Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. 2.1. Психологические основы допроса.



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
Несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. 2.1. Психологические основы допроса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Допрос является одним из психологизированных действий, связанных с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психологическим воздействием между ними. Природа этого взаимного воздействия является информационной: допрашиваемый в этом процессе выступает источником информации, а допрашивающий - ее «заказчиком» и получателем.2

Отсюда необходимость использования данных психологии при производстве допроса. Без знания психологии потерпевших и свидетелей, закономерностей, проявляющихся при восприятии ими события преступления и в процессе расследования, без психологического подхода и влияния на всех участников следственных действий повседневная работа следователя невозможна. Работа с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями в процессе расследования преступления требует от следователя умения разбираться в психологии подростков, владения психологическим подходом к несовершеннолетним, умело и в рамках доступности психологически воздействовать на них. К сожалению, надо отметить отрицательные моменты, присутствующие в следственной практике относительно этого вопроса. По данным анкетирования, проведенного Шепитько В.Ю., свидетельствуют о том, что 67,3% опрошенных следователей не имеют в своем распоряжении необходимой литературы по психологии несовершеннолетних, а 72%

опрошенных не смогли даже указать какую — либо литературу по данной

проблеме.

                                                                                                        

 1 Еникеев М.Н. Основы общей и юридической психологии./ Отв. ред. Еникеев М.Н. - М.: Изд. Юрист, 1996. – С.145

2Питерцев С.К., Степанов А. А. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде. – М.: Изд. СПб., 2001. -  С.14. 

 

Типологические особенности психологии связаны в первую очередь с процессуальным положением лица, его правами и обязанностями, его взаимоотношениями с другими участниками следственных действий. Несовершеннолетий свидетель старается иногда, не имея личной заинтересованности, определить линию поведения следователя и «угодить» ему своими показаниями, которые в этом случае оказываются не всегда объективными. Законных представителей и близких родственников такого свидетеля (до 16 лет), если они присутствуют при допросе, беспокоит, прежде всего, вопрос, не будет ли каких-либо неприятностей по поводу даваемых показаний. Этим и определяется их психологическая линия. Для педагога участие в допросе несовершеннолетнего свидетеля равносильно исполнению своих обязанностей. Поэтому и психологический настрой его, как правило, вполне благоприятен для целей допроса.

Что касается потерпевшего несовершеннолетнего, то здесь объективность потерпевшего иногда осложняется тем, что подростки склонны бессознательно или с умыслом преувеличивать грозившую им опасность при совершении преступления. Если при допросе участвует его законный представитель, то типологические черты его психологии подобны чертам самого потерпевшего. Во многих случаях они еще более эмоционально выражены и отличаются большей активностью, если потерпевший малолетний.

Знание следователем психологических основ допроса такой категории лиц имеет большую практическую значимость потому, что оно в значительной степени позволяет добиться управляемости процесса получения показаний,устранить факторы и условия, отрицательно влияющие на формирование

полных и правдивых показаний, тем самым получить наибольшую информацию об известных такому лицу и интересующих следствие фактах и обстоятельствах.

Из всей совокупности характеристик структуры личности несовершеннолетнего необходимо выделить социально - психологическую характеристику, которая включает в себя многообразные возрастно-психологические особенности, черты, свойства, тенденции и противоречия, присущие подросткам.

Некоторые авторы, например Корнеева Л.М. считают, что допрос несовершеннолетних и малолетних свидетелей имеет специфические особенности, обусловливаемые индивидуальными свойствами и уровнем развития этих свидетелей. По мнению автора, довольно распространенная ошибка следователей заключается в том, что они не видят различия между допросом взрослых и несовершеннолетних, а тем более, малолетних свидетелей. Корнеева Л.М. отмечает, что в качестве свидетеля могут допрашиваться не только совершеннолетние, но и малолетние, то есть дети до 12 лет1.

С мнением нельзя не согласиться, однако, представляется, что специфика допроса несовершеннолетних в большей степени зависит от психолого-возрастного критерия, нежели от каких-то иных особенностей.

В Главе 1. «Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей» приведена классификация несовершеннолетних, предложенная Кобцовой Т.С. и Кузнецовой СВ.. Однако, заслуживает особого внимания классификация, которою предлагает Порубов Н.И.:

- младенческий возраст (от рождения до года);

- раннее детство (от года до 3 лет);

-дошкольный возраст (от 3 до 7);

- младший школьный возраст (от 7 до 11);

- подростки (от 11 до 14-15 лет);

- старший школьный возраст (от 14-15 до 17-18 лет)2.

 

 

1Карнеева Л.М., Ордынский С.С, Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. - М.: Изд. Дело, 1962. -  С.73.

2Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб. пособие: / Отв. ред. Порубов Н.И. - М.: Изд. БЕК, 1998. -  С.145.

 

По мнению Усманова У.А., поскольку в качестве свидетелей, думается и потерпевших тоже, могут быть допрошены несовершеннолетние последних четырех групп, их особенности с точки зрения психологии следует рассмотреть.

Дошкольники (от 3 до 7 лет) начинают осмысливать окружающую их действительность, запоминать и логически передавать увиденное. Характерным для их восприятия является то, что они еще плохо разбираются в причинных связях, воспринимают не события в целом, а лишь отдельные факты, их второстепенные стороны. К концу дошкольного возраста дети приобретают простейшие формы логического мышления.

Дети младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) уже, как правило, обладают навыками преднамеренного восприятия, логического рассуждения и повествования. Дети этого возраста не всегда могут правильно отличить главное от второстепенного, вследствие чего отсутствие знаний заменяют воображением и фантазией, а результаты последних выдают за подлинную действительность. Кроме того, они склонны к преувеличению, не всегда в состоянии описать увиденные предметы, но легко их узнают.

Подростки среднего школьного возраста (от 11 до 14-15 лет) характеризуются более широкими познавательными процессами, усилением самосознания, появлением чувства долга и ответственности, а также потребности в общении. Они стараются проявлять самостоятельность в работе, подражать взрослым, но в силу возрастных особенностей психики не всегда правильно воспринимают поступки людей, что часто ведет к одобрениюотрицательных действий морально неустойчивых людей. В этом возрасте

дети подвержены внушению.

Для подростков старшего школьного возраста (от 14-15 до 17-18 лет) характерны стремление к самостоятельности и независимости, преувеличенное мнение о своих способностях и возможностях, их поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроения. Это неустойчивой, критический период в жизни несовершеннолетнего, когда происходит становление личности и утверждение ее в обществе. Часто подростки этого возраста не могут отличить хорошее от плохого, чувство собственного достоинства от себялюбия, смелость от лихачества1.

Но, нельзя не признать правильной точку зрения Скичко О.Ю., условно разделяющей всех несовершеннолетних на две большие группы: малолетние (дети до 10-11 лет) и подростки (от 12-13 до 18 лет) 2 . Действительно, граница деления - характеризующийся серьезной психологической перестройкой кризис подросткового возраста, что представляется логичным с позиции психологии.

В литературе и практике приводятся различные суждения по проблеме минимального возраста, с которого детей можно допрашивать в качестве свидетелей и потерпевших. Возможность допроса в каждом конкретном случае будет определяться уровнем развития ребенка, позволяющем воспринять, запомнить и сообщить следователю необходимую информацию.

Рассматривая допрос как специфическую форму психологического общения, можно выделить три наиболее важные проблемы. Во-первых, психологический процесс формирования показаний. Во-вторых, установление психологического контакта с допрашиваемым как обязательное условие

получения показаний. В-третьих, проблема допустимости психологического

воздействия на допрашиваемого.

Как известно, процесс формирования показаний включает несколько стадий: восприятие, запоминание и воспроизведение (основные)3.

1  Усманов У.А. Тактика допроса на предворительном следствии./ Отв. ред. Усманов У.А. -  М.: Изд. Юрайт – Издат, 2001. - С.128.

2  Скичко О.Ю. Тактико - психологические основы допроса
несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном
следствии: автореф. дис. канд.юрид.наук./ Скичко О.Ю. -  Саратов, 2005. – с.96.

3 Суховенко Ю.В. Психологические особенности свидетеля - основа выбора тактики следователя // Следователь. -  2004. -  №11. -  С.ЗЗ.

 

В основу этого деления положены психические процессы как наиболее устойчивые образования психики, различающиеся по времени, содержанию и интенсивности протекания.

Восприятие - первая стадия, представляет собой совокупность ощущений, получаемых всеми органами чувств и отражающих предметы, явления объективной действительности в совокупности их сторон.

Ощущения делятся на зрительные, обонятельные, слуховые, вкусовые, осязательные, мускульно-двигательные (к примеру, тяжести, твердости и другие), статистические (ощущения положения тела в пространстве) и органические (голод, жажда).

Восприятие зависит от уровня внимания человека. Информация может восприниматься через непроизвольное или произвольное внимание.

На допросе несовершеннолетние свидетели (потерпевшие) могут говорить, как они ощущали и воспринимали свойства предметов и факты, связанные с расследуемым событием. Особенности процессов ощущения и восприятия, характерные для несовершеннолетних разных возрастных групп, и определяют рекомендации относительно тактики допроса.

При допросе несовершеннолетних необходимо учитывать особенности восприятия детьми времени и пространственных отношений, очень часто имеющих важное значение для дела.

Результатом восприятия является образование в коре головного мозга временных нервных связей, которые и составляют вторую стадиюформирования показаний - запоминание, заключающееся в сохранении

воспринятого.

Что касается целей запоминания, то преобладающую роль играет непроизвольная память, так как во время преступления несовершеннолетний потерпевший (свидетель) редко ставит перед собой цели сохранить в памяти действия окружающих, себя самого, поэтому запоминание происходит само собой и не требует волевого усилия.

Несовершеннолетние имеют меньший объем восприятия и долговременной памяти. Они менее точно отражают пространственные качества объектов — их величину, удаленность, конфигурацию, цветовые оттенки, чаще, чем взрослые, ошибаются в определении продолжительности временных периодов, смешивают последовательность событий. У детей больше развита эйдетическая (наглядная) память1.

В процессуальном плане основной стадией является стадия воспроизведения. Именно на этой стадии реализуется основная задача допроса - получение от допрашиваемого имеющей значение для дела максимально полной информации в соответствии с тем, как допрашиваемый воспринял, сохранил ее в памяти и в каком виде решил изложить.

Одним из важнейших положений тактики допроса является необходимость установления психологического контакта. По мнению И.А. Макаренко, успешное проведение следственных действий, связанных с личным общением, возможны только на основе полноценного психологического контакта2. Под психологическим контактомследует понимать наличие особой психологической атмосферы, заключающейся в готовности следователя несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего к общению.

Для установления психологического контакта с несовершеннолетним следует предварительно познакомиться с условиями его жизни, особенностями

воспитания, социальными связями, что более подробно рассматривается в

разделе 3.1. работы.

     С точки зрения М.И. Еникеева, установление коммуникативного контакта - прежде всего избежание всего того, что может его нарушить. Следователю противопоказаны примитивность, вульгарность,

1    Усманов У.А. Тактика допроса на предварительном следствии./ отв. ред. Усманов У.А. -  М.: Юрайт-Издат, 2001. -  С. 13.

           2        Макаренко И.А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого.: дисс. канд. юрид. наук. / Макаренко И.А. – Уфа , 1998. - с. 136

 

малокультурность, профессиональная некомпетентность и тем более грубость и психическое насилие в разнообразных формах проявления.

Вся система психологических контактов должна строиться, прежде всего, на положительных качествах личности, справедливости.

При установлении такого контакта не следует, как предлагают В.А. Образцов и С.Н. Богомолова, жалеть усилий для создания обстановки доверительности, откровенности и взаимопонимания, а также для устранения нежелательного психологического фона, естественного для вызванного на допрос несовершеннолетнего (волнения, скованности, настороженности и прочего)1. Психологический контакт, когда он достигнут, нуждается в непрерывной поддержке и развитии по ходу допроса.

Психологический контакт не должен заканчиваться допросом. Важно сохранить его для повторных допросов и иных следственных действий.

При установлении контакта с~допрашиваемым не может быть шаблона, штампа2. Здесь необходим индивидуальный подход, с учетом личности несовершеннолетнего.

Третья проблема, требующая своего исследования - проблема

психологического воздействия на допрашиваемого. В печати и практике нередко ведется полемика о допустимости конкретных методов психологического воздействия на допрашиваемых лиц3.

Приемы правомерного психологического воздействия - приемы преодоления противодействия следствию.

1 Образцов В. А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. - М.:2Изд. Омега-Л, 2003.- С.38.

2 Порубов Н. И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб. пособие: / Отв. ред. Порубов Н.И. - М.: Изд. БЕК, 1998. -  С.43.

3 Коломец В. К. О пределах психологического воздействия при допросах // Гарантии прав лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве: Науч. тр. Свердловск. -  1975 - №45. -  С.70.

Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности позиции запирательства - основа стратегии следователя в ситуации противодействия следователю1.

Применительно к допросу выделяют основные виды допустимого психологического воздействия на допрашиваемых: психическое заражение, внушение, убеждение.

Основным видом психологического воздействия при допросах, особенно несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, является убеждение.

Сущность этого вида (метода) воздействия заключается в передаче сообщений с целью склонить к определенному мнению или поступку человека, воздействуя на его эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы.

Поэтому предварительное установление психологического контакта с допрашиваемым является обязательной предпосылкой такого воздействия. Необходимо учитывать уровень развития несовершеннолетнего, его индивидуальные психические качества, включая состояние его органов -чувств, особенности восприятия, памяти, воображения, мыслительной

деятельности, речи, внимания, воли, эмоций, темперамент, круг интересов и

прочее2.

Убеждение должно быть логичным, доказательным, содержать выводы и конкретные примеры. Использование ассоциативных связей при повторе доводов усиливает убеждение.

Сам следователь должен вести себя убедительно, поскольку при обостренном восприятии допрашиваемый несовершеннолетний может распознать неискренность следователя, замкнуться либо перестать давать правдивые показания.

 


1 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии./ Отв. ред. Еникеев М.Н. - М.: Изд. Юрист, 1996. – С.273.

2 Нагимов М. Н. Процессуально - психологические особенности допроса потерпевшего в советском уголовном процессе: автореф. дис. канд.юрид.наук./ Нагимов М.Н. -  Ташкент, 1986. – с.59.



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
Несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. 2.1. Психологические основы допроса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. 2.1. Психологические основы допроса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)