Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В) Материал, предшествующий изучению творчества писателей определенного периода.



2020-02-03 264 Обсуждений (0)
В) Материал, предшествующий изучению творчества писателей определенного периода. 0.00 из 5.00 0 оценок




Например: «Русская литература 1917-1929 годов».

Примерное планирование по этой теме:

1-й урок. Великая Октябрьская революция и рождение литературы.

2-й урок. Тема гражданской войны в русской прозе 20-х годов.

3-й урок. Тема революции и гражданской войны в драматургии 20-х годов.

 

1-й урок. Великая Октябрьская революция и рождение литературы.

Творчество М.Горького и В.Маяковского этого периода (краткая характеристика). Сложность и противоречивость литературного развития в 20-е годы. Общая характеристика поэзии 20-х годов («Русская литература начиналась со стихов»). Произведения Д.Бедного, В.Брюсова, С.Есенина, Н.Тихона, Э.Багрицкого, М.Светлого. Произведения П.Тычины, Я.Купалы, Е.Черенца и др.

2-й урок. 1. Тема гражданской войны в советской прозе 20-х годов. От конкретных жизненных наблюдений – к первым художественным обобщениям русской прозы 20-х годов. («Падения Даира» А.Малышкина и др.). 2. «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова (1921). Показ могучей силы народного партизанского движения. Образы героев-партизан (Никита Вершинин, Васька Окорок и др.). Образ коммуниста Пеклеванова. Изображение белогвардейцев в повести. Тема интернационального братства народов в борьбе за новый мир. Агитационная беседа партизан с пленным американским солдатом.

Или: «Железный поток» Александра Серафимовича (1924). Показ народной массы в развитии, в революционном преобразовании – основа композиции романа. Массовые сцены в романе (сцены митингов в начале и в конце похода, сцена похорон убитых бойцов). Образ Кожуха. Своеобразие произведения (стройность композиции, сочетание героико-трагедийных эпизодов с жанрово-бытовыми, комическими, фольклорная основа романа, контрастность речевых средств и т.д.)

Или: «Чапаев» Дмитрия Фурманова (1923). Художественное воплощение русского революционного национального характера в образе Чапаева: революционный размах, творческая инициатива, острый ум, юмор, любовь к родному искусству и т.д. Органическая связь Чапаева с народом. Образы соратников Чапаева (Петька Исаев, Маруся Рябинина и др.) Изображение партийного руководства в романе. Образ комиссара Клычкова. Кровная связь народа и партии в романе. «Чапаев» на киноэкране. [22]

Особенного внимания от учащихся требует художественное мастерство русский писателей, проявленное ими в создании положительных героев.

В положительных героях с наибольшей силой проявляется со­ветская действительность в ее поступательном движении, в раз­витии, в росте.

В образах положительных героев находят свое наиболее яр­кое выражение идейные устремления писателя.

Какие же художественные средства изображения положи­тельного героя должны быть предметом изучения в школе?

Основной прием, находящийся в полном соответствии с со­держанием и построением русских романов, это показ героя в действии, в активном вмешательстве в жизнь.

Диалог, высказывания о героях других лиц, прямая автор­ская характеристика, портрет — все эти обычные художественные приемы используются писателем для раскрытия образа по­ложительного героя, но по преимуществу в целях показа его действенности; его общественной роли.

Однако положительный герой не должен быть умозритель­ной схемой, воплощением одних лишь положительных и даже «идеальных» качеств. В жизни его возможны отклонения от правильно поставленных целей, ошибки и срывы.

Мастерство писателя проявляется в том, что он дает нам по­ложительных, но живых людей с присущими им индивидуаль­ными чертами, портрету, и к пейзажу, и к бытовым сценам, и к своеобразию речи каждого из действующих лиц — всюду надо уметь отбирать слова яркие, понятные, точные и незаменимые.

Очень полезно ввести учащихся в лабораторию языкового творчества писателя, показать творческую историю произведе­ния сопоставить ранние редакции с окончательной. Учащиеся в пределах времени, каким они располагают, смогут проследить работу М. Горького над языком героев романа «Мать», работу А Фадеева над романом «Молодая гвардия» и т. п.

На заключительных занятиях курса XI класса необходимо вновь вернуться к этим вопросам и показать, как за последние годы ширится и крепнет тема борьбы за мир не только в произведениях русских писателей (у Суркова, Исаковского, Твар­довского и др.), но и в литературе зарубежной.

Не следует ограничиваться одним только материалом про­граммы, указанным в «Списке книг, рекомендуемых для внеклассной чтения». Надо следить за непрерывным ростом литературы и знакомить учащихся с вновь выходящими книгами русских писателей. Ученики старших классов проявляют большой интерес к повестям и романам, появляющимся на страницах периодической печати, также к новым пьесам.

Преподаватель должен учитывать все эти живые интересы школьников и отводить отдельные часы для бесед о новинках литературы и театра как на уроках, так и во внеклассных занятиях[23].

А исследователь Рез З.Я. в своей статье отмечает, что программа по литературе для старших классов содержит особые разделы, не имеющие аналогий в программе предшествующих лет обучения. И выделяет всего 2 типа обзорных тем: собственно обзорные темы (например, обзор «Из литературы XVIII века», «Русская литература 1930-1941 гг») и обзорное изучение творчества писателя (В.Жуковский и К.Рылеев; поэзия Фета и Тютчева)[24].


Содержание обзорных тем

Что касается содержания обзорных тем, нужно отметить, что они по своему типу близки друг к другу, хотя и не совсем однородны.

Значительная часть материала, включаемого в обзорные темы, носит отвлеченный характер: это литературные мнения, литературные споры, полемика по вопросам литературной теории, даже философские взгляды участников литературного движения. Такой материал нуждается в особенно тщательном истолковании.

Мы уже рассматривали виды обзорных тем. Теперь, опираясь на статью исследователя Рез З.Я., отметим характерное для каждого из видов содержание и методику изучения.

Цель такого вида обзорных тем, как «Введение» - дать установку к курсу данного класса, создать элементарную методологическую базу для понимания развития литературы в XIX – начале XX вв. В обзорах-введениях дается характеристика трех эпох русской жизни и литературы определенного исторического времени. В 8 классе – введение в литературу первой половины XIX в, развивающуюся под знаком дворянской революционности. 9 класс начинается с характеристики общественно-политической обстановки 60-70 гг (второй период). Начало третьего освободительного движения и литературная жизнь на переломе двух веков являются предметом первого обзора в X классе.

За многие годы в школе сложился определенный, можно сказать «типовой» подход к обзорным темам этого типа. Учитель-словесник продумывает план изучения обзорных тем. Он подсказывается расшифровками, содержащимися в программе по литературе, но наполнение пунктов плана зависит от учителя, и потому при его общности содержание обзоров может быть отличным друг от друга. Важно, чтобы исторические и литературные события эпохи не представляли в них двух параллельных рядов, а выступали в единстве и рождали у школьников представления («живые картины») времени.[25]

Например, в обзоре-введении, открывающем курс IX класса нужно показать кризис середины 50-х годов (поражение России в Крымской войне) и ожидание перемен; сложность и остроту общественно-литературной жизни 60-70-х гг; выход на историческую арену разночинца и борьбу вокруг крестьянской реформы; общественное размежевание и революционную ситуацию в начале 60-70-х годов – без знания этих исторических обстоятельств нельзя понять особенностей литературной жизни эпохи. Но будет ошибкой ограничиться перечислением исторических фактов или, наоборот, дать чрезмерно подробный анализ их: и в обзоре предметом нашим прежде всего остается литература.

 Во-первых, нужно опираться на межпредметные связи и привлекать знания, полученные в курсе истории. Во-вторых, рассказ об исторических событиях целесообразно сопровождать демонстрацией произведений искусств, выразивших денное время, или прямо раскрыть историю через литературу.

Например, годы «мрачного семилетия», предшествовавшие кризису середины 50-х годов XIX в., обретут для учеников эмоциональную окрашенность и воспримутся в единстве с литературой, если привлечь строки стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин». Обстановка ожидания реформы и подготовка к ней («необходимость перемен») воспримется в живом образе, если прочесть и прокомментировать те картины русской природы и хозяйственных затруднений русского дворянина Николая Петровича Кирсанова, которые изображены Тургеневым в романе «Отцы и дети». С другой стороны, факты литературной жизни приобретут в глазах учеников большой вес и значение, если они увидят их историческую причинность. Так, кратковременный расцвет сатирической журналистики, появлении пародий и «масок» - таких, например, как Михаил Бурбонов (автор – поэт Минаев), «поэт-монархист» Яков Хам (автор - Добролюбов), «враг всех так называемых вопросов» Козьма Прутков, воспринимаются острее и глубже, когда они показываются девятиклассникам не в чисто литературном ряду, а и в историческом, как форма оживления общественного сознания в предреформенный период.

Несколько иной, хотя и очень близкий к «Введению», вариант обзорных тем содержит программа X класса – обзоры русской литературы определенных десятилетий (20-х, 30-х гг, периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет). Цель каждого из них – дать представление о характере литературы, отразившей движение нашей жизни от первых послереволюционных лет до сегодняшних дней. Предполагается, что единство освещения в обзорах исторических событий, литературной борьбы и конкретных явлений литературы позволит ученикам увидеть в каждом периоде общее, что характерно «для всего литературного процесса русской эпохи, и особенное, специфичное для данного этапа»[26].

Например, в обзоре, посвященном литературе Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, где рассматривается поэзия, проза и драматургия этого периода, можно отчетливо обнаруживать присущую русской литературе связь с основными проблемами времени (в 20-е годы - это проблема героического труда, здесь – борьба за освобождение Родины), показ народа как главной силы общества (что было присуще литературе всех послереволюционных лет), раскрытие образа положительного героя и т.д. В то же время литература военных лет несла в себе новые качества: она с особой остротой поставила проблему единства русского народа, его массового героизма, показала нравственное величие русского человека. Каждый период в развитии русской литературы выдвигал писателей, в чьем творчестве данное историческое время с его проблематикой находило особенно яркое выражение. В первые послереволюционные годы это были В.Маяковский, Д.Бедный, Д.Фурманов, А.Серафимович и др. В годы Великой Отечественной войны – М.Шолохов, А.Твардовский, К.Симонов, А.Толстой и др. Невозможно вместить в обзор рассказ о каждом из писателей и рассмотреть даже наиболее крупные их произведения. Поэтому учителю дается право выбора имен и произведений для показа характерных тенденций литературы каждого периода.

Например, для обзора прозы времен Великой Отечественной войны могут быть отобраны произведения Б.Горбатова «Непокоренные» и А.Бека «Волоколамское шоссе» или «Звезда» Э.Казакевича и «Знаменосцы» О.Гончара. Для обзора поэзии тех лет – стихи К.Симонова и поэма М.Алигер «Зоя» или стихи А.Суркова и поэма П.Антокольского «Сын» (возможны и другие варианты). Однако вариативность в выборе художественного материала и сосредоточенность внимания на отдельных произведениях не должны приводить к отказу от освещения общих проблем, объединяющих, например, прозу военного времени или поэзию, родившуюся в те годы. Вообще желательно, чтобы через обзорные темы учащиеся не только приобрели сведения о литературе каждого периода, осведомленность о ней, но чтобы у них сложился образ эпохи. Этому помогает и отбор самих произведений, и выбор для демонстрации в классе одной-двух песен и картин (репродукций), наиболее созвучных духу времени. Так, для первых послереволюционных и 20-х годов это могут быть песни «Как родная меня мать провожала», «Молодая гвардия» (или более поздняя «Каховка») и картины «Тачанка» Грекова или «Новая планета» Юона. Для 30-х – «Песня о встречном», «Широка страна моя родная» или «Марш энтузиастов» и портреты стахановцев А для времен войны – песня «Священная война» и плакат «Что ты сделал для фронта?».

Для каждого периода в развитии русской литературы характерен свой пафос, свои ведущие идеи-проблемы и свои принципы изображения жизни (стилевые направления). Так, 20-е годы мы узнаем по открытому агитационному утверждению идей революции, по обостренно социальному подходу писателей к явлениям жизни. Выдвижение в начале 20-х годов народной массы как главной силы времени вызвало интерес писателей к мироощу­щению «множества». Отсюда — «Главная улица» Д. Бедного, «150 000 000» В. Маяковского, «Железный поток» А. Серафи­мовича. Задачей обзора как раз и является выявление пафоса, стиля, героя времени изучаемого периода. При этом в какой-то степени может оказаться обедненной общая картина литератур­ной жизни периода, которая всегда сложнее и богаче, чем любое выделенное направление, и не исчерпывается им. Но бояться этого не следует, так как соотнесенные с обзором монографи­ческие темы откроют ученикам многообразие художественных поисков и решений в каждый период. Так, общая характеристика литературы, данная в обзорной теме, посвященной 1917- 1929 гг., конкретизируется и обогатится затем в созна­нии учащихся изучением творчества Маяковского, Блока, Есенина, Фадеева, каждый из которых отразил историческое время в своих произведениях.[27]

Другим типом обзорной темы является сжатая характеристика творчества писателя, рассматриваемо­го в рамках какого-либо сквозного обзора (например, знаком­ство с Радищевым и Фонвизиным в обзоре литературы XVIII в. или характеристика поэтического творчества Жуковского и Рылее­ва в обзоре литературы первой трети XIX в.). Здесь дается сжатое, но емкое представление о личности писателя, подчеркивается самое главное, самое ценное, что делает этого художника неповторимой личностью и определяет его значение в отечественной культуре. Всего по одному часу отводится, напри­мер, на знакомство с творчеством Жуковского и Рылеева. Сжа­тость времени дает право сосредоточиться в обзоре на показе их обоих как выдающихся поэтов своего времени и как людей высокого благородства. К.Ф. Рылеев должен остаться в соз­нании учеников поэтом романтического призыва к подвигу, бес­страшным агитатором и обличителем тех, «кто властен жизнь отнять». Его творчество и его облик пылкого борца, защит­ника свободы воспринимаются учениками в единстве. Сложнее с Жуковским. Мягкость, эллегичность его поэзии импонирует восьмиклассникам, но мистическая окраска сюжета «Светланы», устремленность поэта от земного мира к мечте о загробной жизни чужды современному школьнику. И здесь положительную роль в создании более «расположенного» отношения к Жуков­скому может сыграть комментарий учителя, освещающий личность поэта, о котором Пушкин сказал: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль...» Благородство, доброта, внутренняя независимость Жуковского отмечается всеми, кто знал его. Будучи воспитателем царских детей, проведши почти полжизни при дворе, он защищал перед царем Пушкина, пытался добиться смягчения участи декабристов и опальных поэтов, переписывался с сосланным «государственным преступником» Кюхельбекером... Сообщение этих фактов вызовет интерес восьмиклассников к этому поэту.

Обзорное изучение творчества Жуковского и Рылеева подчинено, помимо общего знакомства с их личностью, формированию представлений учащихся о романтизме как литературном направлении начала XIX в. Поэтому произведения поэтов рассматриваются не целостно, а с позиций проявления в их творчестве романтических тенденций. Несколько иначе осуществляется обзорное изучение писателей XVIII в.: общий взгляд на их жизнь и творчество сочетается с характеристикой главного произведения данного автора («Недоросля» Фонвизина, «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева, од Ломоносова и Державина). Естественно, что обзорная характеристика произведений — при всей краткости — должна включать чтение фрагментов произведения в классе и организацию чтения текста учащимися дома. Возьмем, к примеру, раздел обзора «Из литературы XVIII века», касающийся Фонвизина. Учитель заранее готовит группу восьми­классников к чтению отдельных явлений комедии «Недоросль» в лицах и сам создает вариант пересказа важнейших событий, движущих действие комедии. В небольшом вступлении на уроке дается краткая характеристика Фонвизина — образованнейшего человека, оппозиционно настроенного по отношению к веку Ека­терины II. «Сатиры смелый властелин» и «друг свободы» — эти поэтические определения Пушкина представляют восьмиклассни­кам драматурга в его важнейших качествах и в том значении, ка­кое он приобрел в глазах последующих поколений. Для биографи­ческих сведений, в сущности, ни времени, ни места нет, но образ писателя как бы «закладывается» в сознание учеников, затем углубляется и обогащается при знакомстве с его творением. Беседа о комедии, после того как вкратце передано содержание и прочитаны несколько важнейших сцен, организуется вокруг следующих вопросов: «Какие интересы, привязанности и стремле­ния помещиков-крепостников (Простаковой, Скотинина) раскры­ваются уже в первом действии комедии? Каковы взгляды Простаковой на образование и почему она все-таки нанимает для сына учителей? Как воспитывается Митрофан и какие плоды приносит такое воспитание? Какое конкретное значение имеют высказывания Стародума в комедии и каков общественный смысл его афоризмов для того времени?» (Например: «Угнетать раб­ством себе подобных беззаконно», «Невежда без души — зверь», «Наличные деньги — не наличные достоинства», «Имей сердце, имей душу и будешь человек во все времена»). На основании беседы и выборочного чтения текста комедии (это позволяет ученикам почувствовать живую ткань произведения) учителем делаются выводы о гуманистическом пафосе «Недоросля», о проблеме воспитания истинного гражданина в произведении и об обличении крепостников-помещиков. Далее следует заключение, характеризующие общественную позицию автора, подчеркивает бессмертие комедии, в которой «умный и образованный» Фонвизин смеется, по словам Белинского, «весело и ядовито».[28]

Таким образом, в результате наших наблюдений, отметим, что в пределах одной обзорной темы, оказываются уроки с различным содержанием – по истории классовой борьбы, по событиям самого литературного движения, по творчеству отдельных авторов, по искусству и культуре эпохи. Словесник ведет старшеклассников от причин к следствиям, от общего к частному, все время подчеркивает объективную логику, закономерность смены явлений, взаимосвязей между ними. Каждый урок подчиняется ведущей мысли, что облегчает школьнику усвоение его темы.

Обзорная тема, как бы охватывает следующие за ней монографические. Монографические темы преподносятся учащимся на фоне предшествующего обзора. Ведь и биографии писателей, и сюжет их книг, и герои этих книг – все это вновь и вновь обращает к исторической обстановке, конкретизирует представления о ней. О журнале «Современник» девятиклассники узнают из лекции учителя о русской литературе второй половины XIX в. Затем об этом журнале неоднократно говорится при изучении жизни и творчества А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого.

Таким образом, первоначальное представление об органе революционной демократии значительно обогащается.

Итог же литературного развития за большой период времени естественнее освещать в заключение длительной работы над несколькими монографическими произведениями. «Изученная таким образом тема не потребует специальных проверочных занятий: ее просто нельзя будет не усвоить учащимися. Словесник, к тому же, вернется к ней, когда будет характеризовать следующую литературную эпоху».[29]

Никольский В.А. считает, что некоторые общие вехи изложения и усвоение обзорной темы все же могут быть намечены:

На первое место выдвигается ознакомление с литературной эпохой, которую словеснику предстоит охарактеризовать, и указать ее точные или приблизительные хронологические границы.[30]

Например, литературой второй половины XIX в. мы называем путь ее развития, примерно со времени поражения царизма в Крымской войне и до развертывания массового рабочего движения в 90-х годах. Русская литература 20-х годов – это ее становление и рост за время с Октябрьской революции и до 1929 года.

Словесник касается исторического содержания изучаемого периода, характеризует соотношение классовых сил, общественно-политические группировки, господствующие настроения народных масс. В связи с этим освещаются основные идейные искания, устремления передовых людей. Определяется то, что может быть названо идейно-политическом нервом данной эпохи. Для первой половины XIX в в России решающее значение имела, например, борьба крестьян против крепостного уклада и всех институтов, им порожденных. Настроения крепостных крестьян нашли прямое или косвенное отражение в передовой публицистике, критике и художественной литературе первого периода освободительного движения.[31]

Учитель широкими мазками рисует картину общественной жизни, делая ее красочной, эмоциональной.

Таким образом, обрисовав эпоху словесник бросает общий взгляд на литературу тех лет, говорит об основном содержании историко-литературного процесса.

Например: В первую половину XIX в. происходит становление и утверждение реализма как главного направления. В 30-х годах нашего века завершается создание многонациональной литературы, реализма в нашей стране.

После этого можно перейти к расстановке литературных сил, остановиться на литературных журналах, кружках и объединениях писателей, показать, как время диктует деятелям искусства темы, как входят в литературу новые герои, как изменяется отношение к героям, выдвинутым предшествующим периодом. Называются ведущие прозаики, поэты, драматурги и критики. В общих пока чертах освещается вопрос о литературных стилях эпохи, о наиболее популярных жанрах, о судьбах литературного языка.

Иногда характеристику того или иного стиля легче бывает дать не на материале литературы, а на материале других искусств. Так, парадный портрет XVIII в., живописный и скульптурный, даст убедительное наглядное представление о классицизме, до того как прозвучат в классе отрывки од Ломоносова и Державина.

На творчестве некоторых писателей словесник, излагающий обзорную тему, задержится, сказав немного об их жизни, лучших произведениях, вкладе в русскую литературу и культуру. Это авторы, сыгравшие выдающуюся роль в идейной литературной жизни страны, но не изучаемые из-за недостатка времени монографически: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, А.Н.Радищев, И.А.Крылов, Т.Г.Шевченко, Д.Бедный, Д.Фурманов, Ф.Гладков, А.Макаренко, Л.Леонов и некоторые другие.

Очень кратко, но охарактеризует учитель и деятельность, и творения гениальных художников, композиторов, скульпторов, демонстрируя репродукции, фотоснимки, привлекая грамзаписи.

После этого наступает время подвести итоги литературного развития за эти годы или десятилетия, оценив вклад художников слова в сокровищницу национального мирового искусства, отметить, что из созданного в изучаемую эпоху сохраняет непреходящее значения и для нашего времени.


Методы и приемы

Отметим, что основным методом работы над обзорными темами являются объяснительно-репродуктивные (в форме лекции учителя). Однако их следует сочетать с поисковыми и исследовательскими действиями учащихся. Методика обзорных лекций – один из труднейших вопросов преподавания литературы в старших классах. Учитель должен отобрать для лекции самые необходимые сведения, иллюстрировать их литературными текстами и наглядными пособиями, продумать план и форму изложения лекций, не забывая при этом, что он все же не лектор, а учитель, обязанный во время лекции вызывать самодеятельность учащихся и заботиться о прочности сообщаемых знаний.[32]

Лекция по литературе в IX – XI классах должна быть не только методически выдержанной, идейно насыщенной, содержательной, - она должна быть настолько доходчивой, чтобы ученики усвоили ее полностью и прочно.

Следует иметь в виду, что учащиеся начиная с IX класса переходят на уроках литературы к непривычной для них форме занятий: они слушают обзорные лекции, рассчитанные на 2-3 урока подряд. Навыками же слушания и записи лекций они обычно совершенно не владеют.

Привить эти навыки – одна из существенных задач всех преподавателей и преимущественно словесников. Навыки эти необходимы учащимся не только для прочного усвоения «основ науки» в средней школе, но и для работы в вузе и для все и дальнейшей жизни.[33]

IX класс. Готовясь в IX классе к лекциям обзорного характера, преподаватель прежде всего точно распределяет материал по урокам, с тем чтобы каждый урок представлял собой нечто законченное.

Читая лекцию, необходимо расчленить ее на части. Заканчивая ту или иную часть, полезно сделать обобщение, интонационно подчеркнув его, и предложить учащимся записать вывод дословно. Переходы от одной части к другой на первых порах необходимо также отмечать небольшой паузой или примерно такой фразой (если рассказывается биография писателя): «Так прошло детство писателя. Посмотрим, где и как он учился…»

Самое изложение лекционного материла надо вести по возможности просто, не спеша, иллюстрируя общие положения конкретными фактами – как историческими, так и литературными; широко используя при этом картины, диаграммы, выписывая на доске необходимые даты, трудные названия и имена.[34]

Для правильного понимания жизни и творчества писателей необходима историческая перспектива, установление связи меж­ду временем жизни писателя и современными ему крупнейшими историческими событиями. Поэтому очень желательно в IX клас­се составлять синхронистические таблицы, в которых можно сопо­ставить ряд писателей, указав для каждого из них хронологиче­ские рамки, о которых мы уже говорили выше.

Закончив лекцию, учитель в оставшиеся 5—8 минут пред­лагает вопросы с целью повторения и закрепления прослу­шанного.

X класс. В основном приемы изложения лекции остаются прежними.

Так же, как и в IX классе, говорить надо в сравнительно медленном темпе, выдерживать четкое членение лекции на части, разными способами подчеркивать выводы и обобщения, а также переходы от одной части к другой, широко пользоваться нагляд­ностью во всех ее формах и т. п. Но в X классе надо приучать учеников к записи лекции. Записи необходимо просматривать, чтобы указывать ученикам их достижения и ошибки. По мере того как навык в слушании и записи лекции будет вырабаты­ваться, следует постепенно ослаблять специфические приемы по­мощи ученикам и предоставлять им больше самостоятельности. Так, план перед лекцией можно не сообщать: ученики сами долж­ны улавливать его в процессе слушания. Но зато вопросы, кото­рые ставятся в конце урока, должны даваться в той последо­вательности, в какой шла лекция, вопросы являются тем же пла­ном, только выраженным в форме вопросительных предложений. Такие вопросы помогают ученикам в логическом осмысливании, в систематизации записанного материала.

В X классе надо показать ученикам, как они должны объеди­нять в своих ответах материал учебника с материалом лекции. Учитель, планируя лекцию, придерживается в общем того по­рядка изложения материала, какой дан в учебнике, так как без этого пользоваться учебником было бы очень затруднительно. Предлагая задание, следует объяснить, что сначала ученики должны прочитать такие-то страницы в учебнике, а потом обра­титься к записям лекции и выделить в них то, что дополняет учебник. Отвечать же на следующем уроке они будут обо всем, что узнали и из учебника, и от учителя.

XI класс. Если в предшествующие годы работа по слушанию и записи лекции велась систематически, можно рассчитывать, что ученики XI класса постепенно перейдут к той обычной форме восприятия лекций, с какой потом они должны иметь дело в вузе.[35]

Надо добиваться, чтобы учащиеся самостоятельно в процессе слушания членили лекцию на части, а при записи начинали каждую часть с новой, «красной» строки, чтобы они учились вы­делять существенные положения и обобщения учителя, не дожи­даясь с его стороны подчеркивания и подсказки.

Особенно существенно, чтобы, кончая школу, ученики прио­брели навык связных развернутых ответов, основанных одновременно и на материале учебника, и на прослушанной лекции. С этой целью целесообразно, чтобы, готовясь к ответам по зада­нию и читая для этого соответствующие страницы учебника и  свои записи, ученики составляли письменно план ответа и с этим планом подходили к столу преподавателя.

Контролировать записи учеников и давать разъяснения и указания в XI классе так же необходимо, как и в предшествующих классах.[36]

В лекцию учителя целесообразно включать сообщения учеников по конкретной теме (например, в лекцию о литературе критического реализма начала XX в. ввести сообщение-рассказ ученика о «Молоке» Куприна или повести Вересаева «На повороте»). Рекомендуется широко использовать в обзорах художественное рассказывание; при отсутствии времени на чтение оно в какой-то мере восполнят «дефицит общения» с литературными произведениями при изучении обзорных тем. Может включаться в урок и чтение произведений или фрагментов из них – в виде записей мастеров художественного слова, заранее подготовленное исполнение учащегося и выразительного чтения самого учителя. Большое значение приобретает работа с учебником: составление планов и тезисов к главам, где освещаются обзорные темы, конспектирование их.[37]

Так как основной материал обзорной лекции – сведения исторического и литературного характера, то необходимо выяснить вопрос о том, в каких случаях эти сведения следует сообщать учащимся до изучения произведений, в порядке вступления к новому разделу истории литературы, в каких – после того, как учащиеся ознакомятся с жизнью и творчеством писателя. Кроме того, планируя обзорную лекцию по истории литературы, учитель должен ориентироваться на смежный курс России.

В IX классе, где изучается русская истории до XVIII века, исторический курс хронологически отстает от курса литературы, почему при изучении Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, Герцена приходится сообщать учащимся дополнительный материал, опираясь на то, что помнят учащиеся из курса истории России в VII-VIII классах.

В таком же положении окажется учитель и в первой половине года в X классе, но потом, во второй половине X класса и в XI классе, преподавание литературы истории становится синхронным, и учителю понадобится давать дополнительные исторические сведения лишь тогда, когда он увидит, что по тем или иным причинам у его учеников этих сведений не хватает.

Что же касается сведений литературного характера, касающихся эстетических и историко-литературных взглядов писателей, борьбы литературных направлений и т.п., то здесь возможны разные решения.[38]

Обзорные лекции стимулируют внеклассное чтение школьников. Чем старше класс, тем в большей мере это чтение программируется систематическими занятиями литературой в школе. Мемуарные произведения, книги из серии «Жизнь замечательных людей», сборники избранных сочинений писателей, упоминаемых в обзоре, критические статьи – все это занимает юношей и девушек, разыскивается ими, прочитывается и обсуждается в дружеском кругу.

«Ознакомлению с литературной эпохой, и отдаленной близкой к нашим дням, помогают кинофильмы, радио- и телепередачи, организованный просмотр и прослушивание которых становится теперь обязательным элементов внеклассной работы со школьниками.

Более активны учащиеся, выступая исполнителями в школьном литературно-музыкальном концерте (декламация, вокальные, хореографические номера и т.д.). Эти концерты посвящаются не только отдельным писателям, а и культуре определенного периода. Уже сама разработка программы такого концерта требует многообразных знаний от школьников».[39]

По конкретным вопросам обзорной темы отдельными учащимся поручаются небольшие доклады. Это сообщения о писателях, книгах, журналах, художниках, картинах, композиторах. «Поэт-декабрист К.Ф.Рылеев», «Журнал «Современник», «Чапаев» Фурманова» - вот возможные темы таких выступлений. Главное в каждом из них демонстрация конкретного художественного материала и сжатая его характеристика.

Доклад учащегося вкрапливается в лекцию учителя, которые имеет возможность его сразу же при необходимости корректировать.

«Учащиеся ассистируют учителю, читающему обзорную лекцию, выступая с выразительным чтением, художественным рассказыванием, инсценировками. Им может быть поручена наглядная часть занятия: демонстрация картины и т.д.»[40]

Бывает очень интересной внеклассная работа словесника с учащимися, предшествующая и сопутствующая изучению обзорной темы.

Это раньше всего экскурсии. Чтобы у молодых людей составилось живое представление об эпохе осматриваются памятники архитектуры, сохранившиеся от того времени. В местном краеведческом музее учащиеся знакомятся с предметами быта, с различными подлинными документами прошлого. В картинного галерее их внимание привлекают полотна, современные книгам писателей, которых предстоит изучить.

«Чрезвычайно важным для всякой обзорной лекции является вопрос о ее целостной композиции. В основе любого обзора, как бы он ни был обширен, хотя бы он был рассчитан на 8-10 часов, должна лежать определенная основная идея, придающая обзору целенаправленность и цементирующая отдельные уроки в единое целое. Для обзора литературы последней трети XVIII в. это будет мысль о победе реалистических тенденций у писателей эпохи и о слабом развитии или распаде других литературных направлений; для обзора литературного движения 50-70-х годов – мысль о революционно-демократической литературе как о новом этапе художественного развития русского общества.

Обзорную лекцию отнюдь не следует представлять себе как сплошное монологическое изложение учителя».[41]

В целях активизации внимания класса в лекцию следует вкраплять беседу в форме вопросов о том, помнят ли учащиеся материал, на которых ссылается лектор, как они понимают того или иного героя и т.д.

Кроме того, желательно поручать учащимся чтение иногда даже по ролям, нового текста, сообщаемого лектором, конечно, с предварительной подготовкой.

Возможны и другие приемы. Учитель должен сделать все возможное, чтобы 3-4 часовая обзорная лекция была интересна и вызвала энергичную работу мысли учащихся.[42]

Наряду с этими общими требованиями, обязательными для всякого вводного слова учителя, лекция в старших классах имеет свои особенности, связанные с историко-литературным построением курса. В то время, как в VII – VIII классах биографические сведения сообщаются в ограниченном объеме, с ориентировкой по преимуществу на изучаемое произведение, лекция в старших классах ставит целью: 1)раскрыть весь жизненный и творческий путь писателя как художника и мыслителя; 2) как он связан с эпохой, с теми или иными общественными классами, с народной жизнью; 3) как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути; 4) что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы.[43]

Например, рассмотрим лекцию о Л.Н.Толстом в старших классах, рассчитанную на то, что основное произведение, которое будет изучаться в классе – «Война и мир».

Приступая к обзору жизненного и творческого пути писателя, необходимо п



2020-02-03 264 Обсуждений (0)
В) Материал, предшествующий изучению творчества писателей определенного периода. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В) Материал, предшествующий изучению творчества писателей определенного периода.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)