Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОКИ МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ



2020-02-03 169 Обсуждений (0)
ИСТОКИ МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Истоки монополизма в рыночной экономике...........................................6

2. Конкуренция как противодействие монополизму....................................16

3. Антимонопольная политика в Республике Беларусь................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Монополия и конкуренция — явления рыночного хозяйства, благодаря которым обеспечивается саморазвитие экономической системы. Вместе с тем, их взаимодействие на разных историчес­ких этапах и в условиях различных общественно-экономических систем имеет определенную специфику, обусловленную многими причинами.

До недавнего времени в советской экономической литературе наличие монополии и конкуренции связывалось исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают ее типичными и существенными признаками. В исследованиях со­ветских ученых подчеркивались негативные стороны и послед­ствия указанных явлений. В командной экономике существова­ние монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализа­ции предприимчивости, не признавалась.

С середины 80-х гг. ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных инструментов и механизмов ста­новления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

Становление рыночных отношений в Республике Беларусь столкнулось с монополизмом особого рода, возникшим в неры­ночной среде и отличающимся от классических монопольных отношений. Экономические реалии сегодняшнего дня ставят проблемы монополизации, демонополизации, антимонопольного ре­гулирования, формирования конкуренции и конкурентной сре­ды в число ведущих, определяющих не только будущее белорусской экономики, но и сохранение ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.

Данная тема наиболее актуальна на сегодняшний день в Республике Беларусь, поскольку в трансформационной экономике происходит формирование государственного сектора как монополистического, что проявляется не только в естественных видах монополии.

В связи с этим целью курсовой работы является рассмотрение особенностей монополизации в Республике Беларусь.

Исходя из цели работы были определены следующие задачи:

- рассмотреть особенности монополизма в рыночной экономике;

- рассмотреть различия монополизма и конкуренции;

- рассмотреть основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь.

В данной курсовой работе использовался кабинетный метод исследования, путём изучения вторичных источников, таких как статистический ежегодник Республики Беларусь и различных периодических изданий.

Объектом исследования данной курсовой работы является национальная экономика.

Предметом исследования данной курсовой работы является монополизм в Республике Беларусь.

В данной курсовой работе были использованы труды таких авторов, как Шимов В.Н. (Национальная экономика Беларуси) где разносторонне рассмотрены самые разные аспекты Национальной экономики Беларуси; также стоит обратить внимание на труды таких авторов как Санько Г.Г., Кирцнер И., Сафрончук М.В. и др., которые очень хорошо описывают понятие и особенности монополии и конкуренции.

 

 

ИСТОКИ МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Перед тем как приступить к рассмотрению настоящей темы, следует рассмотреть понятие монополии и сущность монопольной власти на рынке. 

Монополия — фирма, единственный поставщик продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Фирма обладает монополией, если она — единственный поставщик продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Основная причина возникновения моно­полии — барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам всту­пить в конкуренцию с монополистом. Барьеры на входе в рынок, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

• ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма;

• правительство предоставило исключительные права на производство некото­рой продукции одной фирме;

• издержки производства таковы, что максимальная эффективность производ­ства возможна при наличии на рынке единственного производителя [10, с.43].

Понятие "монополия" универсально. Оно широко исполь­зуется в экономике, политике, идеологии, литературе, науке, в искусстве.

Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

1. с точки зрения рыночной структуры;

2. с точки зрения рыночного поведения;

3. с точки зрения рыночных итогов [2, с.97].

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что, опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Здесь можно привести ещё одно определение монополии:

Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама и.т.д.). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

· монопольно высокими ценами;

· ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

· Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

· Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

· Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

· При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

· Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке [15, с.214].

Теоретико-методологические основы анализа монополии предполагают выявление ее сущности и содержания, причин возникновения и факторов, влияющих на нее, а также харак­терных признаков и критериев, видов и форм, функционально­го назначения и последствий.

По данным проблемам в экономической теории существу­ют различные, в том числе и противоречивые точки зрения. Это объясняется тем, что различные ученые являются привер­женцами разных направлений в науке, и их профессиональные взгляды отражают конкретные исторические условия функцио­нирования экономических систем.

Западные экономисты проповедуют главным образом прагма­тический подход к оценке монополии и при этом, как правило, пренебрегают теоретическими аспектами, в том числе и еди­ным ее определением. Еще А. Пигу отмечал, что "монополия не является четко определенным понятием".

В западной и отечественной экономической теории это по­нятие связывается с барьерами на пути конкуренции, либо но­сящими юридический характер (особые привилегии, вводимые государственной властью), либо основанными на владении не­воспроизводимыми природными ресурсами (лучшими участка­ми Земли), либо порожденными сговорами, подкрепленными собственностью на дефицитные ресурсы.

Большинство западных экономистов опре­деляют монополию как правовое понятие и как модель рынка, а отечественных - как форму организации производства.

В историческом плане монополия первоначально определя­лась как правовое понятие. Впервые оно появилось в Римском праве и английском законодательстве, где выделялись такие при­знаки, как обладание властью, исключительным правом, преиму­ществом, привилегиями, позволяющими получать сверхприбыль. Так, в Кодексе Наполеона монополия определена как право на преимущество, поскольку единоличное обладание исключительным преимуществом или привилегией возникало в любой сфере деятельности, чаще всего - в торговле.

В Римском праве монополия (от гр. monopolium - один про­даю, единственный продавец) трактуется как исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производ­ства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, груп­пе лиц, организации или государству. В данном случае монополия как привилегия выступает в виде закона, поскольку различные преимущества обусловлены либо абсо­лютным преобладанием субъекта (группы субъектов) в про­изводстве, либо уникальностью продукта, либо особыми привилегиями, предоставленными государством. Такие моно­полии возникли задолго до конца XIX в. Известны монополия частной собственности на землю, монополия на землю как на объект хозяйства, монополии продавцов и покупателей, торго­вые монополии средневековья, цеховые привилегии и т.п. [12, с.12].

В настоящее время в этом значении термин "монополия" почти не употребляется. Однако в действительности, согласно данному определению, монополистами являются отделения связи, большинство служб коммунального хозяйства, многие магазины, торгующие спиртными напитками, похоронные бю­ро, службы по распылению химикатов на полях; Американская ассоциация врачей, ассоциации адвокатов в штатах, профсоюзы; фермеры, арендующие у государства дополнительные участки землина льготных условиях; ра6отающие по лицензиям парикмахеры и большинство таксомоторных фирм. Широко практикуются привилегии, ограничивающие конкуренцию.

 Правовой аспект монополии раскрывает ее содержание в узком смысле. Однозначно, в узком смысле, трактовалась она и в отечественной экономической теории: монополия определяется главным образом как форма организации крупного производства. Многие считали, что теория монополии в широком смысле слова изучает большинство сторон капитализма в его империалистической стадии. Начиная с XIX в., когда по мере развития национального и мирового хозяйства стали формироваться различные рыночные структуры, получили распространение исследования монополии, как экономического понятия, где она определяется и как цель рынка, и как форма организации производства. Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к про­даже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, - это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу таким образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".

Монополия как тип рыночной структуры - теоретическое понятие, существующее в совершенной форме лишь как экономическая модель. В реальности же условия чистой монополии могут быть только приближены (близки) к ним, ибо довольно трудно найти рынок, который бы действительно обслуживался единственной фирмой.

В настоящее время господство одной фирмы возможно только на территориально обособленных рынках, главным образом в сфере услуг, транспорта, коммунального хозяйства (единственная парикмахерская в малом городе, авиалиния между двумя небольшими аэродромами, обслуживаемая единой авиакомпанией).

 В экономической теории поиски определения понятия "монополия” сопровождались исследованием социально - экономических предпосылок ее возникновения и развития, а также факторов, способствующих этому. Однако и западная, и отечественная экономическая теории причины и факторы появления монополий обычно отождествляли. Причинами их образования считались второстепенные явления. Тем самым игнорировалась их действительная основа. В результате рыночная теория рассматривала монополию в отрыве от сферы производства.

Первоначально "монополия" и "монополизм" считались чисто рыночными категориями, а их проявление представлялось как рыночные отношения, присущие только сфере обращения. Позднее классики марксизма обосновали идею о том, что "от­ношения в производстве составляют глубинную основу господ­ства монополии и в рыночной сфере, где монополизм принимает свое окончательное завершение". Так, причиной (предпосылкой) монополизации называли субъек­тивную психологическую склонность к объединению (наличие гильдейского духа), контроль над сырьем и др. [11, с.6].

И. Шумпетер считал, что монополия возникла на основе применения отдельным товаропроизводителем технических усовершенствований. П. Рузье писал: "... всякий патент на изобретение составляет на деле законную монополию".

Протекционизм, порождавший тенденцию к образованию монополий и выступавший средством защиты от иностранной конкуренции, также рассматривался как один из факторов (его называли условием), облегчавших достижение монопольной власти. Примером тому являлись покровительственные пошлины которые многие исследователи начала XX в. (К. Каутский, Рузье) считали причиной создания частнохозяйственных монополий. В их отмене они видели единственное и главное средство борьбы с монополизмом. Вместе с тем, существуют примеры, доказывающие, что "покровительственные пошлины вовсе не делают неизбежным образование “картелей и трестов, о чем свидетельствует ... существование лишь небольшого количества эффективных объединений в германской ткацкой и прядильной промышленности, находящихся защитой высоких покровительственных пошлин" [12, с.17].

Следует отметить, что в тот период были страны со свободной
торговлей (Бельгия, Великобритания), где картельное движение достигло значительных размеров.

Причинами становления монополии как модели рынка явились определенные преимущества субъекта, отсутствовавшие у конкурентов: собственность на факторы производства, включая уникальные, и объекты сферы обращения; обладание техникой, патентами, лицензиями, авторскими правами; дифференциация продукта, т.е. индивидуальные качественные особенности товара; крупные размеры производства капитала.

