Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потерпевших и свидетелей.



2020-02-03 509 Обсуждений (0)
Потерпевших и свидетелей. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

Преступность в среде несовершеннолетних - это серьезная проблема, с которой так или иначе сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние - по сути просто дети, жизнь которых только начинается. Объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

В статье 19 Конвенции Организации Объединенных наций о правах ребенка провозглашено: «государства - участники принимают все необходимые ...меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия... ». 1

К сожалению, несовершеннолетние на сегодняшний день не в полной мере защищены от разнообразных проявлений корыстной, сексуальной и иной эксплуатации. Насилию в различных его формах подвергаются ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних; от 50 до 500 тысяч детей каждый год убегают из семей и специальных учреждений из-за жестокости родителей, сверстников, воспитателей. Растет количество грабежей, разбоев в отношении несовершеннолетних как наиболее уязвимых членов общества.

В сложившейся ситуации возникает необходимость совершенствования тактики следственных действий, проводимых с участием представителейуказанной категории лиц в частности, тактики допроса несовершеннолетних

свидетелей и потерпевших, нередко оказывающихся единственными очевидцами преступлений и в силу этого располагающих очень важной информацией, определяющей весь ход расследования.

1 Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

 

Уголовно-процессуальный закон не дает легального определения

понятию «допрос», но в уголовно-процессуальной,

судебно-психологической, криминалистической литературе рассматриваются процессуальный, психологический и тактический аспект допроса и соответственно этому приводятся различные его определения.

Порубов Н.И. говорит, что допрос - одно из первых процессуальных действий, известных в истории правосудия и определяет его как следственное и судебное действие, заключающееся в получении органом расследования или судом в соответствии с правилами, установленными процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу1.

Несомненно, выбранная тема дипломной работы «Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших» является актуальной, обсуждаемой и вызывает множество вопросов в теории и на практике. Главным образом, это объясняется тем, что допрос несовершеннолетних носит сложный и многогранный характер. Он как уголовно-процессуальная деятельность по установлению интересующих органы предварительного расследования обстоятельств и фактов включает в себя процессуальный, тактический, организационный, психологический, педагогический, этический аспекты. Взаимосвязь этих аспектов и соотношение между ними выражаются в том, что тактические приемы используются следователем в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и требованиями норм нравственности с учетом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

Достижение поставленной цели обеспечивалось путем решения следующих задач:

 


1 Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб. пособие./ Отв. ред. Н.И. Порубов. – М.: Изд-во БЕК, 1998. - С.5.

- исследовать дискуссионные положения уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие порядок допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии;

 - раскрыть этические аспекты данного следственного действия;

- исследовать психологические возможности восприятия и передачи информации подростков, а также особенности подростковой психологии с позиций их учета в тактике допроса;

- обосновать и раскрыть основные элементы тактики подготовки к допросу
несовершеннолетних свидетелей и потерпевших;

- на базе изучения суждений ряда криминалистов выделить тактические
приемы получения показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первоначально рассматриваются процессуальные особенности допроса рассматриваемой категории лиц, правила проведения допроса, определяется статус лиц, принимающих участие в данном следственном действии, приводятся точки зрения по поводу дополнений и изменений в текст уголовно-процессуального закона. Во второй главе отражаются психологические и этические основы допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, рассматриваются психолого-возрастные классификации, раскрываются проблемы допроса как психологического общения, обосновывается понятие «психологический контакт», определяется этика допроса. В третьей главе обоснованы подготовительные мероприятия допроса, проанализированы тактические особенности получения показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а также освящается вопрос фиксации и оценки  показаний данных лиц. В заключении отражены результаты работы, сделаны  выводы, логически вытекающие из содержания работы.

 При написании дипломной работы было изучено 38 материалов  различных категорий уголовных дел в отношении и с участием несовершеннолетних.

Глава 1 . Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних

потерпевших и свидетелей.

В статье 87 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК) определено, кто может быть признан несовершеннолетним: «Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет».

Комментируя данную статью, Лебедев В.М., говорит, что несовершеннолетним считается лицо до исполнения ему 18 лет. Это социальное и юридическое положение наступает на следующий день после восемнадцатого дня рождения лица. Именно такого подхода следует придерживаться в работе - дети от самого рождения и до момента исполнения им 18 лет.

Существует множество классификаций несовершеннолетних. Кузнецова С.В. и Кобцова Т.С. предлагают следующую педагогическую периодизацию детей от самого рождения:

- ранний возраст (от рождения до 2-х лет);

- младший дошкольный возраст (от 2-х до 4-х лет);

- средний дошкольный возраст (от 4-х до 5-ти лет);

- старший дошкольный возраст (от 5-ти до 7-ми лет);

- период младшего школьного детства (от 7-ми до 12-ти лет);

- период подростковый (от 12-ти до 15-ти лет);

- период юношеский (от 15-ти до 17-ти лет) .

Подробнее о возрастных группах несовершеннолетних будет изложено в Главе 2.1. «Психологические основы допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей».

 


1 Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. -  М.: Изд. Юрайт-Издат, 2004. – С.8

2Кузнецова СВ., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних. М., 2004. С. 30.

 Одну из важнейших сторон допроса несовершеннолетних потерпевших

и свидетелей образуют уголовно - процессуальные основы. Под ними следует понимать совокупность требований уголовно - процессуального закона относительно правового положения несовершеннолетних, порядка, условий и последовательности производства данного следственного действия, круга лиц, могущих принять в нем участие, предмета допроса, порядка фиксации его результатов, а также процессуальных гарантий личности данных участников уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает особый порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних, учитывая их возрастные и психологические особенности, недостаточный жизненный опыт, эмоциональную неустойчивость, недооценку общественной опасности своих действий и тяжести их последствий.

Наряду с общими правилами производства следственных действий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК) устанавливает те, которые определяют порядок проведения допроса. В текстах соответствующих статей УПК специально рассматриваются такие вопросы, как:

- место и время допроса (статья 187);

- порядок вызова на допрос (статья 188);

- общие правила проведения допроса (статья 189);

- протокол допроса (статья 190).

Выделение этих правил определяется тем, что среди всех следственных действий допрос является наиболее важным и распространенным следственным действием. Он имеет как самостоятельное значение, так и то, что полученные на допросе сведения служат необходимой предпосылкой для последующего проведения иных следственных действий, таких как очная ставка, опознание, проверка показаний на месте. Общие правила допроса

1 Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. -  М.: Омега-Л, 2003. -  С. 7.

 действуют в отношении всех допрашиваемых лиц (свидетеля, потерпевшего,

эксперта, понятого). 1

На несовершеннолетних свидетелей и потерпевших распространяются также общие правила проведения допроса, но производство допроса отличается рядом особенностей, предусмотренных статьей 191 УПК.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователь решает вопрос о месте допроса. По общему правилу несовершеннолетний потерпевший и свидетель, согласно ч.1 ст. 187, допрашиваются в месте производства предварительного следствия, а по усмотрению следователя - в месте нахождения несовершеннолетнего (чаще малолетнего).

С учетом быстрой утомляемости несовершеннолетних, особенно малолетних, их допрос целесообразно сопровождать перерывами для отдыха и проводить в течение непродолжительного времени по согласованию с участвующими в допросе педагогом, законным представителем. Например, как отмечают Порубов Н.И., Усманов У. А., продолжительность допроса несовершеннолетнего старшего школьного возраста не должна превышать одного часа, при этом в случае необходимости следует сделать перерыв2.

Думается правильным применять в данном случае положения ст.425 УПК РФ («Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого») по аналогии к несовершеннолетним свидетелям и потерпевшим. В этом случае допрос не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день.

Практика показывает, что продолжительность допросов несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) колеблется от 20 до 40 минут.                                                               Но бывает, что длительность допроса продолжается более 

 


1Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. / Отв. ред.  Лупинская П.А. -  М.: Юристъ, 2003. -  С.400.

2Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб. пособие. / Отв. ред. Порубов Н.И. - М.: Изд.  БЕК, 1998. С. 152.

 полутора часов, без перерыва для отдыха. Прямого нарушения УПК РФ в этом нет, но следователю нужно учитывать утомляемость допрашиваемого.

Рассматривая данный вопрос, Скичко О.Ю. предлагает дополнение в статью 191 УПК «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» следующим положением: «Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день»1. Именно по аналогии со ст.425 УПК РФ.

По аналогии с порядком вызова на допрос несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) несовершеннолетние свидетели, потерпевшие вызываются через своих родителей или других законных представителей (ст.424 УПК).

Мельникова Э.Б. полагает, что в п. 12 ст. 5 УПК, где раскрывается понятие «законные представители», необходимо внести дополнение о том, что законный представитель возможен не только у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, но и у несовершеннолетнего свидетеля, поскольку сам Кодекс (в ст. 191) предусматривает участие законных представителей в допросе несовершеннолетних потерпевших или свидетелей в ходе предварительной следствия2.

 


1 Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: автореф. дисс. канд.юрид.наук./ Скичко О.Ю. - Саратов, 2005. – с.39.

2 Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии./ Мельникова Э.Б. -  М.: Дело. 2001. -  С.86.

 

При допросе свидетелей и потерпевших в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и при допросе названных лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, вызывается педагог (ч.1 ст. 191). Участие педагога, родителей и других законных представителей или близких родственников в допросе несовершеннолетних в большинстве случаев помогает

 установить контакт с допрашиваемым, получить от них более полные и

объективные показания, более точно зафиксировать сведения в протоколе.

Вместе с тем следует отметить, что на практике ситуация с соблюдением в ходе допроса данной нормы уголовно-процессуального закона и обеспечением прав допрашиваемых далека от идеальной. Скичко О.Ю. называет ряд многочисленных процессуальных нарушений в ходе рассматриваемого следственного действия, выявленных при изучении материалов дел. Например, записи в протоколах, свидетельствующие об участии педагога в допросе свидетелей и потерпевших, не достигших 14 лет, содержали лишь 2 из 120 изученных уголовных дел. По результатам же анкетирования сотрудников правоохранительных органов, проведенного диссертантом, вырисовывается иная картина: 42,7% заявили, что всегда приглашают педагога и законного представителя на допрос несовершеннолетних, 18,7% открыто признались, что педагога вообще не приглашают, но законный представитель присутствует всегда1.

К сожалению, Закон не в полной мере раскрыл процессуальное положение педагога, в связи, с чем возникают вопросы о процессуальной природе педагога - специалист или это самостоятельная процессуальная фигура.

1Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: автореф. дисс. канд.юрид.наук./ Скичко О.Ю. -  Саратов, 2005. – с. 56.

 

Порубов Н.И., как сторонник первой позиции (педагог - специалист), отмечает, уголовно - процессуальный закон не регламентирует обязанности и права педагога, участвующего в допросе несовершеннолетнего. Педагог призывается к участию в допросе именно как лицо, обладающее специальными познаниями в области педагогики, детской и юношеской психологии1.

Матвеев С.В. в своей диссертации также обосновывает вывод о том, что по своему процессуальному статусу психолог, педагог в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних является специалистом. «Между тем, - пишет Матвеев СВ., - по действующему уголовно-процессуальному законодательству права психолога, педагога уже, чем специалиста. Поэтому предлагается дополнить ст. 5 УПК положением о том, психолог, педагог - это лица, владеющие специальными психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, отражающими современный уровень развития науки и практики, оказывающие содействие следственным и судебным органам в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, обладающие процессуальным статусом специалиста, предусмотренного статьей 58 УПК РФ»2.

Законодатель сам презюмирует что педагог — это именно специалист, а не иной участник процесса. Тогда остается неясным употребление законодателем термина «педагог», если его деятельность рассматривается как частный случай участия специалиста в процессе, а не «специалист в области возрастной или педагогической психологии». И еще один момент - зачем закон в ч.5 ст.425 УПК «Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого» отдельно регламентирует права педагога, а не делает ссылку на ч.З ст. 58 УПК

1 Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве.– Минск: Изд. Рассвет, 1973, - С.67. 

2Матвеев С.В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании. – М.: Изд. Юрист, 2003. – С.60.

 «Специалист», таким образом, дублируя норму. Почему в таком случае и в статье 191 УПК не прописать права?

При описании анкетных данных наряду со сведениями, указанными в статье 166 УПК «Протокол следственного действия», в протоколе допроса несовершеннолетнего также должна быть сделана запись о том, с кем он проживает, на чьем иждивении находиться.

Если свидетели и потерпевшие не достигли шестнадцатилетнего возраста, следователь согласно ч.2 ст. 191 обращает их внимание на необходимость правдиво рассказать все известное им по уголовному делу, предварительно разъяснив указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальные права, предусмотренные ст.42 «Потерпевший» и ст.56 «Свидетель». Однако они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Перед началом допроса присутствующим при этом педагогу, законным представителям несовершеннолетнего разъясняются их права, предусмотренные ст.ст.425 и 426 УПК, в том числе право присутствовать на допросе, знакомиться с протоколом допроса и делать замечания, подлежащие занесению в протокол. По окончании допроса они своей подписью подтверждают правильность записи показаний несовершеннолетнего,поступившие перед началом, в ходе либо по окончании допроса заявления, а

также имеющиеся замечания к протоколу (ст. 166 УПК).

Участникам допроса разъясняется перед его началом, что наводящие вопросы, а равно вопросы, которые могут негативно повлиять на воспитание несовершеннолетнего, не допускаются. Одновременно выясняются их соображения об особенностях психологии допрашиваемого. Специальные термины должны разъясняться следователем в понятных для допрашиваемого выражениях.

Необходимо иметь в виду, что малолетние точно фиксируют многие детали, но в то же время не всегда могут передать общую картину события, если она выходит за рамки их интересов и представлений.

Постановка отдельных вопросов может быть поручена педагогу, родителям в присутствии следователя.

Для правильной оценки их показаний целесообразно фиксировать последовательность и содержание заданных вопросов, использовать аудио- или видеозапись, о чем также будет более подробно рассмотрено в Разделе 3 Главы 3 «Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних потерпевших и свидетелей».

По окончании допроса составляется протокол с соблюдением требований ст. 190 УПК «Протокол допроса», в котором несовершеннолетний потерпевший, свидетель, а также присутствовавшие при допросе лица и следователь своими подписями удостоверяют правильность записи показаний.

Форма протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) приведена в Приложении 112 «Протокол допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля)» к ст. 476 УПК.

Завершая рассмотрение данного вопроса уместно привести точку зрения Е.В. Селиной об иной редакции ч.1 ст. 191 УПК: «Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, а по усмотрению следователя и допрос не страдающих психическими расстройствами, не отстающих в психическом развитии потерпевшего или свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводится с участием педагога или психолога. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы допрашиваемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняет педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, о чем делается пометка в протоколе»1.

1 Селина Е.В. Применение специальных познаний в российском уголовном процессе: дис. канд.юрид.наук./ Селина Е.В. -  Краснодар, 2003. – с.85

Глава 2 . Психологические и этические основы допроса



2020-02-03 509 Обсуждений (0)
Потерпевших и свидетелей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потерпевших и свидетелей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (509)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)