Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическое учение К. Менгера. Австрийская школа



2020-02-03 197 Обсуждений (0)
Экономическое учение К. Менгера. Австрийская школа 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее ранняя маржиналистская школа сформировалась в Австрии, названная в силу этого обстоятельства австрийской (психологической) школой. Её основателем считается Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, который сформулировал главные положения теории предельной полезности на основе описания индивидуальных актов обмена.

К числу крупных работ К. Менгера можно отнести «Основания политической экономии» (1871), «Исследование о методе общественных наук и политической эко­номии в особенности» (1883).

К. Менгер, опиравшийся в своих разработках в основном на литературные источники немецких авторов (главным образом труды представителей так называемой исторической школы Германии), совершенно не был знаком с произведениями немецких предшественников маржинализма И. Г. Тюнена и Г. Госсена. Более того, оп­ределенные достоинства менгеровского анализа на уровне индивида и микроуровне, несомненно имеющие место в работе «Основания политической экономии», не нашли должного признания не только при жизни, но и почти треть века после кончины К. Менгера.  Во всяком случае, на английский язык, считающийся в экономической науке международным, его знаменитая книга «Основания политической экономии» была переведена лишь через 80 лет после ее написания.

Методология исследования К. Менгера сохра­нила отдельные ключевые позиции методологии «классиков». Это, во-первых, отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций. Во-вторых, использование принципа исходной (базовой) категории, которой считается стоимость (цен­ность) с той только разницей, что последняя, по Менгеру, должна определяться хотя и по каузальному принципу, но не в связи с изме­рением издержек производства (или затрат труда), а в связи с субъек­тивной характеристикой – предельной полезностью. И, в-третьих, вновь в отличие от «классиков» К. Менгер считает первичной не сферу производства, а сферу обращения, т. е. потребление, спрос.

Карл Менгер первым изложил теорию предельной полезности и попытался вскрыть зависимость полезности от редкости товаров (благ) и интенсивности их потребления. Из установленной зависимости следовало, что, чем выше интенсивность потребности, тем выше оценка индивидуумом данного блага и предельная полезность последнего, и наоборот. Объем запаса блага действует в прямо противоположном направлении: если он увеличивается, то при данной (фиксированной) интенсивности потребности предельная полезность блага уменьшается, и наоборот. Рассматривая влияние предельной полезности на процесс ценообразования, У. Менгер исходил из предположения о фиксированной величине предложения. В таких условиях ценность того или иного товара (блага) попадает в зависимость исключительно от спроса, который изменяется под воздействием динамики предельной полезности блага. Это послужило основанием для формулирования принципа снижающейся полезности, согласно которому полезность (потребительная стоимость) всех единиц однородного блага определяется наименьшей полезностью (предельной полезностью), которая обладает последняя единица блага. К. Менгер полагал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы (порции) в запасе блага. Если первые единицы блага удовлетворяют наиболее важные жизненные потребности индивидуума (что соответствует, по Госсену, сильной степени наслаждения), то последняя единица блага удовлетворяет наименее важную потребность. Она-то и определяет стоимость предыдущих.

К. Менгер создает теорию, раскрывающую проблему отношения между благами и людьми, где важную роль играет вопрос о месте конкретного блага внутри иерархии благ (теория благ высшего и низшего порядка). При этом принцип предельной полезности был обоснован применительно к анализу индивидуального потребления в натуральном, изолированном хозяйстве (так называемый принцип робинзонады). Выделив факторы, определяющие динамику предельной полезности, К. Менгер снимает вопрос о влиянии на нее, хотя бы в отношении цен, вне предельно атомизированной, искусственной схемы робинзонады. Его модель действовала в условиях существования совокупности натуральных хозяйств, обменивающихся излишками благ, и не могла быть теоретической моделью, которая бы, если не адекватно, то близко отражала реалии развитого рыночного хозяйства.

Несколько отличную концепцию ценообразования предложил Евгений фон Бём-Баверк (1851-1914). В попытке преодолеть противоречивость построений Менгера он стал различать категории субъективной и объективной предельной полезности. Так, субъективна полезность является согласно Е. Бём-Баверку индивидуальной оценкой стоимости товара покупателем или продавцом. Причем верхняя, максимальная, граница изменений рыночной цены какого-либо товара зависит от субъективной оценки его полезности покупателем, а нижняя, минимальная, граница цены определяется через субъективную оценку полезности данного товара его продавцом (владельцем). Рыночная цена товара будет колебаться в пределах максимальной и минимальной границ цены и в результате установится в ходе столкновения и примирения обеих оценок. Данная модель достаточно сбалансировано отражает поведение покупателя, но она не совсем работает по отношению к продавцу, который в соответствии с моделью может сбывать на рынке только образовавшиеся излишки блага, а не производить товары специально для продажи. Владелец товара не может руководствоваться аналогичной покупателю оценкой его полезности, исходя из степени удовлетворения собственных потребностей, ибо предельная полезность гипотетически может приобрести отрицательную величину, что противоречило бы принципу рационального аоведения.

Объективная ценность, по Бём-Баверку, - это меновые пропорции (цены), которые формируются в ходе конкуренции на рынке. Он логично вводит понятие предельной полезности денег. Оно соизмеряется с суммой предельных полезностей товаров, которые индивидуум может приобрести на последнюю единицу своего денежного дохода. Однако данный подход внес противоречия, заключающиеся в том, что предельные полезности, объясняющие цены, сами зависят от последних.

Основным пороком теоретических построений австрийской школы при определении ценности (стоимости) было полное абстрагирование от производства, его затрат, оказывающих не менее решающее влияние, нежели процесс обмена, на формирование цены. Поэтому австрийская школа не смогла создать теоретическую модель ценообразования, которая бы адекватно отражала закономерности реальных рыночных отношений, но проблемы взаимодействия спроса и предложения в процессе ценообразования, взаимосвязей потребительной стоимости (полезности) и стоимости, соотношения платежеспособного спроса и цен и ряд других прочно вошли в сферу экономических исследований благодаря австрийцам.

Определив иерархическое господство сферы распределения над сферой производства, психологическая школа была вынуждена обратиться к исследованию влияния последней на ценообразование, ибо очевидно, что издержки производства не могут не учитываться любым предпринимателем в реальной жизни, не могут не закладываться в стоимость произведенного товара или услуги. Так возникла теория производительныз благ, которая в основном представлена в работах Фридриха Визера (1851-1926). В них предпринята попытка «психологизировать» издержки производства, трактуя их с позиции теории предельной полезности. Концепция Ф. Визера получила название теории альтернативных издержек, в соответствии с которой ресурсы, предназначенные для производства, всегда ограничены, а потому могут быть использованы альтернативно. Отказ от альтернативного использования необходимо компенсировать. Далее идет известная уже посылка об опосредованной оценке использованных альтернативных средств производства. Несмотря на то что теория альтернативных издержек Ф. Визера не решает проблемы распределения издержек между факторами производства, она затрагивает действующий принцип оптимального. Пропорционального распределения ресурсов в соответствии с предельной полезностью факторов производства.

 



2020-02-03 197 Обсуждений (0)
Экономическое учение К. Менгера. Австрийская школа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическое учение К. Менгера. Австрийская школа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)