Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что делать, если взрослые поддерживают ксенофобию детей?



2020-02-03 156 Обсуждений (0)
Что делать, если взрослые поддерживают ксенофобию детей? 0.00 из 5.00 0 оценок




Ксенофобия особенно опасна, когда она не встречает активного осуж­дения со стороны взрослых. К сожалению, некоторые учителя - воль­но или невольно - своим поведением провоцируют рост нетерпимости. Одни думают, что, подчеркивая этнические или религиозные особен­ности, они занимаются патриотическим воспитанием. Другие исполь­зуют ксенофобские настроения для манипулирования классом.

В таких случаях следует говорить о более опасном явлении, чем ксенофо­бия, - о дискриминации[23]. Дискриминация в школе может проявляться, во-пер­вых, в неравном отношении учителя к ребенку на уроках и во внеклассной работе, а во-вторых, в настраивании против ребенка одноклассников и их ро­дителей, организации травли.

Как может действовать учитель, если он видит в школе проявления дискри­минации в отношении какого-то ребенка?

Прежде всего необходимо понять, как относится к этому школьное руководство. Одно дело - если один-единственный учитель на своих уроках придирается к ученикам «не той национальности» или молчали­во поддерживает издевательства над ними со стороны одноклассников, а школьная администрация ни о чем не догадывается. Тогда решение очевидно: сообщить директору школы о вопиющем нарушении законо­дательства.

Совсем другая ситуация, если администрация знает обо всем, но по тем или иным причинам боится связываться с учителем-националистом. Тогда самый первый шаг - официальное заявление на имя директора. Это доку­мент, от него не отмахнешься - придется реагировать. Возможно, это за­явление развяжет Директору руки, позволит ему навести порядок, не под­вергая себя опасности: мол, это не его личная инициатива, его вынудили принять меры.

Наконец, возможен самый плохой вариант: гласное или негласное одобре­ние дискриминации со стороны директора школы. Здесь придется выходить за пределы школы: обращаться за помощью к уполномоченному по правам человека (или по правам ребенка, если он есть в регионе), в СМИ, в проку­ратуру.

Помните, что, как и в большинстве других случаев, закон на вашей стороне и на стороне ребенка, тем более что сейчас борьба с ксенофобией и дискри­минацией стала одним из официальных приоритетов всех органов государс­твенной власти.

Как классный руководитель может заниматься профилактикой ксено­фобии и нетерпимости?

Помимо принятия мер по уже произошедшим случаям необходима про­думанная работа классного руководителя по профилактике ксенофобии. Вот несколько советов[24]:

• Относиться с уважением к любым попыткам детей определить (проявить) их собственные этнические ощущения, при этом мягко пресекая их интерес к «национальности» других людей, например одноклассников. Делать акцент на общности потребностей, прав, интересов людей независимо от того, к ка­ким этническим группам они себя причисляют сами и кем по национальности их считают другие. Воспитывать у детей чувство коллективизма, классного и школьного патриотизма.

• Ни в коем случае нельзя связывать национальность (этническую при­надлежность) ученика с его успехами и неудачами, вообще с его поведением, хотя сам ребенок может быть искренне убежден в том, что он успешен именно благодаря тому, что он русский или татарин. Не допускать подобных высказы­ваний: «Посмотрите, Ахмет нерусский, а какое хорошее сочинение написал!» Вне зависимости от того, к какой этнической группе причисляет себя учитель, в работе с детьми необходимо помнить о нравственном принципе расового безразличия: сознательно относиться к людям как к индивидуальностям, а не как к членам этнической группы.

• Не использовать самим и обращать внимание детей на опасность стан­дартных формул «мы, русские...», «они, евреи...», какими бы уважаемыми людьми эти слова ни произносились. Объяснять, что в разговоре о националь­ном характере ссылки на авторитеты не должны учитываться: это всего лишь мнение, основанное на глубоко личных переживаниях. Если Н.В.Гоголю необ­ходимо было видеть виновников всех бед в поляках, а Ф.М.Достоевскому - в евреях, то это их личные проблемы, а не проблемы межэтнических отноше­ний русских, евреев и поляков.

• Помнить, что неприязнь к «чужим», негативные стереотипы формиру­ются в процессе социализации только при определенных условиях. Процесс образования и воспитания должен включать в себя и противоположное воз­действие, направленное на формирование единственно возможной в демок­ратическом обществе нетерпимости - нетерпимости к любым проявлениям ксенофобии.

 

Глава 2. ЗАЩИТА ПРАВ УЧИТЕЛЯ

2.1. Ситуации, в которых права учителя нарушаются родителями или учащимися

И родители, и учителя чаще всего искренне убеждены в том, что именно они абсолютно бесправны в школе. Большинство жалоб родителей на нарушения со стороны учителей заканчиваются такими словами: «Приходится смирять­ся, учитель всегда прав, мы ничего не докажем». О том же самом рассуждают учителя: «Стоит родителям пожаловаться - и никто нас слушать не станет, сразу выговор влепят». Очевидно, что такие настроения выгодны только тем, кто наши права нарушает.

Если опираться на действующее законодательство, то окажется, что роди­тели и педагоги имеют примерно равные возможности. Более того, большая часть прав родителей «уравновешивается» правами учителей.

Так, например, родители имеют право на получение информации о содержа­нии учебных программ и критериях выставления оценок[25]. Некоторые пользу­ются этим и требуют от учителя подробнейших отчетов: почему тема изучается именно так? зачем на уроках даны именно такие термины? Но грамотный учи­тель сошлется на свою свободу педагогической деятельности и свободу твор­чества[26]. Учитель - хозяин на своем уроке во всем, что касается методики пре­подавания, и никто - ни родители, ни школьная администрация - не имеет права требовать от него «утвержденной свыше» схемы урока или типов заданий.

Большое количество несправедливых решений, принятых за последние несколько лет органами управления образованием и вынесенных судами по жалобам родителей, объясняется двумя причинами: нежеланием многих учи­телей обращать внимание на «формалистику» и неумением пользоваться име­ющимися в нашем распоряжении правовыми механизмами.

Для удобства рассмотрения все жалобы на учителей можно условно разде­лить на две группы:

• обвинения в жестоком обращении (во всех вариантах - физическом, пси­хологическом и сексуальном);

• обвинения в профессиональной некомпетентности (как предметника и как классного руководителя).

2.1.1. Обвинения в жестоком обращении

Обвинения учителей в физическом насилии, сексуальных домогательс­твах были и будут всегда во всем мире. При советской власти вопрос решался очень просто: после первого же сигнала в райком партии учителя увольняли без всяких разбирательств.

Сейчас у учителя есть больше возможностей защитить свое доброе имя. Например, потребовать специальной комиссии, которая проведет внутри-школьное расследование, не доводя дела до суда.

Рассмотрим несколько типичных ситуаций.

Провокация. Ученик или группа учеников вызывающе ведут себя на уроке или на перемене, демонстративно не выполняют законных требований учи­теля. Поддавшись на провокацию, учитель срывается и сам нарушает закон: грубо кричит, оскорбляет, бьет ученика. Родители пострадавшего ребенка пи­шут заявления директору и в прокуратуру. В качестве доказательств они часто приносят аудио- или видеозапись.

Самое грустное здесь то, что учитель иногда искренне не видит своей вины: «Они меня оскорбляют, а я должен молчать?!» Он путает две принципиально разные ситуации: конфликт двух равных по статусу людей (и тогда все опре­деляется только общим уровнем цивилизованности участников) и конфликт начальника-учителя с подчиненным-учеником. На уроке учитель имеет право использовать только педагогические методы воздействия. В этом отношении учитель ничем не отличается от любого облеченного властными полномочия­ми человека: никакой чиновник «при исполнении» не имеет права на личную приязнь или неприязнь, его полномочия четко ограничены законом.

Основная линия защиты в этой ситуации - не отрицая самого факта, дока­зать провокационный характер случившегося. Вряд ли все остальные ученики поддерживают провокатора - скорее они смотрят на все как на интересный спектакль. Детям просто не приходит в голову, что учитель (для многих из них - авторитетнейший Взрослый) может серьезно пострадать от ученичес­кой «шутки». Поэтому обвиняемому учителю следует рассказать классу о возможных правовых последствиях провокации. Это не должно выглядеть как давление на детей, чтобы они дали нужные учителю показания, - нуж­но просто информировать. Скорее всего большинство детей (и что еще важ­нее – родителей) правильно оценят ситуацию и поддержат своего учителя.

Клевета. Многие обвинения учителей в жестоком обращении просто ни на чем не основаны, это классическая клевета. Особенно часто ее жер­твами становятся учителя-мужчины, которых обвиняют в рукоприкладс­тве, в сексуальном насилии. Подобным обвинениям, как правило, верят родители и коллеги, их с удовольствием подхватывает широкая публика. Доказать свою невиновность бывает очень трудно. Поскольку каждый учи­тель примерно знает, от каких учеников он может ожидать любой гадости, ему следует именно с ними быть максимально осторожным: не оставаться наедине, спрашивать только в присутствии других учеников или учителей,

оценивать максимально объективно, не вступать в какие-либо неформаль­ные отношения.

Если же заявление о жестоком обращении передано директору, следует тре­бовать официального расследования. Ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что администрация школы замнет дело: тогда учитель окажется в двойной зависимости - от «спасшего» его директора и от родителей «жертвы», согла­сившихся не поднимать шума.

2.1.2. Обвинения в профессиональной некомпетентности

Гоголевский смотритель училищ Лука Лукич Хлопов недаром говорил: «Не приведи Господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». В самом деле, многие родители убеждены в своих глубоких педагогических познаниях и предъявля­ют совершенно произвольные требования как к содержанию образования, так и к воспитательной работе учителя. «Нас учили по-другому, и хорошо выучи­ли» - такие упреки слышали все авторы оригинальных учебных программ и методик. «На наших детей рукой махнули, никакого индивидуального подхода нет», - вздыхают родители, не посещая при этом родительские собрания и не тратя свое время на беседы с учителем.

Лучшая защита в данном случае - нормативные акты, регулирующие ра­боту учителя. Ни в одном законе нет (и не может быть в принципе!) никаких точных требований к качеству педагогической деятельности. От учителя мож­но требовать выполнения учебной программы (знания и умения детей прове­ряются на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах). Но ни одна инструкция - не говоря уже о Законе «Об образовании» - не предписывает учителю какие-ли­бо обязательные методики преподавания. В государственном стандарте есть минимум, но не запрещено расширять этот минимум, предлагать учащимся различные научные теории и гипотезы, альтернативные точки зрения. Более того, несмотря на реальное сокращение за последние 5 лет количества реко­мендованных и допущенных учебников, у учителя все еще остается выбор[27].

Значит, чтобы родители не могли жаловаться на «неправильное преподавание» и «опасные для детской психики учебники»[28], учителю следует с самого начала, на первом же родительском собрании, подробно рассказать родителям о своей методи­ке и о выбранных им учебных пособиях. И разумеется, у учителя, работающего не только по одному рекомендованному учебнику, должна быть какая-то поддержка «сверху». Кто-то (районный методист, автор оригинальной методики, редактор «профильного» педагогического СМИ) должен быть готов его защитить.

В должностной инструкции классного руководителя может быть указано количество внеклассных мероприятий. Но большую часть работы описать невозможно: педагогика все еще остается искусством, а не технологией. Тре­бовать от любого работника можно только того, на что он дал письменное со­гласие, за что он получает зарплату. Да, многие учителя выполняют большую часть работы бесплатно, работая «не за страх, а за совесть», но это не обязан­ность, а их добрая воля и личное желание. И родители должны понимать, что работа в школе - это во многом благотворительность со стороны учителя.

Одним из вариантов реакции учителя на жалобы может стать «итальянская забастовка», когда учитель работает исключительно по инструкциям, не нару­шая ни одной из них, даже самой бессмысленной. При этом такого же строгого исполнения формальных правил учитель требует от учеников и родителей. Де­ти сдаются обычно через неделю, родители приходят «с повинной» в течение месяца.

Не менее эффективным бывает познакомить родителей с приказами и инструкциями, касающимися оплаты труда учителей. Наибольшее впечатле­ние производит Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, в котором вся работа учителя делится на оплачиваемую (учебные часы) и неоплачиваемую (воспитательная работа, методическая работа и пр.). Так что сколько бы ни работал классный руководитель, он получит даже не оплату своего труда, а всего-навсего «вознаграждение»[29] в 1000 рублей. (Мы не говорим сейчас о приятных исключениях, когда умный директор выбивает дополнительные ставки для оплаты труда классного руководителя.)

2.2. Ситуации, в которых трудовые права учителя
нарушаются школьной администрацией

У школьной администрации есть масса возможностей наказать Неугодно­го учителя. Давление на такого педагога, как правило, идет по трем направ­лениям.

Во-первых, учителю можно сделать неудобное расписание занятий, сокра­тить нагрузку (но помните: меньше 18 часов в неделю без письменного согла­сия учителя ее все равно сделать нельзя).

Во-вторых, против учителя можно попытаться настроить педагогический коллектив или начать отыгрываться на его учениках: придираться к ним, ли­шать интересных мероприятий и т.д.

Наконец, в-третьих, учителя можно замучить бесконечными проверками и придирками, поскольку точно выполнять все существующие нормативы пере­груженному учителю очень сложно.

Это, конечно, сильные «аргументы» администрации, и учитель, начиная борьбу за свои права, должен трезво оценить ситуацию и свои возможности.

1. Любой разговор с чиновником, с представителем власти - это разговор на языке права. Вашими аргументами в конфликте со школьной администрацией должны быть статьи закона, а не обращения к чувствам собеседника. Фразы: «Войдите в мое положение», «Сделайте в виде исключения» - не пройдут. За чашкой чая в учительской - другое дело, там вы можете обращаться к дирек­тору как к приятелю. Но не при решении важных для вас вопросов!

2. Второй совет вытекает из первого. К разговору надо серьезно готовиться. Минимум - найти и прочитать ряд статей из Трудового кодекса[30] и Закона «Об образовании», решить, какие из них относятся к вашему случаю.

3. Не подписывать никаких документов, не прочитав их внимательно. Это относится прежде всего к поступлению на работу. Помимо трудового договора вас должны ознакомить с должностной инструкцией, в которой зафиксирован точный список ваших обязанностей. Как правило, они доста­точно абстрактны (отрывки из примерной инструкции классного руково­дителя приведены в обзоре законодательства) и дают большой простор для толкования как работнику, так и работодателю. Не забывайте, что если вас не устраивает какая-то формулировка, вы имеете право предложить свой вариант. Что касается обязанностей, не предусмотренных в должностной инструкции, то по Трудовому кодексу директор имеет право специальны­ми приказами возлагать их на вас только в строго определенных ситуаци­ях[31]. Так, достаточно часто директора предлагают заведующим кабинетами учителям подписать договор о материальной ответственности за все име­ющееся в кабинете оборудование и даже мебель. От такого предложения можно уверенно отказаться. В любом случае этот договор не будет иметь законной силы: заключать такой договор можно только с представителями определенных профессий. Эти профессии перечислены в особом списке, и учителя туда не входят[32]. Исключением могут быть только заведующие хи­мическими и биологическими кабинетами, потому что они могут работать с опасными веществами.

4. Обязательно познакомьтесь с Уставом школы. Что именно должно быть прописано в уставе, сказано в статье 13 Закона «Об образовании». Не смущай­тесь, если увидите удивленные лица коллег - пускай сочтут вас занудой-формалистом, но вы точно будете знать, в какую школу пришли. К сожалению, никто не хочет даже поинтересоваться, что именно записано в уставе. Это, кстати, очень удобно школьной администрации: можно требовать чего угодно, не стесняя себя никакими писаными правилами. Поэтому и учителям, и роди­телям необходимо настаивать не только на соблюдении всеми устава, но и на внесении в него необходимых изменений. Жизнь меняется, возникают новые проблемы, значит, они должны отражаться в главном документе школы.

Многие родители уже поняли роль устава и при поиске подходящей школы внимательно изучают этот документ.

5. Одно из главных прав учителей, как и всех наемных работников, - право на объединение для отстаивания своих профессиональных интересов. Осо­бенно эффективны коллективные действия для решения вопроса о повыше­нии заработной платы, об улучшении условий труда.

6. Мы, к сожалению, привыкли, что школа - учреждение закрытое или в луч­шем случае полузакрытое. Среди педагогов бытует мнение, что чем меньше ин­формации о школе, тем лучше. Это вполне объяснимо: школа до сих пор слиш­ком уязвима, слишком зависима от районного начальства, и любое ЧП может быть в дальнейшем использовано против школы. Но эта же закрытость лишает всех нас - детей, учителей, родителей - возможности защиты. Контроль со сто­роны институтов гражданского общества весьма ограничен (по мнению незави­симых экспертов, об армейской жизни и о жизни заключенных наши граждане знают больше, чем о реальном состоянии дел в школах). Разумеется, это очень удобно нарушителям прав участников образовательного процесса.

Если вы уверены, что в школе происходит серьезное и систематическое нарушение чьих-то прав, ищите союзников вне школы. При этом вам совсем не обязательно сразу же на всю страну объявлять номер школы и фамилию директора. Обратитесь к региональному уполномоченному по правам челове­ка, в бесплатные юридические клиники (они организованы при юридических факультетах многих университетов), в правозащитные приемные.

 


Обзор законодательства

Каждая сфера жизни регулируется своими законами, которые являются для нее основными. Другие законы и подзаконные акты, так или иначе затрагивающие эту сферу, не должны противоречить основным. В случае возникновения проти­воречий между законами преимущество имеет отраслевой закон.

Итак, в оценке любых нормативных актов, касающихся нас как учителей, мы отталкиваемся от принципа первичности Конституции РФ и основного в нашей области закона - Закона РФ «Об образовании».

При защите прав учеников и учителей нужно опираться на следующие документы:

•  Конституция РФ;

• международные договоры: Международный пакт о гражданских и политичес­ких правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Пер­вый дополнительный протокол к этой конвенции; Конвенция о правах ребенка;

• Закон РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании»;

• Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29 декабря 1995 г. (в ред. ФЗ от 15.11.1997 № 140-ФЗ, от 27.06 1998 № 94-ФЗ, от 02.01.2000 № 32-ФЗ);

• Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 № 97-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 27.04.2004 № 32-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 201-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 30.12.2006 № 271-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-ФЗ, от 01.10.2007 № 224-ФЗ, от 18.102007 № 230-ФЗ, от 01.12. 2007 № 309-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 15.032Ш5№3-ЦОпределеш1емКонстшуционногосудаРФот 11.072006№213-О);

• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. (в ред. ФЗ от 20.07.2000 № 103-ФЗ);

• Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, в ред. Постанов­ления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 854);

• Устав школы;

• должностные инструкции учителя, классного руководителя.

Найти все эти нормативные акты несложно, например, воспользовавшись системами «Гарант»[33] или «Консультант плюс»[34]. Поэтому здесь мы поместили только несколько выдержек.

Из Постановления Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. № 46 «О согласова­нии разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Россий­ской Федерации»[35]:

«Должностные обязанности классного воспитателя.

Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального разви­тия и нравственного формирования личности обучающихся, вносит необходи­мые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося. Способствует развитию общения. Помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности. Содействует получению дополнительного образова­ния обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, орга­низуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни обновляет содержание жизне­деятельности коллектива класса (группы). Соблюдает права и свободы обуча­ющихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Совместно с органами самоуправления обучаю­щихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

Должностные обязанности социального педагога.

Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, разви­тию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обу­чающихся (воспитанников, детей). Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, кон­фликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, де­тей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учрежде­нием, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально-педа­гогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует различные виды со­циально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в со­циальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Осуществляет работу по трудоустройству, патро­нату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителя­ми, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации».

Примерно об этом же говорится и в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руко­водителя педагогическими работниками государственных общеобразова­тельных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»:

«Задачи деятельности классного руководителя:

<…>

• защита прав и интересов обучающихся;

• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

<…>

• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

• установление контактов с родителями (иными законными представителя­ми) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, че­рез психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными предста­вителями) обучающихся;

• взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомога­тельным персоналом общеобразовательного учреждения.

2. Коммуникативные:

• регулирование межличностных отношений между обучающимися;

• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обу­чающимися
<…>».

 

 

Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Воспитание. Образование. Педагогика», выпуск 18, 2008г.

 


[1] Все определения и рекомендации по этой проблеме взяты из книги: Цимбал Е.И. Жес­токое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: Учебное пособие. - М: РБФ НАН, 2007.

[2] См.: Постановление Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. № 46 (в обзоре законодательства).

[3] УПК РФ, ст. 58.

[4] УПК РФ, ст. 425.

[5] В число неформальных молодежных объединений не входят так называемые скинхеды, которые являются преступными группировками и участие в действиях которых само по себе есть уголовное преступление.

[6] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 10.

[7] Письмо Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по кон­тролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. № ВФ-13 76/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом нар­котиков, в образовательных учреждениях».

[8] Закон «Об образовании», ст. 32 п. 3 подпункт 3.

[9] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 1, 2, 5, 14, 21, 23.

[10] Закон «Об образовании», ст. 15.

[11] См.: Конституция РФ, ст. 13, 14, 19, 28, 29; Закон «Об образовании», ст. 1 п. 5, ст. 2 п. 4, 5.

[12] Закон «Об образовании», ст. 50, 55 п. 1-3.

[13] «С юридической точки зрения учеба ни в коем случае не есть труд. Во-первых, по всем российским и международным нормам трудовое законодательство регулирует трудовые отношения работников (школьника ни один юрист не приравняет к работнику), труд же вы­полняется работниками за вознаграждение; во-вторых, и это самое главное, принудительный труд запрещен. Но 43-я статья Конституции РФ, аналогично основным законам других стран, говорит об "обязательности основного общего образования". Следовательно, как по фунда­ментальному принципу запрета обязательного (принудительного) труда, так и по основным характеристикам труда как такового учеба в школе не может быть признана трудом и на нее не могут распространяться нормы трудового законодательства» (Пинский А. «Физический предел и правовой беспредел»). Газета «Управление школой», № 22, 2000 год.

[14] Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930), ст. 2.

[15] Трудовой кодекс РФ, ст. 4.

[16] Примерный устав МОУ средняя общеобразовательная школа, 4.4; об этом же см.: Закон «Об образовании», ст. 50 п. 14.

[17] «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ» от 9 февраля 1998 г. №322.

[18] Более подробно см.: Как защитить свободу убеждений школьника? Рекомендации для учителей. - М.: ИМПЭТО, 2005.

[19] Закон «Об образовании», ст. 50 п. 16.

[20] Закон «Об образовании», ст. 50 п. 15.

[21] См.: Протокол № 1 к Конвенции о защите прав и основных свобод человека, ст. 2.

[22] Ксенофобия (от греч. xenos - чужой, посторонний, и phobos - страх) - негативная уста­новка, иррациональный страх и ненависть к чужакам. Объектами ксенофобии могут быть как конкретные группы - представители чужой религии (иноверцы), расы, племени или нации (иноплеменники, инородцы), государства (иностранцы) и т.п., так и вообще все «чужие».

[23] Дискриминация - любое различение, исключение или предпочтение, которое отри­цает равное осуществление прав. Дискриминация означает действие, совершаемое про­тив других людей на основании их принадлежности к определенной группе - расовой, этнической, религиозной, социальной и др.

[24] Подробнее см.: Мифология вражды: познание и преодоление. - М.: Права человека, 2003.

[25] Закон «Об образовании», ст. 15 п. 7.

[26] Конституция РФ, ст. 44 п. 1; Закон «Об образовании», ст. 55 п. 4.

[27] Еще раз напомним о статьях, гарантирующих свободу педагогического творчества (Закон «Об образовании», ст. 15 п. 7).

[28] Это очень частые жалобы, особенно на учебники для начальной школы и на ориги­нальные элективные курсы для старших классов.

[29] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 814 «О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъ­ектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образова­тельных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений».

[30] ТК РФ, ст. 9,21, 22, 57-60, глава 52 (ст. 331-336).

[31] ТК РФ, ст. 72, 74.

[32] Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.2002 №85.

[33] www.garant.ru/

[34] www.consultant.ru/

[35] Это постановление отменено уже несколько лет назад, но перечисленные в нем обязан­ности являются основой всех действующих должностных инструкций.



2020-02-03 156 Обсуждений (0)
Что делать, если взрослые поддерживают ксенофобию детей? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что делать, если взрослые поддерживают ксенофобию детей?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)