Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Андроновская культура.



2020-02-03 269 Обсуждений (0)
Глава 1. Андроновская культура. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

 

Башкортостан имеет богатую историю и культуру представляет собой уникальный регион, где на протяжении тысячелетий встречались, взаимодействовали и сменяли друг друга многие племена и народы. Каждый из них оставил свой неповторимый след на башкирской земле. Примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры на службу человеку пришла медь. На Урале с ней познакомились на рубеже III-II тысячелетий до нашей эры. И если раньше историческое развитие первобытного общества до сих пор было ограничено низким уровнем каменной техники, то с появлением меди перед народом Южного Урала открылись невиданные возможности. Мною было переработано много информации. Наиболее интересными по содержанию мне показались «Тайна Древнего Урала» Мажитова Н.А. и «Тайна уфимских холмов» Обыденова М.Ф. В интернете также много информации посвящено теме срубной и андроновской культур, в частности, их отдельным элементам. Например, культ змей срубной культуры.

Я считаю медно-бронзовый век важным этапом для жителей Южного Урала и для человечества в целом. Археологи начали проводить раскопки на этой территории с тридцатых годов XX века. Большой вклад в изучение памятников бронзового века в Башкирии внесли также Р. Б. Ахмеров, А.В. Збруев, Б.Г. Тихонов, К.В. Сальников. Последний переехал в Уфу в 1960 году и стал заведующим сектором археологии и этнографии Института истории, языка и литературы. В 1966 году он создал фундаментальный труд «Очерки древний истории Южного Урала». В этой книге исследуется образ жизни, культура племен эпохи меди и бронзы, их истории. В этот период века на территории Южного Урала и, особенно, на территории Башкортостана проживало несколько племенных групп, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. Самыми крупными поселениями ученые называют племена андроновской и срубной культур. Именно об этих культурах пойдет речь в данном реферате.

Глава 1. Андроновская культура.

 

  Самая большая из указанных групп составляли племена, которые известны под условным именем «андроновцы» по названию могильника близ села Андроново около Ачинска, где в 1914 были обнаружены первые захоронения. Андроновская культура была выделена русским археологом С.А. Теплоуховым в 1927. Эти племена заселяли восточные и южные районы Башкирии, но это лишь малая часть самой этно-культурной общности.

Основными районами расселения были степи Южной Сибири, Казахстана и Южного Урала. По мнению археологов, распространению андроновцев по такой обширной территории способствовали примерно одинаковые физико-географические условия, скотоводство и земледелие, металлургия. По своему внешнему виду андроновцы принадлежали к европеидно-антропологическому типу.

Андроновская культура развивается на базе ямной. Распространение андроновской культуры происходило неравномерно. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины, частично включив в себя территорию ранней афанасьевской культуры. На юге отдельные материальные памятники обнаружены в районе горных систем Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шань (Киргизия) - в область расселения дравидоязычных племен. Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги. В бассейне Волги ощущается заметное влияние срубной культуры.

История андроновских племен Южного Урала известна по материалам памятников, раскопанных как на территории Челябинской и Курганской областей, так и на территории Башкирии.

Своего рода эталоном поселения андроновцев стало Алексеевское поселение в Кустанайской области Казахстана, на берегу Тобола. Еще в 1930–1939 годах его раскопала археолог О. А. Гракова.

 

Раскопки О.А. Граковой вскрыли двенадцать больших жилищ-полуземлянок. Некоторые из них соединялись между собой проходами. К одной из полуземлянок примыкало большое наземное сооружение — загон для скота. В слое поселения найдены медная руда, ступки и пестики для ее дробления, различные изделия из бронзы. В их числе — литые и кованые орудия и оружие. Каменные орудия: стрелы, мотыги, кайла, булавы. Костяные — наконечники стрел, скребла.

Рядом с поселением обнаружили могильник того же времени. На вершине холма — место для жертвоприношения, где в ямах зарыты сосуды с пищей и сожженные останки животных и зерен пшеницы.

