Что делать, если взрослые поддерживают ксенофобию детей?
Ксенофобия особенно опасна, когда она не встречает активного осуждения со стороны взрослых. К сожалению, некоторые учителя - вольно или невольно - своим поведением провоцируют рост нетерпимости. Одни думают, что, подчеркивая этнические или религиозные особенности, они занимаются патриотическим воспитанием. Другие используют ксенофобские настроения для манипулирования классом. В таких случаях следует говорить о более опасном явлении, чем ксенофобия, - о дискриминации[23]. Дискриминация в школе может проявляться, во-первых, в неравном отношении учителя к ребенку на уроках и во внеклассной работе, а во-вторых, в настраивании против ребенка одноклассников и их родителей, организации травли. Как может действовать учитель, если он видит в школе проявления дискриминации в отношении какого-то ребенка? Прежде всего необходимо понять, как относится к этому школьное руководство. Одно дело - если один-единственный учитель на своих уроках придирается к ученикам «не той национальности» или молчаливо поддерживает издевательства над ними со стороны одноклассников, а школьная администрация ни о чем не догадывается. Тогда решение очевидно: сообщить директору школы о вопиющем нарушении законодательства. Совсем другая ситуация, если администрация знает обо всем, но по тем или иным причинам боится связываться с учителем-националистом. Тогда самый первый шаг - официальное заявление на имя директора. Это документ, от него не отмахнешься - придется реагировать. Возможно, это заявление развяжет Директору руки, позволит ему навести порядок, не подвергая себя опасности: мол, это не его личная инициатива, его вынудили принять меры. Наконец, возможен самый плохой вариант: гласное или негласное одобрение дискриминации со стороны директора школы. Здесь придется выходить за пределы школы: обращаться за помощью к уполномоченному по правам человека (или по правам ребенка, если он есть в регионе), в СМИ, в прокуратуру. Помните, что, как и в большинстве других случаев, закон на вашей стороне и на стороне ребенка, тем более что сейчас борьба с ксенофобией и дискриминацией стала одним из официальных приоритетов всех органов государственной власти. Как классный руководитель может заниматься профилактикой ксенофобии и нетерпимости? Помимо принятия мер по уже произошедшим случаям необходима продуманная работа классного руководителя по профилактике ксенофобии. Вот несколько советов[24]: • Относиться с уважением к любым попыткам детей определить (проявить) их собственные этнические ощущения, при этом мягко пресекая их интерес к «национальности» других людей, например одноклассников. Делать акцент на общности потребностей, прав, интересов людей независимо от того, к каким этническим группам они себя причисляют сами и кем по национальности их считают другие. Воспитывать у детей чувство коллективизма, классного и школьного патриотизма. • Ни в коем случае нельзя связывать национальность (этническую принадлежность) ученика с его успехами и неудачами, вообще с его поведением, хотя сам ребенок может быть искренне убежден в том, что он успешен именно благодаря тому, что он русский или татарин. Не допускать подобных высказываний: «Посмотрите, Ахмет нерусский, а какое хорошее сочинение написал!» Вне зависимости от того, к какой этнической группе причисляет себя учитель, в работе с детьми необходимо помнить о нравственном принципе расового безразличия: сознательно относиться к людям как к индивидуальностям, а не как к членам этнической группы. • Не использовать самим и обращать внимание детей на опасность стандартных формул «мы, русские...», «они, евреи...», какими бы уважаемыми людьми эти слова ни произносились. Объяснять, что в разговоре о национальном характере ссылки на авторитеты не должны учитываться: это всего лишь мнение, основанное на глубоко личных переживаниях. Если Н.В.Гоголю необходимо было видеть виновников всех бед в поляках, а Ф.М.Достоевскому - в евреях, то это их личные проблемы, а не проблемы межэтнических отношений русских, евреев и поляков. • Помнить, что неприязнь к «чужим», негативные стереотипы формируются в процессе социализации только при определенных условиях. Процесс образования и воспитания должен включать в себя и противоположное воздействие, направленное на формирование единственно возможной в демократическом обществе нетерпимости - нетерпимости к любым проявлениям ксенофобии.
Глава 2. ЗАЩИТА ПРАВ УЧИТЕЛЯ 2.1. Ситуации, в которых права учителя нарушаются родителями или учащимися И родители, и учителя чаще всего искренне убеждены в том, что именно они абсолютно бесправны в школе. Большинство жалоб родителей на нарушения со стороны учителей заканчиваются такими словами: «Приходится смиряться, учитель всегда прав, мы ничего не докажем». О том же самом рассуждают учителя: «Стоит родителям пожаловаться - и никто нас слушать не станет, сразу выговор влепят». Очевидно, что такие настроения выгодны только тем, кто наши права нарушает. Если опираться на действующее законодательство, то окажется, что родители и педагоги имеют примерно равные возможности. Более того, большая часть прав родителей «уравновешивается» правами учителей. Так, например, родители имеют право на получение информации о содержании учебных программ и критериях выставления оценок[25]. Некоторые пользуются этим и требуют от учителя подробнейших отчетов: почему тема изучается именно так? зачем на уроках даны именно такие термины? Но грамотный учитель сошлется на свою свободу педагогической деятельности и свободу творчества[26]. Учитель - хозяин на своем уроке во всем, что касается методики преподавания, и никто - ни родители, ни школьная администрация - не имеет права требовать от него «утвержденной свыше» схемы урока или типов заданий. Большое количество несправедливых решений, принятых за последние несколько лет органами управления образованием и вынесенных судами по жалобам родителей, объясняется двумя причинами: нежеланием многих учителей обращать внимание на «формалистику» и неумением пользоваться имеющимися в нашем распоряжении правовыми механизмами. Для удобства рассмотрения все жалобы на учителей можно условно разделить на две группы: • обвинения в жестоком обращении (во всех вариантах - физическом, психологическом и сексуальном); • обвинения в профессиональной некомпетентности (как предметника и как классного руководителя). 2.1.1. Обвинения в жестоком обращении Обвинения учителей в физическом насилии, сексуальных домогательствах были и будут всегда во всем мире. При советской власти вопрос решался очень просто: после первого же сигнала в райком партии учителя увольняли без всяких разбирательств. Сейчас у учителя есть больше возможностей защитить свое доброе имя. Например, потребовать специальной комиссии, которая проведет внутри-школьное расследование, не доводя дела до суда. Рассмотрим несколько типичных ситуаций. Провокация. Ученик или группа учеников вызывающе ведут себя на уроке или на перемене, демонстративно не выполняют законных требований учителя. Поддавшись на провокацию, учитель срывается и сам нарушает закон: грубо кричит, оскорбляет, бьет ученика. Родители пострадавшего ребенка пишут заявления директору и в прокуратуру. В качестве доказательств они часто приносят аудио- или видеозапись. Самое грустное здесь то, что учитель иногда искренне не видит своей вины: «Они меня оскорбляют, а я должен молчать?!» Он путает две принципиально разные ситуации: конфликт двух равных по статусу людей (и тогда все определяется только общим уровнем цивилизованности участников) и конфликт начальника-учителя с подчиненным-учеником. На уроке учитель имеет право использовать только педагогические методы воздействия. В этом отношении учитель ничем не отличается от любого облеченного властными полномочиями человека: никакой чиновник «при исполнении» не имеет права на личную приязнь или неприязнь, его полномочия четко ограничены законом. Основная линия защиты в этой ситуации - не отрицая самого факта, доказать провокационный характер случившегося. Вряд ли все остальные ученики поддерживают провокатора - скорее они смотрят на все как на интересный спектакль. Детям просто не приходит в голову, что учитель (для многих из них - авторитетнейший Взрослый) может серьезно пострадать от ученической «шутки». Поэтому обвиняемому учителю следует рассказать классу о возможных правовых последствиях провокации. Это не должно выглядеть как давление на детей, чтобы они дали нужные учителю показания, - нужно просто информировать. Скорее всего большинство детей (и что еще важнее – родителей) правильно оценят ситуацию и поддержат своего учителя. Клевета. Многие обвинения учителей в жестоком обращении просто ни на чем не основаны, это классическая клевета. Особенно часто ее жертвами становятся учителя-мужчины, которых обвиняют в рукоприкладстве, в сексуальном насилии. Подобным обвинениям, как правило, верят родители и коллеги, их с удовольствием подхватывает широкая публика. Доказать свою невиновность бывает очень трудно. Поскольку каждый учитель примерно знает, от каких учеников он может ожидать любой гадости, ему следует именно с ними быть максимально осторожным: не оставаться наедине, спрашивать только в присутствии других учеников или учителей, оценивать максимально объективно, не вступать в какие-либо неформальные отношения. Если же заявление о жестоком обращении передано директору, следует требовать официального расследования. Ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что администрация школы замнет дело: тогда учитель окажется в двойной зависимости - от «спасшего» его директора и от родителей «жертвы», согласившихся не поднимать шума. 2.1.2. Обвинения в профессиональной некомпетентности Гоголевский смотритель училищ Лука Лукич Хлопов недаром говорил: «Не приведи Господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». В самом деле, многие родители убеждены в своих глубоких педагогических познаниях и предъявляют совершенно произвольные требования как к содержанию образования, так и к воспитательной работе учителя. «Нас учили по-другому, и хорошо выучили» - такие упреки слышали все авторы оригинальных учебных программ и методик. «На наших детей рукой махнули, никакого индивидуального подхода нет», - вздыхают родители, не посещая при этом родительские собрания и не тратя свое время на беседы с учителем. Лучшая защита в данном случае - нормативные акты, регулирующие работу учителя. Ни в одном законе нет (и не может быть в принципе!) никаких точных требований к качеству педагогической деятельности. От учителя можно требовать выполнения учебной программы (знания и умения детей проверяются на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах). Но ни одна инструкция - не говоря уже о Законе «Об образовании» - не предписывает учителю какие-либо обязательные методики преподавания. В государственном стандарте есть минимум, но не запрещено расширять этот минимум, предлагать учащимся различные научные теории и гипотезы, альтернативные точки зрения. Более того, несмотря на реальное сокращение за последние 5 лет количества рекомендованных и допущенных учебников, у учителя все еще остается выбор[27]. Значит, чтобы родители не могли жаловаться на «неправильное преподавание» и «опасные для детской психики учебники»[28], учителю следует с самого начала, на первом же родительском собрании, подробно рассказать родителям о своей методике и о выбранных им учебных пособиях. И разумеется, у учителя, работающего не только по одному рекомендованному учебнику, должна быть какая-то поддержка «сверху». Кто-то (районный методист, автор оригинальной методики, редактор «профильного» педагогического СМИ) должен быть готов его защитить. В должностной инструкции классного руководителя может быть указано количество внеклассных мероприятий. Но большую часть работы описать невозможно: педагогика все еще остается искусством, а не технологией. Требовать от любого работника можно только того, на что он дал письменное согласие, за что он получает зарплату. Да, многие учителя выполняют большую часть работы бесплатно, работая «не за страх, а за совесть», но это не обязанность, а их добрая воля и личное желание. И родители должны понимать, что работа в школе - это во многом благотворительность со стороны учителя. Одним из вариантов реакции учителя на жалобы может стать «итальянская забастовка», когда учитель работает исключительно по инструкциям, не нарушая ни одной из них, даже самой бессмысленной. При этом такого же строгого исполнения формальных правил учитель требует от учеников и родителей. Дети сдаются обычно через неделю, родители приходят «с повинной» в течение месяца. Не менее эффективным бывает познакомить родителей с приказами и инструкциями, касающимися оплаты труда учителей. Наибольшее впечатление производит Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, в котором вся работа учителя делится на оплачиваемую (учебные часы) и неоплачиваемую (воспитательная работа, методическая работа и пр.). Так что сколько бы ни работал классный руководитель, он получит даже не оплату своего труда, а всего-навсего «вознаграждение»[29] в 1000 рублей. (Мы не говорим сейчас о приятных исключениях, когда умный директор выбивает дополнительные ставки для оплаты труда классного руководителя.) 2.2. Ситуации, в которых трудовые права учителя У школьной администрации есть масса возможностей наказать Неугодного учителя. Давление на такого педагога, как правило, идет по трем направлениям. Во-первых, учителю можно сделать неудобное расписание занятий, сократить нагрузку (но помните: меньше 18 часов в неделю без письменного согласия учителя ее все равно сделать нельзя). Во-вторых, против учителя можно попытаться настроить педагогический коллектив или начать отыгрываться на его учениках: придираться к ним, лишать интересных мероприятий и т.д. Наконец, в-третьих, учителя можно замучить бесконечными проверками и придирками, поскольку точно выполнять все существующие нормативы перегруженному учителю очень сложно. Это, конечно, сильные «аргументы» администрации, и учитель, начиная борьбу за свои права, должен трезво оценить ситуацию и свои возможности. 1. Любой разговор с чиновником, с представителем власти - это разговор на языке права. Вашими аргументами в конфликте со школьной администрацией должны быть статьи закона, а не обращения к чувствам собеседника. Фразы: «Войдите в мое положение», «Сделайте в виде исключения» - не пройдут. За чашкой чая в учительской - другое дело, там вы можете обращаться к директору как к приятелю. Но не при решении важных для вас вопросов! 2. Второй совет вытекает из первого. К разговору надо серьезно готовиться. Минимум - найти и прочитать ряд статей из Трудового кодекса[30] и Закона «Об образовании», решить, какие из них относятся к вашему случаю. 