Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Показатели дифференциации доходов населения



2020-02-03 156 Обсуждений (0)
Показатели дифференциации доходов населения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

    Распределение населения по уровню среднедушевых доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума определяется на основе рядов распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов и является результатом соизмерения доходов наименее обеспеченных групп населения с величиной прожиточного минимума.

Процесс расслоения общества, резко обострившийся в России в последние годы в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования, обусловил необходимость внедрения в статистическую практику нашей страны блока показателе, которые широко используются в международной статистической практике для анализа социально-экономической дифференциации населения.

Важнейшим элементом такого анализа является построение распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода, позволяющее проводить сравнительную оценку благосостояния отдельных групп населения. Особое внимание при этом уделяется низкодоходных социальным группам, поскольку данный аспект изучения необходим для выработки целенаправленной социальной политики государства.

В условиях отсутствия сплошного статистического учёта доходов всех типов домашних хозяйств для построения распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода используются методы имитационного моделирования. Исходная предпосылка построения соответствующей модели заключаются в том, что распределение занятых в экономике по размеру заработанной платы и всего населения по среднедушевому денежному доходу подчинено закону логнормального распределения. Исходя из этой гипотезы эмпирическое распределение, построенное на основе данных выборочных бюджетных обследований, преобразуется в ряд распределения, соответствующий среднему значению группировочного признака в генеральной совокупности. Такое среднее значение, т.е. среднедушевой денежный доход, рассчитывается с помощью баланса денежных доходов и расходов населения.

    До 1993 г. Подобной корректировки данных выборочных бюджетных обследований в условиях российской экономики не требовалось, поскольку оценка среднедушевого денежного дохода, полученная по выборке, незначительно отличалась от оценки среднего дохода в генеральной совокупности. Однако в настоящее время в связи с отсутствием в выборке семей с очень высокими доходами возникает необходимость соответствующей корректировки распределения, построенного на основе выборочных данных.

Для нахождения частот распределения населения по доходам используется функция логарифмически нормального распределения, которая имеет следующий вид:

                     F(u)= dt при х 0

 

где u= ,1n u )

                 U – Среднедушевой денежный доход за месяц, рассчитанный

                        по данным баланса денежных доходов и расходов населения;

                     

                  - среднее квадратическое отклонение случайной величины 1nx, которое                  

                            распределяется по формуле:

                                    = ,

 

     при этом      =     , а = ,  

                 где  - среднемесячный доход i-го члена выборочной совокупности;

                       N – средняя численность выборочной совокупности за рассматриваемый

                                период.        

 

                                                                                                                                   

Для характеристики распределения населения по доходу рассчитывается ряд показателей:

Модальный доход, т.е. уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;

 Медианный доход – показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина – выше;

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения (К ),характеризующий во сколько раз минимальные доходы10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения:

                              К d = d 9| d 1

Где d9 и d1 соответственно девятый и первый дециль;

Коэффициент фондов(Кд), определяемый как соотношение между средними доходами населения в десятой и первой децильной группах:

 

                                         ,    

 

где  и  - среднедушевой доход в месяц соответственно у 10% населения,

                  имеющего минимальный доход и у 10% самой богатой его части.                      

Учитывая, что при расчёте среднего дохода для 10% населения в знаменателе показателей  и  находятся одинаковые значения, коэффициент фондов можно представить в следующем виде:

 

                                           

 

 

                                                         К ,             

          Где  и  - соответственно суммарный доход 10% самого бедного и 10% наиболее богатого населения;

            

Для графической иллюстрации степени неравномерности в распределении доходов строится кривая Лоренца, по которой также можно рассчитать коэффициент Джини как отношение площади между линиями равномерного и фактического распределения к сумме площадей S1 и S2 , которая равна ½:

                            

Кривая Лоренца показывает накопительное распределение дохода по отношению к проценту населения и демонстрирует распределение дохода, которым располагает определенный процент населения. При построении кривой Лоренца по горизонтальной оси откладываются единицы анализа (лица или домохозяйства) в соответствии с ростом дохода, по вертикальной оси – приходящаяся на них кумулятивная доля общего дохода, по вертикальной оси – присоединяющиеся точки, соответствующие накопленным частостям и нарастающим процентам дохода образуют ломаную линию концентрации (кривую Лоренца).

На графике кривой Лоренца в случае равномерного распределения дохода попарные доли населения и доходов должны совпадать и располагаться на диагонали квадрата, что и означает полное отсутствие концентрации дохода.

Чем ближе кривая Лоренца приближается к 45 градусам линии, более равное распределение дохода. Чем больше эта линия отличается от диагонали (чем больше ее вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше его концентрация.

 

 

Показатели неравенства, основанные на кривой Лоренца. Используют данные о распределении дохода, представленные кривой Лоренца, для построения индекса неравенства доходов. Такие меры независимы от среднего – если все доходы изменяются на одинаковый постоянный процент, то относительное неравенство остается неизменным.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) является наиболее широко распространенной мерой распределения доходов и наиболее близок к кривой Лоренца.

 Он рассчитывается по формуле:

                               ,

 где  - доля населения, имеющего доход не выше, чем его максимальный

         уровень в i-ой группе;                       

 - доля доходов i-ой группы в общей сумме в населения,

          исчисленная нарастающим итогом.

Коэффициент Джини измеряет область Лоренца, т.е. область между кривой и диагональю, как отношение всей области у к нижнему треугольнику. Коэффициент Джини находится в интервале от 0 до 1, где 0 обозначает абсолютное равенство( все обладают одинаковым доходом), а 1- абсолютное неравенство (весь доход сконцентрирован на одном индивидуальном лице\семье).

Коэффициент Джини является относительной оценкой в том смысле, что он рассматривает различия относительно порядковой ранжировки индивидуальных лиц, а не отличие каждого дохода от среднего дохода.

Несомненным преимуществом коэффициента Джини является то, что он дает простой сводный показатель неравенства, который довольно легко интерпретировать как для составителей, так и для профессиональных пользователей статистика доходов. Чем выше коэффициент, тем больше неравенство.

Однако коэффициент Джини более чувствителен к изменениям, которые имеют место в окрестности средней распределения, и менее чувствителен к изменениям, которые происходят на обоих “хвостах” распределения.

Следствием “чувствительности ” является то, что одно распределение, которое включает одно наблюдение с чрезвычайно высоким доходом, может давать то же значение коэффициента Джини, что и другое распределение, которое имеет несколько наблюдений с очень низким доходом. По этой причине, оценки коэффициента Джини должны представляться в сочетании, например, с распределением децилей или другими сводными показателями, которые более чувствительны к другим частостям распределения.

 

 3. Показатели статистики бедности

 

В экономической и статистической литературе используются различные подходы для измерения бедности. Подавляющее большинство исследователей считает, что к бедным относятся те, чьи доходы ниже границы бедности. При этом граница бедности представляет собой объективно определенную величину дохода, рассчитанную исходя из национальных или субнациональных минимальных норм потребления материальных благ и услуг.

Такой подход к оценке бедности предполагает использование перечня товаров (с указанием их количества), которые составляют минимальную потребительскую корзину, а также источников информации о ценах на них.

Этот метод оценки бедности используется в Российской Федерации. В качестве границы бедности рассчитывается прожиточный минимум, представляющий собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум в Российской Федерации регулируется федеральным законом, который вступил в силу с 1 января 1998 г. и Методическими рекомендациями по определению минимальной потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и ее субъектам, утвержденными Правительством РФ в феврале 1999 г. Закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении государственных гарантий при получении гражданами России минимальных денежных доходов и осуществлении других мер их социальной защиты. Данный закон использует такие понятия:

§ минимальная потребительская корзина (минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности);

§ прожиточный минимум (стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы);

§ семья (лица связанные родством или свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство);

§ основные социально-демографические группы населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

В соответствии с этим законом прожиточный минимум используется в качестве критерия оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, федеральных и региональных социальных программ; для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсии по старости, размеров стипендий, пособий, других социальных выплат, включая оказание необходимой государственной помощи малоимущим гражданам; а также при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Закон устанавливает, что потребительская корзина определяется для основных социально-демографических групп населения в целом по России и субъектам Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых Правительством России с участием профсоюзов. Потребительская корзина в целом по стране устанавливается федеральным законом, а в субъектах Федерации — их законодательными органами. При этом региональные разработчики потребительской корзины ориентируются на учет природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. Все проекты потребительских корзин должны проходить экспертизу.

Величина прожиточного минимума рассчитывается Госкомстатом России на душу населения в целом по стране и по субъектам Федерации ежеквартально с использованием утвержденных потребительских корзин и потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также данных о расходах населения по обязательным платежам и сборам. Расчеты осуществляются по всему населению и по основным социально-демографическим группам. Величина прожиточного минимума утверждается правительством, а в субъектах Федерации — органами исполнительной власти. Закон определяет, что соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете.

Семья (или одиноко проживающий гражданин) имеет право на получение государственной социальной помощи и считается малоимущей (малоимущим), в случае, если среднедушевой доход (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и условия получения малоимущими гражданами государственной социальной помощи устанавливается законодательством России и законодательством соответствующего субъекта Федерации.

Как правило, в статистической литературе соотношение размеров социальных гарантий, предоставляемых государством населению, выражается коэффициентом — отношением между разными видами социальных гарантий и величиной прожиточного минимума для определенной социально-демографической группы населения (трудоспособные, пенсионеры, дети). Оценки бедности с использованием метода прожиточного минимума позволяют конструировать границу бедности для домохозяйства в целом и учитывать при этом размеры прожиточных минимумов всех его членов.

Основу прожиточного минимума составляют натуральные наборы продуктов питания по минимальным нормам потребления и сбалансированныепо калорийности и химическому составу пищевых веществ. В составе продовольственной корзины прожиточного минимума выделяют хлебопродукты (бобовые, мука пшеничная, рис, крупа (кроме риса), хлеб пшеничный, хлеб ржаной, макаронные изделия) — 130,8 кг на год в среднем на душу; картофель — 124,2 кг; овощи (капуста, огурцы и помидоры, столовые корнеплоды, прочие овощи) — 94 кг; фрукты и ягоды (фрукты свежие, фрукты и ягоды сушеные) — 19,4 кг; сахар и кондитерские изделия (сахар, конфеты, печенье и торты) — 20,7 кг; мясопродукты (говядина, баранина, свинина, субпродукты и прочее мясо, птица, сало, колбасные изделия и копчености) — 26,6 кг; рыбопродукты (рыба свежая, сельдь) — 11,7 кг; молокопродукты (молоко цельное, молоко нежирное, сметана и сливки, масло животное, творог, сыр и брынза) — 212,4 кг; яйца — 151,4 шт.; масло растительное и маргарин — 10 кг.

Эти наборы продуктов питания рассчитаны Институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН и Министерства труда Российской Федерации при участии Всемирной организации здравоохранения.

Минимальный набор продуктов питания обеспечивает потребление в среднем на душу в сутки 73,6 г белков (в том числе 28,9 г животного происхождения), 56,8 г жиров, 353,3 г углеводов, энергетическая ценность минимальной продовольственной корзины — 2236,7 ккал.

Стоимость минимальной продовольственной корзины Госкомстатом России определяется по средним ценам продаж товаров предприятиями торговли, полученными на основе регистрации цен на товары-представители. Такие корзины в России формируются для различных природно-климатических зон. (вся территория страны разделена на 8 зон). Расчет величины продовольственной части прожиточного минимума производится по домохозяйству в целом в зависимости от числа его членов, их пола и возраста. После расчета затрат на питание к стоимости минимальной продовольственной корзины добавляются расходы на непродовольственные товары, платные услуги и уплату налогов и взносов. Доля стоимости продовольственной корзины в прожиточном минимуме составляет 68,3%. Нормативы доли стоимости продовольственных товаров были установлены на уровне 19,1%, услуг — 7,4%, налогов — 5,2%. Досчет прожиточного минимума до полной величины производится в соответствии с этими соотношениями.

Величина прожиточного минимума используется в качестве одного (из критериев, характеризующих степень социального расслоения населения. Обычно выделяются группы домохозяйств с душевыми доходами меньше величины прожиточного минимума, с доходами меньше двух прожиточных минимумов, от двух до трех, от трех до четырех и свыше четырех прожиточных минимумов.

Как правило, критерием отнесения лица или домохозяйства к группе населения, находящейся в состоянии крайней бедности или нищеты, используется или уровень душевых доходов в два и более раза ниже величины прожиточного минимума или калорийность потребления продуктов питания ниже научно обоснованных минимальных физиологических норм.

В соответствии с другой методикой к группе бедных относят тех, чьи доходы ниже, чем у остальных групп населения. Этот метод оценки бедности основан на установлении границы материальной недостаточности в определенном соотношении со средними по всему населению показателями доходов. В этом случае к бедным можно отнести всех тех, чьи доходы ниже, например, половины медианного (или среднего) дохода по всей обследуемой совокупности.

Еще один метод оценки бедности, основанный на использовании статистических оценок, предполагает в качестве критерия бедности применять долю расходов на продукты питания в доходе (расходе) семьи. Так, к категории бедных могут быть отнесены все домохозяйства, у которых доля расходов на питание в доходе (расходах) превышает заданную исследователем величину. Если доля расходов на покупку продуктов питания в доходе домохозяйства достаточно велика (решение принимает исследователь, как правило, на основе сложившейся в стране практики), то семья относится к группе бедных.

Иногда исследователи для оценки бедности в качестве критерия используют уровень потребления продуктов питания. При этом потребление продовольствия, как правило, оценивается через калорийность потребленных продуктов в расчете на душу в сутки и сравнивается с физиологическими нормативами. Естественно, нормативы различаются для различных половозрастных групп населения и учитывают природно-климатические условия проживания населения. При анализе бедности расчеты калорийности питания могут быть дополнены оценками состава пищевых веществ (белки, жиры и углеводы) потребленного продовольствия.

Приведенные критерии бедности могут считаться объективными, но довольно часто в литературе (прежде всего социологической) используются субъективные оценки бедности, основанные на мнениях респондентов об их уровне жизни (бедности), полученных в ходе опросов общественного мнения. В этом случае к бедным относят тех, кто считает, что их материальное положение (доходы, имущество) не позволяет в полном объеме удовлетворять свои потребности.

Наиболее общим показателем, характеризующим бедность, а точнее ее распространенность в обществе, является коэффициент (уровень) бедности, или доля населения с низкими доходами во всем населении.

Другой важный показатель бедности, имеющий практическое значение при оценке стоимости мер социальной поддержки, — дефицит дохода бедных семей. Этот показатель рассчитывается как объем денежных средств, необходимых для повышения доходов бедных домохозяйств до границы бедности. Расчет дефицита дохода осуществляется по семьям разного типа, так как для каждой семьи существует конкретная граница бедности, она зависит от состава домохозяйства, половозрастных характеристик его членов. Дефицит дохода рассчитывается как по всей группе бедных домохозяйств, так и на одно домохозяйство или душу населения.

Отношение дефицита дохода к границе бедности (прожиточному минимуму) называется промежутком низкого дохода. Как правило, этот показатель рассчитывается в процентах. Промежуток низкого дохода как относительный показатель дефицита дохода бедных семей широко используется при хронологических и территориальных сопоставлениях.

В экономической литературе для характеристики бедности широко используются и другие показатели.

Так, для домохозяйства в целом, с учетом величины принятого прожиточного минимума, размера и состава домохозяйства по полу и возрасту его членов может быть определен порог бедности, которым называют средневзвешенную из прожиточных минимумов членов конкретного домохозяйства.

Для упорядочения мер государственной социальной политики законодательно устанавливаются нижние пределы (минимальные размеры) заработной платы и пенсии, которые представляют собой минимальные государственные стандарты. Минимальный размер оплаты труда является исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, он учитывается при заключении коллективных договоров между наемными работниками и работодателем. В бюджетной сфере государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда является ставка первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. В области пенсионного обеспечения государственным минимальным социальным стандартом является размер минимальных пенсионных выплат.

Под минимальным потребительским бюджетом понимают стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму.

Для характеристики динамики бедности рассчитывается индекс бедности, представляющий собой темп роста средневзвешенной величины порога бедности или прожиточного минимума. Индекс бедности, как правило, сравнивается с индексом инфляции и темпом роста доходов населения.

В целях исследования территориального распространения бедности используется термин «зоны бедности», в которые включают территории высокой концентрации бедных. При этом к зонам бедности относят те территории, которые имеют уровень бедности выше среднего по стране или выше установленного предела.

При экономическом анализе важно выявить не только общее количество бедных и их долю во всей совокупности домохозяйств или населения, но и степень дефицитности их материального состояния, без этого невозможны объективные оценки стоимости государственных социальных программ. Вот почему необходимо использовать показатели бедности, которые позволяют оценить глубину бедности (степень обеднения) и остроту бедности.

Индекс глубины бедности рассчитывается по формуле

 

           (43.1)

 

где Zh — граница бедности для отдельного домохозяйства, рассчитываемая как сумма порогов бедности для всех его членов;

Yh уровень дохода (расходов или потребления) отдельного домохозяйства;

q — количество бедных домохозяйств;

Н — общее количество домохозяйств;

h — номер каждого домохозяйства.

Расчет показателей бедности по этой формуле можно вести не по домохозяйствам, а по лицам, тогда параметры Zh, Yh, q, Н относятся к лицам, а h — это номер каждого лица.

Индекс остроты бедности рассчитывается по формуле

 

      (43.2)

 

Отличие индекса остроты бедности от индекса глубины бедности состоит в том, что при его расчете придается больший удельный вес домохозяйств с более значительным дефицитом доходов (расходов или потребления).

Показатель уровня бедности зависит от доли домохозяйств (или населения) с доходами ниже порога бедности (или иного стандарта, определяющего состояние домохозяйства как бедное), дефицита дохода домохозяйств и степени дифференциации по уровню дохода именно бедного слоя населения. Синтетический индикатор бедности (Sen-индекс) учитывает все эти факторы и является наиболее общей характеристикой бедности. Он рассчитывается по формуле

 

            (43.3)

 

где L — доля бедного населения;

N — средний дефицит дохода к границе бедности (промежуток низкого дохода);

d — средний доход бедных домохозяйств;

Р — граница бедности;

Gp — коэффициент Джини для бедных домохозяйств.

Sen-индекс представляет собой взвешенную сумму дефицитов домохозяйств, отнесенных к бедным. Этот показатель варьирует в интервале от 0 до 1. Sen-индекс используется для временных и территориальных сопоставлений, так как сочетает в себе характеристики распространения бедности, ее интенсивности и неравенства среди бедных.

Основными причинами бедности в современных условиях являются: низкий уровень оплаты труда у отдельных категорий наемных работников, большое число иждивенцев в домохозяйстве, безработица, низкий уровень пенсий, стипендий и пособий. Исходя из этого статистика бедности призвана измерить воздействие этих факторов на динамику, распространенность и глубину бедности. Социально-экономический портрет бедности представляет собой систему характеристик, описывающих бедность как состояние определенной части общества. В ее составе выделяются следующие группы показателей: демографические (средний размер домохозяйства, его состав с половозрастными характеристиками членов, рождаемость, смертность, заболеваемость членов домохозяйства), экономические (источники доходов и их использование, имущество домохозяйства, занятость членов домохозяйства), социальные (расслоение бедных, социальные субсидии, дефицит бюджета домохозяйства, уровень и калорийность потребления продуктов питания, жилищные условия, потребление услуг отраслей социального комплекса).

 



2020-02-03 156 Обсуждений (0)
Показатели дифференциации доходов населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Показатели дифференциации доходов населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)