Следы поселений андроновцев были открыты по берегам многих рек, исследованы остатки заброшенных землянок. Для их строительства жители поселений сначала выкапывали большие прямоугольные ямы глубиной до одного метра; в них опускались деревянные срубы, на которые опиралась вся кровля. Длина некоторых землянок достигала до 20 -25 метров, а ширина – 10-11 метров. Чтобы стены не обвалились было обнаружено , вдоль них располагались вертикальные толстые столбы-подпорки. Крыши плоские или двухскатные. Когда они подгнивали, их меняли на новые, так, например, в одной землянке на берегу реки Исеть обнаружены следы от 382 столбов-подпорок. Землянки обогревались очагами, горевшими прямо на полу, их могло быть от 3 до 10 очагов в зависимости от размера жилища. Некоторые имели земляные переходы из одной секции в другую.

Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.

При раскопках землянок встречаются обломки глиняных горшков, ножи, топоры, наконечники стрел и другие предметы. Глиняная посуда андроновских племен имела форму плоскодонных горшков, с богатым орнаментом из отпечатков зубчатого или гладкого штампа. Среди узоров преобладают сложные геометрические – треугольные, меандровые и другие. Погребальная посуда богато украшена узорами из зигзагов, треугольников, меандров. На поселениях найдена в основном грубая кухонная посуда. Так же, как и для срубников, характерны бомбовидные сосуды.

Медные и бронзовые ножи, топоры, шила, серьги и другие вещи встречаются редко, но зато куски шлака, образовавшегося при выплавке руды, обломки литейных форм обнаруживаются довольно часто металлические предметы в то время считались ценностью и люди старались их не терять.

Нередко в андроновских поселениях встречаются находки, связанные с земледелием. В некоторых землянках встречаются обгоревшие зерна пшеницы. На многих стоянках встречаются приспособления для размола зерна. Это самые ранние в истории человечества ручные мельницы. На плоской поверхности большого камня делались углубления, насыпали в него зерно и растирали его другим камнем меньших размером до тех пор, пока зерно не превращалось в грубую муку или крупу.

Андроновские племена занимались скотоводством преимущественно коноводством. Они первыми в истории вывели высокопородных лошадей с высотой в холке от ста пятидесяти двух до ста шестидесяти см. К этим андроновским лошадям восходит современная ахалтекинская порода, а в конечном счете и все высокопородные лошади мира.

В 1965 году археологическая экспедиция Института истории, языка и литературы БФАН СССР произвела раскопки нескольких курганов в районах башкирского Зауралья, Обнаруженные в них захоронения, вполне возможно, относятся к древним андроновцам, один из памятников возле деревни Туишево Абзелиловского района состоит из более чем 40 земляных насыпей диаметром 20-40 м, высотой 0,2-1 м. Окрестным башкирам этот исторический памятник известен как древнее кладбище – «убалар»,

По внешнему виду курганы похожи на небольшие холмики. Башкиры называют их «ямой Фатимы». Название загадочное - старожилы рассказали любопытную историю. После Октябрьской революции, в начале 20-х годов в деревню Туишево совместно с башкирского профессионального художника К.А. Давлеткильдеева – Фатима-апай и при помощи местных жителей произвела раскопки курганов. Скорее всего, это были не настоящие раскопки, а небольшие шурфы, заложенные в центре курганов. На месте шуфров образовывались ямы, их-то местные башкиры затем назвали по имени автора раскопок. По рассказам стариков, в курганах были найдены человеческие кости и глиняные горшки, «наподобие кувшинов».

Другой подобный могильник в том же году был обследован около деревни Ишкулово (Абзелиловский район), на берегу реки Б. Кызыл. Экспедиция раскопала один из самых маленьких курганов, в котором было найдено 5 человеческих могил. Две могилы, по-видимому, были ограблены еще в древности, а в трех остальных умершие похоронены в скорченном положении. На боку, в изголовье или у ног поставлены один-два плоскодонных сосуда с пищей.

Интересный могильник, состоящий из таких же курганов, оставлен андроновскими племенами у подножья горы Кантюбе. Недалеко от села Науразово Учалинского района. Средний диаметр курганов около 18-20 метров. Высота достигает метра, часть курганов распахивается. В одном раскопанном кургане обнаружили погребение, безусловно, относится к андроновской культуре. Умерший человек перед похоронами был подвергнут сожжению (кремации), и от него остались лишь обгоревшие, измельченные кости; в могиле найден обломок плоскодонного горшка.

Курганные могильники андроновских племен лучше всего изучены на территории Челябинской области. По устройству и характеру находки делятся на две группы. На кладбищах одной группы, как в Кантюбинском кургане, умерших сжигали в стороне, а в могилах хоронили лишь обугленные мелкие кости. Один из подобных памятников наиболее полно был раскопан К.В. Сальниковым около д. Федоровка.

Особенность другого обычая заключалась в том, что трупы хоронили без кремации, как это было, например, в Ишкуловском кургане. Представляет интерес и то, что в обоих типах могильников горшки, сопровождавшие мертвых на «тот свет», были различными по орнаменту, отличались они и по форме. В могильниках с трупосожжением горшки изящнее по форме, поверхность у них тщательно сглажена, украшена нарядным орнаментом. В могильниках второй группы (без трупосожжения) горшки грубее и орнамент проще. Возникает вполне естественный вопрос: могло ли быть у одного и того же народа два различных способа захоронения.

Возраст андроновской культуры на Урале исследователи определяют в пределах 1800-800 годов до нашей эры. В течение такого длительного периода андроновская культура не могла оставаться неизменной.

К.В. Сальников пришел к выводу, что вышеописанные два способа захоронения умерших существовали у одного населения андроновских племен, но в разные исторические эпохи. По его мнению, андроновцы в более древние века (1800-1500 вв. до н.э.) умерших сжигали, а позднее этот обряд сменился обычным трупоположением. На основе анализа всего накопленного материала по андроновским племенам К.В. Сальниковым еще в 1948 г. Была разработана первая периодизация их истории. В развитии андроновской культуры автор выделил три основных этапа, которые были названы по наименованию характерных памятников: феодоровский (XVII-XVI вв. до н.э.), алакульский (XV-XII вв.) и замараевский (XII-VIII вв. до н.э.). Эта периодизация К.В. Сальникова получила общее признание у археологов нашей страны как наиболее удачная гипотеза, объясняющая историю возникновения и развития культуры андроновских племен. Однако с накоплением нового материала за последние годы появилась возможность дать несколько иное объяснение этому загадочному явлению.

В.С. Стоколос, исследуя новые и пересматривая материалы ранее раскопанных памятников, пришел к выводу, что памятники всех выше отмеченных трех этапов существовали примерно в одно время и принадлежали к различным археологическим культурам, к андроновским же племенам принадлежали лишь памятники феодоровского этапа, появившиеся на Южном Урале позднее, чем XVIII в. до н.э., и распространенные на значительно меньшей территории.

Андроновскую культуру, как правило, относят к индоиранцам. Некоторые исследователи (например, Е. А. Хелимский и В. В. Напольских) считают представителей андроновской культуры носителями четвёртой, исчезнувшей ветви индоиранских языков. Также культура связывается с изобретением колеса со спицами для колесниц около 2000 до н. э. Археологический памятник Синташта (многие археологи определяют его принадлежность к андроновской культуре) находится в верхнем течении Урала. Захоронения производились в курганах и включали (полностью или частично) останки домашних животных (лошадь, собака). В этом комплексе найдены украшения из бронзовых пронизок и пластин,которые использовались в качестве накосников и нагрудников. В двух женских синташтаистских погребениях найдено по одному роскошному нагруднику, состоящему из серебряных пластин и пронизок, нашитых на толстую кожу. Общая типологическая близость этих нагрудников с накосниками из кургана срубных племен не вызывает сомнения. Конструктивное сходство явное и единственное отличие от современных нагрудников - это использование в последних бисера, серебряных монет и пластин.

 Культура Синташта-Петровка сменилась культурой Фёдорово (1400-1200 до н. э.) и Алексеевки (1200-1000 до н. э.), также относящимся к андроновской. В Южной Сибири и Казахстане андроновскую культуру постепенно сменяет карасукская культура (1500-800 до н. э.). На западной границе андроновская культура сменяется срубной культурой.

В 1951 году А. А. Формозов предложил термин «андроновская культурная общность» и в 1954 году термин принят научным сообществом.


 



2020-02-03 269 Обсуждений (0)
Глава 1. Андроновская культура. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Андроновская культура.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)