Теоретическая подготовка специалистов социальной работы и социальной педагогики
Профессиональное становление специалиста - сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитию активности студента, формированию личностной модели самодвижения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.[39] Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной работы и социальной педагогики базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника и социального педагога. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач: - развитие личностного интереса к выбранной профессии; -формирование первоначальных представлений об лосновах профессиональной работы; - формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность; - формирование профессионально-личностной «Я-концепции». Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать вектор профессиональной цели, т.е ответить на следующие вопросы: - чего он хочет от своей профессии; - что он должен предпринять в своей профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха; -что он может сделать, чтобы реализовать собственные личностные качества и интересы? Проблема подготовки студентов к практической социальной работе и социальной педагогике обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем. В 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности. Система профессиональной подготовки социальных педагогов начала формироваться сразу же после введения новой специальности и включения такой должности в нормативные документы. Благоприятные условия для ее создания обеспечили такие ключевые моменты реформы образования, как его децентрализация, предоставление вузам определенной свободы в выборе содержания и системы подготовки, форм и методов обучения, учет региональных особенностей и потребностей, и ряд других.[40] Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня: - учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие); - среднего профессионального образования (училище, колледж и другие); - высшего профессионального образования (институты, университеты и другие). В настоящее время принят государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных преподавательских кадрах. Профессиональные знания специалиста социальной работы и социальной педагогики включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности. Однако по окончанию высшего профессионального обучения, специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями: - Внимание, стремление понять позицию других; - Дружелюбие, общительность; - Способность стать лидером; - Вежливость, обходительность; - Руководство здравым смыслом, следование предписаниям; - Жизнерадостность; - Толерантность, упорство; - Большое чувство ответственности; - Способность выполнить работу полную разнообразия; - Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм; - Способность взаимодействовать со специалистами; - Тщательность действий; - Аккуратность и последовательность в работе; - Способность к планированию своего будущего; - Способность к устным высказываниям; - Хорошая память, способность обучать других; - Умение заботится о других; - Реализация новых идей, самостоятельность суждений. При подготовке кадров по специальности «социальная работа, социальный педагог», нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы». Выше изложенное показывает, что: 1.Существует необходимость подготовки специалистов, как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших; 2.Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания 3.Немаловажную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений; 4.Учет личностных качеств абитуриента через тестирование. Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи. Таблица 2. Социальный работник и социальный педагог
На основании таблиц можно сделать вывод, что специалист по социальной работе – человек, выполняющий социальную работу как профессионал, применяющий свои знания и умения для социального обслуживания индивидов, семей, групп, организаций и социума в целом. Его деятельность главным образом направлена на помощь лицам, нуждающимся в ней. Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения процесса социализации. Области деятельности социального педагога и социального работника пересекаются т.к помощь обоих специалистов направлена на человека как члена общества. Важно понять следующие отличия социального работника от социального педагога: если социальный педагог имеет отношение с воспитательной функцией т.е подходит к человеку с одной «своей» стороны, то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Можно сказать так, что в первом случае реализуется конкретный подход к человеку, во втором – абстрактный.
Заключение На основании проведенного исследования, в рамках курсовой работы, можно сделать вывод о том, что социальная работа и социальная педагогика в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа и социальная педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставления социальной работы и социальной педагогики приносят больше вреда, чем пользы, так как они несут собой одни и те же функции. Ныне резко изменившаяся социальная обстановка в стране, процессы обострения социальных отношений требует осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию работы с населением, разработать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации. Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников и социальных педагогов не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить сами, ни члены их семей, ни друзей, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии – социальные работники и социальные педагоги. Знание структуры и содержания профессионального мастерства и педагогического инструментария необходимо каждому социальному работнику и социальному педагогу. Профессиональное мастерство и педагогический инструментарий, являясь результатом целостного процесса общего и профессионального развития, базируется на фундаментальной общекультурной подготовке, высоком интеллектуальном, нравственном и эстетическом потенциале личности. Социальному работнику и социальному педагогу свойственно чувство ответственности за свое дело. Поэтому их мастерство и их инструментарий неразрывно связаны с постоянным желанием совершенствоваться, расширять свои знания, отчитывать умения и навыки, пополнять запас методов и форм воспитания и помощи. В заключение исследования можно сделать вывод, о том, что профессии «социальная работа» и «социальная педагогика» тесно взаимодействуют друг с другом. Их умения и навыки социальной работы с подростками, семьей и другими уязвимыми группами населения, использование при этом методов и форм воспитания с учетом их возрастных, психологических и социальных характеристик являются непременными проявлениями профессионализма специалистов. Но нельзя не учитывать главного отличия социального работника от социального педагога: социальная работа реализует абстрактный подход к клиенту, социальная педагогика в свою очередь конкретный.Список использованной литературы и нормативных правовых актов 1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. 2. ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты» от 24.10.07 №; 232 3. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятий и структуры государственного образовательного стандарта» от 1.12.07 №309 4. В.Г Бочарова. Педагогика социальной работы: учебник. – М.: ЦСП РАО,1994. 5. Е.А. Власова. Подготовка будущих социальных педагогов к профессиональному саморазвитию // Отечественный журнал социальной работы №2 – 2008. 6. Ю.В Василькова. социальная педагогика: Учеб.пособие – 5-е изд.,М.: Издательский центр «Академия», 2006. 7. Социальная педагогика: Учеб. Пособие / Под.общ.ред. М.А Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2003. 8. М.А Галагузова. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. – 1992. - № 6. 9. Л.Г. Гуслякова; Е.И. Холостова. Основы теории социальной работы. Учебное пособие. – М.,1997 10. Теория и методика социальной работы./ Под. ред. С.И. Григорьева. – М.,1994 11. Т.Е Демидова. Профессиональное общение социального работника. – М.,1994. 12. Теория и методика социальной работы. / Под. Ред В.И. Жукова. – Союз,1944 13. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника ( общие подготовки специалиста ) / Российский журнал социальной работы. – 1995. №1. 14. В.И. Курбатов. Социальная работа 4-е изд. –Ростов н/Д: Феникс,2005. 15. И.М. Лаврененко Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) / Российский журнал социальной работы. – 1996. - №2 16. Л.В Мардахаев. Введение в социальную педагогику. –М.:МГСУ,1997 17. А.В. Мудрик./ Учеб. Пособие. Введение в социальную педагогику. – М,1997 18. В.А. Никитин Понятия и принципы социальной педагогики. – М.: МГСУ,1996. 19. Социальная педагогика. Учеб. Пособие / Под. Ред В.А Никитина – М.: Изд. Центр ВЛАДОС,2000. 20. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П. Д. Павленок. – 3-е изд. , испр. и доп.- М.:ИНФРА-М 2006. 21. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие.- 4-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2005 22. Е.А Сегида Содержание и методика социальной работы – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2005. 23. Л.В. Топчий Актуальные проблемы развития теории социальной работы.- М.:РГСУ,2007. 24. Л.В. Топчий Теория социальной работы в основных понятиях и схемах Часть 1: учеб. Пособие/ М.:МОО «Ассоциация работников социальных служб», 2008 25. М.В. Фирсов Теория социальной работы. – М.,1999. 26. Фирсов М.В, Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие для ВУЗов ;М,:МГСУ,2001 27. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. М., 2001 28. Е.И. Холостова Социальная работа: Учебное пособие; 6-е изд. М.,2009 29. Н.Б Шмелева. Социальная работа: личность и профессия, Ульяновск,2002. 30. Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы. – М.:АСОПиР,1997.
[1]. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: учебник. – М.: 1994. [2] М.А. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. – 1992. [3] Мардахаев Л.В Социальная педагогика: Курс лекций / под.ред. Беляева. – М.: МГСУ, 2002 [4] Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. – М., Институт практической психологии, 1997 [5] Гуслякова Л. Г; Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. Учебное пособие. – М.,1997 [6] Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие.- 4-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2005 [7] Топчий Л.В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах Часть 1: учеб. Пособие/ М.:МОО «Ассоциация работников социальных служб», 2008 [8] Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. М., ИНФРА-М,2003 [9] Конституция РФ от 12.12.1993 г.
[10] ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты» от 24.10.07 №; 232 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятий и структуры государственного образовательного стандарта» от 1.12.07 №309
[11] См.: Топчий Л.В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах Часть 1: учеб. Пособие/ М.:МОО «Ассоциация работников социальных служб», 2008. -С. 12 [12] См.:Фирсов М.В, Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие для ВУЗов ;М,:МГСУ,2001. – С. 39. [13] См.: Топчий Л.В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах Часть 1: учеб. Пособие/ М.:МОО «Ассоциация работников социальных служб», 2008. - С. 13 [14] См.:Гуслякова Л. Г; Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. Учебное пособие. – М.,1997. – С. 37 [15] См.: Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. М., ИНФРА-М,2003. -С. 5. [16] См.: Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П. Д. Павленок. – 3-е изд. , испр. и доп.- М.:ИНФРА-М 2006.- С 9. [17] См.: Топчий Л.В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах Часть 1: учеб. Пособие/ М.:МОО «Ассоциация работников социальных служб», 2008. - С. 42 [18] См.: Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. М., 2001.- С. 5.
[19] См.: Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие.- 4-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2005.- С.17.
[20] См.: Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие.- 4-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – С. 18 [21] См.: Мардахаев Л.В Социальная педагогика: Курс лекций / под.ред. Беляева. – М.: МГСУ, 2002.- С. 16. [22] См.: Социальная педагогика: Учеб.пособие / Под. Ред. В .А Никитина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - С 32. [23] См.: Мардахаев Л.В Социальная педагогика: Курс лекций / под.ред. Беляева. – М.: МГСУ, 2002. – С. 17 [24] См.: Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. – М., Институт практической психологии, 1997. -С. 15. [25] См.: Мардахаев Л.В Социальная педагогика: Курс лекций / под.ред. Беляева. – М.: МГСУ, 2002.-С. 24 [26] См.: Социальная педагогика: Учеб.пособие / Под. Ред. В .А Никитина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – С. 45. [27] См.: Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П. Д. Павленок. – 3-е изд. , испр. и доп.- М.:ИНФРА-М 2006.-С. 20. [28] См.:Гуслякова Л. Г; Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. Учебное пособие. – М.,1997.-С. 94 [29] См.: Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П. Д. Павленок. – 3-е изд. , испр. и доп.- М.:ИНФРА-М 2006.-С. 20
[30] См.: Социальная педагогика: Учеб.пособие / Под. Ред. В .А Никитина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- С 42. [31] См.: Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы: учебник. – М.: 1994.-С. 135-145. [32]См.: Фирсов М. В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. Пособие для студентов высш.учеб.заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- С. 259. [33] См.: Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие.- 4-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2009.-С. 257 [34] См.:Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. –М.:МГСУ,1996.- С. 15 [35] См.: Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы: учебник. – М.: 1994.-С.135-145 [36] См.: Галагузова М.А. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. – 1992. - № 6. – С.79-85. [37] См.: Галагузова М.А. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. – 1992. - № 6. – С.79 [38] См.: Социальная педагогика: Учеб.пособие / Под. Ред. В .А Никитина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-.С 33. [39] См.: Фирсов М. В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. Пособие для студентов высш.учеб.заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-С. 252 [40] Социальная педагогика: Учебное пособие/ под.общ.ред М.А Галагузовой. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. –С.38
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |