Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Духовна культура коми



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
Глава 2. Духовна культура коми 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Фольклор

 

Из глубины веков дошли до нас произведения устного народного творчества (фольклора) коми — увлекательные сказки, полные таинственности легенды, задушевные песни, а также пословицы, поговорки, загадки, приметы и другие жемчужины народной словесности. В них в образной форме нашли свое отражение представления коми об устройстве окружающего мира (причем фантазия переплелась там с точно подмеченными закономерностями), передававшиеся из поколения в поколение и порой изменявшиеся до неузнаваемости рассказы о событиях давно минувших времен и многое-многое другое.

В фольклоре коми имелись самые разнообразные жанры: эпические сказания и былины, сказки, легенды, песни, пословицы и поговорки, загадки. В эпических поэмах и прозаических сказаниях воспевались подвиги богатырей и героев. В тех из них, которые отражали местную жизнь, действующими лицами выступали удачливые охотники, торговцы и крестьяне и т.д. Им приписывались особые свойства, позволявшие добиваться больших успехов. Так, охотник Йиркап нашел в лесу свое дерево-двойник и изготовил из него волшебные быстрые лыжи. Богатырь-охотник Пера обладал огромной силой и на лыжах бегал быстрее лошади и т.д.

Широко были известны среди коми былины о русских богатырях, особенно о крестьянском сыне Илье Муромце. Эти былины о защитниках Русской земли оказали большое влияние на коми эпос, особенно на эпос южных групп коми. Большинство богатырей коми в этих сказаниях также выступают активными защитниками Русской земли против татар и других иноземных захватчиков. Например, по приказу русского царя едет спасать Русь Пера-богатырь, богатырь Педöр Кирон вырванной с корнем березой побивает войско врага.

Имущественное неравенство, разложение общины также нашли свое отражение в сказаниях и легендах. Богатым стали приписывать, с одной стороны, колдовские способности, с помощью которых они будто бы и добывали себе богатства: Кöрт-Айка мог, например, останавливать словом («заговором») течение воды в реке, движение лодки, мог жить и передвигаться под водой и т.п. С другой стороны, такие люди противопоставляются общине: сотник Юрка, например, грабит своих односельчан. И вообще колдуны нередко изображались разбойниками: тот же Юрка, Яг-Морт и др.

Распространены были предания о чуди - древнем дохристианском населении края. Очевидно, в первоначальном виде в этих преданиях отразилась мысль, что в чудских ямах погребли себя те древние коми, которые не пожелали креститься; тогда в этих сказаниях коми не отрицали свое родство, с чудью.

Особый сюжет - образы Стефана Пермского (Перымса Степан) и его противников в коми фольклоре. В легендах и преданиях о тунах, могучих колдунах, сохранилась память народа о действительных событиях борьбы Стефана с языческими жрецами. Фольклорный Перымса Степан, как отмечают исследователи, с одной стороны, сохранил наиболее важные для христиан черты, а с другой - приобрел свойства, которые позволяют включить его в число персонажей традиционных коми рассказов о колдунах. В этих преданиях Перымса Степан побеждает местных колдунов (Пама, прототипом которого являлся пермский старейшина Пам, Мелейку, Кыску, Лупарью и др.) их же приемами - с помощью магии и хитрости'.

Самый богатый жанр в фольклоре коми — это сказки: волшебные, о животных, бытовые, шуточные и т.п. Многие из них возникли в седой древности и сохранялись, передаваемые из поколения в поколение. В них, как и в эпических сказаниях, отражалась реальная жизнь:  у северных коми, например, преобладали охотничьи мотивы, а у южных — земледельческо-скотоводческие. В сказках имеется большое количество бытовых характеристик и описаний. особенно свадебных обрядов и обычаев.

Издавна была распространена у коми волшебная сказка. Этот жанр очень древний, так же, как и сказки о животных. Они пользовались особым почтением еще и потому, что описываемые в них события считались реальными. Люди верили в реальное существование сверхъестественных сил - леших, водяных, домовых и тому подобных духов, злых Ёмы и Яг-Морта. В кровнородственную связь человека и животных, в возможность превращения человека в животного, в частности в медведя, в реальность сожительства с животными, лешими и водяными и рождения детей от этого брака, при этом быт такой семьи изображался как обычный крестьянский: своя изба, домашнее хозяйство, занятия охотой
и рыболовством и т.д.      

Эти сказки, а также мифологические сказания были тесно связаны с религиозными воззрениями: в древности — с дохристианскими, в XV—XVII вв. — с христианством и остатками языческих верований. Охотники, например, выбивали зубы и отрезали когти убитому медведю, голову его хоронили с определенными церемониями. Считалось, что без этого обряда он может ожить. И вообще медведя полагалось называть только иносказательно. Для обеспечения успеха на промысле первому добытому ценному трофею устраивали торжественный прием: принося зверя в охотничью избушку, помогали ему «раздеться», сняв шкурку, которую подвешивали к потолочной балке, и под пеплом костра в ямке хоронили тушку. Затем варили хороший ужин и приглашали «почетного гостя» к столу, обращаясь к подвешенной шкурке. Таких промысловых обрядов было известно немало. Обитатели дома боялись домового и старались его ублажить, так как считалось, что благополучие дома во многом зависит от него. Лешие, водяные, русалки обычно считались враждебно настроенными к человеку. Поэтому во избежание неприятностей коми приносили им жертвы. Особо почитался у местного населения огонь, а позднее, уже в описываемую эпоху, кухонная печь.

Вся жизнь коми крестьянина была связана с правилами и требованиями христианства и древними поверьями. Зачастую в народных представлениях они сливались воедино. Особенно много всяческих примет и «оберегов» применялось во время; свадебного и похоронного обрядов. На свадьбу даже приглашали специального колдуна для охраны от порчи. В похоронном обряде большое значение имело представление о том, что смерть является только переходом покойника в другой мир, что связь его с этим миром не прерывается, и отсюда вытекала необходимость обезопасить себя от возможных неприятностей со стороны умершего. К этим правилам относятся: вынос покойника через поветь, тройное запирание дверей за ним, определенные правила похорон и устройства могилы, своевременные поминки, на которых угощают покойного, как живого гостя. В фольклорных произведениях коми отражены условия жизни, специфика быта и уровень знаний народа, в том числе и черты, которые характеризуют время — XV—XVII вв.: картины организации и проведения охоты или рыбной ловли, подсечного земледелия, ухода за скотом и т.п. Убедительно описывается быт крестьянской семьи, права и обязанности ее членов. Уровень народных знаний хорошо раскрывают пословицы и поговорки. В них есть наблюдения за природой, советы по ведению хозяйства, бытовые правила.

Очень богатым был песенный жанр — песни обрядовые, семейно-бытовые, хороводные, плясовые, игровые, шуточные, трудовые, любовные и лирические и т.д. В их числе и оригинальные, самобытные, и заимствованные, особенно у русских соседей. В трудовых песнях описывались хозяйственные работы или участие исполнителя в трудовом процессе: сенокосе, жатве, уходе за оленями, поездке на промысел. Семейно-бытовые и обрядовые песни отражают положение девушки и женщины в доме родителей, условия жизни женщин в семье мужа и т.д. Большое историческое содержание несут обрядовые плачи и причитания. Игровые песни также насыщены семейно-бытовым содержанием, в частности темами сватовства и замужества. Плясовые, хороводные, игровые и шуточные песни были связаны с развлечениями молодежи, которая устраивала посиделки, сборища и гуляния за околицей. На гуляниях исполнялись хороводные и плясовые песни, на посиделках и вечеринках — больше игровые и плясовые. Песни и пляски исполнялись под музыкальное сопровождение. К наиболее старинным музыкальным инструментам коми относятся разнообразные берестяные рожки и ивовые дудки (бук-сан), одно- и многоствольные флейты — поляны и чипсаны, смычковый ситудэк и разные ударные инструменты. Исследователи пишут, что первые упоминания о коми народных музыкальных инструментах содержатся уже в древнепермских письменных источниках XIV—XVII вв. Например, слово «сюргум» («роговой стебель»), по мнению В.И Лыткина, обозначаю музыкальный инструмент — трубу, рожок. Относительно распространения народных инструментов у коми-пермяков в XVIIв. есть сообщение в «Записках о русском посольстве в Китай» И.Идеса и А.Брандта: «Однажды к Кай городку по Каме подплыло несколько судов с большим экипажем», состоявшим из местных пермяков, с «барабанным боем и дудками». Вероятно, аналогичные инструменты имелись и у коми-зырян.


2.2. Древнекоми письменность

 

В XV—XVII вв. в Коми крае продолжала использоваться стефановская (древнекоми) письменность. Священники создавали и распространяли письменные тексты на древнекоми (древнепермском) языке. Они были написаны с использованием древнепермской азбуки (абур или анбур). Епифаний Премудрый называет 26 букв этой азбуки: а, бур, гаи, дои, е, жои, джои, зата, зита, и, коке, лей, мено, нено, во, пеи, реи, сии, таи, цю, черы, шюй, ы, е, ю, о. 24 из них были начертаны Стефаном Пермским в .1372 г., еще две — «джои» (дж) и «черы» (тш) были добавлены позднее для учета особенностей фонетики древнепермского языка. Однако данные Епифания отражают ситуацию на рубеж XIV-XV вв., когда им было завершено «Житие Стефана Пермского». Позднее в азбуку могли добавляться новые буквы.

Памятников древнекоми письменности (помимо нескольких списков древнепермской азбуки) сохранилось немного, в общей сложности 236 слов связного текста. Некоторые записи довольно коротки — например, подпись епископа Пермского Филофея или приписка Кылдашева на книге Номоканон 1510 г., которая гласит (на современном коми алфавите): «Мэ, Ис Кэ (Мэзбсэ Исус Кристосэ) Йэнлöн пиö, мылышты мэнö крэка мортöc Вашукöс. Амин!», перевод: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, грешного человека Васюка. Аминь!», Известны две записи (всего 21 слово) в рукописной книге XV в. «Григория Синаита сочинения», надпись на утраченной ныне иконе «Сошествие святого духа» (снимки надписи сохранились) и самая большая надпись (144 слова связного текста) на иконе Святой Троицы, находящаяся ныне в музее в Вологде (обе иконы хранились ранее в церкви нижневычегодского села Вожем).

Не сохранились до наших дней некоторые другие памятники древнепермской письменности, существовавшие еще в XIX в.: надписи на иконе Богоматери в церкви с. Бондюга Чердынского уезда и на иконе, хранившейся в Казанской учительской семинарии и др. Установлено, что язык, на котором были написаны древнекоми тексты, имел единую систему графики и орфографии и единые языковые нормы, выработанные в течение длительного времени. Диалектной основой языка были усть-вымско-нижневычегодские говоры. В.И Лыткин полагал, что на древнекоми языке было создано значительное количество литературы (в основном, церковной), которая получила распространение во всем обширном Коми крае[5]. Эти и другие книги — главным образом, богослужебная литература, жизнеописания различных деятелей христианской церкви — собирались в первых небольших библиотеках, появившихся при имевшихся в крае монастырях. Книги там хранились бережно, по возможности пополнялись новыми томами. Эти библиотеки не были публичными, доступными населению, ими пользовались сами монахи.

В конце XIV в. Стефан Пермский открыл при Михаило-Архангельском монастыре в Усть-Выми первую в Коми крае школу, где дети из коми семей, принявших христианство, обучались, вероятно, русской и пермской грамоте. После смерти Стефана школу закрыли, и обучение грамоте в XV— XVII вв. велось путем индивидуального ученичества. Но несмотря на отсутствие школ, в Коми крае грамотные люди встречались не только среди духовенства и чиновников, но и среди крестьян, в том числе и небогатых, «молотчих». Об этом свидетельствуют документы XVI—XVII вв. В 1654 г. жители Яренского уезда сообщали: «У нас де которые люди лутчие и прожиточные, и те грамоте не умеют, а которые люди И грамоте умеют, и те люди молотчие, и к такому государеву делу не пригодятца». Наличие грамотных учитывалось и при выборах местных должностных лип: правительство настаивало – чтобы избирали «человека самого доброго, лутчего и прожиточного, и чтоб грамоте умел».

Роль древнепермской письменности в распространении грамотности среди местного населения постепенно уменьшалась при преемниках Стефана, которые не знали коми языка. Показательно, что некоторые известные древнекоми тексты той эпохи записаны уже не стефановскими, а славянскими буквами. Так, во второй половине XVII в. вместо стефановской азбуки русской был переписан древнепермский текст «Служба Божия пермским слогом. Обедня» (около 600 слов связного текста). В.И.Лыткин предполагал, что этот текст в свое время перевел на язык древних коми сам Стефан Пермский. Возможно, что русскими буквами был написан и старинный «Судебник зырянский», найденный в одной из усть-вымских церквей в середине XIX в. и затем утраченный. Интересно, что древнекоми азбука в XV в. использовалась русскими писцами для тайнописи, при пересылке зашифрованных сообщений.

 


Заключение

 

В заключении хочется сказать, что у Республики Коми достаточно богатая история и культура. И на мой взгляд, все вышеперечисленное говорит об этом. Ведь на территории республики найдены мезолитические деревянные и каменные орудия с геометрическим орнаментом (поселение и торфяник близ Синдора), богато орнаментированные сосуды с геометрическими, зооморфными и антропоморфными рисунками, украшенные геометрическими узорами костяные предметы (эпоха бронзы и раннего железа, Канинская пещера на верхней Печоре). Многочисленны находки произведений «пермского звериного стиля»: бронзовые литые культовые изображения реальных и фантастических птиц и зверей, а также человеческие фигурки, нередко в сочетании с зооморфными персонажами (из Усть-Выми, Усть-Уньи, с р. Подчерье, или Подчерем). Разнообразны украшения и ювелирные изделия вымской культуры, принадлежавшей предкам коми.

Народное искусство коми связано главным образом с изготовлением одежды и предметов быта. В узорном ткачестве, вышивке, вязанье преобладают мотивы, связанные с древней прикамской культурой: ромбы с асимметричными крючками, геометризованное изображение женской фигуры и др. Разнообразные тканые узоры, иногда богато украшавшие женские рубахи, полотенца, скатерти, выполнялись обычно белыми и красными нитками; в вязаных изделиях (рукавицы, носки) и плетёных поясах применялись разноцветные шерстяные нитки, причём в каждом районе были свои излюбленные расцветки. В южных районах женские головные уборы и рубахи украшались плотной, очень мелкой счетной вышивкой с преобладанием красного и черного цветов. На севере Коми АССР изготовляются меховые изделия (одежда, обувь, рукавицы, сумки), искусно отделанные «мозаикой», аппликацией из меха разных цветов и кусочками красного, синего и зеленого сукна. Деревянные изделия украшались выемчатой трехгранной резьбой, иногда росписью (дуги, прялки, коробочки). Распространено было плетение из бересты (кузовки для ягод и грибов, туеса, солонки, нередко украшенные прорезными и тиснёными узорами). В набойке (как и в росписи по дереву) встречаются изображения коня и птиц.

Музыкальный фольклор коми составляют песенные жанры: трудовые, семейно-бытовые, лирические, причитания, частушки. Бытуют местные формы — ижемские трудовые песни-импровизации, богатырский эпос, вымские и верхневычегодские эпические песни и баллады. Ладовой основой коми народной музыки служит система 7-ступенных ладов. Для старинных песен характерно плавное нисходящее движение мелодии сравнительно узкого диапазона (речитативного или распевного склада), одночастность. Напевы поздних песенных слоев отличаются более широким диапазоном, для них характерна куплетно-строфическая форма. Распространено сольное и хоровое пение, обычно 2- и 3-голосное. Среди народных инструментов: 3-струнный сигудэк (смычковый и щипковый); брунган — 4- и 7-струнный ударный инструмент больших размеров; духовые — чипсаны и пэляны (дудки) — разновидность многоствольных флейт, этика пэлян (продольная тростниковая дудка), бадьпу пэлян (дудка с надрезанным одинарным бьющимся язычком), сюмэд пэлян (берестяная дудка); ударные — тотшкэдчан (вид колотушки), сярган (трещотка), пастушеский барабан. Значительное место в быту занимают русские балалайки и гармошки. Большую работу по собиранию и изучению коми народного песенно-музыкального творчества провели музыковеды П. А. Онисимов, С. А. Кондратьев, А. Г. Осипов, П. И. Чисталёв, филологи А. К. Микушев, Ф. В. Плесовский.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Жеребцов ИЛ., Колегов Б.Р. Эволюция сельских поселений Коми края с начала XVII до середины XIX вв. // Традиции и современность в культуре сельского населения Коми АОСР.-Сыктывкар, 1986- С.4.

2. Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII - начале XX в.- М., 1972.- С. 62.

3. Историко-филологический сборник.- Сыктывкар, 1958.— Вып. 4.— С. 243—252;

4. История Коми АССР.- Сыктывкар, 1978.- С. 109.

5. История коми литературы,- Сыктывкар, 1980.- Т. 2.- С. 11-16;

6. История коми литературы. – Сыктывкар. 1980.-Т. 1. – с. 17;

7. Коми язык. Энциклопедия.- М., 1998.-С. 112-118,339-343.

8. Лыткин В.И. Древнепермский язык,- М., 1952.- С. 143;

9. Мацук МЛ.Ремесленные и промышленные товары в жизни коми крестьянина ХVII — первой половины XIX века // Вопросы этнографии народа коми.- Сыктывкар. 1985.— С. 82—84.

10. Савельева Э.А., Королев КС. Указ. соч.- С. 102-125. ' Трубачев Ф.М. Очерки по истории Печорского края.- Архангельск, 1997.- С. 5-6.

11. Уляшев О.И. Стефан Пермский и его противники в коми фольклоре // Связь времен.- Сыктывкар, 2000.- С. 46-49; Мифология коми.- М., 1999.

 

 


[1] Савельева Э.А., Королев К.С. Древние рукописи о Перми Вычегодской,- Сыктывкар. 1997.- С. 120.

[2] Мацук МЛ.Ремесленные и промышленные товары в жизни коми крестьянина ХVII —первой половины XIX века // Вопросы этнографии народа коми.- Сыктывкар. 1985.— С. 82—84.

 

[3] Савельева Э.А., Королев К.С. Древние рукописи о Перми Вычегодской,- Сыктывкар. 1997.- С. 120.

[4] История Коми АССР.- Сыктывкар, 1978.- С. 109.

[5] История коми литературы,- Сыктывкар, 1980.- Т. 2.- С. 11-16; Коми язык. Энциклопедия.- М., 1998.-С. 112-118,339-343.

 



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
Глава 2. Духовна культура коми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Духовна культура коми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)