Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Взаимодействие андроновской и срубной культур.



2020-02-03 240 Обсуждений (0)
Глава 3. Взаимодействие андроновской и срубной культур. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Схематическая карта расселения племен Южного Урала в эпоху бронзы.

 

 

Рис. 3 вторая четверть II тысячелетия до н.э.

I-северо-восточная граница расселения ямных племен в III тысячелетии до н.э.; II – черкаскульские племена; III – северо-ирское погребение с предметами унетицкого типа; IV – верхнее-савинское погребение балановской культуры; V – раннеабашевские памятники; VI – срубные племена полтавкинского этапа; VII – андроновские племена федоровского этапа

 

 

Рис. 4 середина и третья четверть II тысячелетия до н.э.

I – срубные племена покровского этапа; II –андроновские племена алакульского этапа; III – черкаскульские племена; IV – абашевские поселения.

 

 

Рис. 5 последняя четверть II – начало I тысячелетия до н.э.

I – срубные племена хвалынского этапа; II – андроновские племена замараевского этапа; III – племена культуры курмантау; IV – черкаскульские племена.

Данные карты отображают переселения двух крупнейших культур Южного Урала. В начале II тысячелетия – соседи, к концу - взаимодействие и обмен культурой и предметами быта.Так, иногда на найденных горшках на раскопках срубных курганов встречаются заимствованные черты, в основном от алакульских мастеров (андроновская культурная общность), что говорит о взаимодействии этих племен. Также известны случаи погребения представителя алакульского населения в срубных могильниках (Давлекановский курганный могильник).

Заключение.

 

Башкортостан – это уникальный регион, обладающий богатой историей и культурой. Археологи изучали памятники бронзового века на Южном Урале с тридцатых годов XX века. Большой вклад в изучение памятников этого периода в Башкирии внесли Р. Б. Ахмеров, А.В. Збруев, Б.Г. Тихонов, К.В. Сальников. На территории Южного Урала и, особенно, на территории Башкортостана проживало несколько племенных групп, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. Самыми крупными поселениями ученые называют племена андроновской и срубной культур.  

 Название срубной культуры происходит по устройству могильных конструкций в виде деревянных срубов. Заселив огромную территорию от Поволжья до Днепра на западе и Урала на востоке, срубняки смогли сохранить удивительное единство материальной культуры. Это единство хорошо прослеживается в керамике. Срубные сосуды баночной формы или острореберные, украшенные , как правило, скромным геометрическим орнаментом из оттисков крупнозубного штампа. Срубной манерой оттиска является ассиметрия рисунка, нарушение повторяемости рисунка. Срубная посуда, как и культура, со временем меняла свои признаки. Так в последний период срубной культуры на горшках появляются налепные круговые валики. Меняется и характер украшения и без того небогатого орнамента. Некоторые горшки и вовсе лишены его.

Для носителей срубной культуры характерны обширные долговременные поселки, состоящие из нескольких жилищ – полуземлянок площадью от 100 до 400 кв.м. Землянки перекрывались односкатной или двускатной крышей, опирающейся на столбы. Стены укреплялись бревнами, и вдоль них устраивала нары. В поселке могло жить в среднем более 200 человек.

Основные занятия срубняков – земледелие и скотоводство. Разводили коров и получали молоко – об этом свидетельствуют итоги раскопок. К числу оригинальных находок относится накосник из старо-ябалаклинского кургана на р. Деме. Он состоит более чем из 30 бронзовых бусин, нанизанных на два ремешка. Нижние концы ремней соединялись треугольной пластиной, к которой прикреплялись две другие широкие пластины. От этих пластин, в свою очередь, расходились по три ремешка, на которые насаживались по две удлиненные пластины-пронизи. Верхние концы ремней, по-видимому, были связаны с головным убором, и все это вместе составляло единый комплект. Общая длина накосника с нитками бус 58 см. Он мог быть нашит на широкую кожу или материю; он мог использоваться как нагрудник.

  Показательно, что именно к эпохе средней бронзы относится и зарождение такого феномена как сосуды со знаками, в наиболее полном виде оформившегося уже в рамках срубной общности. Свое дальнейшее развитие и оформление в сложившуюся семиотическую структуру данная графическая знаковая система получает уже в рамках срубной общности. Знаки, фиксируемые на данных сосудах, могут быть разделены на два типа: наглядно-изобразительные и символические.

Андроновская культурная общность получила название по названию могильника близ села Андроново около Ачинска, где в 1914 были обнаружены первые захоронения. Андроновская культура была выделена русским археологом С.А. Теплоуховым в 1927. Эти племена заселяли восточные и южные районы Башкирии. Геометрический орнамент на керамики по мотивам схож со срубной культуры, но более разнообразен и богат. Только на андроновской керамике встречается прием нанесения узора зубчатым штампом, делающим несколько параллельных линий, что и отличает ее от любой другой. Как и срубная культура андроновская были заняты земледелием и скотоводством, но преимущественно коневодством.

Общими для срубного и андроновского населения были источники добычи медной руды.

Сальников К.В. выделяет в обоих культурах по три этапа. Срубная культура включает полтавкинский, покровский и хвалынский. Отличительная особенность этапов в том, что орнамента на керамике становиться все меньше и на некоторых горшках его нет совсем, но появляется новый валикоподобный элемент.

В двух женских синташтаистских погребениях андроновской общности найдено по одному роскошному нагруднику, состоящему из серебряных пластин и пронизок, нашитых на толстую кожу. Общая типологическая близость этих нагрудников с накосниками из кургана срубных племен не вызывает сомнения. Конструктивное сходство явное и единственное отличие от современных нагрудников - это использование в последних бисера, серебряных монет и пластин.

Андроновская культура проходит федоровский, алакульский и замараевский этапы. С алакульского этапа поисходит взаимопроникновение двух культур.


 

Список литературы.

 

1. К.В. Сальников. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967

2. Н.А. Мажитов. Тайна Древнего Урала. – Уфа: башкирское книжное издательство, 1973 – 186 стр., ил.

3. Археологическая карта Башкирии; Москва: изд. «Наука», 1976 г.

4. Памятники эпохи средневековья: Каталог археологических коллекций МАЭ. Уфа: «Гилем», 1997 г. – 79 с.

5. Археология Южного Урала (курс лекций). – Стерлитамак, гос. пед. инс-т Стерлитамак, 1992 г. – 233 стр.

6.  М.Ф. Обыденов. Тайна уфимских холмов. – Уфа: баш. книж. Изд., 1986 Г. -112 с., ил.

7. Атлас археологии РБ: уч.п. 2-е изд. – Уфа: «Китап», 2006 г. – 56 с., ил.

8. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/058/757.htm

9. http://www.ihist.uran.ru/index/ru

10. http://archaeology.kiev.ua/journal/010100/kolev_salugina.htm



2020-02-03 240 Обсуждений (0)
Глава 3. Взаимодействие андроновской и срубной культур. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Взаимодействие андроновской и срубной культур.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)