Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологические основы социальной работы



2020-02-03 502 Обсуждений (0)
Методологические основы социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕНОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по учебной дисциплине

 

«Теория социальной работы»

на тему

«Социальный работник и социальный педагог:

сходство и различие»

Выполнила:

Студентка СРБ-ДС-3-1

Музраева Дина

Научный руководитель:

кандидат философских наук, профессор

кафедры теории и методологии

 социальной работы РГСУ

Топчий Леонид Васильевич

Москва 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

1.Особенности социальной работы и социальной педагогики, как научной дисциплины……………………………………………………………………...6

1.1 Методологические основы социальной работы…………………6

1.2 Методологические основы социальной педагогики…………….11

2.Теоретичские подходы к профессиональной деятельности социальная работа и социальная педагогика………………………………………………16

2.1 Специфика профессий «Социальная работа» и «Социальная педагогика»……………………………………………………………………..16

2.2 Теоретические подходы к подготовке специалистов социальной работы и социальной педагогики………………………………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ…………………………………………………………..30

Введение

Актуальность и значимость круга вопросов, связанных с развитием социально – педагогических отношений, определяется тем, что профессии «социальная работа» и «социальная педагогика» для России относительно молоды. Появление этих специальностей во многом было обусловлено теми изменениями, что произошли во всех сферах жизнедеятельности россиян в начале девяностых годов. В это время реальная действительность продиктовала необходимость подготовки специалистов, которые могли бы профессионально работать с социально незащищёнными слоями населения. Вместе с тем, распад государственной идеологии воспитания повлёк за собой появление огромного количества детей, оставшихся вне воспитательного воздействия. Среди наук о человеке, пожалуй, наиболее активное и результативное взаимодействие социальная работа имеет с социальной педагогикой.

На протяжении всего времени существования этих профессий ведутся споры о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельный вид деятельности, отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно самостоятельная наука, то как она дополняет или противоречит практике социальной работы.

Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики оправдана: оба эти вида деятельности культурно и исторически связаны между собой, что подтверждается  с теоретической и практической точек зрения.

   Актуальность этой темы заключается и  в том, что профессия «социального работа» становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми, а прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть профессиональный подход. Только знание человека поможет социальному работнику и социальному педагогу принять правильное решение.

 Степень научной разработанности проблемы.

Многоплановое педагогическое исследование этой проблемы в отечественной педагогики проводилось В.Г. Бочаровой[1], М.А. Галагузовой[2], Л.В. Мардахаевым[3], А.В. Мудриком[4].

Теоретико-методологические основы социальной работы по данной теме рассматривались Л.Г. Гусляковой[5], П.Д. Павленком[6], Л.В. Топчим[7], Е.И. Холостовой[8].

      Объект исследования - теоретические и практические основы социальной работы и социальной педагогики.

 Предмет исследования - взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики.

Цель исследования - выявить взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики, проанализировать проблемы их взаимодействия.

Задачи исследования:

-изучить особенности социальной работы и социальной педагогики, как научной дисциплины;

-раскрыть специфику профессий социальный работник и социальный педагог;

-проанализировать и выявить взаимосвязь, сходство и различия социального работника и социального педагога;

-разработать научные рекомендации и оптимальные взаимодействия социальной работы и социальной педагогики.

В качестве нормативной базы исследования использовались действующее законодательство РФ[9], правовые источники федерального значения по рассматриваемой проблеме[10].

        Теоретическая и методологическая база.

Теоретической основой исследования являются статьи, публикации, социологические исследования, монографии, статистические данные. В методологическую базу вошли как общенаучные (индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, обобщение, типологизация и сравнение), так и частнонаучные (исторический, сравнительно-правовой, системный).

Особую ценность для исследования проблемы взаимодействия профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» составили идеи и положения, содержащиеся в работах В.А Никитина, П.Д Павленка, Л.В Топчего, М.В Фирсова, Е.И Холостовой.

 

 

  

 

Глава 1. Особенности социальной работы и социальной педагогики, как научной дисциплины

Методологические основы социальной работы

Социальная работа – это взаимосвязанная система ценностей, теории и практики.

Социальная работа как теория, базирует свою методологию на систематизированном, основанном на фактах, знании, полученном в результате научных исследований и анализа практики, рассматриваемом с учетом местной специфики и конкретного контекста. Исследования могут проводиться как при помощи философских, общенаучных (социология, психология, педагогика и др.), так и специальных научных методов, адекватных природе общей и прикладной теориям социальной работы.[11]

Теория социальной работы является социально-научной общественной и прикладной наукой, задачи, содержание и перспективы которой формируются в контексте развития практики социальной работы, в тесной связи с государственным социальным обеспечением и как выражение общественно-исторических структур и тенденций развития.[12]

Социальную работу характеризуют главным образом, как объектно-субъектные отношения. К числу объектов теории социальной работы отечественные исследователи относят: различные категории населения, личность; социальные процессы и явления, порождающие проблемные ситуации для отдельных людей и семьи, социальных групп и общин; систему взаимосвязей человека в сфере его непосредственного социального окружения; функционирование и развитие социально-экономических и духовных отношений; социально-психологическое здоровье и социальное воспитание населения.[13]

Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки являются закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.[14]

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.[15]

Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука она органично связана с целым комплексом социальных наук, в частности с социальной педагогикой можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы. К ним относится общефилософские принципы: детерминизма, отражение, развитие.

Общие принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость. Здесь особенно проявляется плюрализм в понимании состава и содержания принципов.[16]

В научной литературе выделяются следующие принципы: содержательные принципы социальной работы включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов.

К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, аттракцию, доверие.

Группу методических принципов составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационные принципы: всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность.

В рамках социологического подхода теоретики социальной работы, как правило, используют принципы системного анализа и комплексного подхода к изучению того или иного явления или процесса, личности, семьи или общества.[17]

Чтобы выявить различия и сходства социальной работы и социальной педагогики следует изучить их функции. Каждая функция отражает направления социальной работы, чтобы подробнее изучить их, следует перечислить функции социальной работы и раскрыть их содержание.[18]

Диагностическая функция – изучение особенностей группы людей (отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза»;

Прогностическая функция – программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция – приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социально-бытовой, психологической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи.[19] Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не только оказание всевозможной помощи и поддержки отступившимся людям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности;

Правозащитнаяфункция – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения – как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;

Социально-педагогическая функция – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.;

Социально-психологическая функция – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;

Социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

Социально-бытовая функция – способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

Коммуникативная функция – установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб;

Рекламно-пропагандистская функция – организация рекламы социальных служб, пропаганда идей социальной защиты человека;[20]

Нравственно-гуманистическая функция – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

Организационнаяфункция – способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

Результативность функций социальной работы будет достигнута лишь в их сплоченном выполнении, так как все функции представляют совокупность неотъемлемых основ социальной работы.  

 

 

 

 



2020-02-03 502 Обсуждений (0)
Методологические основы социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологические основы социальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)