АНТИМОНОПОЛЬНЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности. Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 г. Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. Основными направлениями демонополизации являются: · формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; · разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции; · государственное регулирование деятельности монополий; · контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций [6, с.503]. Важной задачей антимонопольного регулирования является предупреждение появления новых монопольных структур, что свидетельствует об абсолютизации борьбы с монополизмом, одностороннем (только отрицательном!) влиянии монополий на экономическое развитие. Монополистическая деятельность и доминирующее положение рассматриваются как тождественные и негативные. Для большинства секторов республики характерен высокий уровень монополизма. Антимонопольные органы оценивают его по показателям концентрации производства важнейших товаров (товарных групп), определяющих степень преобладания на рынке одного или нескольких хозяйствующих субъектов. Концентрация на товарных рынках (в отраслях) рассчитывается по коэффициенту концентрации (CR3) , т.е. по доле 3 крупнейших хозяйствующих; субъектов на товарном рынке или в отрасли, которая представляет собой отношение продаж 3 хозяйствующих субъектов к общему (отраслевому) объему продаж. Для этих целей используется также индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ), отражающий степень влияния крупных компаний на состояние отрасли. В Беларуси выделяют следующие уровни концентрации производства: 1. Нормальная концентрация, или неконцентрированный CR 3<45%; ИХХ<1000; 2. Средняя степень концентрации, или умеренно концентрированный рынок 45 %<CR 3<70%; 1000<ИХХ<1800; 3. Высокая степень концентрации, или слабаяконкурентная среда CR 3>70%; ИХХ>1800. Причем следует сказать, что в республике доминирует высокий уровень концентрации производства - CR 3>70 %. Как уже отмечалось, монополизация связана с концентрацией производства, но не тождественна ей. Концентрация производства превращается в монополию лишь при определенных условиях. Это хорошо учитывать при проведении антимонопольной политики, чтобы не возводить в абсолют борьбу с монополизмом, противодействуя объективным процессам концентрации производства [14, с.11]. Согласно нормативным документам антимонопольных органов Беларуси, в экономике Беларуси выделяются следующие "рыночные модели": • сконцентрированные отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров легкой промышленности, банковских, страховых, строительных услуг); • олигополии, представленные несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов и др.); • локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков (например, монополизм предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественных локальных монополий в системе водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.) [16, с.27]. Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исключающих монополизацию рынка; на снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена антимонопольным Законом и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики. Одним из главных направлений антимонопольной политики должно стать обеспечение условий свободного доступа новых фирм на рынки. Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы - сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния на рынке [1, с.24]. Для устранения монополизма и причин, его порождающих, необходим комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, на перестройку производства и управления, осуществление которых не может происходить без целенаправленного государственного контроля и регулирования. В течение переходного периода необходимо создать предпосылки для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предпринимателей, предприятий); полную их ответственность за результаты хозяйственной деятельности; равноправие всех видов собственности, включая частную; конкуренцию производителей, т.е. следует перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Для этого необходимы демонополизация экономики; формирование соответствующей структуры производства; наличие на рынке достаточного количества производителей каждого вида товаров, не имеющих возможности влиять на рыночные цены; свободный вход на рынок любого субъекта; знание и соблюдение законов рынка, правил игры на нем, пресечение злоупотреблений монополистическим положением. Понятие "демонополизация" стало использоваться после принятия в 1990 г. Постановления Совета Министров СССР "О мерах по демонополизации народного хозяйства". В западной экономической литературе оно практически не применяется; здесь распространены понятия "антимонопольное, или антитрестовское, регулирование". Применительно к отечественной экономике его появление объясняется множеством депроцессов, характерных для периода реформирования общества. К их числу относятся деполитизация, деидеологизация, деэтатизация, дерегулирование, децентрализация, деконцентрация, демонополизация. Этот термин в начале 90-х гг. получил широкое распространение в странах Восточной Европы и трактуется как путь к экономической свободе путем разгосударствления и приватизации, устранения монополии государственной собственности, монополии государства на производство продукции и услуг с целью формирования конкурентного рынка. Демонополизацию определяют как "политику государства, направленную на снижение степени монополизации рынка. Она включает: систему ограничений на слияния и новые межфирменные соглашения, усиливающие монополизацию и ограничивающие конкуренцию; деконцентрацию (разукрупнение) предпринимательских монополий; содействие конкуренции в монополизированных отраслях" [15, с.371]. В нерыночной экономике борьба возможна только с искусственно созданной монополией в сфере управления, с государственным монополизмом, мешающим становлению рыночных отношений, со злоупотреблениями доминирующим положением хозяйствующих субъектов. К последним на рынке относят: создание препятствий для доступа на рынок (выхода с рынка) другим хозяйствующим субъектам; преднамеренное сокращение производства; изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке; необоснованное повышение (снижение) цен; навязывание контрагенту условий договора продажи товаров, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, сырья, материалов, изделий жилых домов, квартир, рабочей силы контрагента и др.); установление (поддержание) цены или надбавок (скидок) к ней для получения монопольно высокой прибыли или для устранения конкурентов. Следовательно, демонополизацию в условиях трансформационной экономики можно определить как политику государства, направленную против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке и на создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Главным в этой политике должна быть не борьба с монополизмом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, для становления предпринимательства и конкуренции[9, с.207]. В соответствии с проводимой антимонопольной политикой стал регулярно составляться Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Основным критерием для включения в него является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельно установленную величину. Для хозяйствующих субъектов — производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного - 30%, двух - 54, трех - 72, четырех — 95 %; для хозяйствующих субъектов — производителей продукции производственно-технического назначения — соответственно 45, 67, 86 и 100 %. Число предприятий промышленности, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики, в последние годы заметно сократилось (прил. А). Большинство из них — в машиностроении и металлообработке, по удельному весу в объеме выпускаемой продукции лидируют черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность. Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции. Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений.
В Беларуси присутствует государственный монополизм в управлении жилищным фондом. Техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда осуществляют организации различной формы собственности. В том числе государственные организации — 99,4 млн. кв. м, самостоятельно жилищно-строительные кооперативы — 4 млн. кв. м, товарищества собственников — 2,1 млн. кв. м, негосударственные жилищные организации — 1 млн. кв. м. В соответствии с концепцией развития жилищно-коммунального хозяйства Беларуси до 2015 года и программой развития ЖКХ на 2006—2010 годы к 2010 году доля жилищного фонда, который будет обслуживаться на конкурсной основе, составит 60%. Это будет осуществляться путем создания частных компаний, в том числе товариществ собственников, а также путем создания специализированных расчетных центров, проведения работ по тепловой модернизации крупнопанельных домов массовой застройки. К 2015 году предусмотрено доведение доли жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 100%. Планируется, что управление многоквартирными домами будет осуществляться через товарищества собственников. Также планируется в основном завершить перевод ЖКХ на безубыточную работу с учетом перехода на полную оплату населением затрат на содержание и ремонт жилых помещений, коммунальных услуг при обеспечении адресной социальной защиты населения. Кроме этого, предполагается разработать и внедрить механизм обязательного страхования жилых помещений в многоквартирных домах. В настоящее время проводится работа по назначению уполномоченных лиц по управлению общим недвижимым имуществом совместных домовладений¸ которая должна завершиться в 2008 году. Одной из основных функций уполномоченного лица является заключение договоров с организациями, которые будут проводить техобслуживание и ремонт жилых домов, и выбор таких организаций возможен только через проведение конкурсов [17, с.9]. Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей). В зависимости от условий, в которых она происходит, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Совершенная конкуренция представлена в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на его цену. Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий аналогов. Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Монополистическая, конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной в условиях монополистической конкуренции каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Данный вид конкуренции характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сети ресторанов, станций технического обслуживания, банковских учреждений); в производящих отраслях — это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и т.д. Олигополия представляет собой рыночную - структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего на олигополистическом рынке действуют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта. По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Первая предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Вторая основана на предложении товара более высокого качества, с большой надежностью и сроком службы, более высокой производительностью. Процесс становления конкуренции в переходной экономике во многом зависит от темпов преобразования отношений собственности. Преобладание государственной собственности на средства производства сдерживает ее развитие. Чем быстрее идет процесс приватизации, чем больше доля негосударственных предприятий на рынке, тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма [6, с.506].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом. В основных направлениях социально – экономического развития Республики Беларусь определены стратегические пути осуществления антимонопольной политики и формирования конкурентной среды, в частности, создание благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки новых производителей, в том числе и зарубежных, посредством устранения организационных и экономических барьеров вхождения на рынок. Однако, не следует переоценивать эту программу, т.к. монополисты постоянно совершенствуют систему методов и средств воздействия на вновь прибывших на рынок конкурентов. Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения. С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |