Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Ценности человеческого бытия



2020-02-03 147 Обсуждений (0)
Тема 9. Ценности человеческого бытия 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Общее понятие о ценностях.

2. Этические ценности и их роль в жизни человека.

3. Религиозные ценности и свобода слова.

Литература

1. Абишева А.К. О понятии «ценность»//Вопросы философии. 2002. №10.

2. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. – М., 1998.

3. Бородавкин С.Р. Смысл как систематизирующее понятие культуры//Человек. 2002. №4.

4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д. 2004. – С. 572 – 599.

5. Гуревич П.С. Эстетика. Учебник для вузов. – М., 2006.

6. Кимелев Ю.А. Философия религии: систематический очерк. – М., 1998.

7. Миронов А.В. Понятие ценности: виды и иерархия ценностей// Социально-гуманитарные знания. 2007. №1.

8. Рашковский Е. Религиозная сфера и интеллектуальные ресурсы человеческого развития//МЭ и МО. 2002. №10.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 657 – 687.

10. Философия. Учебное пособие для вузов/Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д, 2003. – С. 344 – 374.

11. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения: Учебное пособие для вузов. – М., 1994.

 

Тема 10. Проблемы и перспективы

Современной цивилизации

1. Общая характеристика глобальных проблем.

2. Экологические последствия научно-технического прогресса и его влияние на будущее человечества.

3. Глобализация современного мира. Прогресс и концепции будущего человечества.

4. Социокультурные последствия информационных, телеком-муникационных компьютерных, генных и других технологий.

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. – М., 2004. – С. 167 – 180; 214 – 233.

2. Белялетдинов Р.Р. Нанотехнологии – много шума из «ничего»?//Человек. 2007. №5.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д. 2004. – С. 615 – 626.

4. Грацин Ю.Д. «Глобализация» или «вестернизация»//Вопросы философии. 2008. №2.

5. Иноземцев В. Глобализация: иллюзии и реальность//Свободная мысль – XXI. 2002. №1.

6. Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог, 2007. С. 276 – 349.

7. Поликарпова В.А. Социокультурные проблемы нано- и генной технологии. – Таганрог, 2007.

8. Поликарпов В. С., Поликарпова В.А. Этика и технология в начале XXI века. – Ростов н/Д – Таганрог, 2007.

9. Шишкина Е.А. Историческая роль глобализации в формировании новой цивилизации//Социально-гуманитарные знания. 2007. №4.

 


ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Зачет по философии студент сдает в устной форме. Зачет включает в себя: 1. Устный ответ студента по выполненной им теме контрольной работы. 2. Ответ на один из вопросов к зачету. При ответе на вопрос историко-философского характера (№5 – №24) студент должен соблюдать следующий алгоритм: указать специфику философии той эпохи, к которой принадлежит данный философ, школа, направление, указать элементы новизны в учении, а также значение данной теории для развития философии.

Вопросы к зачету

1. Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

2. Происхождение философии. Место и роль философии в культуре.

3. Философия и частные науки.

4. Предмет, структура и функции философии.

5. Древнекитайская философия: основные школы.

6. Древнеиндийская философия: основные течения.

7. Общая характеристика античной натурфилософии. Милетская школа. Пифагорейская школа.

8. Античная натурфилософия. Элейская школа. Гераклит. Демокрит.

9. Софисты. Сократ. Метод Сократа.

10. Философия Платона как система объектного идеализма.

11. Философия Аристотеля (учение о материи и форме, логика, первая универсально-космологическая картина мира).

12. Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

13. Западно-европейская средневековая философия: патристика и схоластика.

14. Проблема универсалий в средневековой философии.

15. Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно – философы эпохи Возрождения.

16. Формирование новой методологии науки в эпоху Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

17. Проблема субстанции: единая субстанция Б. Спинозы, множественность субстанций-монад Г. Лейбница.

18. Социально-политические концепции и проблема человека в философии Нового времени (Гоббс, Спиноза, Локк).

19. Особенности эпохи Просвещения и ее основные представители (Вольтер, Руссо, Дидро, Гердер).

20. И. Кант «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

21. Философская концепция Гегеля: диалектический метод и система.

22. Методологические принципы и основные понятия философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

23. Основные направления современной западной философии: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм.

24. Основные направления современной западной философии: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, неокантианство.

25. Русская философия XIX – XX вв.

26. Понятие бытия, материи. Идея многообразия и единства мира.

27. Движение как способ существования материи. Представления о пространстве и времени.

28. Основные принципы диалектики. Диалектика и формальная логика. Альтернативы диалектики.

29. Законы диалектики.

30. Особенности категорий диалектики.

31. Проблемы генезиса сознания. Теория отражения.

32. Сознание: понятие, компоненты, сферы и функции. Сознание и мозг.

33. Сознание и язык. Проблема бессознательного.

34. Ограниченность метафизических трактовок познания (агностицизм, скептицизм, релятивизм).

35. Субъект и объект познания. Диалектика чувственного и рационального уровня познания и их форм.

36. Понятие истинности (свойства, критерии). Вера, знание, понимание, объяснение.

37. Понятие науки. Закономерности и этапы развития науки.

38. Научная и философская картины мира. Научные революции и типы научной рациональности.

39. Научное познание: особенности, структура, методы и формы.

40. Наука и техника. Философия техники.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

Экзамен по философии студент сдает в устной форме. В ходе экзамена студент должен продемонстрировать знание и понимание учебного материала. Он должен изложить полученные во время обучения знания в систематизированном виде, уметь оперировать базовыми понятиями учебного курса, логично выстраивать доказательства.

Билет содержит 2 вопроса, один из которых историко-философского характера или из части теоретической философии.

 

Вопросы к экзамену

1. Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

2. Происхождение философии. Место и роль философии в культуре.

3. Философия и частные науки.

4. Предмет, структура и функции философии.

5. Древнекитайская философия: основные школы.

6. Древнеиндийская философия: основные течения.

7. Общая характеристика античной натурфилософии. Милетская школа. Пифагорейская школа.

8. Античная натурфилософия. Элейская школа. Гераклит. Демокрит.

9. Софисты. Сократ. Метод Сократа.

10. Философия Платона как система объектного идеализма.

11. Философия Аристотеля (учение о материи и форме, логика, первая универсально-космологическая картина мира).

12. Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

13. Западно-европейская средневековая философия: патристика и схоластика. Проблема универсалий в средневековой философии.

14. Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно – философы эпохи Возрождения.

15. Формирование новой методологии науки в эпоху Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

16. Проблема субстанции: единая субстанция Б. Спинозы, множественность субстанций-монад Г. Лейбница.

17. Социально-политические концепции и проблема человека в философии Нового времени (Гоббс, Спиноза, Локк).

18. Особенности эпохи Просвещения и ее основные представители (Вольтер, Руссо, Дидро, Гердер).

19. И. Кант «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

20. Философская концепция Гегеля: диалектический метод и система.

21. Методологические принципы и основные понятия философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

22. Основные направления современной западной философии: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм.

23. Основные направления современной западной философии: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, неокантианство.

24. Русская философия XIX – XX вв.

25. Понятие бытия, материи. Идея многообразия и единства мира.

26. Движение как способ существования материи. Представления о пространстве и времени.

27. Основные принципы диалектики. Диалектика и формальная логика. Альтернативы диалектики.

28. Законы диалектики.

29. Особенности категорий диалектики.

30. Проблемы генезиса сознания. Теория отражения.

31. Сознание: понятие, компоненты, сферы и функции. Сознание и мозг.

32. Сознание и язык. Проблема бессознательного.

33. Ограниченность метафизических трактовок познания (агностицизм, скептицизм, релятивизм).

34. Субъект и объект познания. Диалектика чувственного и рационального уровня познания и их форм.

35. Понятие истинности (свойства, критерии). Вера, знание, понимание, объяснение.

36. Понятие науки. Закономерности и этапы развития науки.

37. Научная и философская картины мира. Научные революции и типы научной рациональности.

38. Научное познание: особенности, структура, методы и формы.

39. Наука и техника. Философия техники.

40. Развитие социальной философии до начала XXI вв.

41. Специфика и состав социальной реальности.

42. Концепция индустриального и постиндустриального общества.

43. Понятие человека. Взаимоотношение человека и природы.

44. Природа и социальное в человека. Антропосоциогенез.

45. Исторический процесс и критерии его деления (У. Ростоу, П. Сорокин, К. Ясперс).

46. Понятие формации и цивилизации.

47. Типы цивилизаций. Содержание и основные признаки информационной цивилизации.

48. Понятие производства. Структура материального производства.

49. Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей.

50. Классы и их роль в системе социальных связей. Социальная дифференциация в информационном обществе.

51. Понятие, сущность, функции культуры. Культура и личность.

52. Культура и цивилизация.

53. Основные элементы политической сферы жизни общества.

54. Происхождение, сущность, признаки, функции, форма государства.

55. Гражданское и политическое общество. Правовое государство.

56. Специфика морали. Моральные ценности идеала, добра, долга, совести, свободы, ответственности.

57. Эстетические и религиозные ценности. Свобода совести.

58. Глобализация современного мира. Глобальные проблемы современности и прогнозы будущего.




2020-02-03 147 Обсуждений (0)
Тема 9. Ценности человеческого бытия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Ценности человеческого бытия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)