Факторами, способствовавшими появлению монополии, могли быть выгодное географическое расположение, конкуренция, горизонтальная и вертикальная интеграции, протекционистская политика государства и т.д. Дж. М. Кларк считал причиной образования монополий конкуренцию. "Объединения, - писал он, - обусловлены не экономией на масштабах производства, а естественным стремлением прекратить конкуренцию. Позднее эту мысль обосновали классики марксизма в работах 40-х гг. XX в. [12, с.17].

Социально-экономические предпосылки возникновения и развития монополии исследовали также ученые марксистско-ленинского направления. Они доказали, что накопление капитала в условиях рыночной экономики являлось исходным мотивом образования крупномасштабного производства. Конкуренция порож­дала тенденцию капитала к концентрации его в руках немногих, а концентрация на определенной ступени развития вела к моно­полии.

Так, К. Маркс (в период его деятельности монополия нахо­дилась в начальной стадии развития) вскрыл предпосылки об­разования и преимущества крупномасштабного производства. Он показал, что конкретной формой его существования служат монополии, а формой проявления высококонцентрированного и централизованного капитала — акционерные общества.

Среди условий, способствующих появлению монополий, особо выделялись степень концентрации производства, размер предприятия и количество предпринимателей. Это – условия возникновения монополии, находящиеся в тесной связи друг с другом. Причем считалось, что "чем сильнее концентрация производства, тем больше размеры предприятий, тем меньше становится их количество, тем легче добиться соглашения".

Ф. Энгельс продолжил анализ тенденций развития монополии, выявил закономерности процесса монополизации, показал, что движущей силой развития монополии является экономический интерес. "Конкуренция, - отмечал Ф. Энгельс, - покоится на интересе, а интерес снова создает монополию. Конкуренция переходит в монополию". Доказательством этого являлось то, что первые объединения монопольного типа, возникшие в 70-х гг. XIX в. в Германии и получившие там широкое распространение, назывались объединениями интересов. Следовательно, монополию можно рассматривать как результат исторического развития, взаимодействия и реализации экономических интересов его участников. В.И. Ленин, завершая начатый К. Марксом анализ причин возникновения монополии, создал учение о монополии в условиях развитой рыночной экономики, раскрыл формы ее проявления, проанализировал фактологические и статистические материалы, касающиеся монополистических объединений конца XIX - начала XX вв. и сделал вывод о том, что господство монополистических союзов крупных предприятий явилось характерной чертой, основной особенностью того периода. Он также проиллюстрировал марксистское положение о роли концентрации производства и капитала в процессе образования монополии [12, с.19].

Исследование социально-экономических предпосылок появления и развития монополии позволило некоторым ученым рассматривать ее как форму организации производства, возникшую в результате концентрации производства и капитала, обеспечивших ей экономическую мощь и превосходство над другими субъектами рынка. Монополия представляла собой крупное капиталистическое объединение в области производства и сбыта, организованное в интересах его соб­ственников с целью достижения максимальной прибыли путем монополистического господства.

Появление и развитие монополистических объединений явилось закономерным этапом эволюции монополии и конку­ренции, обусловило определенные формы взаимодействия между субъектами хозяйствования, рынком и государством.

Анализ определений монополии позволяет заклю­чить, что монополия - явление многозначное и многоуровне­вое. Поэтому данное понятие не имеет единого толкования.

Ученые рассматривают монополию как правовое понятие, модель рынка и как форму организации производства.

Монополия как экономическое явление — это обусловлен­ный собственностью и властью тип экономических отно­шений между субъектами экономической системы, реализую­щими собственный интерес, по поводу влияния последних на общественное производство или на его отдельные сферы с целью присвоения монопольной прибыли [7, с.51].

Очевидно, сущностный аспект монополии состоит в обла­дании субъектом (группой) собственностью на факторы про­изводства и исключительными правами, что обеспечивает ему господствующее положение в той или иной сфере деятельности, возможность осуществлять контроль над рынком, диктовать условия.

Субъектами монополии выступают хозяйственные единицы (группы, объединенные общностью интересов), государство (министерства, ведомства, организации) и отдельные индивидуумы.

Содержание монополии как экономического явления раскрывает широкий спектр процессов, связанных с ее появлением формами проявления и регулирования, охватывает все воспроизводства, включая производство, распределение, обмени потребление.

Существенными признаками монополии являются: обладание субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, т.е. властью; единственность производителя, способного удовлетворить общий спрос потребителя конкретного товара; крупные размеры производства и капитала (высокий уровень их концентрации); господствующее положение в той или иной сфере деятельности, дающее возможность осуществлять контроль и диктовать свои условия, регулировать цены и объемы производства; присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.

Вместе с тем главным признаком монополии является не компании и даже не величина контролируемого ею рынка (сферы), а наличие у субъекта монопольной власти.

 

 



2020-02-03 169 Обсуждений (0)
ИСТОКИ МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОКИ МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)