II . Методика изучения обзорных тем по литературе в старших классах средней школы.
Содержание.
Введение Проблемы образования в XXI веке интересуют ученых и учителей, родителей и учащихся. Особое значение приобретает идея фундаментальных знаний, преодоления разрыва между традиционными и современными методологиями, усвоения знаний в обобщенном виде и поиск системообразующих принципов для программ и учебно-методических комплексов, воспитание системы нравственных координат личности. «Образование является одним из основных «средств утверждения более глубокой и гармоничной формы развития человечества, которая позволяет бороться с нищетой, отчуждением, неграмотностью, угнетением и войной». Выделяются четыре «столпа образования»: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, учиться жить»[1]. Задача современного учителя, по мнению С.С.Аверинцева – «не только и не столько учить и разъяснять, сколько показывать и внушать».[2] Особое значение имеет формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка к творческому поиску, к самостоятельности суждений. Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы. Однако о какой бы стороне преподавания литературы мы не говорили (содержании, приемах, методах и т.д.), мы никогда не должны забывать учащихся. Все теоретические соображения: чему надо учить, как и с какой целью это надо делать, имеют смысл, если учащиеся проявляют интерес к занятиям, если излагаемые сведения понятны учащимся и способствуют их развитию. Следовательно, методика должна опираться не только на задачу обучения и воспитания, но и на психологию школьников – т.е. должна быть двуединость процесса. Новая парадигма образования характеризуется тем, что в центре внимания учителя-словесника находятся интересы учащихся. В публикации Т.А.Калгановой отмечены важнейшие тенденции совершенствования школьного литературного образования в связи с введением государственных образовательных стандартов: это пробуждение интереса к чтению книг, опора на читательские впечатления, осознание «художественной ценности и общечеловеческого значения произведения», выбор различных методов обучения и форм урока. [3] «Литературное образование ставит своей целью формирование квалифицированного читателя художественной литературы. А коли так, то процесс обучения в школьном курсе литературы должен прежде всего состоять в формировании у ребят культуры восприятия художественных текстов. И именно ради этого ученики должны освоить определенный минимум знаний о законах художественного творчества (точнее – о законах искусства слова) и об истории литературы (прежде всего – литературы отечественной)»[4]. Говоря о методах обучения и формах урока хотелось бы определить тему нашей работы, которая звучит так: «Методика изучения обзорных тем по литературе в старших классах средней школы». Данная проблема заинтересовала нас потому, что, как нам кажется, профессионально и методически правильно построить урок по изучению обзорной темы не так легко, как может показаться на первый взгляд. Таким образом, в связи с поставленной перед нами проблемой, хотелось бы выделить следующие цель, задачи и предмет исследования. Предметом исследования нашей работы является методика изучении обзорных тем в старших классах. Цель работы – выяснить с помощью каких методов и приемов учитель может организовать изучение обзорных тем на уроке и как, в более доступной форме, подать материал учащимся. Исходя из поставленной цели можно выделить ряд задач: 1) выявить точки зрения различных ученых на данную проблему; 2) выявить специфику изучения обзорных тем на уроке; 3) раскрыть содержание уроков по изучению обзорных тем в старших классах; 4) показать на примерах своеобразие изучения обзорных тем в старших классах. В ходе исследования мы будем опираться на работы таких ученых, как: Богдановой О.Ю., Голубкова В.В., Молдавской Н.Д., Бочарова Г.К., Рез З.Я., Елеонской А.С., Курдюмовой Т.Ф., Квятовского Е.В., Никольского В.А., Коряушкиной В.А. Наиболее актуально данная проблема представлена в работах: Рез З.Я., Богдановой О.Ю., Никольского В.А. и Голубкова В.В. Исследователь Рез З.Я. выделяет особенности обзорной темы, как одной из форм изучения литературы в старших классах. Указывает виды обзорных тем и методы изучения их. [5] В статье исследователя Богдановой О.Ю. «Обзорные темы» подробно описываются методы, используемые учителем при изучении обзорных тем и в качестве примера приводится один из вводных уроков. Выделяется такая форма работы учителя-словесника, как лекция-беседа, а также задачи, которые стоят перед словесником при использовании данной разновидности урока. Также выделяются такие формы работы учащихся, как доклад, запись плана и тезисов лекции. Эта статья, на наш взгляд, наглядный практикум для начинающих учителей[6]. Статья Никольского В.А.«Работа над обзорной темой на уроках в IX – XI классах» содержит в большей степени теоретические сведения, методические советы по данной проблеме.[7] Голубков В.В. в книге «Методика преподавания литературы» характеризует систему историко-литературного курса, а также такую форму работы учителя-словесника, как обзорная лекция, указывая на ее необходимость; определяет методику обзорных лекций и описывает содержание лекций в IX, X, XI классах и т.д. [8] В статье Квятовского Е.В. «Изучение обзорных тем» четко выделены задачи и цели, а также возможные результаты, которые можно достичь при изучении обзорных тем. [9] Бочаров Г.К. выделяет специфику вступительных занятий.[10] В книге Каряушкиной В.А. «Уроки литературы в средней школе» помимо теоретических сведений по данной проблеме, представлены также методические советы, помогающие учителю в понимании специфики изучения обзорных тем на уроке.
II . Методика изучения обзорных тем по литературе в старших классах средней школы.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |