Проблема стресса на рабочем месте
Введение Актуальность исследования определяется тем, что стресс в последнее время стал объектом внимания не только психиатров и клинических психологов, но и организационных психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами, что стимулируется последними изменениями в экономике и обществе в целом. Одним из эффектов длительного воздействия стресса является так называемый «синдром выгорания», который приводит к резкому снижению эффективности деятельности работника, иногда равносильному его потере. Особенно часто он встречается среди менеджеров, целиком отдающих себя работе. Целью исследования является разработка методических и практических рекомендаций по предотвращению и снижению уровня стресса в организации. Достижение этой цели предопределило необходимость решения нескольких задач: - исследовать факторы стресса; - проанализировать уровень стресса на примере конкретной организации; - дать рекомендации по снижению уровня стресса в организации.
Проблема стресса на рабочем месте В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. Стресс – состояние напряжения, возникающего у человека под влиянием сильных воздействий. Даже в хорошо управляемых организациях существуют ситуации, которые вызывают стресс. Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена нарушает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. Выделяют 2 группы факторов, вызывающих стресс: 1) Организационные: перегрузка, конфликт ролей (когда работнику предъявляют противоречивые требования), неопределенность ролей (когда работник не уверен в том, что от него ожидают), неинтересная работа, плохие физические условия. 2) Личностные. Каждый человек участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события могут быть причиной стресса. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся. Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают: 1) факторы стресса вне организации; 2) групповые факторы стресса; 3) факторы стресса, связанные с организацией; Рассмотри их подробнее. 1) Факторы стресса вне организации. Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы - работников - естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни. Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. 2) Групповые факторы стресса. 2.1 отсутствие групповой сплоченности; 2.2 наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов. 3) Факторы стресса, связанные с организацией. 3.1 неуверенность в завтрашнем дне - для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине; 3.2 невозможность влиять на свою работу - как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников; 3.3 характер выполняемой работы - сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников; 3.4 ролевая двусмысленность и ролевой. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом - различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе; 3.5 специфическая организационная структура - например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей; 3.6 стрессогенный стиль управления - частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных; 3.7 давление рабочего графика - сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (128)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |