Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Персонал АО. Состав, квалификационные требования, должностные обязанности. Функционально-должностные инструкции. Организация рабочих мест. Аттестация. Материальная ответственность



2020-02-03 434 Обсуждений (0)
Персонал АО. Состав, квалификационные требования, должностные обязанности. Функционально-должностные инструкции. Организация рабочих мест. Аттестация. Материальная ответственность 0.00 из 5.00 0 оценок




Для выполнения своей основной задачи аптека, обслуживающая население, должна располагать определенным составом и количеством сотрудников, выполняющих определенные функции и составляющих в совокупности ее персонал (или штаты).

Персонал аптеки, обслуживающей население, подразделяется на:

1. Административно-управленческий.

2. Фармацевтический.

3. Вспомогательный.

4. Хозяйственно-обслуживающий.

Административно-управленческий персонал организует деятельность аптеки и ее структурных подразделений по фармацевтическому обслуживанию населения и управляет их работой.

Административно-управленческий аппарат включает :

- заведующего аптекой (директора аптеки);

- заместителей заведующего аптекой (директора);

- заведующих отделами;

- заместителей заведующих отделами.

Помимо этих специалистов с фармацевтическим образованием к административно-управленческому персоналу относятся также:

- главный бухгалтер;

- бухгалтеры;

- экономист;

- кассиры.

Управление аптекой осуществляет заведующий (директор), который принимается на работу и назначается на должность учредителем на контрактной основе. Эта должность замещается лицом с высшим фармацевтическим образованием (т.е. провизором), имеющим стаж работы по специальности в аптечной организации не менее 5 лет. Положение о заведующем аптекой в настоящее время регламентировано приложением 5 к Приказу МЗ СССР от 30.12.1976. № 1255 «Об утверждении номенклатуры должностей фармацевтических работников и положений об отдельных учреждениях на должностях работников аптечных учреждений». Оно дополнено квалификационной характеристикой заведующего аптекой, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития от 27.08.1997г. №43. Заведующий (директор) руководит аптекой на основе единоначалия и несет полную ответственность за ее состояние и деятельность по лекарственному обеспечению населения и ЛПУ.

Заведующий аптекой (директор) выполняет следующие должностные обязанности:

1. Организует работу коллектива по осуществлению своевременного и качественного обеспечения населения лекарственными средствами, а также взаимодействие с учреждениями здравоохранения.

2. Контролирует выполнение подчиненными приказов и распоряжений.

3. Проводит анализ деятельности аптеки и на основе показателей ее работы принимает меры по улучшению обеспечения населения лекарственными препаратами.

4. Организует финансово-хозяйственную деятельность аптеки с использованием новых экономических подходов и методов управления.

5. Решает возникающие в процессе деятельности аптеки задачи в области лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения.

Заведующий аптекой (директор) может иметь заместителей – провизоров. Их число зависит от объема работы аптеки (т.е. рецептуры и товарооборота) и, как правило, может варьировать от 1 до 3. Положение о заместителе заведующего аптекой в настоящее время регламентировано приложением 6 к Приказу МЗ СССР от 30.12.1976г. № 1255. Заместители заведующего аптекой (директора аптеки) принимаются на работу, назначаются на должность и увольняются заведующим аптекой (директором) или учредителем, что отражается в уставе аптеки.

Заместители заведующего аптекой (директора) подчиняются непосредственно заведующему (директору), организуют работу и несут ответственность в соответствии с конкретным распределением обязанностей между ними и заведующим (директором), оформляемым приказом по аптеке. В случае отсутствия заведующего (отпуск, командировка, болезнь и другие причины) один из заместителей выполняет все обязанности, возложенные на заведующего аптекой.

Каждый самостоятельный отдел аптеки возглавляет заведующий отделом, который принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором). Он подчиняется непосредственно заведующему аптекой (директору) или его заместителю. Положение о заведующем отделом аптеки регламентировано приложениями 7 и 9 к Приказу МЗ СССР от 30.12.1976г. №1255. Приложение 7 регламентирует положение о заведующем отделом- провизора, а приложение 9- о заведующем отделом- фармацевте.

В должностные обязанности заведующего отделом аптеки входят:

1. Организация работы отдела по обеспечению населения и учреждений здравоохранения медикаментами и медицинскими изделиями, предусмотренными к отпуску из отдела.

2. Контроль за наличием в отделе лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предусмотренных к отпуску из отдела, и в первую очередь - входящих в обязательный ассортиментный минимум.

3. Контроль за соблюдением правил реализации и отпуска лекарств бесплатно и на льготных условиях отдельным категориям больных.

4. Обеспечение хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в строгом соответствии с их свойствами и требованиями нормативной документации.

5. Обеспечение условий санитарного режима.

6. Ведение учета движения товарно-материальных ценностей и составление отчета.

7. Создание необходимых условий для обеспечения сохранности ТМЦ.

8. Обеспечение надлежащих и безопасных условий труда персонала.

9. Доведение до сведения персонала отдела нормативных документов, относящихся к деятельности аптеки.

10. Внедрение в практику работы отдела современных методов приготовления и контроля качества лекарственных средств, научной организации труда.

11. Поддержание связи с медицинскими работниками для обеспечения правильного и рационального использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

12. Проведение работы по повышению квалификации сотрудников. Передача своих знаний и опыта фармацевтическому персоналу.

13. Информирование заведующего аптекой и руководителя соответствующего ЛПУ о всех случаях нарушения правил выписывания рецептов.

14. Оказание в необходимых случаях первой медицинской помощи.

Заведующий отделом может иметь 1-2 заместителей в зависимости от объема работы аптеки. Положение о заместителе заведующего отделом регламентировано приложениями 8 и 10 к Приказу МЗ СССР от 30.12.1976г. № 1255. Приложение 8 регламентирует положение о заместителе заведующего отделом - провизоре, а приложение 10- о заместителе заведующего отделом - фармацевте. Заместитель заведующего отделом аптеки принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором). Он подчиняется непосредственно заведующему отделом, организует работу и несет ответственность в соответствии с конкретным распределением между ним и заведующим отделом, оформляемым приказом по аптеке. В случае отсутствия заведующего отделом его заместитель выполняет все обязанности, возложенные на заведующего отделом.

При наличии в аптеке всех 5 отделов заместители заведующего аптекой (директора аптеки) выполняют функции заведующих отделами:

· запасов;

· рецептурно-производственным;

· готовых лекарственных средств.

Отдел безрецептурного отпуска и отдел оптики возглавляют фармацевты. Они не являются заместителями заведующего аптекой (директора).

При наличии в аптеке 2 отделов заведующий аптекой (директор) может выполнять одновременно функции заведующего отделом рецептурно-производственным и запасов, а заместитель заведующего аптекой (директора)- функции заместителя заведующего этим отделом.

Бухгалтер осуществляет ведение бухгалтерского учета. В крупных аптеках может быть организовано самостоятельное структурное подразделение- бухгалтерия, которая возглавляется главным бухгалтером. Главный бухгалтер принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором) или учредителем. Он подчиняется непосредственно руководителю аптеки. Главный бухгалтер руководит работой подчиненной ему бухгалтерии, работники которой принимаются на работу и увольняются заведующим аптекой (директором) по согласованию с главным бухгалтером.

Экономист (эта должность, как правило, редко встречается в штате аптек) осуществляет экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности аптеки по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов. Он принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором).

Кассир аптеки осуществляет:

· прием, хранение и выдачу наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности;

· расчеты с покупателями за приобретаемые ими товары с использованием контрольно-кассовой машины;

· выдачу покупателям чеков ККМ;

· оформление учетно-отчетной кассовой документации.

Кассир принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором). При наличии в штате аптеки нескольких кассиров может быть введена должность старшего кассира.

Фармацевтический персонал состоит из работников, объединенных выполнением основной задачи аптеки- специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием- и подразделяется на провизорский и средний фармацевтический.

К провизорскому персоналу относятся:

1. Провизор-технолог, осуществляющий прием рецептов и отпуск лекарственных средств (так называемый рецептар);

2. Провизор-технолог, осуществляющий контроль за работой фармацевтов и качеством изготовленных ими лекарств (так называемый контролер);

3. Провизор-технолог, работающий с запасами товаров и готовящий концентраты, полуфабрикаты и внутриаптечные заготовки по часто повторяющимся прописям (так называемый дефектар).

4. Провизор-аналитик.

Классификация должности провизора-технолога, используемая в профессиональной среде, носит неофициальный характер и обусловлена многообразием выполняемых им функций.

В своей работе провизоры подчиняются заведующему аптекой (директору) и его заместителю, а при наличии в аптеке структурных подразделений (отделов)- непосредственно заведующему отделом и его заместителю. Провизоры принимаются на работу, назначаются на соответствующие должности и увольняются заведующим аптекой.

Положение о провизоре-технологе (как о рецептаре, так и о контролере и дефектаре) регламентировано приложением 38 к Приказу МЗ СССР от 30.12.1976г.

№ 1255 и дополнено квалификационной характеристикой провизора, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития от 27.08.1997г. № 43.

Должностные обязанности рецептара.

В соответствии с действующим положением на провизора-технолога по приему рецептов и отпуску лекарственных средств возлагаются следующие обязанности:

1. Осуществлять прием рецептов и требований, проводить их фармацевтическую экспертизу, т.е. проверять:

· правильность выписывания рецептов и требований;

· совместимость ингредиентов;

· соответствие прописанных доз возрасту больного.

2. Информировать своего непосредственного руководителя о всех случаях нарушения правил прописывания.

3. Определять стоимость лекарственных средств.

4. Вести учет поступающих рецептов и передавать их для изготовления лекарств.

5. Вести регистрацию лекарственных средств, отсутствующих и отказываемых населению и ЛПУ, ежедневно информировать об этом своего непосредственного руководителя.

6. Отпускать лекарственные средства по рецептам.

7. Оказывать в необходимых случаях первую медицинскую помощь.

Провизор-технолог имеет право давать врачам необходимую информацию о лекарственных препаратах, способах их применения, свойствах и правилах хранения.

Должностные обязанности контролера.

Провизор-технолог, осуществляющий контроль за работой фармацевтов и качеством изготовленных ими лекарств, выполняет следующие должностные обязанности:

1. Осуществляет контроль качества лекарств, приготовленных по индивидуальной рецептуре, ведет записи результатов количественного и качественного анализов проверенных лекарственных средств.

2. Распределяет работу между фармацевтами, дает необходимые разъяснения по вопросам приготовления, оформления и отпуска лекарств, сроках их годности.

3. Отвешивает наркотические средства, психотропные, ядовитые, сильнодействующие вещества, лекарственные средства списка А и некоторые лекарственные средства списка Б фармацевту.

4. Руководит работой подведомственного ему среднего фармацевтического персонала.

5. Следит за правильным оформлением штангласов с запасами лекарственных веществ в ассистентской комнате. (Должна быть дата заполнения, подписи заполнившего и проверившего подлинность веществ, а на штангласах с наркотическими средствами, психотропным, ядовитыми, сильнодействующими веществами, лекарственными средствами списков А и Б должны быть указаны высшие разовые и суточные дозы)

6. Контролирует соблюдение санитарного режима в производственных помещениях (ассистентской, моечной, стерилизационной и т.д.)

7. В необходимых случаях оказывает первую медицинскую помощь.

Должностные обязанности дефектара.

Провизор-технолог, работающий с запасами товаров, выполняет следующие должностные обязанности:

1. Участвует в определении потребности и формировании ассортимента лекарственных средств и других аптечных товаров.

2. Участвует в приемке поступивших товаров и их размещении по местам хранения.

3. Контролирует соблюдение правил хранения в материальных комнатах в соответствии с требованиями нормативных документов (Государственная фармакопея, приказы и инструкции Минздрава).

4. Контролирует правильность оформления штангласов с запасами лекарственных средств (наличие номера серии, номера анализа, срока годности) и наличие дублирующего комплекта штангласов для удобства передачи препаратов в ассистентскую комнату.

5. Следит за сроками хранения лекарственных средств.

6. Выполняет лабораторные работы, т.е. готовит концентрированные растворы и полуфабрикаты.

7. Проводит внутриаптечную заготовку, т.е. готовит лекарства по часто повторяющимся прописям.

8. Распределяет работу между фасовщицами и принимает от них расфасованную продукцию.

9. Проводит комплектацию заказов ЛПУ, МРС, а также отделов аптеки, если они организованы.

10. Информирует непосредственного руководителя в случае сомнения в качестве какого-либо лекарственного средства, задерживает отпуск препарата до проверки его качества.

11. Контролирует соблюдение фармацевтического порядка и санитарно-гигиенического режима в материальных комнатах.

12. Оформляет учетную документацию.

13. В случае необходимости оказывает первую медицинскую помощь.

Должностные обязанности провизора-аналитика.

Типовые профессионально-должностные требования к провизору, занятому контролем качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках, регламентированы приложением 2 к Приказу МЗ РФ от 16.07.1997г. № 214 «О контроле качества лекарственных средств в аптеках». Эти требования подробно оговаривают, что должен знать и уметь провизор-аналитик, дополняя квалификационную характеристику провизора, утвержденную Постановлением Министерства труда и социального развития от 27.08.1997г. № 43, с учетом специализации его деятельности.

В соответствии с этими документами на провизора-аналитика возложены следующие должностные обязанности:

1. Знать и уметь осуществлять на практике все виды внутриаптечного контроля качества лекарственных средств в соответствии с требованиями действующей инструкции по контролю качества лекарств, изготовляемых в аптеках.

2. Определять подлинность лекарственных веществ с использованием цветных, флюоресцентных и микрокристаллических реакций (обнаружение катионов и функциональных групп). Проводить анализ лекарственного растительного сырья по показателю «Внешние признаки».

3. Выполнять анализ очищенной воды и воды для инъекций в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи.

4. Проводить полный химический анализ изготовленных в аптеке лекарственных средств, в т.ч. концентратов, полуфабрикатов, скоропортящихся и нестойких препаратов с использованием различных видов химического и физико-химического методов анализа.

5. Осуществлять контроль за соблюдением санитарного режима, технологии приготовления, условий хранения, сроков годности и правильностью оформления лекарственных средств, воды очищенной и воды для инъекций.

6. Руководить работой молодых специалистов и специалистов со средним фармацевтическим образованием.

7. В необходимых случаях давать консультации по вопросам хранения, технологии изготовления, контроля и оформления к отпуску лекарственных средств.

8. О всех случаях ошибок и нарушений докладывать руководству аптеки и принимать меры по их устранению.

9. Вести учетную документацию.

10. В случае необходимости оказывать первую медицинскую помощь.

К среднему фармацевтическому персоналу относятся:

1. Фармацевт, осуществляющий изготовление индивидуальных лекарственных средств (ассистент).

2. Фармацевт, осуществляющий безрецептурный отпуск лекарственных средств и других аптечных товаров.

3. Продавец оптики.

Должностные обязанности фармацевта.

Положение о специалисте со средним фармацевтическим образованием (фармацевте) регламентировано приложением 3 к Приказу МЗ РФ от 19.08.1997г. № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала». Это положение дополнено квалификационной характеристикой специалиста со средним фармацевтическим образованием, регламентированной приложением 4 к этому же Приказу. Квалификационная характеристика содержит подробный перечень общих и специальных знаний, общих и специальных умений, а также манипуляций, которыми должен владеть фармацевт. Квалификационная характеристика фармацевта, утвержденная Приказом № 249, дополняет и конкретизирует квалификационную характеристику фармацевта, утвержденную Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.08.1997г. № 43.

Фармацевт принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором). Непосредственная подчиненность фармацевта (провизору-технологу, провизору-аналитику, заведующему отделом и т.д.) определяется руководителем аптеки.

В соответствии с вышеназванными документами фармацевт обязан:

1. Соблюдать фармацевтический порядок и санитарный режим на рабочем месте.

2. Изготавливать лекарственные средства по рецептам врачей и требованиям ЛПУ с учетом особенностей технологического процесса.

3. Обязательно проводить письменный контроль качества изготовленных лекарственных средств.

4. Участвовать в приемке товаров (аптекой или отделом) и распределять их по местам хранения. Контролировать сроки годности товаров.

5. Обеспечивать хранение и комплектацию заказов лекарственных средств с учетом их физико-химических свойств.

6. Проводить расфасовку наркотических средств, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ, лекарственных средств списка А и некоторых лекарственных средств списка Б в соответствии с действующими правилами и отвечать за точность их отвешивания.

7. Подготавливать медикаменты к отпуску и отвечать за правильность их оформления.

8. Выдавать фасовщицам лекарственные средства для расфасовки.

9. Консультировать фасовщиц по вопросам расфасовки и оформления лекарственных форм.

10. Уметь пользоваться весоизмерительными приборами, аппаратами, средствами малой механизации аптек.

11. Производить безрецептурный отпуск ГЛС и других аптечных товаров.

12. В случае необходимости осуществлять прием рецептов и требований на лекарственные средства, их фармацевтическую экспертизу (т.е. проверять правильность выписывания и оформления), качественный и количественный анализ изготовленных лекарств, а также их отпуск населению и ЛПУ.

13. Оказывать первую доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Фармацевт несет ответственность за качество приготовленного лекарственного средства и работу фасовщицы, которая выполнялась по его поручению.

Должностные обязанности продавца оптики.

Положение о продавце оптики регламентировано приложением 44 к Приказу МЗ СССР от 30.12.1976г. № 1255 и дополнено квалификационной характеристикой продавца оптики, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.08.1997г. № 43.

Должность продавца оптики замещается лицом со средним фармацевтическим образованием, прошедшим специальную подготовку на курсах мастеров-оптиков. Продавец оптики принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором). Он непосредственно подчиняется заведующему отделом и его заместителю.

Продавец оптики обязан:

1. Отпускать населению и ЛПУ предметы очковой оптики.

2. Оформлять заказы на изготовление и ремонт очков.

3. Проводить мелкий ремонт очков.

4. Контролировать предметы очковой оптики с помощью приборов.

5. Вести учетную документацию.

Провизорам и фармацевтам помогает в работе вспомогательный персонал, к которому относятся фасовщицы и санитарки-мойщицы.

Должностные обязанности фасовщицы.

Положение о фасовщице регламентировано приложением 43 к Приказу МЗ СССР от 30.12.1976г. № 1255 и дополнено квалификационной характеристикой фасовщицы, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития от 27.08.1976г. № 43. Должность фасовщицы замещается лицом, имеющим общее среднее образование и прошедшим специальную подготовку в течение 3 месяцев. Фасовщица принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором). В своей работе она непосредственно подчиняется провизору-технологу и фармацевту.

В должностные обязанности фасовщицы входят следующие виды деятельности:

1. Работа по расфасовке и дозированию лекарственных средств.

2. Участие в приемке и распределении товаров по местам хранения.

3. Правильное использование и содержание в надлежащем порядке и чистоте оборудования, весоизмерительных приборов, расфасовочных машин и прочих приспособлений.

4. Выполнение указаний фармацевта и провизора-технолога, связанных с производственной деятельностью.

Фасовщица несет ответственность за качество выполняемой работы и санитарное состояние рабочего места.

Должностные обязанности санитарки-мойщицы.

Положение о санитарке-мойщице регламентировано квалификационной характеристикой, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития от 27.08.1997г. № 43. Должность санитарки-мойщицы замещается лицом, имеющим общее начальное образование и прошедшим индивидуальное обучение в течение 3 месяцев. Санитарка-мойщица принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором). Непосредственная подчиненность санитарки-мойщицы (провизору-технологу, провизору-аналитику, заведующему отделом и т.д.) определяется руководителем аптечной организации.

Санитарка-мойщица обязана:

1. Проводить влажную уборку во всех производственных помещениях не реже 1 раза в смену.

2. Ежедневно вначале смены мыть теплой водой и смачивать дезинфицирующим раствором резиновые коврики перед входом в производственные помещения (асептическая, ассистентская и др.).

3. Мыть и стерилизовать аптечную посуду в соответствии с установленными правилами.

4. Соблюдать правила хранения чистой посуды.

5. Своевременно убирать использованную при приготовлении лекарств посуду, вспомогательные материалы (ступки, скребки и т.д.).

6. Обеспечивать рабочие места специалистов чистой посудой и вспомогательными материалами, необходимыми для приготовления лекарственных средств.

7. По мере необходимости, но не реже 1 раза в смену освобождать мусоросборники на рабочих местах фармацевтов, фасовщиц и провизоров-технологов.

8. Соблюдать правила работы с сушильными шкафами, сборниками очищенной воды, средствами малой механизации, используемыми в работе.

9. Выполнять вспомогательные работы (освобождение от упаковочного материала, подсчет товарных мест и т.д.) в период приема и инвентаризации ТМЦ.

10. Выполнять требования санитарного режима на своем рабочем месте.

Хозяйственно-обслуживающий персонал состоит из работников, занятых обслуживанием помещений аптеки и производственного процесса. К хозяйственно-обслуживающему персоналу относятся:

· уборщица служебных помещений;

· подсобный рабочий;

· рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования;

· кочегар.

Все эти работники принимаются на работу, назначаются на должность и увольняются заведующим аптекой (директором). Наименования должностей этих работников отражают характер выполняемых ими функций.

Функционально-должностная инструкция (ФДИ)- документ, определяющий организационно-правовое положение каждого работника; разрабатывается с учетом его знаний и опыта, а также условий труда и потребностей производства. Разрабатывается для повышения ответственности за выполнение порученного дела, устранения дублирования в работе, четкого распределения функций, обеспечения взаимозаменяемости работников. Функционально-должностные инструкции разрабатываются на основании положения о должностях, утвержденного Минздравом (Приказ № 1255 от 30.12.1976г.).

Функционально-должностная инструкция включает:

1. Заголовок (содержит название документа, наименование должности, структурного подразделения организации, фамилию, имя, отчество сотрудника)

2. Общие положения:

· основная задача работника;

· порядок замещения должностей;

· требования к образованию и стажу;

· подчиненность;

· наличие подчиненных;

· основные нормативные документы, которыми руководствуется работник.

3. Функции работника.

4. Обязанности (подробный перечень работ, степень детализации которых зависит от характера деятельности работника).

5. Права, полномочия, предоставленные данному лицу для самостоятельного выполнения работы.

6. Основные взаимосвязи (служебные связи с коллегами и работниками других организаций).

7. Ответственность работников (персональная ответственность, выполнение обязанностей).

ФДИ должна разрабатываться на каждого сотрудника и утверждаться руководителем. Инструкции пересматриваются, если изменяется характер и объем работы организации.

Формирование штатов аптеки.

В настоящее время администрация аптечной организации сама формирует штаты аптеки, определяя состав персонала и его численность исходя из производственной необходимости. Приказ МЗ СССР от 20.04.1981г. № 420 «О штатных нормативах и типовых штатах персонала аптек и аптечных киосках» носит рекомендательный характер. Используя данный Приказ необходимо указанные в нем значения товарооборота умножить на коэффициент увеличения стоимости одной товарной единицы для пересчета на современный уровень цен.

Организация рабочих мест персонала аптеки.

1. Организация рабочих мест административно-управленческого персонала

Рабочим местом директора аптеки является отдельный кабинет, который оборудуется необходимой мебелью (стол, кресло, стулья, шкафы), несгораемым шкафом или сейфом. Кабинет оснащается средствами связи (телефон, селекторная связь), вычислительной техникой (компьютер), оргтехникой (калькулятор), канцелярскими принадлежностями, справочной литературой и нормативными документами. Для удобства приема посетителей желательно, чтобы кабинет директора сообщался с торговым залом,

Рабочие места заместителей директора аптеки также размещаются в отдельном кабинете, а при отсутствии такой возможности - в том же кабинете, где находится рабочее место директора. Оборудуются и оснащаются они аналогично.

Рабочим местом бухгалтеров является отдельное помещение (бухгалтерия), оборудованное необходимой мебелью, несгораемым шкафом или сейфом и оснащенное средствами связи, вычислительной техникой и оргтехникой, канцелярскими принадлежностями, справочной литературой, нормативной документацией. Как и кабинет директора, бухгалтерия должна быть изолирована (т.е. не сообщаться напрямую) от производственных помещений.

При наличии в штате экономиста, его рабочее место может быть "организовано в бухгалтерии.

Рабочим местом кассира является кассовая кабина, находящаяся в торговом зале. Она оборудуется контрольно-кассовой машиной (ККМ), стулом и стеклянным экраном для защиты кассира от воздушно-капельной инфекции. Для хранения наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности кассиру должен быть выделен в аптеке отдельный сейф и, желательно, отдельное помещение.

2. Организация рабочих мест фармацевтического персонала

2.1. Организация рабочих мест провизорского персонала

Рабочее место провизора-технолога по приему рецептов и отпуску лекарств (рецептара). В аптеках, изготавливающих значительное количество индивидуальных лекарственных средств по амбулаторным рецептам, оборудуются отдельные рабочие места для приема рецептов и для отпуска лекарств. При небольшом объеме индивидуальной рецептуры эти рабочие места совмещают.

Помещение, в котором организуются рабочие места по приему рецептов и отпуску лекарств, называется рецептурной. От торгового зала рецептурная должна быть отгорожена перегородкой банковского типа с окном, обеспечивающим защиту от прямого контакта и воздушно-капельной инфекции. Рецептурная должна соединяться с ассистентской окном-шлюзом и быть изолированной от других производственных помещений. Желательно, чтобы рецептурная располагалась в глубине торгового зала, поскольку посетители с рецептами обращаются в аптеку целенаправленно.

Рабочее место провизора-технолога (рецептара) оборудуется комплектом типовой мебели, который включает:

· стол с выдвижными ящиками;

· стул подъемно-поворотной конструкции с регулируемой по высоте спинкой;

· шкаф с двумя поворотными секциями со встроенными вертушками для приготовленных лекарств;

· вертушку для готовых лекарственных средств.

В рецептурной должен быть холодильник для термолабильных лекарств, а также сейф и несгораемый металлический шкаф для хранения лекарственных средств, содержащих вещества, подлежащие особому контролю (наркотические средства, психотропные, ядовитые, сильнодействующие вещества и некоторые лекарственные средства списков А и Б).

Рабочее место должно быть оснащено средствами механизации и оргтехники, позволяющими быстро и с малой утомляемостью обрабатывать поступающие рецепты (калькулятор, набор штампов и т.д.).

На рабочем месте необходимо иметь:

· перечень цен на лекарственные средства и расценок за работу по приготовлению лекарств;

· Государственную фармакопею;

· таблицы высших разовых и суточных доз;

· таблицы проверки доз в жидких лекарственных формах;

· таблицы растворимости препаратов;

· таблицы совместимости лекарственных веществ;

· другую справочную литературу;

· учетную документацию.

Необходима селекторная связь с другими помещениями аптеки.

Рабочее место рецептара организуется для работы в положении "стоя-сидя" с учетом многообразия выполняемых функций. Оптимальная высота стола - 90 см. На рабочем столе не должно быть предметов, которые не требуются в процессе работы. Каждый предмет должен иметь постоянное место. Все часто используемые в работе предметы должны находиться под рукой.

Наиболее удобный вариант:

· справа - ручка, красный карандаш, ножницы, влажная губка, счетная техника;

· слева - клей или приспособление для наклейки, вспомогательные материалы (пакеты, наборы этикеток), штампы со штемпельной подушкой, селектор, журнал для регистрации рецептов;

· под стеклом - справочные таблицы (дозы, нормы отпуска, тарифы за работу и т.д.);

· в ящиках - справочная литература.

При наличии в аптеке структурных подразделений рецептары работают в рецептурно-производственном отделе (РПО) и отделе готовых лекарственных средств (ОГЛС). В этом случае ОГЛС размещается в торговом зале по возможности вблизи РПО. Оборудование рабочего места рецептара ОГЛС практически аналогично оборудованию рабочего места рецептара РПО, стой лишь разницей, что этот отдел отпускает только ГЛС (т.е. нет вертушек для индивидуальных лекарственных средств, сообщения с ассистентской, тарифов за работу на столе под стеклом и т.д.).

Рабочее место провизора-технолога, работающего с запасами товаров (дефектара) размещается в материальной комнате и оборудуется рабочим столом, стулом подъемно-поворотной конструкции с регулируемой по высоте, спинкой. На столе должны находиться весы, разновесы, ручка, ножницы, клей. В выдвижных ящиках стола - капсулы, целлулоидные скребки, этикетки, бумага, учетные документы, справочная литература.

Для изготовления полуфабрикатов, концентратов, внутриаптечных заготовок в аптеке может выделяться специальное помещение с асептическими условиями – дефектарская (заготовочная). При наличии в аптеке структурных подразделений дефектары работают в отделе заготовки.

Рабочее место провизора-технолога, осуществляющего контроль за работой фармацевтов и качества изготавливаемых ими лекарств (контролера) - контрольно-аналитический стол - размещается в ассистентской комнате и располагается в одном производственном узле с рабочими местами фармацевтов, занятых изготовлением индивидуальных лекарственных средств, чтобы контролер мог видеть, их работу и проводить контроль качества лекарств. Рабочее место контролера должно быть оснащено необходимым оборудованием и реактивами для проведения химического контроля, а также соответствующей нормативно-технической документацией и справочкой литературой. При выделении в аптеке структурных подразделений контролеры работают в РПО.

Рабочее место провизора-аналитика размещается в отдельном помещении - контрольно-аналитическом кабинет - площадью 10 м2 расположенном рядом с ассистентской, асептическим блоком, и дефектарской, и сообщающимся с ними через окно-шлюз. Контрольно-аналитический кабинет оснащается вытяжной системой, аналитическим столом, стулом подъемно-поворотной конструкции с регулируемой по высоте, спинкой, современной аппаратурой для быстрого проведения анализов (рефрактометр, фотоэлектроколориметр, рН-метр; солюциоскоп. (прибор для просмотра инъекционных растворов и глазных капель на отсутствие механические включений), аппарат для флюоресцентного анализа растворов, титровальная установка с микробюретками), реактивами и другими средствами (пипетки, груши и т.д.). Провизор-аналитик должен быть обеспечен справочной литературой и НТД по контролю качества лекарственных средств, методиками анализа многокомпонентных лекарственных форм, концентратов и полуфабрикатов. При выделении в аптеке структурных подразделений провизоры-аналитики работают в РПО.

2.2. Организация рабочих мест среднего фармацевтического персонала:

Организация рабочих мест фармацевтов, изготавливающих индивидуальные лекарственные средств. Основным производственным помещением, в котором готовят лекарственные средства по амбулаторным рецептам и требованиям ЛПУ, является ассистентская, площадь которой зависит от объема рецептуры, ее структуры, численности фармацевтов и фасовщиц, наличия контрольно-аналитического стола. Ассистентская должна сообщаться с рецептурной, материальной комнатой, кабинетом провизора-аналитика, моечной.

Ассистентская комната оборудуется комплектом типовой аптечной мебели, в состав которого входят:

1. Сборно-секционный стол. Он может быть собран на различное число рабочих мест путем присоединения стандартных секций и комплектацией его необходимым оборудованием. В одном производственном узле может быть от 2 до 8 рабочих мест, что позволяет сконцентрировать фармацевтов, фасовщиц, контролера;

2. Напольные и настольные вертушки;

3. Се



2020-02-03 434 Обсуждений (0)
Персонал АО. Состав, квалификационные требования, должностные обязанности. Функционально-должностные инструкции. Организация рабочих мест. Аттестация. Материальная ответственность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Персонал АО. Состав, квалификационные требования, должностные обязанности. Функционально-должностные инструкции. Организация рабочих мест. Аттестация. Материальная ответственность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)