Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНТИМОНОПОЛЬНЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



2020-02-03 180 Обсуждений (0)
АНТИМОНОПОЛЬНЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Начало государственной политики в области антимоно­польного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 г. Проведение последовательной антимонопольной полити­ки стало одной из постоянных функций государственного управления.

Основны­ми направлениями демонополизации являются:

· формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;

· разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

· государственное регулирование деятельности монополий;

· контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хо­зяйствующих субъектов, приобретением акций [6, с.503].

Важной задачей антимонопольного регулирования является предупреждение появления новых монопольных структур, что свидетельствует об абсолютизации борьбы с монополизмом, од­ностороннем (только отрицательном!) влиянии монополий на экономическое развитие. Монополистическая деятельность и до­минирующее положение рассматриваются как тождественные и негативные.

Для большинства секторов республики характерен высокий уровень монополизма. Антимонопольные органы оценивают его по показателям концентрации производства важнейших товаров (товарных групп), определяющих степень преобладания на рынке одного или нескольких хозяйствующих субъектов. Концентрация на товарных рынках (в отраслях) рассчитывается по коэффициенту концентрации (CR3) , т.е. по доле 3 крупнейших хозяйствующих; субъектов на товарном рынке или в отрасли, которая представляет собой отношение продаж 3 хозяйствующих субъектов к общему (отраслевому) объему продаж. Для этих целей используется также индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ), отражающий степень влияния крупных компаний на состояние отрасли.

В Беларуси выделяют следующие уровни концентрации производства:

1. Нормальная концентрация, или неконцентрированный

                                    CR 3<45%; ИХХ<1000;

2. Средняя степень концентрации, или умеренно концентрированный рынок

45 %<CR 3<70%; 1000<ИХХ<1800;

3. Высокая степень концентрации, или слабаяконкурентная среда

                          CR 3>70%; ИХХ>1800.

Причем следует сказать, что в республике доминирует высокий уровень концентрации производства - CR 3>70 %.

Как уже отмечалось, монополизация связана с концентрацией производства, но не тождественна ей. Концентрация производства превращается в монополию лишь при определенных условиях. Это хорошо учитывать при проведении антимонопольной политики,  чтобы не возводить в абсолют борьбу с монополизмом, противо­действуя объективным процессам концентрации производства [14, с.11].

Согласно нормативным документам антимонопольных ор­ганов Беларуси, в экономике Беларуси выделяются следующие "рыночные модели":

• сконцентрированные отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров легкой промышленности, банковских, страховых, строительных услуг);

• олигополии, представленные несколькими крупны­ми предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, це­мента, часов и др.);

• локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков (например, монополизм предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественных локальных монополий в системе водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.) [16, с.27].

Антимонопольная политика в Республике Беларусь направле­на на формирование конкурентных отношений в сфере производ­ства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствую­щих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие диф­ференцированных подходов к регулированию деятельности естес­твенных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, свя­занного с деятельностью различного рода объединений; установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исклю­чающих монополизацию рынка; на снижение отрицательных пос­ледствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена антимоно­польным Законом и конкретизирована в республиканской Ком­плексной программе демонополизации экономики.

Одним из главных направлений антимонопольной полити­ки должно стать обеспечение условий свободного доступа но­вых фирм на рынки. Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких произво­дителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы - сговоры между предприятиями в целях ус­транения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциаль­ным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установле­ние цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обре­менительных условий поставок; разделение сфер влияния на рынке [1, с.24].

Для устранения монополизма и причин, его порождающих, необходим комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, на перестройку производства и управле­ния, осуществление которых не может происходить без целе­направленного государственного контроля и регулирования.

В течение переходного периода необходимо создать пред­посылки для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предприни­мателей, предприятий); полную их ответственность за резуль­таты хозяйственной деятельности; равноправие всех видов соб­ственности, включая частную; конкуренцию производителей, т.е. следует перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Для этого необходимы демонополизация экономики; формирование соответствующей структуры производства; наличие на рынке достаточного количества про­изводителей каждого вида товаров, не имеющих возможности влиять на рыночные цены; свободный вход на рынок любого субъекта; знание и соблюдение законов рынка, правил игры на нем, пресечение злоупотреблений монополистическим положе­нием. Понятие "демонополизация" стало использоваться после принятия в 1990 г. Постановления Совета Министров СССР "О мерах по демонополизации народного хозяйства". В западной экономической литературе оно практически не применяется; здесь распространены понятия "антимонопольное, или антит­рестовское, регулирование". Применительно к отечественной экономике его появление объясняется множеством депроцессов, характерных для периода реформирования общества. К их числу относятся деполитизация, деидеологизация, деэтатизация, дерегулирование, децентрализация, деконцентрация, де­монополизация. Этот термин в начале 90-х гг. получил широкое распространение в странах Восточной Европы и трактуется как путь к экономической свободе путем разгосударствления и приватизации, устранения монополии государственной соб­ственности, монополии государства на производство продук­ции и услуг с целью формирования конкурентного рынка.

Демонополизацию определяют как "политику государ­ства, направленную на снижение степени монополизации рын­ка. Она включает: систему ограничений на слияния и новые межфирменные соглашения, усиливающие монополизацию и ограничивающие конкуренцию; деконцентрацию (разукруп­нение) предпринимательских монополий; содействие конку­ренции в монополизированных отраслях" [15, с.371].

В нерыночной экономике борьба возможна только с искус­ственно созданной монополией в сфере управления, с государ­ственным монополизмом, мешающим становлению рыночных отношений, со злоупотреблениями доминирующим положени­ем хозяйствующих субъектов. К последним на рынке относят: создание препятствий для доступа на рынок (выхода с рынка) другим хозяйствующим субъектам; преднамеренное сокраще­ние производства; изъятие товаров из обращения с целью соз­дания или поддержания дефицита на рынке; необоснованное повышение (снижение) цен; навязывание контрагенту условий договора продажи товаров, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи   финансовых средств, сырья, материалов, изделий жилых домов, квартир, рабочей силы контрагента и др.); установление (поддержание) цены или надбавок (скидок) к ней для получения монопольно высокой прибыли или для устранения конкурентов.

Следовательно, демонополизацию в условиях трансформа­ционной экономики можно определить как политику государ­ства, направленную против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке и на создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Главным в этой политике должна быть не борьба с монополиз­мом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых усло­вий для формирования рыночных отношений, для становления предпринимательства и конкуренции[9, с.207].

В соответствии с проводимой антимонопольной политикой стал регулярно составляться Государственный реестр хозяй­ствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Основным критерием для вклю­чения в него является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельно установленную величину. Для хозяйствующих субъектов — производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного - 30%, двух - 54, трех - 72, четырех — 95 %; для хозяйствующих субъек­тов — производителей продукции производственно-техничес­кого назначения — соответственно 45, 67, 86 и 100 %.

Число предприятий промышленности, занимающих доми­нирующее положение на товарных рынках республики, в по­следние годы заметно сократилось (прил. А). Большинство из них — в машиностроении и металлообработке, по удельному ве­су в объеме выпускаемой продукции лидируют черная метал­лургия, химическая и нефтехимическая промышленность.

Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкурен­ции. Конкуренция и монополия образуют диалектическую об­щность, постоянно противостоят друг другу и являются неотъ­емлемой чертой рыночных отношений.

 

В Беларуси присутствует государственный монополизм в управлении жилищным фондом.

Техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда осуществляют организации различной формы собственности. В том числе государственные организации — 99,4 млн. кв. м, самостоятельно жилищно-строительные кооперативы — 4 млн. кв. м, товарищества собственников — 2,1 млн. кв. м, негосударственные жилищные организации — 1 млн. кв. м.

В соответствии с концепцией развития жилищно-коммунального хозяйства Беларуси до 2015 года и программой развития ЖКХ на 2006—2010 годы к 2010 году доля жилищного фонда, который будет обслуживаться на конкурсной основе, составит 60%. Это будет осуществляться путем создания частных компаний, в том числе товариществ собственников, а также путем создания специализированных расчетных центров, проведения работ по тепловой модернизации крупнопанельных домов массовой застройки.

К 2015 году предусмотрено доведение доли жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 100%. Планируется, что управление многоквартирными домами будет осуществляться через товарищества собственников. Также планируется в основном завершить перевод ЖКХ на безубыточную работу с учетом перехода на полную оплату населением затрат на содержание и ремонт жилых помещений, коммунальных услуг при обеспечении адресной социальной защиты населения. Кроме этого, предполагается разработать и внедрить механизм обязательного страхования жилых помещений в многоквартирных домах.

В настоящее время проводится работа по назначению уполномоченных лиц по управлению общим недвижимым имуществом совместных домовладений¸ которая должна завершиться в 2008 году. Одной из основных функций уполномоченного лица является заключение договоров с организациями, которые будут проводить техобслуживание и ремонт жилых домов, и выбор таких организаций возможен только через проведение конкурсов [17, с.9].

Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуще­ствляется различными способами. Она может быть внутриот­раслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых она происходит, раз­личают совершенную конкуренцию, чистую монополию, моно­полистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция представлена в таких сферах дея­тельности, где действует достаточно много продавцов и покупа­телей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на его цену.

Чистая монополия является антиподом совершенной кон­куренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий аналогов.

Особое место занимают «естественные монополии» (топ­ливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммуналь­ное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозмож­на или экономически нецелесообразна. Как правило, «естест­венные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

Монополистическая, конкуренция (или монополия по диф­ференцированному продукту) предполагает относительно боль­шое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отли­чие от совершенной в условиях монополистической конкурен­ции каждая фирма продает особый тип товара, который отлича­ется качеством, оформлением, практичностью (дифференциро­ванный продукт). Данный вид конкуренции характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сети ресторанов, станций технического обслуживания, банковских учреждений); в производящих отраслях — это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкоголь­ных напитков, стирального порошка и т.д.

Олигополия представляет собой рыночную - структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворя­ется небольшим числом производителей. Чаще всего на олигополистическом рынке действуют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

По методам осуществления конкуренцию можно подразде­лить на ценовую и неценовую. Первая предполагает продажу то­варов или предложение услуг по более низким ценам, чем кон­куренты. Вторая основана на предложении товара более высо­кого качества, с большой надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.

Процесс становления конкуренции в переходной экономике во многом зависит от темпов преобразования отношений собст­венности. Преобладание государственной собственности на сред­ства производства сдерживает ее развитие. Чем быстрее идет процесс приватизации, чем больше доля негосударственных предприятий на рынке, тем выше эффективность конкурентно­го рыночного механизма [6, с.506].

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

В основных направлениях социально – экономического развития Республики Беларусь определены стратегические пути осуществления антимонопольной политики и формирования конкурентной среды, в частности, создание благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки новых производителей, в том числе и зарубежных, посредством устранения организационных и экономических барьеров вхождения на рынок. Однако, не следует переоценивать эту программу, т.к. монополисты постоянно совершенствуют систему методов и средств воздействия на вновь прибывших на рынок конкурентов.

Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

 



2020-02-03 180 Обсуждений (0)
АНТИМОНОПОЛЬНЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНТИМОНОПОЛЬНЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)