, Вьетнам, Турция, Корея (КНДР)[15].

В январе-сентябре 2009г. из общей численности иностранной рабочей силы в экономику Москвы привлекалось 23,2% трудовых мигрантов, Московской области - 9,5%, Санкт-Петербурга - 5,6%, Свердловской области - 4,8%, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 4,1%, Иркутской области - 3,2%, Новосибирской области - 2,6%, Краснодарского края - 2,8%, Челябинской области - 2,3%.

 Рассматриваемые направления активной политики на рынке труда осуществляются через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости. В России действуют около 2.5 тыс. центров занятости, в которых работает свыше 40 тыс. штатных сотрудников.

Введённый порядок призван способствовать выработке практических мер, целенаправленной, адресной политики по стабилизации положения на рынке труда конкретных территорий с учётом региональных особенностей и интересов.

 

Заключение

 

В заключении можно сделать следующие выводы по изученному и рассмотренному материалу.

Процессы инфляции и безработицы неотъемлемая часть рыночной экономики и считаются бичами современности.

За последние годы безработица возросла достаточно высоко, стоит упомянуть ещё нынешний кризис, особенно ощутимым в 2009 году, неизвестно когда будет его пик, возможность у трудоспособного населения найти работу остаётся достаточно острой проблемой, особенно это ощутимо в мегаполисах (взять на примере наш город Екатеринбург), в селах как не было работы так и нет, только цены растут. Большинство выпускников ВУЗов долгое время не могут найти работу по причине переизбытка кадров на рынке труда или трудоустраиваются не по своей специальности, а в свете последних месяцев видна тенденция, отказа работодателями от многих специальностей, вешая различные исполнения обязанностей на одного специалиста.

Рост цен неукоснительно продолжается, о чём свидетельствуют повышения цен на товары и услуги уже за текущий год, на примере нашего города.

Опираясь на изученный материал, очевидна явная связь между инфляцией и безработицей. Различными экономическими школами разработаны свои теории этой взаимосвязи и попытки сдерживать эти процессы, применяя теорию на практике.

Искоренить возникновение данных явлений абсолютно невозможно, что доказывает многолетняя экономическая практика различных государств. Но есть определённые методы регулирования роста уровня инфляции и безработицы, с помощью специально разработанных государственных инструментов регулирования, основанных на законодательной базе.

Безусловно, необходимы новые реформы, способные улучшить существующее положение, но это достаточно долгий и трудоёмкий процесс, так как здесь, как и во многих областях экономики происходит пересечение интересов различных экономических сообществ.

И всё-таки, мнение автора таково: некоторый уровень инфляции и безработицы необходим, так как это держит рынок в равновесии. Не нужно лишь допускать критических ситуаций. Ведь переизбыток любого экономического явления пагубен для экономики в целом. Подводя итог, можно отметить, что в настоящее время большинство экономистов признает в краткосрочном плане взаимосвязь между инфляцией и безработицей есть и практически полное отсутствие взаимосвязи на долгосрочном временном интервале.

 

                          Список используемой литературы

1. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. / Экономика.: учебное пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000-688 с.

2. Макроэкономика: учебники МГУ им. М.В. Ломоносова / под ред. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. 4-е издание – 447 с.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978г.

4. Экономическая теория: Учебник / под общей редакцией академика В.А.Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА – М, 2000 – 714 с.

5. Экономическая теория: Учебник Сажина М.А., Чибриков Г.Г. / изд. «Норма», 2007 – 672 с.

6. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1, ред. от 22.08.2004

7. Трудовой кодекс РФ(ред. От 29.08.2006) Издательство «Ажур», 2006

8. Используемые сайты в интернете:

http://www.gks.ru – (Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики)

http://www.demoscope.ru – (Электронная версия бюллетеня Население и общество)

http://statra.gks.ru – (Динамика численности экономически активного населения)

http://www.relcom.ru – (Новости РБК)

http://www.gksistema.ru – (Новости)

http://www.gazeta.lv - (Сайт «Газета»)

 

 


[1] Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. / Экономика.: учебное пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000-688 с.

[2] http://www.gazeta.lv (Сайт «Газета»)

[3] Макроэкономика: учебники МГУ им. М.В. Ломоносова / под ред. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. 4-е издание – 447 с.

[4] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978г.

[5] http://www.gks.ru, (см. Приложение 1)

[6] http://www.gks.ru (см. Приложение 4

[7] http://www.demoscope.ru, (см. Приложение 2)

[8] http://statra.gks.ru , (см. Приложение 3)

[9] Экономическая теория: Учебник / под общей редакцией академика В.А.Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА – М, 2000 – 714 с.

[10] Экономическая теория: Учебник Сажина М.А., Чибриков Г.Г. / изд. «Норма», 2007 – 672 с.

[11] http://www.relcom.ru

[12] http://www.gksistema.ru/novosti/2009/11/24/4104/

[13] Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1, ред. от 22.08.2004

[14] Трудовой кодекс РФ(ред. От 29.08.2006) Издательство «Ажур», 2006

[15] http://www.gks.ru (см. Приложение 5)



2020-02-03 190 Обсуждений (0)
Методы регулирования инфляционных процессов в РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы регулирования инфляционных процессов в РФ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)