3. Не подписывать никаких документов, не прочитав их внимательно. Это относится прежде всего к поступлению на работу. Помимо трудового договора вас должны ознакомить с должностной инструкцией, в которой зафиксирован точный список ваших обязанностей. Как правило, они достаточно абстрактны (отрывки из примерной инструкции классного руководителя приведены в обзоре законодательства) и дают большой простор для толкования как работнику, так и работодателю. Не забывайте, что если вас не устраивает какая-то формулировка, вы имеете право предложить свой вариант. Что касается обязанностей, не предусмотренных в должностной инструкции, то по Трудовому кодексу директор имеет право специальными приказами возлагать их на вас только в строго определенных ситуациях[31]. Так, достаточно часто директора предлагают заведующим кабинетами учителям подписать договор о материальной ответственности за все имеющееся в кабинете оборудование и даже мебель. От такого предложения можно уверенно отказаться. В любом случае этот договор не будет иметь законной силы: заключать такой договор можно только с представителями определенных профессий. Эти профессии перечислены в особом списке, и учителя туда не входят[32]. Исключением могут быть только заведующие химическими и биологическими кабинетами, потому что они могут работать с опасными веществами. 4. Обязательно познакомьтесь с Уставом школы. Что именно должно быть прописано в уставе, сказано в статье 13 Закона «Об образовании». Не смущайтесь, если увидите удивленные лица коллег - пускай сочтут вас занудой-формалистом, но вы точно будете знать, в какую школу пришли. К сожалению, никто не хочет даже поинтересоваться, что именно записано в уставе. Это, кстати, очень удобно школьной администрации: можно требовать чего угодно, не стесняя себя никакими писаными правилами. Поэтому и учителям, и родителям необходимо настаивать не только на соблюдении всеми устава, но и на внесении в него необходимых изменений. Жизнь меняется, возникают новые проблемы, значит, они должны отражаться в главном документе школы. Многие родители уже поняли роль устава и при поиске подходящей школы внимательно изучают этот документ. 5. Одно из главных прав учителей, как и всех наемных работников, - право на объединение для отстаивания своих профессиональных интересов. Особенно эффективны коллективные действия для решения вопроса о повышении заработной платы, об улучшении условий труда. 6. Мы, к сожалению, привыкли, что школа - учреждение закрытое или в лучшем случае полузакрытое. Среди педагогов бытует мнение, что чем меньше информации о школе, тем лучше. Это вполне объяснимо: школа до сих пор слишком уязвима, слишком зависима от районного начальства, и любое ЧП может быть в дальнейшем использовано против школы. Но эта же закрытость лишает всех нас - детей, учителей, родителей - возможности защиты. Контроль со стороны институтов гражданского общества весьма ограничен (по мнению независимых экспертов, об армейской жизни и о жизни заключенных наши граждане знают больше, чем о реальном состоянии дел в школах). Разумеется, это очень удобно нарушителям прав участников образовательного процесса. Если вы уверены, что в школе происходит серьезное и систематическое нарушение чьих-то прав, ищите союзников вне школы. При этом вам совсем не обязательно сразу же на всю страну объявлять номер школы и фамилию директора. Обратитесь к региональному уполномоченному по правам человека, в бесплатные юридические клиники (они организованы при юридических факультетах многих университетов), в правозащитные приемные.
Обзор законодательства Каждая сфера жизни регулируется своими законами, которые являются для нее основными. Другие законы и подзаконные акты, так или иначе затрагивающие эту сферу, не должны противоречить основным. В случае возникновения противоречий между законами преимущество имеет отраслевой закон. Итак, в оценке любых нормативных актов, касающихся нас как учителей, мы отталкиваемся от принципа первичности Конституции РФ и основного в нашей области закона - Закона РФ «Об образовании». При защите прав учеников и учителей нужно опираться на следующие документы: • Конституция РФ; • международные договоры: Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Первый дополнительный протокол к этой конвенции; Конвенция о правах ребенка; • Закон РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании»; • Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29 декабря 1995 г. (в ред. ФЗ от 15.11.1997 № 140-ФЗ, от 27.06 1998 № 94-ФЗ, от 02.01.2000 № 32-ФЗ); • Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 № 97-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 27.04.2004 № 32-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 201-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 30.12.2006 № 271-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-ФЗ, от 01.10.2007 № 224-ФЗ, от 18.102007 № 230-ФЗ, от 01.12. 2007 № 309-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 15.032Ш5№3-ЦОпределеш1емКонстшуционногосудаРФот 11.072006№213-О); • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. (в ред. ФЗ от 20.07.2000 № 103-ФЗ); • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, в ред. Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 854); • Устав школы; • должностные инструкции учителя, классного руководителя. Найти все эти нормативные акты несложно, например, воспользовавшись системами «Гарант»[33] или «Консультант плюс»[34]. Поэтому здесь мы поместили только несколько выдержек. Из Постановления Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации»[35]: «Должностные обязанности классного воспитателя. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося. Способствует развитию общения. Помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности. Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни обновляет содержание жизнедеятельности коллектива класса (группы). Соблюдает права и свободы обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Должностные обязанности социального педагога. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации». Примерно об этом же говорится и в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»: «Задачи деятельности классного руководителя: <…> • защита прав и интересов обучающихся; • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками. Функции классного руководителя: 1. Организационно-координирующие: <…> • обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; • установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); • проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся; • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения. 2. Коммуникативные: • регулирование межличностных отношений между обучающимися; • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися
Библиотечка «Первого сентября»,
[1] Все определения и рекомендации по этой проблеме взяты из книги: Цимбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: Учебное пособие. - М: РБФ НАН, 2007. [2] См.: Постановление Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. № 46 (в обзоре законодательства). [3] УПК РФ, ст. 58. [4] УПК РФ, ст. 425. [5] В число неформальных молодежных объединений не входят так называемые скинхеды, которые являются преступными группировками и участие в действиях которых само по себе есть уголовное преступление. [6] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 10. [7] Письмо Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. № ВФ-13 76/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях». [8] Закон «Об образовании», ст. 32 п. 3 подпункт 3. [9] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 1, 2, 5, 14, 21, 23. [10] Закон «Об образовании», ст. 15. [11] См.: Конституция РФ, ст. 13, 14, 19, 28, 29; Закон «Об образовании», ст. 1 п. 5, ст. 2 п. 4, 5. [12] Закон «Об образовании», ст. 50, 55 п. 1-3. [13] «С юридической точки зрения учеба ни в коем случае не есть труд. Во-первых, по всем российским и международным нормам трудовое законодательство регулирует трудовые отношения работников (школьника ни один юрист не приравняет к работнику), труд же выполняется работниками за вознаграждение; во-вторых, и это самое главное, принудительный труд запрещен. Но 43-я статья Конституции РФ, аналогично основным законам других стран, говорит об "обязательности основного общего образования". Следовательно, как по фундаментальному принципу запрета обязательного (принудительного) труда, так и по основным характеристикам труда как такового учеба в школе не может быть признана трудом и на нее не могут распространяться нормы трудового законодательства» (Пинский А. «Физический предел и правовой беспредел»). Газета «Управление школой», № 22, 2000 год. [14] Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930), ст. 2. [15] Трудовой кодекс РФ, ст. 4. [16] Примерный устав МОУ средняя общеобразовательная школа, 4.4; об этом же см.: Закон «Об образовании», ст. 50 п. 14. [17] «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ» от 9 февраля 1998 г. №322. [18] Более подробно см.: Как защитить свободу убеждений школьника? Рекомендации для учителей. - М.: ИМПЭТО, 2005. [19] Закон «Об образовании», ст. 50 п. 16. [20] Закон «Об образовании», ст. 50 п. 15. [21] См.: Протокол № 1 к Конвенции о защите прав и основных свобод человека, ст. 2. [22] Ксенофобия (от греч. xenos - чужой, посторонний, и phobos - страх) - негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам. Объектами ксенофобии могут быть как конкретные группы - представители чужой религии (иноверцы), расы, племени или нации (иноплеменники, инородцы), государства (иностранцы) и т.п., так и вообще все «чужие». [23] Дискриминация - любое различение, исключение или предпочтение, которое отрицает равное осуществление прав. Дискриминация означает действие, совершаемое против других людей на основании их принадлежности к определенной группе - расовой, этнической, религиозной, социальной и др. [24] Подробнее см.: Мифология вражды: познание и преодоление. - М.: Права человека, 2003. [25] Закон «Об образовании», ст. 15 п. 7. [26] Конституция РФ, ст. 44 п. 1; Закон «Об образовании», ст. 55 п. 4. [27] Еще раз напомним о статьях, гарантирующих свободу педагогического творчества (Закон «Об образовании», ст. 15 п. 7). [28] Это очень частые жалобы, особенно на учебники для начальной школы и на оригинальные элективные курсы для старших классов. [29] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 814 «О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений». [30] ТК РФ, ст. 9,21, 22, 57-60, глава 52 (ст. 331-336). [31] ТК РФ, ст. 72, 74. [32] Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.2002 №85. [33] www.garant.ru/ [34] www.consultant.ru/ [35] Это постановление отменено уже несколько лет назад, но перечисленные в нем обязанности являются основой всех действующих должностных инструкций.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |