Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория А. Маршалла о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения



2020-02-03 1389 Обсуждений (0)
Теория А. Маршалла о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

По дисциплине: экономическая теория

На тему: Кембриджская маржиналистская школа

 

Содержание

 

Введение

1 Кембриджская маржиналистская школа

2 Теория А. Маршала о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения

3 Концепция предельных издержек производства

4 Теория эластичности спроса…………………………………………………

Заключение

Список использованных источников.

 

 

Введение

 

Неоклассики переняли у классиков приверженность принципам экономического либерализма и стремление держаться чистой теории без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений.

Неоклассическое направление интересует нас в том отношении, что сделанные в его русле теоретические выводы послужили полем для развития многих современных течений экономической мысли - монетаризма, неолибераллзма и ряда теорий экономического роста. Название этого направления указывает на преемственность многих идей, выдвигавшихся классиками XVIII - первой половины XIX в., а именно А.Смитом, Д.Рикардо, Ж.Б.Сэем, частично Ж.Сисмонди. Представители неоклассического направления разработали модель функционирования экономики в идеальных условиях - в условиях свободы конкуренции, абсолютной эластичности цен, полной рациональности поведения капиталистической фирмы, отсутствия резких динамических изменений, связанных с техническим прогрессом и вмешательством государства в экономику. Сформулированная ими теория называется микроэкономической, несмотря на то что речь идет об общем равновесии, так как это равновесие исследуется с точки зрения поведения отдельной экономической единицы (фирмы). Макропропорции в экономике устанавливаются как результат действий на микроуровне. Неоклассики считают, что внутренне капиталистическая экономика стремится к равновесию и такое равновесие достигается с помощью конкуренции. Начало неоклассическому направлению положено работами известных экономистов - англичанина А.Маршалла и американца Дж. Б. Кларка.

 

Кембриджская маржиналистская школа

Теория Кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Наиболее серьёзный вклад внёс А. Маршалл (1842-1924) , один из крупнейших буржуазных учёных в истории экономической мысли. Его теория, основы которой изложены в «Принципах политической экономии», стала не только систематизацией и обобщением положений пострекардианской английской политэкономии, и др. течений.

Она положила начало новому направлению современной экономической науки — неоклассической политэкономии.

Стараясь собрать в одно целое теорию предельной полезности и теорию издержек производства, экономисты кембриджской школы поставили вопрос так: ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, являясь равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. Поскольку вся их реформа проходила внутри маржинализма, предельные характеристики, сконцентрированные австрийцами на стороне потребления и спроса, теперь появились на стороне производства и предложения. Собираясь найти условия баланса спроса и предложения, маржиналисты широко применяли понятие рыночного равновесия. Известная ещё до Маршалла, эта категория после его работ превратилась в распространённый элемент методологии буржуазной политэкономии.

С кембриджских реформ начался повсеместный переход буржуазных экономистов на путь изучения функциональных соотношений между экономическими явлениями. Опираясь на этот принцип, А. Маршалл пытался придать свей теории практическую ориентацию, наполняя её экономико-математическими разработками конкретных проблем рынка.

Идеи кембриджской школы господствовали в буржуазной экономической науке вплоть до начала 30-х годов. Последующие кризисные потрясения показали необоснованность расчеты А. Маршалла на высокую эффективность рыночного механизма и его способность обеспечить саморегулирование капиталистического хозяйства. Стало ясным, что противоречивое явление капиталистического воспроизводства нельзя объяснить только микро экономически, с позиций изолированного рационального субъекта.

Альфред Маршалл (1842-1924) - одна из наиболее выдающихся личностей в истории экономической мысли.

Вопреки желаниям отца, который хотел видеть сына студентом Оксфордского университета, а затем священником, Маршалл получил математическое образование в Кембридже. Где и проявились разносторонние интересы Маршалла в области философии и общественных наук.

С 1885 года по 1908 год был профессором Кембриджского университета, где стал основоположником знаменитой Кембриджской школы. Среди его учеников были А. С. Лигу, М. Кейнс, Дж. Робинсон и многие другие.

Теория А. Маршалла о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения

Центральное место в исследованиях А. Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.

Заслугой Маршалла является выявление функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение.

Определяя цену как количественное соотношение между вступившими в обмен товарной и денежной массами, Маршалл считал, что стоимости, отличной от цены, не существует. Цена, с его точки зрения, определяется взаимодействием спроса и предложения, которые, в свою очередь, сами зависят от цен.

Маршалл полагал, что спрос и предложение равнозначны в определении цены. При анализе цены он рассматривал представительную фирму, т.е. фирму со средними отраслевыми характеристиками. По мнению Маршалла, существует совершенная конкуренция, т.е. конкуренция, «не испорченная» ни вмешательством государства, ни монополией. Он утверждал, что в этих условиях с ростом цены предложение товаров растет, а

платежеспособный спрос падает. Это положение он проиллюстрировал графически., изобразив так называемый «маршаллианский крест».

Это график - пример типичного устойчивого равновесия для товара, подчиняющегося закону убывающей отдачи. При постоянной отдаче цена предложения одинакова для всех количеств товара. «Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, - пишет Маршалл, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, - равновесной ценой».

В основе спроса, по Маршаллу, лежит полезность (график кривой спроса совпадает с графиком убывающей предельной полезности - общая полезность запаса возрастает, но не в той пропорции, в какой возрастает количество единиц в запасе). Значит, полезность в этом случае практически отождествляется с ценами. Предельная полезность, отмечает ученый, - это максимальная цена, которую готовы уплатить за товар. Следовательно, это совершенно объективная реальная предпосылка цены. Причем Маршалл считает, что убывающую полезность можно измерить с помощью денег. Он использует понятие «выгода потребителя», характеризующее выраженный в денежной форме «излишек удовлетворения», который возникает как разница между полной и предельной полезностями вещи.

Маршалл пишет: «Разница между ценой, которую покупатель готов был уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит, представляет собою экономическое мерило его добавочного удовлетворения. Можно назвать это потребительским избытком».

Иногда Маршалл называет это рентой потребителя.

Предложение товаров, по Маршаллу, определяется издержками производства, при этом он различает реальные и денежные издержки. Реальные издержки производства - это жертвы труда (трудовые усилия) и жертвы капитала (воздержание от личного потребления капитала). Реальные издержки (иначе говоря, стоимость) определяют цены в так называемый нормальный период - период равновесия во всех частях экономики. Не давая детального анализа этого периода, Маршалл обращает внимание на фактор времени.

Он выделяет:

 - мгновенное равновесие при неизменном предложении,

 - краткосрочное равновесие при изменении размеров производства и при неизменном числе предприятий и фирм

 - длительное равновесие нормальной цены, когда число фирм предприятий соответствует новому уровню спроса.

В долгосрочном аспекте особая роль в определении цены принадлежит предложению, в краткосрочном - спросу.

Итак, сформулировано два тезиса. Первый: цена определяется соотношением спроса и предложения.

Второй: за ценой скрывается стоимость, цена - исключительно рыночная категория. Поэтому причинно-следственный анализ, утверждает Маршалл, крайне вреден, нужны функциональный анализ и анализ того, что на что влияет. Исходная точка такого анализа - спрос. В основе спроса лежит предельная полезность, в основе предложения - издержки производства.

Такое состояние рынка, при котором, во-первых, существует абсолютная гибкость цен; во-вторых, ни один производитель и ни один потребитель не влияют существенно на общий объем спроса и предложения; в-третьих, все располагают одинаковой информацией о рынке для принятия решений, Маршалл называет совершенной конкуренцией.

Таким образом, свободная конкуренция означает чистый рынок. Заключение, которое Маршалл делает на основе своих рассуждений, являет собой идею, новую для экономической науки его времени: капиталистической экономике свойственна внутренняя тенденция к равновесию, а механизмом установления этого равновесия выступает свободная конкуренция.

Вмешательство государства возможно, но оно должно быть минимальным, иначе в экономике возникнут диспропорции. Роль государства - это роль арбитра на футбольном поле, где в качестве футболистов выступают предприниматели.

Итак, А. Маршалл показал, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены — снижается и что в свою очередь с понижением цены предложение падает, а с ростом цены — растет. Устойчивой, или равновесной, А. Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения (на графике точку пересечения кривых спроса и предложения принято называть «крестом Маршалла»).



2020-02-03 1389 Обсуждений (0)
Теория А. Маршалла о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория А. Маршалла о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)