Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Духовна культура коми



2020-02-03 383 Обсуждений (0)
Глава 2. Духовна культура коми 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

 по истории и культуре Республики Коми

 

Культура народа коми в период феодализма

                                                              Исполнитель Плешкова О.Н.

группа 4210А

Руководитель Бондаренко

Ольга Евтихеевна  

 

Сыктывкар 2010

 


Содержание

 

Введение

Глава 1. Материальная культура

1.1. Поселения и жилища

1.2. Одежда, утварь и другие предметы быта

Глава 2. Духовна культура коми

2.1. Фольклор

2.2. Древнекоми письменность

Заключение

Библиографический список
Глава 1. Материальная культура

1.1. Поселения и жилища

 

Становление и развитие в Коми крае феодальных производственных отношений сопровождалось совершенствованием традиционных форм материальной и духовной культуры формировавшейся народности коми и утверждением новых явлений, связанных с условиями и потребностями феодального классового общества. Определенное влияние на развитие народной культуры коми оказало завершение процесса вхождение Коми края в состав единого Русского государства, втянувшее коми народ в орбиту быстро развивавшейся общерусской культуры. К сожалению, исторические источники сохранили немного сведений о материальной и духовной культуре коми XV-XVII столетий. Несколько более полно можно охарактеризовать поселения и жилища местного населения.

Документы XV в. сообщают, что в Коми крае в то время существовали следующие типы поселение: деревня, погост и посад. Очевидно, существовали и некоторые другие типы поселений, например, починки. Хотя неполнота данных не позволяет вычислить конкретное соотношение между различными типами поселений XV – середины XVI вв., можно предположить, что наиболее распространенным типом поселения была деревня. Погосты и особенно посады были, несомненно, немногочисленны. Во второй половине XVI в. в Вычегде, Сысоле, Удоре, Ижме и Печоре существовали деревня, погост, выставок, починок, займище и слобода.

Первые достаточно полные сведения о типах, количестве и пространственном размещении поселений коми относятся к первой половине XVII в. В это время в Коми крае было 650-660 сельских поселений. В Яренском уезде располагалось 488 поселений (75%), в Пустозерском – два (Цилемская и Ижемская слободки 0,3 %) и в Лузкой Пермце – 160-170 (24,7%). Большинство поселений (610-620, или 94%) располагалось на нижней Вычегде (234), Сысоле (168), Лузе (160-170) и Выми (50), т.е.в старожильческих районах. На Вашке, Мезени, Ижме, Печоре и верхней Вычегде было всего 36 населенных пунктов (6% поселений края), из них на Вашке – 19, на Мезени – 10, на верхней Вычегде -5, на Ижме и Печоре – по одному. Отметим, что территория Коми края того периода значительно превышала территорию современной Республики Коми. В границах современной Республики Коми в первой четверти XVII столетия было лишь 320-330 населенных пунктов. К концу XVII в. их количество возросло до 350-360.

Самый распространенный тип поселения – деревня (сикт, грезд), представлявшая собой давно существующее неукрепленное крестьянское поселение, окруженное сельскохозяйственными угодьями: полями, пожнями, выгонами. Большинство деревень насчитывало от 1 до 5 дворов. Наиболее их количество располагалось в более заселенных старожильческих районах. На Сысоле, Выми, нижней и средней Вычегде в 1608 г. было 352 деревни (77,8% поселений этих районов), в Прилузье в 1625 г. – 164 деревни (73,5%). В остальной, менее заселенной части края, доля деревень была несколько меньше: в 1608 г. здесь насчитывалось 25 деревень (69,4% поселений данного региона). Соответственно была выше доля других типов поселений, в частности, связанных с колонизационной деятельностью населения на неосвоенных, новых территориях – слободы, починки. На Печоре и Ижме деревень не было.

Подавляющее большинство деревень начала XVII в. состояло менее чем из пяти дворов. В Яренском уезде в 1608 г. деревни с количеством дворов от одного до четырех составляли 84%, из них однодворные – 32,8%. С конца  XVII в. дворность деревень начала постепенно расти, но и еще в 1692 г. побывавший здесь Избрант Идес констатировал: «У них нет крупных поселений или городов, и они живут в маленьких деревнях, разбросанных там и сям в обширных лесах».

В отличие от деревни починок и выставок представляли собой небольшое крестьянское поселение, возникшее относительно недавно. Обычно они состояли из одного – двух дворов. Выставок основывался поблизости от места прежнего жительства первопоселенцев и чаще всего даже не имел собственного названия, именуясь в документах «выставок из деревни Ивановской», «другой выставок из деревни Ивановской» и т.п. Само название этого типа поселения указывает, что оно «выставлено», «оставлено» от (из) какого–то основного селения. В дальнейшем выставки обычно сливались с деревнями. Починок возникал на более значительном удалении от места прежнего жительства основателей, имел свое название и по прошествии времени становился отдельной деревней. Наименование этого типа поселения (от слова «почин», т.е начало) отражает один из начальных этапов землевладельческого освоения прилегающей к селению территории.

В первой четверти XVII в. выставки были широко распространены в Прилузье – 45 в 1625 г. (20,2% поселений района). На других землях края в начале этого же века выставки не встречались, однако можно отметить, что в описание 1585-1586 гг. зафиксированы четыре выставка на Сысоле и два – на нижней и средней Вычегде. В других районах выставок не было. Наличие большого количества выставок в Прилузье следует отнести к отличительным чертам сельских поселений этого района в первой четверти XVII в. Починки в Прилузье встречались значительно реже, чем выставки. В 1625г. их было всего лишь девять. В Яренском уезде починки были, напротив, гораздо более распространены – 60 в 1608 г., из них на территориях, входивших в первую зону, - 57. Наибольшее число починков было на Сысоле – 44 (73,3% всех починков, 26,% поселений этого района). На нижней и средней Вычегде насчитывалось 11 починков, на Выми и Вашке – по два, на Мезени – один. На Вишере в 1586 г. было два починка, ставших к 1608 г. деревнями.

Займище также было новым поселением, причем степень хозяйственного освоения окружавшей его территории была еще меньшей, чем у починка. То есть территория была только «занята» кем-либо, на что и указывает наименование этого типа поселения. В займище имелся обычно один двор. Со временем оно тоже становилось деревней. Однако займища в Коми крае почти не встречались. Только на Мезени в 1586 г. отмечена «деревня пуста займища Глотов».

Центром группы перечисленных сельских поселений является погост, в котором располагались церковь, дворы причетников и кладбище; там же могли быть торговые лавки, магазины, амбары, кельи нищих при церкви. Крестьяне, как правило, в погостах не жили, а обитали только в соседних с ним селениях. Крестьянские дворы появлялась в погостах обычно в том случае, когда с погостом сливались близлежащие деревни, либо когда в деревне строили церковь, после чего она становилась погостам. Например, в погосте Визинга в 1608 г. крестьяне не жили, в 1646 г. там имелся всего один крестьянский двор, а к 1678 г. к погосту были «припущены» девять соседних деревень, и в погосте насчитывалось уже 47 крестьянских дворов. Чулиб в 1646 г. был деревней, а переписная книга 1678 г. констатировала изменение его статуса: «Погост Чюлиб, что была деревня, а ныне построена церковь во имя Пятницы Поросковеи». В 1608 г. в Коми крае было 50 погостов, 45 из них находились в старожильческих районах. Наибольшее число погостов стояло на нижней Вычегде (15), Сысоле и Выми (по 13). Количество дворов в погостах могло быть различным: в погосте Лена – семь, а в погосте Гам – 38 дворов.

Слободка (слобода) в Коми крае значительно более редкий тип поселения, чем другие.  В 1608 г. их было лишь пять. Три из них, наиболее крупные, находились в новоосваивавшихся районах — Глотова на Мезени, Ижемская и Усть-Цилемская, две в старожильческих — слободка Харлова на нижней Вычегде и слободка Шульгина близ устья Сысолы. Стоит отметить, однако, что район близ устья Сысолы стал осваиваться позднее, чем соседние сысольские и нижневычегодские волости.

Слободка представляла собой поселение, основанное кем-либо по специальной жалованной грамоте, в соответствии с которой поселенцам давался на определенное время ряд льгот (послаблений, освобождений; отсюда и его название, происходящее от слова «свобода», «слобода»). Возникновение этого типа поселения связано со стремлением правительства ввести в хозяйственный оборот еще не освоенные земли, привлечь туда переселенцев, для чего и предоставлялись льготы. Так возникли Ижемская слободка (современное с. Ижма) и Цилемская слободка (Усть-Цильма). По окончании льготного срока слободка переходила в категорию погоста или деревни, хотя слово «слободка» могло длительное время сохраняться уже просто как привычная часть названия селения. Например, погост Глотова Слободка, починок Слободка Шульгина.

Посад являлся не только земледельческим, но и ремесленно-торговым поселением, а также в известной мере и местом пребывания администрации. В Коми крае в XVI — начале XVII вв. существовало два посада - Турья и Усть-Вымь, а также два небольших города — Яренск и Пустозерск (оба — вне пределов современной Республики Коми). Посад в Усть-Выми возник возле укрепленного городка, являвшегося с конца XIVв. резиденцией и опорным пунктом пермских епископов. В конце XVв. посада как такового еще не существовало: в грамоте 1490 г. названы «Усть-Вымский городок», внутри которого находились дворы священно- и церковнослужителей и крестьянские «осадные дворы», предназначавшиеся для укрытия окрестных жителей в случае вражеского нападения. Названы и располагавшиеся «за городком» дворы крестьян, на основе которых в XVI в. рядом с городком сложился посад. Но с переносом в 1564 г. епископской кафедры в Вологду Усть-Вымь быстро утратила свое значение и в середине XVII в. перешла в разряд обычных сельских поселений. Если в писцовой книге 1628—1629 г. она зафиксирована еще как посад, то в переписной книге 1646 г. — уже как погост.

Возникновение посада в Туръе связано со значением этого поселения как военного и торгового пункта на Чрезкаменном пути в Сибирь. С открытием в конце XVIв. более удобных дорог в Сибирь значение Турьи стало падать, а после официального закрытия Чрезкаменного пути в начале XVIII в. этот посад стал погостом.

Наконец, в XV-XVI вв. близ ряда сысольских и лузских погостов существовали укрепленные городки, в которых хранилось вооружение и где местное население укрывалось во время вражеских нападений. В мирное время там никто не жил. К концу XVI—XVII вв. эти городки пришли в негодность и разрушились.

Древнейшим типом застройки поселений, существовавшим и в XV—XVII вв.,был беспорядочный, когда крестьянские дворы ставились без определенного плана и порядка, часто на значительном расстоянии друг от друга (поближе к своим угодьям). В писцовой книге 1586 г. о таких селениях говорится: «Деревня Межог, а дворы стоят врозни», «погост Шожем... около погоста дворы крестьянские, а стоят врозни», «погост на Усть-Сысоле . реки... да около погоста дворы врозни».

Для коми поселений XV—XVII вв. характерно раздельное расположение построек на открытом дворе. Сам двор в XVIIв. представлял собой окруженный со всех сторон забором участок, на котором располагались жилые и хозяйственные постройки. В XVв. в качестве жилья служили полуземлянки и избушки типа охотничьих банек. В XVI в. почти все постройки стали возводить срубными. С XVII в. избу и клеть начали рубить на высокой  подклети. Образовавшеесяподпольное пространствопод избой превратилось в голбец, под клетью стали устраивать амбары и погреба. Сложилась трехраздельность жилища:сени соединяли избу и клеть.

Овнутренней планировке жилищ того временипрактически ничего не известно. И.Идес, побывавший в Коми крае в конце XVII в., сообщал, что «дома их (комн. —Лет.) такие же, как у русских»[1]. Предположительно, печь в домерасполагалась в углу, у стены, противоположной входу, с устьем, обращенным в сторонудвери. Полати - там же, в глубине помещения. Красный угол располагался по диагонали в одном из углов, прилежащих к двери. Этот тип планировки, несомненно, былу коми древнейшим. Он возник тогда, когда предки коми жили в полуземлянках, и дверь была единственным источником освещения. Брусья полатей, голбечные пристройки идругие детали интерьера избы часто украшались резьбой.




2020-02-03 383 Обсуждений (0)
Глава 2. Духовна культура коми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Духовна культура коми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)